Обзор Dragon Age: Начало

Posted by Anuriel on декабря 25, 2009 - 00:00
Обзор Dragon Age: Начало

Название игры в оригинале: Dragon Age: Origins.

Жанр: RPG.

Разработчик: BioWare.

Издатель: Electronic Arts.

Издатель в СНГ: Electronic Arts.

Количество дисков в оригинальной версии: 2 DVD.

Похожие игры: Baldur’s Gate 2, Neverwinter Nights.

Минимальные системные требования: Core 2 Duo/Athlon X2 64 1.8 ГГц, 1.5 Гб ОЗУ, GeForce 6600 GT/Radeon X850, 20 Гб на жестком диске.

Рекомендуемые системные требования: Core 2 Quad/Phenom II X3 2.8 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce 8800 GTS/Radeon HD 3850, 20 Гб на жестком диске, интернет-соединение.

BioWare: Возродим старую школу!

Фанаты: Да!!!

BioWare: Да восстанет из пепла Baldurs Gate 2!

Фанаты: Ура!!!

BioWare: Только придумаем вместо Forgotten Realms что-нибудь более кровавое, а правила D&D покромсаем и упростим.

Фанаты: ???

 Страх и ненависть в Ферелдене

 Самое смешное, что эти самые фанаты «олдскульных» ролевых игр дружным хором величают Dragon Age истинной наследницей Baldur’s Gate 2, старательно не замечая указанных во вступлении отличий. А что им остается? Скелет Neverwinter Nights 2 с отвалившимися костями-аддонами давно уже спрятан в подвал со старым хламом, где и до сих пор дожидается признания «погрязших в попсе и экшне» геймеров. И казалось, что классике реставрация уже не светит. А тут вдруг BioWare снова забожила, выколачивая флагом «старой школы» из ролевиков деньги и ностальгию. Чем не повод дать пинка всяким Oblivion и Fallout 3, уже не первый год осваивающим многомиллионные сборы, на зависть поклонникам кубиков и раундов?

Впрочем, оставим иронию. Ведь у Dragon Age столько общего с классикой: диалоги с многими вариантами ответов, трое послушных командам спутников, а еще кукольные города и унылая зачистка бесконечных подземелий. Всевозможные пещеры, туннели, глубинные переходы, подземные храмы, подвалы и шахты составляют минимум половину игры, наполняя ее бессмысленной жвачкой из убийства одинаковых монстров и воровских задачек в один клик. Ничего хорошего в этих миссиях нет, кроме, конечно, ностальгии по Neverwinter Nights. В довесок к ней получаем вечно переполненный рюкзак и разбавленную до бледно-розового цвета кровь игры – ее сюжет.

А ведь поначалу игрок просто окунается в новую фэнтезийную вселенную, заваленный качественно поставленными роликами, плюс журнал постоянно пополняется любопытными подробностями из найденных книг. Первый прием BioWare освоила в прошлогоднем драйвовом экшне Mass Effect, а второй подсмотрела у конкурентки The Elder Scrolls, тоже не шибко олдскульной. Но, как не криви нос от «попсы», а придется признать, что лучшим эпизодам Dragon Age обязана как раз подглядываниям в сторонку. Особенно мощно зажигают в начале игры кат-сцены, драматично повествующие о печальной судьбе ключевых для сюжета фигур, а также затягивающие игрока в заэкранье крутыми спецэффектами от магии и эпичной баталией с ордой порождений тьмы. Да и по ходу дела нормальное визуальное представление диалогов очень играет последним на руку: в BioWare хватает мастеров поболтать, так что при должной фантазии действительно получается нечто вроде добротной книжки. Масса реплик доступных герою (по обыкновению безголосому телепату) даже  создает видимость свободы действий. Только видимость: виртуальная рука сценариста очень аккуратно возвращает геймера на путь бродяги-добродела, стоит лишь тому обнаглеть до собственных планов. Зато можно от души похамить товарищам, выколотить лишних монет за выполненное задание, а также казнить/помиловать какого-нибудь персонажа третьего плана. Кажется, мелочи, но обидев и прогнав из команды чародея, пройти игру будет очень непросто, а пропустив романтическую цепочку квестов можно лопнуть от любопытства.

