Выдающиеся команды
"...Мораль сей басни такова:
Толпой лупить несложно льва!"
Из устного народного творчества, подвергнуто цензуре.
Целеустремленному одиночке под силу многое: свергнуть Четвертый Рейх, опустить ниже нуля уровень преступности в отдельно взятом мегаполисе, отвести от всего человечества угрозу из космоса. Это, разумеется, если речь идет о видеоиграх. В реальной жизни добиться значительных результатов без поддержки компаньонов, соратников или просто коллег по цеху довольно сложно.
Зачастую разработчики игр отправляют на очередную авантюру целый отряд искателей приключений или борцов за счастье народное. И причиной тому не только стремление добавить в сюжет очередного эпоса немного логики и правдоподобия. Вокруг отношений внутри команды игровых персонажей построено немало сценарных интриг, геймплейная механика становится богаче и разнообразнее за счет сопартийцев. Наконец, вести к цели целый отряд нередко просто интереснее, чем эгоцентрично наслаждаться крутизной очередного Избранного, ставшего вашим аватаром. Немало замечательных персонажей было придумано за недолгую и насыщенную историю геймдева. Стоит ли удивляться, что некоторые талантливые дизайнеры и сценаристы выдают пользователю "на руки" сразу несколько виртуальных героев, каждый из которых и так уже заслужил место в почетных профильных летописях, а вместе они - сущий праздник для игрока и головная боль для очередного цифрового Темного властелина.
10. Серия Trine. Классическое триединство
Когда финские разработчики из маленькой, но гордой студии Frozenbyte работали над дилогией Trine, основные силы они приложили к созданию потрясающей атмосферы волшебной сказки, чарующих пейзажей и корректной физической модели. А когда дошло до работы над главными героями, финны, не мудрствуя лукаво, обратились к классической троице: маг, воровка и рыцарь. Эта схема работала много лет назад, востребована она и сейчас. Финны не стали изобретать велосипед и смущать игроков оригинальными протагонистами вроде астральных некромантов, они пошли проторенной тропой. Но сделали это с душой, талантом, и не забыли добавить щепотку юмора. Если воровка Зоя выглядит дамой серьезной, бьет без промаха из лука и демонстрирует чудеса акробатики, то по поводу ее друзей не грешно и улыбнуться. Так, волшебник Амадей - классический задохлик из мира интеллекта и красных дипломов, он осторожен на грани трусости, ворчлив, и все время пытается улизнуть от сварливой супруги. Здоровяк Понтий - любитель подраться и плотно перекусить, он щеголяет подогнанными, видимо, под заказ доспехами, берегущими могучее рыцарское брюхо.
Из сказанного: "Давным-давно, в далеких землях...". Классическое вступление рассказчика для классической сказки. Вскоре герои окажутся скованы вместе магией, а из могил полезут скелеты.
Не на первом месте, потому что: в далекие времена царствования самого первого Diablo, тройка аналогичных героев уже приелась хуже горькой редьки.
9. Bulletstorm. Неуловимые мстители
Ядерной мощи шутер Bulletstorm порадовал любителей нон-стоп экшна высоким темпом, толпами уродливых противников и экзотикой далеких планет; эта игра также запомнилась уверенной победой над вышедшим в тот же сезон Duke Nukem Forever. Но мало кто ожидал от игры в жанре "спинномозговая стрельба с воплями" таких убедительных героев. Они будто сошли со страниц североамериканской научной фантастики "золотого века". Протагонист Грейсон Хант - типичный "космический волк", с переизбытком варварской отваги, собственным кодексом чести, огромным арсеналом отборной брани и полным набором греховных слабостей человека, живущего сегодняшним днем. Он капитан и лидер, но сюжет стартует с того, что по его вине погибает почти вся маленькая команда его пиратского корвета. Иши Сато - единственный выживший из экипажа. Искалеченному Иши пришлось в полевых условиях имплантировать кибернетические части тела и мозга. Теперь в былой бытности спокойный и уравновешенный Сато борется с вживленным компьютером и с постоянным желанием придушить командира. Позже к ним присоединяется не робкого десятка девушка Тришка, легкая на расправу наемница с набором детских комплексов и перманентным неврозом. Учитывая то, что много лет назад Грейсон застрелил отца Тришки, их отношения содержат интригу на зависть всем индийским киноэпосам вместе взятым. Таким разным героям предстоит объединить усилия, чтобы выбраться живыми с Богом забытой планеты, рассыпая вокруг стреляные гильзы, гранаты и проклятия, а также отомстить за обиды зловредному генералу.
