Игры под санкциями. Цифры и прогнозы | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Игры под санкциями. Цифры и прогнозы

on апреля 2, 2022 - 21:31

Мы существуем в реальности, где прямого и официального доступа к большей части крупных ААА-релизов и ко многим любимым франшизам у нас нет, а в игровых магазинах и платформах урезан функционал. Поэтому мы решили сделать две вещи: во-первых, прикинуть, насколько вообще реален вариант, при котором компании навсегда уйдут из РФ, а во-вторых, набросать список действий, которые можно предпринять, чтобы не остаться совсем без игр и, возможно, даже открыть для себя что-то новое.

Для начала хочется оценить, насколько компаниям в целом выгодно уходить с рынка России, а вместе с ней и с рынка Беларуси.

Согласно данным аналитической компании IDG Consulting, вклад России в выручку игровой индустрии в 2021 году составил примерно 3,4 млрд долларов, из которых 1,4 млрд пришлось на мобильные игры, 1,2 млрд — на ПК, а 864 млн — на консоли (около 549 млн консольных продаж было совершено в цифре).

Что касается Беларуси, то аналитики отмечают, что наша страна является стабильно растущим рынком: если в 2016 году в РБ на игры потратили около 80 млн долларов, то 2021 году этот показатель увеличился до 101 млн. Да, цифры не такие большие в сравнении с Россией, но и количество пользователей в Беларуси явно меньше. Если верить данным аналитического агентства Newzoo, в РФ порядка 80 млн активных игроков — это почти в 10 раз больше всего населения Беларуси.

В целом же Россия составляет примерно 6% от всего Европейского рынка (51,5 млрд долларов) — это довольно неплохой показатель. РФ является шестым крупным игровым рынком в Европе и 15-м в мире.

Так что вряд ли игровые компании реально рассматривают вариант, при котором они навсегда оставят Россию и, соответственно, Беларусь за бортом — уж слишком много денег индустрия потеряет, если совсем откажется от этого рынка.

Тем не менее, пока не совсем ясно, как именно компании будут возвращаться на эти рынки и как это воспримет аудитория.

Конечно, большая часть издателей, например, Capcom или Take Two, может просто вновь открыть доступ к своим релизам в том же Steam. Естественно, фанаты с радостью купят очередной Resident Evil или новую GTA. Однако той же PlayStation будет ой как непросто вернуть доверие своей аудитории, часть которой точно запомнит, что в любой момент их консоль может превратиться в бесполезный кирпич по воле компании, заботящейся о своем имидже.

Аналогичная ситуация и с играми-сервисами и ММО. Так, игроки в World of Warcraft уже нашли себе альтернативы, которые точно не уйдут с рынка, так как их издают отечественные компании. В первую очередь речь о My.Games.

Тем не менее, если возвращение компаний затянется, развитие индустрии в России может пойти по китайскому сценарию: государство поддержит разработчиков, которые займутся производством игрового контента для отечественного рынка. Для многих студий и издателей это вполне может стать периодом роста. Но стоит помнить, что в РФ и РБ большая часть игр сейчас разрабатывается или для мобильных устройств, или с прицелом на сессионный геймплей. И в обоих случаях зачастую речь идет о free-to-play проектах с различными механиками монетизации. Да, есть команды, которым по силам сделать крутую сюжетную RPG, например, две части Pathfinder от Owlcat Games или классную стратегию (как от Nival в лучшие годы), но это скорее исключения, чем правила.

Кроме того, стоит отметить, что государство может регулировать и процесс издания игр в стране, а также реализацию игрового железа. Не напрямую, естественно, а через отечественных издателей, как это происходит в Китае. Только хочется верить, что цензура окажется менее жесткой, и в Steam будет доступно не 53 игры, как в случае с Поднебесной.

Но не стоит паниковать раньше времени — все это лишь гадание на кофейной гуще. Вполне возможно, все вернется на круги своя, и уже этой осенью мы снова будем потреблять очередную часть Call of Duty.

Однако пока с большей частью крупных западных релизов у нас есть проблемы: они просто недоступны. Как быть в подобной ситуации? Давайте разбираться.

(Продолжение следует)

Аналитика №264
Яндекс.Метрика