Черный вечер

Posted by AlexS on сентября 13, 2019 - 00:12

Книга: Дэвид Моррелл, «Черный вечер»

Издание: «Эксмо», 384 стр., твердая обложка, 2006 год

Сборник «Черный вечер» показывает нам еще одну сторону создателя «Первой крови» и «Испытания» - на сей раз Моррелл предстает в виде автора хорроров. Антологию составили четырнадцать рассказов ужасов самой разной направленности, все были написаны за два десятилетия, в период с 1972 по 1992 годы.

Подавляющее большинство историй написаны от первого лица, главными героями в большинстве случаев являются писатели, журналисты и преподаватели, и, как сам Моррелл признается в предисловиях ко многим рассказам, это, пусть вымышленные, но все же очень личные истории. Расставлены они в хронологическом порядке, что позволяет легко проследить эволюцию Дэвида как писателя. Так, открывающий сборник рассказ «Капель» - коротенькая история о бытовом преступлении, набросанная буквально несколькими штрихами, словно небрежная картина. О таких рассказах трудно писать, потому что весь он – одно сплошное действие, голая ситуация, случай, описанный на пару страниц. Но «Капель» в любом случае хороший рассказ, хотя бы потому, что при своей небольшой протяженности он умудряется и удивить, и даже шокировать.

И в следующем же рассказе настроение меняется. «Партнеры», история о двух руководителях одной фирмы, написаны с юмором, здесь нет ни крови, ни смертей, а главная мысль – о том, что всегда лучше стараться договариваться, нежели пытаться решать разногласия крайними мерами. Развлекательный, легко читающийся и при этом очень поучительный рассказ. Только это не ужасы, а скорее юмористическая история на тему криминала.

«Черный вечер» и «Спрятанный смех» - еще две коротенькие истории, по форме несколько напоминающие «Капель» - рассказы о просто произошедших случаях, эдакие «городские легенды». «Черный вечер», история, давшая название сборнику, несмотря на небольшую продолжительность, история очень страшная, повествующая о том, как семейная трагедия может повлиять на психику человека. Эдакая байка о маньяке-убийце с несколькими довольно мерзкими картинами. «Спрятанный смех» - первая в сборнике мистическая история, совершенно не пугающая, в отличие от «Черного вечера». Не страшный, а скорее тревожный сюжет.

Обзор сборника рассказов "Черный вечер" «Спрятанный смех» закрывает первое десятилетие творчества Моррелла. Далее уже идут рассказы большей протяженности, более похожие на повести – истории из тех, которым легко можно уделить вечером около часа своего времени, не опасаясь, что они закончатся слишком рано. «Печатная машинка» - второй рассказ сборника, наполненный юмором, и одновременно история о сверхъестественном. Рассказ о молодом писателе, которому однажды попала в руки чудесная печатная машинка. Здесь Дэвид Моррел демонстрирует интересное сочетание страшного и смешного – начинаясь как юмористическая история, заканчивается «Печатная машинка» довольно мрачно. Но читается рассказ легко и увлекательно, а это ведь главное.

Рассказ «Всегда я слышу за спиной» можно назвать самым актуальным из всех рассказов сборника, потому что посвящен он модной сегодня теме сексуальных домогательств. Вот только Моррелл переворачивает ситуацию, показывает эту историю глазами мужчины, которого настойчиво домогается женщина, угрожая ему и его семье. Одновременно история ставит вопрос – на что готов пойти мужчина, чтобы защитить свою семью? Интересный рассказ с сильной примесью мистики.

«Гроза» - ироничная история о человеке, который попал под действие индейского проклятия. Однажды бледнолицый турист вздумал посмеяться над старым индейским шаманом, пытавшимся вызвать дождь. И с этого момента его повсюду стала преследовать сильнейшая гроза, которая ходила за ним везде, куда бы он ни пошел. Рассказ очень хорошо описывает растерянность современного и рационального человека, внезапно столкнувшегося с силами, которых он просто не в состоянии понять.

Похожую историю рассказывает «За этот и все мои грехи», без преувеличения, один из самых страшных рассказов всего сборника. Это сюжет о человеке, у которого неожиданно сломалась машина посреди пустыни и который заехал в жуткий городок, населенный уродливыми людьми. Разумеется, ничего хорошего из этого не вышло, а финал у этой истории получился невероятно шокирующим.

Помимо темы потери ребенка(это неудивительно, потому что сам автор тоже пережил страшную трагедию – ему пришлось похоронить сына, которому было 15 лет), одной из главных тем в творчестве Дэвида Моррелла является и тема успеха, точнее того, чем приходится за этот успех платить. В этом сборнике сразу несколько рассказов посвящены этой теме. Вышеназванная «Печатная машинка» - рассказ о писателе, который просто не сумел справиться со свалившейся на него славой. «Мумбо-Юмбо», история о спортивной команде, которая поклонялась демону, чтобы не допускать поражений в играх. «Повсюду черное, белое, красное» - короткая зарисовка о мальчишке-почтальоне, мечтающем добиться высот в своей профессии и потому разносящем газеты в жуткие метели, в то время как на улицах свирепствует маньяк. Наконец, «Мертвая копия» - история о молодом актере, ставшем звездой Голливуда, но только на короткое время… В этих рассказах примечательно то, что все они совершенно по-разному рассказывают истории успеха, за которые приходится расплачиваться, и при этом разброс жанров довольно большой – классический слэшер соседствует с триллером и мистикой.

Завершают сборник три грустные истории, опять же, написанные совершенно по-разному. «Оранжевый для боли, синий для безумия» - жуткий рассказ в стиле Говарда Лавкрафта о том, к чему человека может привести одержимость одной навязчивой идеей. Настоящий хоррор, в котором очень большое внимание отводится теме живописи.

В противоположность предыдущему рассказу, «Прекрасные нестриженные волосы могил» - история совершенно без мистики. Но при этом невероятно темная, печальная, практически нуарная. Рассказ об адвокате, который случайно узнает что, возможно, он был усыновлен своими родителями в раннем детстве. Стремясь узнать правду о своем происхождении, он начинает расследование, хотя многие люди настойчиво просят его оставить прошлое в покое. Но парень не успокаивается, и в итоге выкапывает по-настоящему ужасные тайны, которые, казалось бы, навсегда были похоронены под толщей прошедших лет.

Последний рассказ сборника, «Колумбарий» - опять-таки, история о потере близких. Расследуя двойное самоубийство, шериф маленького городка сталкивается со странными, мистическими событиями. История детективная, очень печальная, но в ней нет ни монстров, ни чудовищ, ни злодеев. При этом рассказ очень эмоциональный, который, как и роман «Искупление», идеально передает чувства человека, потерявшего самое дорогое. Сильное завершение сборника.

Общие впечатления от «Черного вечера» - превосходная и очень многогранная антология. Далеко не все ее рассказы являются ужасами в чистом виде, но это даже и к лучшему: никогда не знаешь, какой именно будет следующая история. И на протяжении всего сборника Моррелл раз за разом удивляет читателя, знающего его только как автора приключений Джона Рэмбо.

№233

Zebrazavr

Яндекс.Метрика