Dragon Age: Начало

Ну да вернемся к уродам. Вселенная Dragon Age нарезает восьмерки вокруг двух столпов: неудавшегося путча магов против Создателя и потока нелегальных эмигрантов из Тени – мира снов и демонов. Антирелигиозные мотивы в фэнтези выглядят, как обычно, по-идиотски: трудно быть атеистом, когда кругом толкутся эльфы, призраки и прочие оборотни. Но упрямый сценарист все же рисует храмовников безвольными неудачниками, а послушниц – глуповатыми фанатичками. Зато потусторонние «подвязки» попроще, вроде магии крови или демонологии, свойственны исключительно глубоким, многосторонним личностям. Уже к середине игры несостоятельная концепция церкви стыдливо прячется на второй план, что делает ее еще более глупой: как случилось, что такая влиятельная сила оказалась не у дел во время царящего в стране хаоса и междоусобиц? А ведь еще Макиавелли упрекал Папу Римского за то, что тот не способствовал объединению раздробленной Италии.

Куда активнее накаляет действие Тень, толпами расставляя демонов на пути игрока, забирая того в мир видений (магу повезет оказаться в нем аж трижды) и поднимая качество повествования примерно до книг покойного феминиста Роберта Джордана. Самый толстый архидемон создает фон событиям, во главе армии порождений тьмы захватывая обозримый участок суши – королевство Денерим. Демоны помельче неожиданно появляются по ходу сюжета. Неожиданно – так что молчок, никаких подробностей! Остальные черти прикидывается нежитью, сухостоем и прочим дежурным монстрятником.

Игроку, как водится, нужно успеть до эпилога создать некоторую видимость порядка на подопечной территории, заткнув чем придется дыры между мирами и объединив разрозненные силы гномов, эльфов и людей для дружной охоты на архидемона. Судьба назначает героя главой Серой стражи – древнего ордена спасителей мира, которому все народы должны по гроб жизни. За плечами остается «скелет в шкафу» в виде одного из шести происхождений, а впереди прямой как палка сюжет с веником многочисленных развязок на конце.

Dragon Age: Начало

Пахнет D&D…

…но не более. Видев Baldur’s Gate в лицо, еще можно угадать в ролевой системе Dragon Age знакомые черты, но провести какую-нибудь аналогию с редакцией D&D 3,5 совсем не просто. В результате ряда упрощений уникальностью ваш герой похвастаться не сможет, зато мозг не опухнет от выстраивания правильной схемы прокачки. Вместо этого вам нужно всего лишь выбрать один из трех классов (воин, маг, вор) и расу (человек, эльф или гном). Остальное решится по ходу игры, причем совсем уж неудачные решения в развитии персонажа принять трудно. А это и есть игровой баланс по определению.

По ходу прохождения постоянно будут расти шесть параметров, которые в той или иной степени нужны каждому классу. Например, магия пригодится даже воину: увеличит эффективность лечащих зелий. Хитрость – самый никчемный параметр, нужна только как требование для некоторых умений (в основном воровских), а вот телосложение очень полезно всем без исключения: попасть «под раздачу» лучником или магом необыкновенно просто.

