Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm

Posted by Anuriel on апреля 20, 2019 - 09:50

Жанр: глобальная стратегия.

Разработчик: Firaxis Games.

Издатель: 2K Games.

Платформы: Nintendo Switch, Windows, iOS, Mac OS, Linux.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 2,5 ГГц или Phenom II 2,6 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 450 или Radeon 5570 с 1 ГБ, 12 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5 4-го поколения или FX8350 4 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 или Radeon 7970 с 2 ГБ.

Возрастной рейтинг: 10+.

Бывает так: соберешься в путешествие – и заболеешь в первый же день. А дальше не то получаешь удовольствие, не то обманываешь себя, делая вид, не то мучаешься, выполняя обязаловку, хотя лучше бы вернуться домой. У Civilization VI еще на старте, в 2016 году, заболел AI – и это все испортило. Попытки Firaxis отпоить его малиновым чаем внушали все меньше оптимизма. Больному нужен покой. Извержения вулканов, цунами и торнадо разумнее посмотреть по телику.

Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering StormБезнадежность ситуации можно рассматривать под всеми углами. Брось Firaxis все силы на доработку AI, добейся хоть всечеловеческого прорыва в этом направлении – кто бы согласился отжалеть несчастный бакс за их труды? Обязаны выпустить бесплатным патчем – и точка! С другой стороны, дополнение про катаклизмы и мировую дипломатию, запланированное в «дорожной карте», предполагало усложнение правил, а ведь бот не справляется даже с имеющимися. Из двух зол выбрали третье. Если в прошлом аддоне, Rise and Fall, влияние новшеств выкрутили на минимум, то в этот раз – попросту в ноль.

Описать Gathering Storm можно в одну строчку. Вы строите электростанции – затапливаются клетки побережья – вы строите плотины. Всё. Что бы я ни написал ниже, это будет перечисление, чего в игре нет. А по сути, ничего нет, даже механики затопления: подлежащие погружению гексы обозначены с начала игры, но река не превратится в залив, а озеро – в море. Дурак построил дом на песке, умный – на горе, а хитрый – подальше от отмеченных гексов.

Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering StormКажется, всё просто. Углекислый газ вырабатывают электростанции – давайте запрещать их в международном конгрессе. Но конгресс не работает: предложения здесь выдвигаются случайным образом, не актуальные, да еще и действуют временно – толку от них никакого. Это даже немного смешно: не дипломатия помогает экологии, а наоборот – абсорбируя CO2, вы зарабатываете очки мирового влияния. Как наивно!

При этом и сами электростанции введены бездумно. Вы не можете, например, построить ее в индустриальном городе и провести оттуда ток в провинцию, хотя уголь и нефть телепортируются в нужную точку сами собой. Без света, кстати, ваш народ неплохо обходится, а на поздних этапах игры появляются ультимативные ветряки и солнечные батареи, дешевые и без минусов. Они как бы возобновляемые источники энергии, но и обычные углеводороды исчерпать невозможно – про это разработчики забыли. Поэтому переходить на АЭС – самоубийство. Реакторы словно для того и ввели, чтобы они взрывались – все равно что заминировать себя атомными бомбами. Есть загадочная кнопка «перезапустить реактор», но когда это пора делать – не ясно, а перезапуск сам по себе может привести к катастрофе. В Firaxis что, так любят Fallout?

Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering StormДвигаемся дальше. От парникового эффекта тают льды. Но умеренные широты отчего-то не превращаются в пустыню, а тундра – в плодородные земли. Чай растет, где рос, на прежнем месте слоны и олени. То есть континентальной державе вообще на эти выбросы плевать. И так же устроены другие катаклизмы: просто случайные гексы повреждаются случайной стихией. Сегодня здесь засуха, а там торнадо – завтра наоборот. Предсказать ничего нельзя, взаимосвязей нет, хотя что стоило придумать хотя бы метеорологический спутник? И, опять же, влияние на игру пустяковое. Катастрофическое извержение вулкана? Да полно, позовем рабочего, он за пару ходов разберется. Потерять город из-за землетрясения или многолетнего неурожая невозможно, а уж до эпика типа десяти казней египетских в Firaxis и не додумались.

