Обзор XCOM 2

Posted by Anuriel on марта 24, 2016 - 17:00

Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Жанр: тактика
Похожие игры: X-COM, другие тактики (Silent Storm, 7,62), Half-Life 2
Платформы: ПК
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core 2 Duo 2,6 ГГц или 4-ядерный Phenom 9950, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460 или Radeon HD 5770, 45 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-2320 3,0 ГГц или Athlon II X4 651K, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 или Radeon HD 7970.
Мультиплеер: есть

Продолжение удачного римейка XCOM – из тех игр, что привлекли к себе внимание больше ожидаемого и, пожалуй, больше нужного. Когда и хороших стратегий, и даже ПК-эксклюзивов вообще за весь год ожидаются единицы, от каждой такой игры неизбежно хотят многого, слишком многого. На самом деле XCOM 2 – только более дорогая и удобная версия все той же XCOM: Enemy Unknown 2012 года.

Обзор XCOM 2 Настроек внешности очень много, вплоть до шрамов и раскраски брони. Гаджеты и апгрейды оружия движок дорисует сам.

Важный плюс XCOM 2 – она из тех редких игр, где случайным образом генерируется почти все, но сюжетная линия каким-то чудом все же остается в центре внимания. По завязке, нашу Землю все-таки сумели захватить пришельцы. Но зачем она им? Почему человечество не истреблено, а только оккупировано? И что за эксперимент проводили инопланетные ученые над главой спецотряда XCOM? В этом предстоит разобраться, параллельно ставя палки в колеса планам захватчиков и создавая свою повстанческую сеть. Это значит, что игра будет про людей, ваших людей, которые будут совершать подвиги, и вы будете их запоминать, как родных. И в то же время игра про борьбу двух организаций, так что никакие подвиги ничего не решат, если вы будете неправильно расставлять приоритеты и распределять ресурсы.

Стратегическая часть полностью переделана. Теперь мы область за областью восстанавливаем связь с повстанцами со всех континентов Земли, а затем уничтожаем ключевые объекты врага. Второстепенная, но не менее важная задача – обеспечить свою летающую базу всеми ресурсами. Это материалы, за которые покупаются улучшения для корабля и для бойцов. Это персонал – ученые и инженеры, ведь для победы придется освоить передовые технологии пришельцев. Это разведданные, без которых не свяжешься с новыми регионами и, значит, не дотянешься до болевых точек оккупантов. Наконец, все трофеи, даже трупы инопланетян найдут применение в хозяйстве или, на крайний случай, продадутся на черном рынке.

Обзор XCOM 2  Если присмотреться, здесь кто-то праздновал Рождество.

На деле большую часть кампании не хватает ничего: ни ресурсов, ни энергии базы для постройки новых отсеков, ни станций связи для контактов с нужными регионами, ни времени, чтобы элементарно забрать поставку или расследовать наводку. Не говоря уж о ранениях бойцов, когда на задание не выставишь никого приличного. Вдобавок, XCOM 2 явно ведет себя нечестно и усложняет задания не по счетчику дней, а по изученным вами технологиям. Поэтому открыли новое оружие, броню – не спешите радоваться. Хватит ли вам ресурсов, чтобы экипировать отряд по последней моде – еще вопрос, а вот что в ближайшей миссии встретятся новые враги – в этом будьте уверены.

Сами тактические миссии не очень изменились и напоминают таковые из любой подобной игры. Ходы и клетки, укрытия и зоны видимости, спецприемы для разных классов бойцов. В развитии последних есть небольшие сюрпризы. Например, снайпер может специализироваться на пистолетах, специалист – обучить своего дрона взламывать роботов, что дает множество вкусных бонусов. Рейнджеры, бывшие штурмовики, владеют мечами и могут применять простенький стелс. Роль гренадеров – вскрывать укрытия, выбор лишь между пулеметом и гранатами. К слову, модель повреждений стала более продвинутой: очередь запросто пробивает стену, а от гранаты здание загорится и будет с каждым ходом постепенно рушиться, так что менять позиции в XCOM 2 приходится постоянно. Бонусный класс – псионик – доступен не с начала игры, зато имеет расширенный арсенал способностей на все случаи жизни. А вот бойцов МЭК из дополнения Enemy Within не оказалось, вместо них – экзокостюмы с разными наворотами: от огнемета и ракетницы до крюка-кошки и прохождения сквозь стены.

Обзор XCOM 2  AI не очень-то умен. Сам игнорирует укрытия и ваших неприкрытых вояк часто щадит.

У всех заданий сходный сценарий: зачистить локацию и уложиться в таймер. Правила меняются незначительно. Иногда мы спасаем гражданских, иногда эвакуируем випа. Потенциал игры все еще далеко не раскрыт. Где миссии по обороне объекта? Где бои с боссами? Геймдизайнеры практически обходятся без скриптовых событий. И не удивительно: любой скрипт, даже реплика персонажа, сопровождается раздражающими задержками. Движок Unreal 3 проверен в десятках игр, но XCOM 2 он не дает ничего, кроме хорошей графики. Действительно, визуализация всех действий, постановка кат-сцен очень выросли. XCOM 2 смотрится круто. Но скверная оптимизация достойна ПК-эксклюзива, а размеры локаций всегда были слабой стороной Unreal Engine. Финальная миссия, где Firaxis позволила себе немного развернуться, однозначно показывает – лучше не надо.

Но свои скромные возможности XCOM 2 использует как следует, так что уровни не приедаются. Как и положено ПК-игре, правила игры сами приводят к интересным ситуациям, так что дизайнерам оставалось только нарисовать разнообразных уровней и как следует их оформить. Но что действительно будоражит в XCOM 2 – это неожиданные противники, каждый из которых ломает привычную тактику прохождения. Пришельцы играют по своим правилам: они телепортируются и клонируются, маскируются и ломают стены, как бумагу – пожалуй, рассказать их сюрпризы было бы самым большим спойлером. Когда же и ваш отряд обрастает гаджетами и скиллами, начинается настоящая война супергероев.

Обзор XCOM 2  Раскачанный псионик страшен.

Напоследок обратим внимание, что XCOM 2 не сводится к сюжетной кампании. Встроенный генератор подготовит случайную игру по полноценным стратегическим правилам или же быструю схватку – по тактическим. Имеется и сетевой режим, в котором нужно создать отряд из людей и пришельцев, экипировать его и сразиться с другим игроком. Это позволит изучить XCOM 2 по максимуму в ожидании дополнения.

Игра в цифрах:

16 типов врагов
39 заданий выполнено до победы
7 часов оставалось до завершения проекта «Аватар»
1 раз базу сбил НЛО
120 пришельцев на счету Джейн «Отличницы» Келли

Радости:

  • От игры не оторваться
  • Зрелищно, мощно, атмосферно
  • Сюжет увлекает, герои как живые
  • Реиграбельно

Гадости:

  • Плохая оптимизация
  • Нет неожиданных заданий

Оценка: 9,5

Вывод:

Уже сейчас можно точно сказать, что XCOM 2 запомнится как одна из самых ярких игр года. Любая критика в ее адрес не отменяет того, что с ней обязательно нужно познакомиться каждому стратегу.

Anuriel

Научная фантастика или технофэнтези?

По субъективному мнению автора обзора, изначально серия XCOM была не столько научно-фантастической, сколько аллегорически показывала Холодную войну. По сути, ее сюжет строился вокруг борьбы двух спецслужб за влияние по всему земному шару, вокруг конспирации, секретных баз, разработки и кражи технологий и специалистов. В качестве фона – угроза тотальной войны и апокалипсиса.

XCOM 2 впервые не прячется за карикатуры, а претендует быть по-научному логичной, и в этом даже напоминает Half-Life 2. Однако от Firaxis, у которой за плечами Civilization: Beyond Earth, ждешь гораздо более глубоких знаний о современной науке и понимания логики общественных процессов, чем представлены в XCOM 2.

Обзор XCOM 2   Заставить пришельцев убивать друг друга - одно из главных удовольствий XCOM 2.

Первое из клише – гениальные ученые в вашей команде, которые могут в диких партизанских условиях догнать, повторить и адаптировать для ваших нужд самые высокотехнологичные разработки пришельцев. Почему пришельцы неизбежно проиграют в этой войне? Потому что их администрация, «Адвент», строит громадные, дорогущие исследовательские комплексы, которые ваши диверсанты, конечно, регулярно взрывают. А партизаны из XCOM все то же самое и даже лучше повторяют на коленке, в одной мобильной летучей базе. Спрашивается: почему инопланетяне, прилетевшие из далекого космоса, вдруг резко растеряли все свои космические спутники и корабли? Где их хакеры? Шпионская сеть? Со времен прошлых XCOM враги сильно сдали в находчивости и коварстве.

Еще более яркое клише – предполагать за СМИ решающую роль в организации восстания. Крутанул по телику безумной правдивости компромат – и полетят головы болтливых политиков, кои только и делают, что пьют кровь послушного народа. Подобное не прокатывало даже в опусах Криса Метцена в StarCraft 2, где все же не было абсолютного врага, способного сровнять с землей непокорную цивилизацию. В сухом остатке XCOM 2 не объясняет, ни как инопланетяне смогли захватить Землю, ни из-за чего они потом проиграли. Deus ex machina, как говорили в древности.

Обзор XCOM 2Здесь должна звучать музыка из X-Files.

Пока в одних отделах Firaxis футуристы стремятся к максимальной достоверности своих цивилизаций будущего, их коллеги пишут, скорее, технофэнтези. В него вливается как наукообразный сленг, так и прямые отсылки к религиям. Ведь словом «Адвент» в западном христианстве называют время перед Рождеством, то есть время в ожидании рождения богочеловека. А в индуизме для воплощения бога в человеке используют слово «Аватар». Таким образом, Firaxis проводит тонкие параллели между космическими пришельцами и небожителями из земных религий. Вы внимательно рассмотрели логотип «Адвента»?

Нечестная игра

Вокруг XCOM 2 разгорелось множество споров по поводу роли случайностей в этой игре. Казалось бы, в любой тактике существует шанс промаха или неудачи другого действия – чем XCOM 2 хуже других игр? Подведем итоги прениям:

  • Первая ошибка Firaxis в том, что интерфейс игры при оценке шанса попадания не учитывает вероятность уклонения противника, а только вероятность промаха. При уклонении вы наносите лишь половину урона. Но только в начале игры. В дальнейшем в дело вступает показатель брони. И тут Firaxis сделала вторую ошибку: показатель брони вычитается из показателя урона после деления на два в результате уклонения, а не до. То есть если оружие атакующего наносит 10 урона, а у цели 4 брони, то при уклонении итоговый урон будет не (10-4)/2=3 ед., а 10/2-4=1 ед. Когда оружие тюнинговано на "N урона при промахе", получается глупая ситуация: попадание хуже промаха. С другой стороны, критическое попадание нанесет в том же случае 10×2-4=16 ед. урона, то есть в 16 раз больше! Не удивительно, что фаворитами многих игроков стали рейнджеры с их всегда меткими, всегда критическими выстрелами в упор.
  • При этом в XCOM 2 предусмотрено множество механик и против бронированных целей, и для гарантированного попадания. Это и гранаты, и атаки «Гремлина» – дрона специалистов, и «магия» псионика. Но игроки, как правило, соблазняются более мощными способностями с низким шансом срабатывания. В чем проблема – у нас же есть save/load!
  • И здесь начинается самый праздник: загрузки в случае неудач в XCOM 2 не работают. Промазал – загрузился – снова промазал, ведь игра запоминает последнее случайное число. Конечно, можно сделать ход другим бойцом, ведь промах промаху рознь. Но и это не абсолютная панацея. XCOM 2 подталкивает к честной игре – именно за это ее недолюбливают псевдо-хардкорщики, привыкшие переигрывать каждый неверный шаг.

В сравнении с другими тактиками механика XCOM 2 гораздо менее завязана на вероятностях. Если для вас игра превратилась в сплошные загрузки, наш совет – просто выберите правильный уровень сложности и признайте за компьютерным врагом право на удачу. Ведь в случае промаха AI никто из нас не сетует на вероятность.

 

тактика Обзор №195
Упоминаемые игры и серии: 
XCOM 2, XCOM