И это не смотря на возможность контроля агрессии врагов. Тяжелые (а тем более массивные) доспехи притягивают монстров, как магнит – не иначе как термическая обработка подкачала. Взять еще воину пару умений, привлекающих внимание цели, и вроде бы можно «танковать». На деле не выходит: на долю мага приходится 60% наносимого партией урона (конечно, если маг в команде один), причем почти любым заклинанием маг покрывает немалую площадь, вселяя кипучую ненависть сразу в дюжину и без того злобных тварей. Так что петлять вокруг отряда с «паровозом» монстров за плечами придется регулярно – такой накал олдскульности в последнее время можно увидеть разве что в жанре hack&slash. В правилах D&D такие маневры принято пресекать «атаками благоприятной возможности», которые наносятся как бы между делом, не влияя на скорость основных действий. Оправданы ли такие атаки с точки зрения реалистичности, не важно: без них интереснее – это главное. Например, весенний хит Drakensang, щеголявший благородным настольным происхождением, беготню во время боя не приветствовал, что убивало тактику в боях напрочь.

Еще одно удачное решение Dragon Age – «дружественный огонь», свойственный магии начиная с нормального уровня сложности. Почти все заклинания массовые, поэтому ничего не стоит случайно задеть союзника, а то и себя самого. Отсюда очевидна необходимость правильно выстраивать отряд и не подпускать врагов к колдуну. «Проверки концентрации» и штрафы за ношение тяжелой брони уходят на второй план – туда им и дорога. Тяжесть экипировки теперь влияет только на скорость восстановления маны и ее «воинского» аналога – запаса сил. Вы не ослышались, «истинная наследница Baldur’s Gate» использует бары маны и стамины, а также выраженные в понятных процентах шесть видов сопротивляемостей, заменивших спасброски.

Dragon Age: Начало

Ради репутации хардкорной игры Dragon Age не скупится на боссов, а в бою заставляет пользоваться не только лечебными бутылками (их вечно дефицит), то также парализующими бомбами, ядами, ловушками и огненными стрелами. Продвинутые настройки интеллекта компаньонов помогают не долго: хотите, чтобы вор атаковал со спины, а лучник не стоял в столбе огня – мышь вам в руки. Тем более, что Dragon Age обожает игру «включи героя в правильном режиме». В простой форме это значит, что можно отдать часть бара маны/стамины, например, под прицельную стрельбу или глухую оборону щитом. В запущенной стадии колдуны умеют тратить здоровье вместо маны, ошалело махать секирой или рассыпаются на голодный рой комаров. Такие фокусы позволяет провернуть специализация, коих можно взять две штуки из четырех предложенных каждому классу. Забавы ради разработчики припрятали оные в редких книгах и закоулках диалогов – за одно прохождение можно и не найти желаемую. Зато есть повод вместо банального убийцы поиграть следопытом-звероловом, а витязю с боевыми кличами предпочесть антимага-храмовника.

Кроваво-коричневый мир

BioWare держит нос по ветру и верно почуяла моду на суровое, реалистичное фэнтези. Реализация оказалась не слишком удачна. С рисованием хаоса у художников полный порядок: демоны страшные, Тень таинственна, а сцены безумия эмоциональны. Но если требуется изобразить обычное бедное поселение или лесную чащу, фантазию дизайнерам обрубает напрочь. Слеплено на уровне «город – это много домов, а лес – это много деревьев», никакой индивидуальности и реализма. В глаза бросаются брызги крови и грязно-коричневый цвет пыли и досок – отличный фон для неторопливой давящей истории-загадки, однако совсем не подходящий для эпичного боевика. К чему обращать внимание на безымянных беженцев и жителей трущоб? Куда интереснее пикантные шутки убийцы Зеврана, стеб гнома Огрена и едкие издевки чародейки Морриган. Словом, картина «Будни Денерима» получилась на редкость вялая, несмотря на современность графики.

В отношении побочных заданий эта вялость достигает предсмертной апатии. Добрались до указанной точки (пунктиром по карте), всех убили, вернулись за наградой. Персональные квесты друзей, цепочки миссий для убийц и волонтеров, заказы церкви – одно другого не лучше, тоска да примитивность. Разве что уважение спутников – награда чуть более ценная, нежели золото.

