Обзор Тетрис обыкновенный

Posted by AlexS on июля 31, 2005 - 00:00

Жанр: симулятор логической игры.
Разработчик: А сами-то помните? Я — нет, признаюсь честно. А кто изобрел велосипед — помните? Вот то-то же!
Похожие игры: лайнс, марио, арканоид.
Минимальные системные требования: процессор.
Рекомендуемые системные требования: процессор, видеокарта, клавиатура. Ах да, еще монитор! Без него ощущения немного не те...
Дата выхода: Если вспомните разработчика — спросите у него.
Подробности для любопытных: www.tetris.h12.ru (там вам скажут правду!)

-Десантник Петренко, правую руку вверх, ноги согнуть...пошел!
Десантник Иванов, руки вниз, левую ногу согнуть в колене...пошел!
Десантник Козлов, согнуться пополам...пошел!
-Товарищ прапорщик, отвлекитесь от Тетриса: Вас майор вызывает...

Слово "тетрис" стало нарицательным еще в период моего безоблачного детства, когда было модно играть в данное творение буквально на всем: компьютерах, приставках, мини-игрушках, игровых автоматах...разве что только не на калькуляторах. Всевозможные клоны вроде цвето-тетриса (составить три кубика одного цвета по вертикали, горизонтали или диагонали...кстати, намного увлекательнее тетриса обыкновенного!), эротического тетриса (постепенно открыть эротическую картинку...да, представьте себе, тогда эротические картинки не набрасывались на тебя сами при попытке зайти на любой сайт, и игра не была лишена смысла!) и т.д. и т.п., до сих пор бороздят просторы инета. Но прелесть компьютерных игр подобна женской красоте: пережив пору бурного расцвета и усладив взоры всех кого только можно было, тетрис благополучно ушел на пенсию и теперь уже мало кого интересует всерьез. Спрашивается, зачем все нижеизложенное? Затем, что это история! Кому не надо — не читайте, я старалась не для вас, а для потомков.

Сразу оговорюсь, что отслеживать и анализировать все клоны и версии тетриса не входило в задачи моего исследования. Справедливо посчитав, что нормальному не извращенному человеку это ни к чему и еще более справедливо отнеся себя к указанной категории людей, я остановилась на версии Free Tetrix 1.09.1. От нее и буду плясать.

Геймплей в случае тетриса есть именно "геймплэй" (что в буквальном переводе означает что-то вроде "играние в игру"), а не "сюжет" (да простят меня славянофилы, но язык не поворачивается назвать смысловую нагрузку игры "сюжетом"), и разнообразием он не блещет... А чего же вы хотели? Игра изначально предназначалась для приятного времяпрепровождения в офисе при наличии отсутствия начальства. Быстро, просто, и снимает стресс! (Учтите, тогда ведь еще не было шедевров в стиле "Накажи начальника"). Не Варкрафт же на рабочем месте проходить... Грустно усмехнувшись при попытке представить на своем офисном оборудовании типа ЭВМ последние игро-шедевры, прихожу к мысли, что стоит сказать спасибо безвестному добродетелю, закинувшему на это самое оборудование хотя бы этот самый тетрис.
Итак, что у нас есть? Ряд фигур, падающих сверху, которые надо опускать вниз строго как попало и чтобы не оставалось свободного места. Свалиться может следующее:
1.Квадрат. Просто квадрат.
2.Нечто в форме хода конем, в двух зеркальных вариантах.
3.Загадочная фигура, напоминающая слегка укороченную молнию. Также "в комплекте"
4.Еще более загадочное нечто, больше всего похожее на трилистник.
5....как бы это выразиться поприличнее...очень суженный прямоугольник.
Все фигурки состоят из четырех элементов (мини-квадратов), что наводит на мысль о происхождении названия игры. Но...каждая из фигур всегда одного цвета!! Квадрат непременно синий, а прямоугольник — красный, и, как говорил один из моих преподавателей, "никуда не деться от этого факта". Если хотите, назовите мою логику женской, но лично мне бы хватило одного опознавательного признака — геометрической формы. Почему-то хочется, чтобы хоть изредка попадались квадраты другого цвета. Вообще, в таком случае, почему бы к этому квадрату в дополнение не прибить табличку с надписью и не снабдить его позывными типа "геймер, геймер, я квадрат!" Еще легче будет опознаваться!
В начале игры любезно предоставляется право выбирать исходный уровень, направление вращения фигур, цвет фона и вариант текстур... особо не разбежишься, но остается утешаться тем, что смысл игры все равно не в этом.
Кто сказал, что тетрис — игра не ролевая? А вот вы попробуйте представить себя во-он тем падающим квадратиком... пережить его ощущения свободного падения, боль от удара и последующего отрезания нижней части...(элементы расчлененки, однако!) Получилось? Если да — предлагаю вариант с более тяжелыми для психики последствиями: выберите себе расу и играйте, допустим, за красных...или за зеленых. Ну вот, стало немного проясняться, почему они все время одного цвета...Миссий, правда, в явном виде не наблюдается, зато огромный простор для воображения!

