Northgard. Впечатления от бета-версии

Жанр: стратегия в реальном времени.
Платформы: PC.
Издатель и разработчик: Shiro Games.
Похожие игры: серия The Settlers, серия Civilization, серия Cossacks.
Минимальные системные требования: Win XP 32, Core 2 Duo 2,0 ГГц, 1 ГБ ОЗУ, GeForce 450 GTS или Radeon HD 5750, 400 МБ жестком диске.
Рекомендуемые: 4-ядерный i5 3,1 ГГц, 2 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon HD 7800.
Northgard придумали те же люди, что популярную ролевую инди Evolved. Но, по правде, от них трудно было ожидать нечто подобное. Их первые игры были классическим малобюджетным приключением с пиксель-артом и в духе ранних Final Fantasy. И внезапно они перешли к непростой, взрослой стратегии в реальном времени. Её даже инди не хочется называть — настолько она аккуратная внешне и масштабная по сути. Это гигантский шаг вперёд для разработчиков. Мгновенно они стали претендовать на место в высшей лиге. По крайней мере, именно такое впечатление создаёт бета-версия из раннего доступа. Кажется, что если она будет доведена до ума, если не случится никаких серьёзных промахов, если авторы не обленятся, то, возможно, Northgard окажется лучшей стратегией этого года. До такой степени в ней всё хорошо.
Мультиплеера и одиночной кампании пока нет, а есть лишь бессюжетные матчи с ИИ — до четырёх штук. Но этого достаточно, чтобы поверить в успешный онлайн и удивиться многообразию механик. Уже сейчас можно потратить на игру десятки часов. Во-первых, потому что в зависимости от количества соперников и поставленных условий для победы матчи могут длиться от одного до четырех часов. А во-вторых, в любом случае время будет пролетать незаметно. Как всякая хорошая стратегия, Northgard заваливает задачами, и если кому-то станет скучно, то проблема будет отнюдь не в игре. Всё время нужно решать массу вещей. Постоянно что-нибудь происходит. Вдобавок каждый матч — это гонка и технологий, и вооружений, а также изнурительная война на несколько фронтов и затратная колонизация, которую нельзя останавливать надолго.
Играется как оригинальные «Казаки», обложенные ограничениями в духе «Цивилизации» и Highlands. Ну, и происходит дело в фэнтезийном скандинавском мире, где молиться богам полезно, по болотам и лесам бродят злые демоны, а вашими соседями могут стать рогатые великаны из неких Древних времён.
Выбрав одну из трёх фракций (в релизе обещают пять), мы оказываемся на случайно сгенерированной карте, размеры которой зависят от количества игроков. Какая именно выбрана фракция, на самом деле не сильно важно, если для победы указано сразу пять независимых друг от друга условий. То есть одновременно можно победить или совершенствуясь в торговле, или захватывая территории, или достигнув необходимой религиозности, или ещё как-нибудь. Соревнование идёт сразу по всем направлениям, и нужно регулярно проверять, насколько продвинулись по ним противники. Где и как сильно они опережают? Чем им можно насолить? Это реально гонка с крутыми поворотами. Можно всю дорогу заниматься колонизацией, а потом обнаружить, что противник скоро победит благодаря молитвам. В этот момент ты бросаешь войну и отправляешь всех строить один алтарь за другим, надеясь сравнять счёт.
Но если поставить меньше условий, может быть сложно сменить курс. Всё-таки, несмотря на большое сходство, те фракции, которые доступны сейчас, имеют разные предрасположенности. Одни тяготеют к войне, другие — к торговле и животноводству. У каждой своё дерево скиллов и, возможно, уникальная постройка. Например, только одна фракция способна пасти овец, которые облегчают жизнь в зимний период. А зимы здесь бывают такие суровые, что могут навредить гораздо сильнее, чем конкуренты или тупые волки с демонами, обитающие в ничейных землях.
Да, тут есть понятие «своя земля» и есть поры года. И то, и другое не просто прикольные фишки, а серьёзные ограничения – в дополнение к огромному множеству других драконовских ограничений, которыми обложен геймплей. За что ни возьмись – везде установлен низкий потолок, и одновременно всё плотно взаимосвязано.
Невозможно наплодить огромную армию, как в «Казаках», наплевав на всё остальное. Базовая версия тренировочного лагеря может создать только трёх воинов, а продвинутая — до пяти. Это не считая толстокожего генерала, который стоит много ресурсов и может существовать только в одном экземпляре. Это раз. Два — здания банально не создают юнитов. За них старается только одно столичное сооружение, сердце вашей маленькой империи. Оно незыблемо и незаменимо. Если оно будет разрушено, вы проиграете. Именно оно регулярно и самостоятельно производит простых викингов, а ваша задача лишь в том, чтобы найти им применение.
Лимиты везде. От двух до трех человек на здание. От двух до трёх зданий на сектор. Примерно 20–30 секторов на всю карту. Каждая постройка должна быть взвешенным решением. Некоторые из них со временем нужно сносить, освобождая место другим. Правда, в основном это касается шахт и лесопилок, которых обычно не жаль. Первые постепенно истощаются и оставляют рудокопов без работы. А вторые постепенно обесцениваются, потому что дерево — самый распространённый ресурс (по крайней мере, сейчас), и рано или поздно его становится с избытком. Дерево тратится зимой на обогрев, оно продаётся соседям на рынке, оно уходит на строительство и ремонт после землетрясений (тогда начинают гореть почти все сооружения), но его все равно всегда много.
Поэтому в какой-то момент можно решить снести лесопилку и возвести на её месте, допустим, охотничий лагерь. Тем более что еда — важнейший ресурс. Не самый ценный, потому что эта честь принадлежит камням и железу — они добываются в крайне малом количестве. Но именно важный, потому что еда необходима для существования юнитов и для колонизации. Новые сектора подчиняются только за огромные запасы провианта. С каждым разом они требуют всё больше и больше. А люди начинают голодать и умирать, когда заканчивается еда. Если это случается посреди зимы, когда ресурсы зарабатываются хуже, а дерево и пища уходят быстрее, то весной умирает почти всё население. Везёт, если в такой момент враги не атакуют.
В Northgard удивительно много нюансов. Для рассеивания тумана войны обязательно нужно заводить скаута. Он же необходим для исследований древних руин, дающих бонусы. Можно отправлять юнитов в морские рейды, чтобы зарабатывать разные очки для прокачки или славу. Есть своеобразные лекари, которые лечат на расстоянии. Наконец, все персонажи могут менять профессию мгновенно и обычно бесплатно (деньги нужны только на воинов). А простые горожане по умолчанию заняты собирательством.
Сама игра выглядит достойной: красивой, стильной, продуманной и удобной. На фоне играет соответствующая музыка, отчасти напоминающая «Ведьмак 3». Порог вхождения маленький, потому что всё наглядно и минималистично.
Пока сложно делать какие-либо выводы о сюжетной кампании. Есть мнение, что она будет похожа на Highlands, то есть нужно будет продвигаться из точки А в точку Б, захватывая территории. И совершенно не ясно, каким будет сюжет и его подача. Будет ли вообще кампания самодостаточной? Может быть, она окажется расширенным и ненужным туториалом. Это будет обидно, но не стоит исключать такой вероятности. В конце концов, очевидно, что Northgard затачивается именно под онлайн. И там, как вы уже поняли, она обещает жару.
Дедушка Гунналф