Напоследок нужно отметить огромный по нынешним временам плюс: отличное техническое исполнение. Ни багов, ни лишних тормозов, все современно и доступно обладателю среднего компьютера. Даже русский перевод не подкачал: вышел сразу, озвучка на месте, причем заметно душевнее обычной. Актеры так увлекались, что порой забывали вовремя выключить микрофон, срывая игроку башню фразами «ёперный театр» или «я настроилась». Впрочем, это лишь забавные мелочи.

 

Радости

  • Тактические бои и полный контроль членов отряда.
  • Много внимания личностям спутников.
  • Мощная сюжетная линия, подкрепленная эпичными видеовставками.
  • Масса подробностей по новой вселенной.

Гадости

  • Никчемные дополнительные задания.
  • Затянутые задания-зачистки, скромный бестиарий.
  • Местами слабый дизайн.

Оценка 9,0.

Вывод:

Что поражает в Dragon Age, так это способность на разных людей производить различное впечатление. Одним она напоминает о золотом прошлом ролевых игр, других цепляет юмором и эмоциональностью, третьи высоко оценили хитрую боевку и хардкорность. А секрет в том, что Dragon Age – очень большая игра. Настолько большая, что может позволить себе не нравиться игроку на 3/4. Но оставшегося хватит, чтобы запомниться как лучший ролевой проект 2009-го года.

ролевая игра Обзор №121
Упоминаемые игры и серии: 
Dragon Age

Комментарии

Variat - Jan 04th, 2011 - 11:23 pm

Очень странный обзор... перечитывал его несколько раз....  Такое чувство, что обзор писал и ставил оценку разный человек... Многие моменты и вовсе вызывали смех... особенно фраза про озвучку.... Прошел всю игру и почти все допольнительные квесты, и ничего подобного не слышал...может автор был с похмелья?:) Да и с гадостями не всеми согласен...многие допольнительные квесты радовали, особенно связанные со спутниками персонажа.... Почему-то ни слова автор не сказал, про возможность завести боевого питомца-мабари, сходить в бордель,и даже завести однополые связи (привет Зеврану и Лелиане). Но самое примечательное,что с оценкой я полностью согласен:)) Dragon Age стал приятным откровением, очень мало выходит хороших, добротных рпг - по хорошему сложных и качественных...

Anuriel - Jan 05th, 2011 - 11:15 pm

Прошел всю игру и почти все допольнительные квесты, и ничего подобного не слышал..

"Я настроилась" говорит Лилианна во время одного из откровений в лагере.

"Еперный театр" говорит начальник стражи гномов, когда только-только приходишь в Орзамар.

Почему-то ни слова автор не сказал, про возможность завести боевого питомца-мабари, сходить в бордель,и даже завести однополые связи

Как я писал, DAO - очень объемная игра, в ней много чего есть. Для вас интересно одно, для меня - другое.

Бордель, например, я видел и в "Готике 2", и в "Ведьмаке".

Однополыми связями не интересуюсь ни под каким видом.

Мабари вряд ли идет в плюс: в Neverwinter Nights питомцев было полно всяких разных, а в DAO они остались только у следопыта. Мабари - это всего лишь утешительный приз.

http://anuriel.com/

uio - Dec 09th, 2011 - 09:28 am

Не так давно, я решил поиграть в легендарную Dragon Age: Origins. Сразу скажу, эта игра мне понравилась меньше, чем Dragon Age 2, что, впрочем, не помешало мне пройти её с интересом. Сейчас расскажу о плюсах и минусах этой игры относительно второй части.

Плюсы (относительно Dragon Age 2):

Средний сюжет с хорошей подачей. Разнообразные локации. Диалоги здесь тоже лучше чем в DA 2. Эпические события. Больше разнообразие противников. Меньше повторяющихся ситуаций. Больше рас. Добротное музыкальное сопровождение.