Из сказанного: "Ты говорил, что объекты были торговцами оружием, работорговцами, массовыми убийцами!". "Ага, я врал!". Генерал Саррано долго использовал отряд Ханта в своих грязных целях, но однажды ему это надоело.
Не на первом месте, потому что: мы не чистоплюи, но предпочтение отдаем условно-положительным героям, а не пиратам и мерсинариям.
8. Серия Marvel: Ultimate Alliance. Супергерои оптом
Еще не так давно о супергеройских комиксах говорили в основном так: "Славянская душа не примет циркачей в лосинах!". Для старших поколений отважные герои рисованных историй - это Карандаш и Самоделкин из "Веселых картинок". Однако нынешняя молодежь уже неплохо знакома с разномастными мутантами в плащах, да и "старики" потихоньку подтягиваются. Люди, неравнодушные к комиксам не имеют морального права пройти мимо дилогии Marvel: Ultimate Alliance, ибо супергероев там не счесть, и имя им "Легион". Позвав друзей и вооружив их геймпадами, можно выпустить на поле боя со злом команду своей мечты. Легкомысленный Человек-Паук, которому лишь бы поржать, здесь сражается бок о бок с хмурым Росомахой, Фантастическая Четверка спешит на помощь Железному Человеку, всевозможные Люди Х поддерживают своими талантами громилу Халка. Среди пестрых нарядов и экзотических масок выделяются такие серьезные товарищи, как Блейд и Призрачный Гонщик. Все это приправлено ролевой системой прокачки и упоительным разрушением декораций. Любое Зло будет просто задавлено массой.
Из сказанного: "Нет лучшего способа представления супергероев, чем видеоигра". Из интервью со Стеном Ли, создателем значительной части "марвеловских" персонажей.
Не на первом месте, потому что: с надеждой ждем комиксы и игры о славянских супергероях.
7. Battlefield: Bad Company. Армейский КВН
Наши читатели, прошедшие срочную службу в армии, знают не понаслышке, что у военнослужащих обостряется чувство юмора (как защитный механизм психики). Недаром говорят: "Кто был в армии, тот в цирке не смеется". Четверка солдат США из первого шутера линейки Battlefield с уклоном в "сингл", если и не преуспела в ратном деле, то на ниве шуточек и балагурства запросто обскакала программу "Аншлаг", неуемного Петросяна и целую дивизию профессиональных клоунов. Новобранец Престон Марлоу попал в отряд "лучших из худших", штрафников, залетчиков и просто балбесов. Но при этом Свитвотер, Хаггард и сержант Редфорд - настоящие "псы войны", а несерьезный подход к делу помогает им оставаться на позитиве. Даже танковая атака не заставит четверку заткнуться хоть на минуту. При этом, в сражениях с привычно русскоязычными врагами, воины проявляют недюжинную смекалку и решительность. Правда, когда на горизонте появляется грузовик с золотыми слитками, такие глупости, как присяга, отходят на задний план. На то они и наемники. Но уж очень веселые.
Из сказанного: "В армии США есть элитные части, предназначенные для сложных тактических операций. Там служат солдаты, абсолютно непохожие на парней, о которых наш рассказ". Из рекламного ролика игры.
Не на первом месте, потому что: солдатский юмор - сугубо на любителя.