Зато внезапно может собраться международный конгресс и предложить оказать пострадавшему помощь. Вот сто раз до этого не собирался – а тут нате вам, благотворительность. Посидят такие, покачают головами и разойдутся: AI не видит выгоды кому-то помогать и голосует против. С глупостью бота может сравниться только его эгоистичность. Он непрерывно спамит вас предложениями продать ему за бесценок ресурсы, шедевры или очки дипломатии. Ему как будто вовсе нельзя угодить. При этом если вы сильный, вам необъяснимым образом капают очки дипломатической победы, даже когда весь мир вас ненавидит.  Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering StormВ конгресс же отправились военные кризисы, но логики в них не больше, чем в реальности. Вам кто-то объявил войну, вы бросили армию на ближайший город врага и захватили его – тут же собирается конгресс, вас называют агрессором, и весь мир ополчается против вас. Договориться не-воз-мож-но. Дипломатия не заменяет войну, а детонирует ее. Хотите играть пацифистом – лучше спрячьтесь на самый далекий остров. Тогда в случае конфликта ждите разве что одиночных юнитов – жертвы на заклание вашему «богу войны» – артиллерии.

Милитаризма на поздних этапах стало еще больше. Дерево технологий продлили словно лишь затем, чтобы ввести боевого робота и апгрейды к нему. И это очень тупо, потому что робот делает ненужными все прочие юниты: и специализированные сухопутные, и авиацию, и бомбы. Вы словно оказываетесь в третьесортном клоне Civilization, где вообще нечего планировать – ходи да убивай. А что с мирными направлениями? Их в поздней игре нет, хотя религиозный ивент «подготовься к концу света» смотрелся бы вполне уместно. Весь эндгейм Gathering Storm – какая-то абсурдная карикатура на действительность, где города бесконечно требуют развлечений, по карте бегают рок-звезды вперемешку с боевыми годзиллами, страны ведут войну всех со всеми, шпионы поднимают в глубоком тылу партизан, вооруженных танками и РСЗО, а фоном для всего – безнадежно убитая экология. Жаль только, не до конца – всемирный потоп смотрелся бы закономерным финишем партии в такую Civilization 6.

Обзор Sid Meier's Civilization VI: Gathering StormНапоследок я оставил каплю оптимизма. Да, Gathering Storm провалил все заявленные механики, но как набор контента он неплох. Новые юниты, чудеса света, нации и постройки, по крайней мере, окончательно снимают проблему пустоты и затянутости оригинальной Civilization 6. Наконец-то вернули железные дороги, что действительно ускорило темп игры: теперь не приходится думать, что война закончится без вас, пока вы приведете армию к вражеским городам. Появились всемирные состязания, вроде Нобелевской премии, и хотя работают они топорно – просто требуют набрать больше очков великих людей – но именно микрособытиями сильны последние игры Firaxis. Это восхитительное чувство, когда вы готовы стереть Швецию с лица земли, но стоп! Подождем еще два хода, ведь они нам скоро присудят Нобелевскую премию мира. Ну просто всё как в реальности.

С юмором на этот раз подошли к своему делу композиторы. Новый саундтрек вдохновлен несколькими известными аутентичными мелодиями, такими как скандинавская Herr Mannelig. Но фокус в том, что в каждой эпохе исходная тема обыгрывается по-своему, в соответствии с музыкальными вкусами тех лет. Знакомая мелодия может зазвучать в исполнении солдатского хора или на техно-бит. И такое решение лучше всяких роботов дает ощутить стремительный ход времени в Civilization.

Радости:

  • Контента стало больше.
  • Саундтрек обновили.
  • Многие проблемы AI исправили.

Гадости:

  • Столько же новых проблем AI добавили.
  • С механиками катаклизмов, истощаемых ресурсов и мирового конгресса не справились.
  • И просят за это $20.

Оценка: 4,0

Вывод:

Начиная играть в Gathering Storm, досадуешь, что изменения абсолютно не чувствуются. Но спустя десяток часов понимаешь, что это как раз большое счастье. Дополнение хотя бы не испортило игру окончательно.

Anuriel

Глобальная стратегия Обзор №227
Упоминаемые игры и серии: