Обзор Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Posted by Anuriel on ноября 16, 2017 - 22:46

Жанр: тактический стелс в реальном времени.
Разработчик: Mimimi Productions.
Издатель: Daedalic Entertainment.
Платформы: PC.
Похожие игры: Commandos, Desperados.
Минимальные требования: Win Vista, 2,5 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, 1 ГБ в видеокарте, 13 ГБ свободного места на жестком диске.

В свое время эти же разработчики сделали The Last Tinker — детскую экшен-адвенчуру, в которую было невозможно играть. Она была невероятно скучной, безвкусной и тупой. Вдобавок ровнялась на Rayman, но, разумеется, получалось плохо. Поэтому тот факт, что те же люди создали Shadow Tactics, очень удивляет. Все, чего нельзя было сказать об их предыдущей игре, можно сказать о новой — о тактическом командном стелсе про Японию периода Эдо.

Обзор Shadow Tactics: Blades of the ShogunТут авторы, впрочем, тоже не пытаются изобретать велосипед, а во многом подсматривают старые механики. Но в данном случае, во-первых, делают это мастерски, а во-вторых, эти самые механики уже много лет как почти не используются в индустрии. Shadow Tactics — это привет из хардкорного прошлого, когда тебя всегда наказывали за ошибки, и когда время не имело значения. Геймплей восходит к первым частям Commandos и серии Desperados: мы проворачиваем аккуратные, обычно диверсионные операции, управляя одновременно несколькими персонажами.

Всего пять героев. Все они рано или поздно при разных обстоятельствах и по разным причинам включаются в тайную борьбу против таинственных повстанцев, угрожающих новому сегуну, а также мирной жизни, воцарившейся после его прихода к власти. Сюжет не то чтобы оригинальный, но подан неожиданно интересно. Диалоги хорошие, озвучены они вообще прекрасно. Много постановочных деталей, которые делают кат-сцены небанальными.

Обзор Shadow Tactics: Blades of the ShogunНо в первую очередь история держится на персонажах: независимом ниндзя, преданном самурае, веселом старике-снайпере, гейше и юной девочке, умеющей делать ловушки. Они на редкость глубоко проработаны, отлично раскрываются по ходу. Они шутят, сомневаются, спорят друг с другом и так далее. У всех свои цели и ценности.

Чтобы пройти уровень, нужно обязательно действовать несколькими героями. Вы не сможете пробежать одним ниндзя всю карту. Она похожа на лабиринт, где каждый новый закоулок предлагает новый вызов. Но несмотря на то, что всегда присутствует вариативность, нужно комбинировать разные способности нескольких персонажей, чтобы пройти дальше. Самый простой пример: один отвлекает — второй перебегает из кустов в кусты. Ведь это не пошаговая игра — все происходит в реальном времени.

Часто нужно одновременно атаковать сразу группу противников. Иногда стража ходит толпой, и можно прыгнуть на нее с крыши тоже толпой. Но чаще враги стоят в разных концах площади и таким хитрым образом, что смерть одного видят остальные. Тогда надо вместе атаковать с разных сторон: самурай прыгает с мечом, ниндзя бросает сюрикен, снайпер стреляет прямо в голову. Чтобы скоординировать эти действия, есть специальный режим. Но не стоит возлагать на него много ожиданий: он предназначен для того, чтобы выполнить одно единовременное действие. Спланировать многоходовочку не получится.

Обзор Shadow Tactics: Blades of the ShogunПоднимать шум можно, но не рекомендуется. Если звучит тревога, то прибегает крупное подкрепление, которые просматривает всю территорию, а иногда даже заглядывает в дома, где персонажам разрешают прятаться. Со временем тревога, конечно, отменяется, но подкрепление не уходит полностью — часть противников остается, и этим сильно усложняет игру. Так что желательно всегда прятать тела убитых и никому не попадаться на глаза. А если все-таки случилась тревога, то лучше загрузить последнее сохранение и переиграть.

К слову, разработчики прекрасно понимают, что это может расстраивать современных игроков, поэтому по умолчанию сделали счетчик-напоминалку. Он считает, сколько прошло времени с последнего сохранения. Очень удобно. Но по желанию можно и отключить. Однако тогда не обижайтесь на разработчиков, если потом внезапно окажется, что вам нужно пройти заново последние полчаса.

Миссии длинные. А по нынешним стандартам длятся почти вечность. Первое прохождение любой карты занимает как минимум два-три часа. А если хочется выбить крутые достижения и завершить минорные испытания (например, ни разу не спрятаться в кусты), то на один уровень можно потратить целый день. Связано это с массой вещей: насыщенностью и сложностью задач, многоуровневым и запутанным дизайном, суровыми последствиями любой ошибки игрока.

Обзор Shadow Tactics: Blades of the ShogunЧувствуется, что каждое твое действие уже было просчитано разработчиками. Кажется, что нет никакой лишней детали на карте, и все кусты, корзины, ловушки, скалы, заборы, противники — все на своем месте. Но самое важное — в конце каждой миссии всегда есть ощущение вырванной победы. Это приятное чувство, когда ты не просто делал то, что тебе велели, когда тебя не вели за ручку, а наоборот, заставляли планировать, думать, многократно учиться на своих ошибках. Сегодня стелсовые игры забыли, что терпение — неотъемлемая черта жанра. Все должно быть бесшумно, аккуратно, элегантно, но бодро, считают некоторые разработчики. Но здесь тебе нельзя бежать напролом. Следует ждать удачного момента, иначе провалишься. При этом карты и задачи так спланированы, чтобы всегда было интересно узнать, что там дальше. Какое новое испытание приготовлено за следующим поворотом? Вот это очень здорово.

Огорчают в игре только мелочи. Возможно, некоторые из них когда-нибудь исчезнут с патчами, но не все. Прежде всего, управление не самое удобное. Особенно раздражает камера, которая останавливается только в определенных точках и не всегда показывает удобный угол. Но и сама раскладка местами странная, и, скорее всего, вам захочется ее поменять.

Обзор Shadow Tactics: Blades of the ShogunОгорчает, что в скоординированных атаках персонажи иногда не реагируют так, как надо. Герой может ступить и отказаться от атаки или начать ее слишком поздно. Иногда нужно, чтобы он бежал, а он просто шагает, зараза, медленно и гордо. Все это случается нечасто, но всегда ведет к провалу и заставляет переигрывать, потому что ИИ — внимательный и безжалостный. В этом еще одна причина сохраняться как можно чаще. К счастью, это несложно.

Радости:

  • Хардкорно.
  • Продуманно.
  • Замечательный сценарий.

Гадости:

  • Отчасти управление.
  • Мелочи.

Оценка: 9,0.

Вердикт:

Обязательная вещь для всех, кто любит тактику и стелс.

Вадим Астафанов

stealth, тактика Обзор №205
Упоминаемые игры и серии: 

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".