6. Серия Freedom Force. Люди Y
Между релизами культовой игры System Shock 2 и не менее культовой Bioshock ребята из студии Irrational Games здорово повеселились и развлекли публику играми о супергероях из вымышленного Патриот-Сити. Эти дружные борцы со Злом в количестве полутора десятка буквально оживили для геймеров рисованные истории "серебряного века" американских комиксов. И если вы думаете, что "Мстители" и "Люди Х" - это очень ярко и колоритно, то вы не видели команду Freedom Force. Все супергерои этой несерьезной, дурашливой, но такой милой вселенной действительно уникальны, хотя многие из них очень похожи на персонажей современных комиксов от Marvel. Но пародия в данном случае совсем не злая, а уместная и обаятельная. Минитмен в облике героя войны Штатов за независимость, экстрасенс Ментор, молниеносный Пуля, темпераментный Эль Дьябло, строгая Алхимичка, здоровяк Железный Вол и их боевые товарищи сражаются с русским генералом по прозвищу Ядерная Зима, ненароком разрушают полгорода и демонстрируют здоровое чувство юмора. Но главное, даже сейчас, спустя многие года после выхода этих игр, команда героев способно мгновенно поднять настроение игроку, и не это ли их величайшая сверхспособность?
Из сказанного: "Во имя призрака Ленина! Это все, о чем вы, американцы, думаете! О всемогущем Долларе!" Главный противник команды Freedom Force, Ядерная Зима, возмущается заокеанскими нравами.
Не на первом месте, потому что: шутки на тему Холодной войны и злых коммунистов из СССР совсем немножко, но огорчают.
5. Team Fortress 2. Из мультика - на тропу войны
Кудесники двоичного кода из студии Valve (да-да, именно это место рождения указано в паспорте ученого-физика Фримена) во второй части Team Fortress показали, что такое командное взаимодействие в игре, и что такое идеальная командная игра как таковая. Недаром уважаемый ресурс Gamespy назвал их произведение "Сетевой игрой года". Получилось очень доступно, весело и бодро. Одно из главных достоинств игры - потрясающая работа над персонажами. В противостоянии Синих и Красных сходятся такие бойцы, которых хочется ежедневно лицезреть в своем доме в виде статуй в полный рост. Они великолепно отрисованы в лучших традициях студии Диснея, они роскошно озвучены и анимированы. Тщедушный скаут с дробовиком и бейсбольной битой, солдат с огромной базукой, пироманьяк-огнеметчик, пулеметчик с шестиствольным монстром в руках (искренне в него влюблен), одноглазый подрывник, творящий технические чудеса инженер, хладнокровный снайпер, медик с лечащей чудо-пушкой и хитрый шпион, переодевающийся во вражескую форму - все они по праву заслуживают отдельной, сольной игры.
Из сказанного: "Так я потерял свою медицинскую лицензию!". Медик сквозь хохот рассказывает о загубленных пациентах.
Не на первом месте, потому что: ах, как было бы здорово, если бы Valve соорудили для таких персонажей сюжетную кампанию! Но не сложилось...
4. Dragon Age: Origins - Awakening. Канадский стандарт
Мы были вынуждены ограничить количество продуктов компании BioWare в "Десятке", ибо почти все ролевые игры этой студии-мастодонта достойны высоких позиций в сегодняшней номинации, а ведь стоит оценить труд и других мастеров. Игра для четвертого места была выбрана во многом потому, что официально Awakening продавался как DLC, давая при этом фору многим "полноценным" проектам. Борцы со Скверной из мира Dragon Age - сплошь личности незаурядные, объемные, практически дышащие за спиной играющего. В DLC Awakening разработчики исхитрились поднять планку проработки персонажей еще выше прежнего. Да, в этот раз любимица публики Морриган по уважительным причинам осталась за кадром. Но та ватага, что оказывается в центре гражданской войны порождений Тьмы по сюжету дополнения, заслуживает только самых лестных эпитетов с позиций проработки характера, личной истории, написанных диалогов и озвучивания. Из оригинальной игры, пошатываясь от спиртного, пришел гном Огрен, прожигатель жизни, пошляк, маргинал и берсерк по совместительству. Беглый маг Андерс, физически неспособный к соблюдению каких-либо правил, спасся от преследования, поступив на службу к Стражам. Натаниэль Хоук принадлежит к некогда знатному роду, растерявшему влияние и богатство благодаря протагонисту первой игры, у игрока в DLC есть возможность тихо казнить его или принять в свои ряды на свой страх и риск. Эльфийская волшебница Веланна является закоренелой расисткой и мечтает при случае уничтожить весь род людской. Сигрун, женщина-гном, является единственным уцелевшим бойцом Легиона Мертвых, терзается комплексом вины, не против героически умереть в любой заварушке. И особо стоит выделить бойца с простым и понятным именем Справедливость; это воплощенный дух абсолютной справедливости, а так как волей случая воплощаться ему пришлось в тело погибшего воина, этот персонаж очень похож на зомби, правда его выдает склонность к философским беседам. Один из самых оригинальных сопартийцев в истории CRPG.
Из сказанного: "У меня был кот по имени Пушистиус. И вот однажды в него вселился демон ярости. Перед тем, как его уничтожили, он загрыз троих храмовников. Я так им гордился!". Андерс рассказывает о прошлом.
Не на первом месте, потому что: при всех достоинствах и оригинальных чертах, отряд Стражей из Ферелдена во многом соответствует набившим оскомину стандартам фэнтези, это борцы со Злом и защитники Порядка.
3. Anachronox. Ни эльфов, ни хоббитов
Несмотря на абсолютную гениальность многих своих элементов, РПГ Anachronox так и осталась одной из лучших игр, в которые никто не играл. Да, были в ней огрехи и недоработки, но зато каков сюжет, каков сеттинг, какая команда под началом! Действие разворачивается в НФ-вселенной, поэтому фэнтезийным клише в духе Сальваторе здесь места не нашлось. Да и "Звездными войнами" со "Стар треком" здесь не пахло. Anachronox - это нуар, черный юмор в больших количествах и "взрослый" подход к подаче истории. Детектив Слай Бутс сотоварищи похожи на стандартных спасителей Галактики в самую последнюю очередь. Будь сама Галактика поразговорчивее, она бы сразу высказалась против таких спасителей. Остряком и неудачником Бутсом, к примеру, руководит кристально чистая жажда наживы; в масштабные передряги с взрывами планет он попадает совершенно случайно. Престарелый ученый муж Грумпос со слегка "покосившейся крышей" славен умением заговорить любого до полусмерти (мини-игра "Набери в грудь побольше воздуха" прилагается). Робот PAL-18 осознал себя как личность, и с тех пор регулярно спорит с хозяином, отказывается подчиняться и по личным соображениям уходит в оппозицию. Также в команде опальная астрофизичка, убийца из трущоб и спившийся супергерой. Но настоящее достижение в деле создания играбельных персонажей - Демократус. Вообще-то Демократус - это планета, уменьшенная собственным высокотехнологичным населением до метрового диаметра по соображениям безопасности (такую маленькую планету не найдут захватчики!). Планета эта теперь сопровождает Бутса в его походе, так решил болтливый до ужаса парламент Демократуса, а значит и все население планеты, ведь на Демократусе, как не трудно догадаться, абсолютная демократия. Временами правительство планеты связывается с Бутсом по громкой связи и объявляет результаты очередного всепланетного голосования. В качестве вооружения используется орбитальная защита планеты. А с виду - планета, как планета, с атмосферой, осью вращения и спутниками, просто очень маленькая и живут на ней любители решать голосованием те вопросы, которые и решать-то не надо.
Из сказанного: "Мы не голосовали за твою смерть! Мы голосовали за то, что тебе не стоит жить!". Обычное общение обитателей Демократуса.
Не на первом месте, потому что: некоторые товарищи детектива Бутса - ребята несимпатичные. Нуар-стилистика обязывает!