Минусы (относительно Dragon Age 2):

Абсолютно не сбалансированые навыки (которых в DA 2 нет), например, есть совершенно обязательная "боевая подготовка", и малополезная "тактика боя" и "выживание", которое стоит брать только ради двадцати пяти едениц защиты от магии природы, в силу того, что брать нечего. Несбалансированые умения. Умения к тому же не сбалансированые относительно параметров, например, режим "точные выстрелы" будет намного полезней режима "быстрая стрельба" при высокой хитрости, так как шанс на критический урон будет значительно повышатся, а при высокой ловкости, режим "быстрой стрельбы" будет лучше "точной стрельбы" из-за того, что промахов будет мало и много выстрелов нанесут больше урона. Не сбалансированые союзники, вот список союзников, по убыванию полезности (моё мнение):

  1. Боевой волкодав мабари. Самый верный союзник, и лучше всех из-за отличных способностей, в частности убийственного умения "бросок", позволяющего убить почти любого гуманоида на месте. В остальном, ничем другим не уступает, разве, что вещи носить может только специализированные. Всегда был у меня в группе.
  2. Алистер. Лучший "танк". Неплохая специализация, чему может научить. Всегда был у меня в группе.
  3. Стэн. Отличный воин узкой специализации - можно настроить как "танка" или как отличного "хитобоя", требуещего много припарок. Отсутствувал у меня в группе только если была необходимость заменить кого-то на обязательного союзника по сюжету.
  4. Огрен. Может сойти как отличная альтернатива Стэну, но он всё же воин и как "танк" и как "хитобой" одновременно, поэтому, похуже и Алистера, и Стэна. Отличный выбор, если в партии должно быть не больше одного воина (у меня все, включая меня, были класса воин, кроме мабари). Обладает отличной специализацией, чему может научить других. Был у меня в группе только по квестам сюжета.
  5. Винн. Отличный маг широкой специализации, с неё можно сделать в, принципе, любого мага, одинаково хорошо, но она обязательно будет обладать способностью целителя по специализации, что при большом количестве контактых бойцов не может не помочь. Обладает приличной специалезацией. Была у меня в группе только по квестам сюжета, так как магов в моей группе быть не должно, иначе будет слабое звено.
  6. Зевран. В принципе, единственный путёвый разбойник для сражений в игре, в частности благодаря боевой специализации убийцы. Может этому научить других. Был у меня в группе только по требованию сюжета.
  7. Лелиана. В бою малополезна, но пригодится в группе в качестве открывателя сундуков и дверей. Лучше всего, обучить её взлому и оставить в "запасе", доставая оттуда после зачистки локаций, чтобы повторно пробежатся по локации и собрать все запертые трофеи. Обладает специализацией барда. Была у меня в группе по требованию сюжета и в качестве взломщика на уже зачищенных локациях.
  8. Морриган. Средний маг узкого назначения. Собственно, её специализация, это единственное, чем она сильна. Может быть полезна в группе только как оборотень. В остальном проигрывает любому другому магу. Была у меня в группе только до Лотеринга, и использовалась как травник "в запасе".
  9. Тейрн Логэйн. Плохой как "танк" из-за высокой выносливости вместо силы. Плохая альтернатива Алистеру. Обладает специализацией витязя. У меня в группе он никогда не был.