Графика ненавязчива и всем своим видом стремится показать, что она тут вообще ни при чем. Разрешение роли особо не играет: будь пиксель размером с составляющий элемент фигурки — вряд ли кто-то почувствовал бы разницу. Согласитесь, при желании это можно расценить как плюс!

Понятие о физике в период создания игрушки находилось, видимо, еще в противозачаточной стадии. Совершенно неважно, какую текстуру вы выбрали в меню: мрамор, плитку, кирпичи или загадочное "по умолчанию". Падают они совершенно одинаково: шлеп и намертво! Не хочется даже голову ломать, гадая, из какого материала они сделаны "на самом деле", но уж точно не из стекла. И не из резины... Кстати, есть два варианта падения, управляемые соответственно стрелкой вниз и пробелом. В первом случае фигурки падают с заметным ускорением (не 9,81 м/с2, конечно, однако в смысле физики явный прогресс!), но гораздо медленнее, чем во втором, где проверять наличие ускорения — все равно что проверять теорию относительности Эйнштейна в пределах своей комнаты. Кстати, фигурки не отбрасывают тени! Видимо, в намерения разработчика входило придать игре какой-то элемент мистики, если учесть еще и загадочное исчезновение в никуда так старательно составленных линий...

Музыка есть! Странно, я поспорить могу, что в первых версиях ее не было (ностальгически припоминаются только однообразные звуки шлепающихся вниз фигур)...надо же, целых девять полифонических мелодий! Может, мне этот тетрис с моим мобильным подружить?..

А знаете, что мне понравилось больше всего? Опция выбора языка! Всего 19 вариантов, прямо тетрис-интернешнл... Вы пробовали когда-нибудь включать меню на украинском? После одного такого эксперимента я поняла, что вторая часть всем знакомого сочетания ВИА ГРА означает вовсе не ГРАбли, а обыкновенное "игра". Смело дописываю в плюсы игры ее общеобразовательную функцию.

Управление банально до невозможности: стрелки и пробел. Мышке, правда, тоже предоставлено право прочувствовать свою полезность: ею нажимаются кнопка "старт" и "close". Можно еще и в меню полазить, однако меню и на F10 неплохо откликается. С точки зрения рационализации управления и разнообразия геймплея лично я бы предложила включить в игру элементы шутера и использовать мышь как ножную педаль, расстреливая ею "не вписывающиеся" в общую картину фигурки.

Система сохранений не выдерживает критики. Максимум дозволенного — кнопка "pause", но против кнопки "рower" она бессильна. Нельзя два раза войти в один и тот же тетрис, потому что это будет уже новый тетрис, хотя и точно такой же с виду. Сохраниться может только ваш рекорд, что, впрочем, немного утешает.

Почему-то принято считать, что тетрис — игра для строителей. Развенчать этот миф просто: ну что общего у тетриса со строительством? Нет, правда, вы видели где-нибудь строителей-извращенцев, кладущих кирпичи такой формы?! А вот разница огромная: построенное остается (принято считать, что надолго), а все уложенное в стройные ряды в процессе игры исчезает из поля зрения навсегда, оставляя некое подобие дырчатой мозаики. Кстати, всласть полюбоваться на сотворяемое вами цвето-безобразие вы все равно не сможете: пока фигурки падают — некогда, а потом неизбежно наступит момент, когда табличка с надписью "Гэйм овер" закроет добрую половину экрана. Возможен еще приятный момент вписывания своего имени в список лучших из лучших...откровенно говоря, для меня это единственный стимулятор. Вот в лайнс, например, такой таблички нет, за что ее и не люблю.

Напоследок вопрос весьма животрепещущий: можно ли позволять играть в тетрис детям? Ответ прост: чужим детям — можно, своим...тоже, только не давайте им читать сие творение. Возможно, тогда они воспримут игру адекватно, поставят ей диагноз "скучно, однообразно и вообще для программистов" и сами не захотят в нее играть.

Вместо эпилога:
Как привередливы стали дети:
В Варкрафт и Симсов играют дружно.
Но если Тетрис лежит в Инете —
То значит, это кому-то нужно...

Katarina

Головоломка Обзор № 67 Tetris, Тетрис

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".