2. Planescape: Torment. Неадекватное братство
Эта ролевая игра вышла в конце 1999, а профильные журналисты до сих пор затрудняются при заполнении графы "Похожие игры", когда решают про нее написать. Такого не было раньше, нет и теперь. Достоинств не счесть, и один из них - недостижимый уровень проработки персонажей. Сеттинг гениален, диалоги великолепно написаны и несут особую ценность для прохождения, отличная музыка и другие достижения оставим на другой раз. Если кратко: персонажи уникальны. Начнем с того, что все они, по-хорошему, должны наблюдаться у психиатра. Нет, это не они такие, это жизнь в Planescape такая. К тому же их отношения по большей части строятся на лжи, взаимном недоверии и прочих негативных эмоциях. А при определенном раскладе кое-кто из спутников возжелает придушить протагониста, безумно при этом хохоча. Главный герой по имени Безымянный страдает запущенной формой амнезии, он привык делать самому себе подсказки путем татуировок на собственном теле. Его самый лучший товарищ и спутник - летающий череп Морте, сквернослов, хам и задира. Когда подвернулась счастливая возможность, он сдал Безымянного с потрохами, но теперь пытается исправиться (вполсилы). Полукровка Анна отличается скверным нравом и роскошным кошачьим хвостом, она тайно влюблена в Безымянного, но о романтических встречах речь не идет, им бы не поубивать друг друга. Воин Даккон - вариация на шаолиньскую тему, он вооружен клинком из собственной воплощенной мысли. Даккон соблюдает стальные принципы, к жизни относится философски. Безымянный некогда спас его и легким обманом подправил его шкалу жизненных ценностей. Также у нас в команде колдун-параноик с постоянно горящим телом, ожившие доспехи со склонностью к суду над всеми без разбора, благочестивый суккуб (в этом мире и так бывает) и робот невообразимой конструкции. На отношениях с соратниками основана львиная доля игрового процесса в нетленной Planescape.
Из сказанного: "Слова, намазанные медом, привлекают самых опасных ос". Одна из сотни достойных цитирования фраз в игре.
Не на первом месте, потому что: почти всех членов команды Безымянного связывает или обман, или фанатизм, или темные планы.
1. Clive Burker's Jericho. Битва экстрасенсов
Игра, занявшая первое место, наглядно демонстрирует успешный процесс взаимопроникновения различных сфер массовой культуры. Она кинематографична, в ней звучит вполне самодостаточная музыка, а в сценарной основе - мощная литературная работа. Эксцентричный писатель и режиссер Клайв Баркер великолепно потрудился над сюжетом, миром игры и над персонажами. Команда "Иерихон" представляет собой отряд экстрасенсов-спецназовцев, отправленных на смертельно опасное задание по усмирению буйного Перворожденного, последствия неудачного эксперимента Творца всего сущего. В отряде служат шесть бойцов и в плане проработки, набора уникальных умений и индивидуальной тактики каждый из них заслуживает самого пристального внимания. Двух-трех ребят из "Иерихона" хватило бы на насыщенную, разнообразную игру. Командира, что характерно, зверски убивают еще в начале действа, и игрок управляет его духом, вселяясь в подчиненных. Например, в экстравагантную Черч с самурайским мечом и автоматом; недорезанных оппонентов она парализует и жжет магией. Или в боевого священника Роулингса в стильном плаще и с парой мощных пистолетов. Также в вашем распоряжении здоровяк Дельгадо с монструозным пулеметом и живущим в его теле ручным демоном. Девушка-снайпер Блэк может направлять пулю силой мысли. Джонс может брать под контроль обитателей темных измерений. Хрупкая на вид Коул замедляет время не хуже пьяницы Макса Пейна. Каждый персонаж имеет запоминающийся яркий облик, их хлесткие реплики здорово озвучены, к ним проникаешься искренней симпатией. Они оживают на экране монитора: спорят, ругаются вплоть до стрельбы, демонстрируют собственную манеру поведения всеми способами, от проявлений юмора до отчаянья. Несмотря на фантастический сеттинг, создатели показали героев с реалистичной стороны. И когда некоторые из них погибают, причем не при подвиге самопожертвования, а так, в мимолетной стычке, испытываешь бурю сильнейших эмоций.
Из сказанного: "А ведь было время, когда церковь отправила бы нас на костер...". Командир "Иерихона" о своем отряде.
На первом месте, потому что: каждый из них демонстрирует уникальную игровую механику. Клайв Баркер прописал образы так тщательно, что "Иерихон" готов без дополнительной подготовки выступить в экранизации или новеллизации. К этим ребятам успеваешь по-настоящему привязаться всего за десяток часов прохождения.
Алексей Корсаков