Думаю, в этом списке ясно видно, что есть союзники очень полезные и так себе. В DA 2 полезны все. Так же, из минусов можно отметить возможность практически в начале игры прокачать партию до двадцать пятого (максимального) уровня - для этого идём в Брелисианский лес, закупаем там эльфийских корней по самое немогу, т.к. их бесконечно, а стоят они пять бронзовых монет. Потом идём в лагерь партии и находим там ящичек для инвестиций эльфийским воинам. В него долго и нудно жертвуем всю партию эльфийского корня. За каждую пачку в девяносто девять корней, вам дают ощутимо опыта. Немного стараний, и вы двадцать пятого уровня. Ещё один минус: недоработки AI, которых в DA 2 нет. Самый яркий пример: в башне магов есть сосуд. Его трогаем, он трескается. Вылезает крутой мужик, и кажется, вот он - тяжёлый противник. Но нет же! Всю партию вручную (по другому никак) заводим за поваленый шкаф и оттуда его дистанционным оружием убиваем, а он не может к нам зайти, ибо им никто вручную управлять не будет. И он так до самой смерти будет стоять, угрожающе махать мечом и изредка захватывать телекинической хваткой кого-нибудь, что бы тот врезался лбом в шкаф и потерял немного здоровья. Такого я сделать в DA 2 не мог. Также, я считаю, к минусу можно отнести то, что в DAO сложность куда меньше, чем в DA 2. Мне на сложности "кошмарный сон" пришлось впервые загрузится только после пяти часов игры. В DA 2 - на втором же сражении сложности "кошмар". Ниже сложность - это плохо. По этой причине я ни разу не пользовался изготовлением ядов и ловушек, хотя таковы навыки были. Также у DAO ранние умения не используются при имении продвинутых. В DA 2 даже в конце игры, есть смысл применять умения, которые персонаж получил на старте. В конце концов, на прохождения DAO со всеми второстепенными квестами мне понадобилось шестьдесят часов, а DA 2 - семьдесят три. Но это я за минус считать не буду.

Я считаю, что Dragon Age 2 лучше Dragon Age: Origins. Возможно, это потому, что первым я сыграл DA 2, а потом уже DAO, но при взгляде на эти две игры, объективно, я не вижу причины назвать DAO игрой лучше своего сиквела, и от чего люди такого мнения мне не понятно - чисто геймплейно DA 2 лучше, и значительно, а это главное.


uio - Dec 09th, 2011 - 09:40 am

Ради репутации хардкорной игры Dragon Age не скупится на боссов, а в бою заставляет пользоваться не только лечебными бутылками (их вечно дефицит)

Не понял? Какой ещё "дефицит"? В Брелисианском лесу покупаешь эльфийские корни - безгранично. В Денериме покупаешь реагенты и другие компоненты - сколько золота хватит. Хватаешь из закромов "запаса" Морриган/любого алхимика с четвёртым навыком знахарства и вуаля - у вас триста зелий. В чём "дефицит"-то? Это же не DA 2.

Очень странный обзор...

Есть немного.

и ничего подобного не слышал

А я слышал, но ничего критичного в этом нет - перевод всё равно сносный и полезный.

Да и с гадостями не всеми согласен...многие допольнительные квесты радовали

С второстепенными квестами тоже не согласен, но в DAO очень много пакостей, пострашнее, о которых в этой статье ровным счётом ни-че-го.

Почему-то ни слова автор не сказал, про возможность завести боевого питомца-мабари

Это обычный союзник. Что, обо всех писать? А не то: "Есть такой отличный кунари, в звании "стэн" армии своего народа...".

сходить в бордель

А ещё, можно сходить в десятки магазинов, предложить кузнецу занятся драконьеми доспехами на заказ, можно убить высшего дракона, а можно и нет...

и даже завести однополые связи (привет Зеврану и Лелиане).

Лично меня, никакие связи не интересуют, т.к. они не нужны. По этому поводу вообще никаких претензий к статье нет.

"Я настроилась" говорит Лилианна во время одного из откровений в лагере.

"Еперный театр" говорит начальник стражи гномов, когда только-только приходишь в Орзамар.

Ещё в одном разговоре с Алистером в лагере (на какую тему не помню, что-то о жизни храмовников, или Серых Стражей) актёр начинает говорить реплику, но сбивается, бегло перечитывает текст (при этом угукая) и потом произносит правильно.

Мабари - это всего лишь утешительный приз.

Что?! Это могучий союзник!


Panko - Dec 09th, 2011 - 07:25 pm

uio, со всем вышенаписанным я хоть и согласен, но DA:O для меня лучшая ролевая игра в которую я играл.