Обзор Return to Castle Wolfenstein

Posted by AlexS on января 31, 2002 - 00:00

Return to Castle WolfensteinНу что, товарищ, соскучился с времен Wolfenstein 3D по мрачным подземельям, злобным фашистам, портретам фюрера на стенах и прочим атрибутам старичка Вульфа? Или ты отнюдь не ностальгирующий фанат, а просто любитель экшенов? Что ж, в любом случае заходите на огонек — в замок Wolfenstein...


В свое время все игровое сообщество было весьма заинтриговано новостью о готовящемся продолжении "того самого-самого первого", культового Wolfenstein 3D. Да-да, именно его: со спрайтовыми фашистами, PC-Speakerораздирающим лаем собак, четырьмя видами оружия, механизированным Гитлером... Однако чуть позже, после многообещающих анонсов и PR-акций, появилась информация о том, что делает игру вовсе не маститая Id Software, а безвестная (или почти безвестная — см. ниже) Gray Matter Interactive, что старого доброго "Вульфа" уже не будет; ну, а первые скриншоты совсем не впечатляли (по крайней мере, меня;). Тем не менее, работа над Return To Castle Wolfenstein продолжалась и, наконец, закончилась — игрушка "родилась". Конечно, такая вещица не могла не быть "обозренной" мною — страшным старым ностальгирующем игроманом;). Очень уж хотелось глянуть, что ж там "эдакого" Gray Matter наворотили — чем черт не шутит, вдруг чего грамотное получилось. Так что скоро RTCW уютно устроилась на моем винчестере, откушав аж 700 Мбайт. И понеслось...

Xatrix веников не вяжет
Помните Redneck Rampage? А Cyberia 1-2? Как так — не помните?!?! Ну, а Kingpin? Фу ты, слава богу! Так вот, разработчиком всех этих игрушек была Xatrix Entertainment, бОльшая часть сотрудников которой затем создала студию Gray Matter Interactive и начала работу над Return To Castle Wolfenstein. Для этого контора заручилась поддержкой Id Software, лицензировала у Id движок Quake3 и начала его дорабатывать. Пока программисты дорабатывали движок, художники рисовали модели и текстуры, сценарист придумывал сюжет, ибо сейчас в шутерах без сюжета "не модно": вон, дескать, у всех есть какой-никакой захудалый сюжет, и в нашем, значит, должен быть, да не абы какой, а интересный, — приблизительно так думали создатели, придумывая storyline для своего потенциального хита.
Ну и что же за сценарий такой? А ничего. Ну, в смысле ничего особенного:). Вы — агент Вилли Блажкович, волею судеб (и командования) очутившийся в самом сердце фашистской Германии. Дотошное начальство пронюхало, что в районе замка Вульфенштейн (Wolfenstein) фрицы проявляют какую-то слишком высокую активность и что ему (начальству) хотелось бы узнать, что же происходит там, и расстроить все злокозненные планы фашистов. "Няма базару", — сказал Блажкович и начал выполнение миссии... А что же было дальше?
В двух словах: немцы исследуют возможности производства (да уже даже и производят) Uber Soldaten, универсальных непробиваемых боевых машин, которые должны были принести Рейху победу во Второй мировой (кстати, эти солдатики весьма напоминают финального босса Wolfenstein 3D). Параллельно процессу научных изысканий раздел паранормальных исследований СС проводит раскопки в деревне близ замка и, разумеется, на свою голову тревожит мирно дремавшую нечисть... В общем, врагов нам хватит: и стар и млад хочет надрать нам задницу, начиная от обычных фашистиков, суперсолдатов и заканчивая могущественным черным рыцарем Генрихом, который... Короче, играйте и смотрите сами, что он будет с вами делать;).

Return to Castle WolfensteinВульфенгеймплейен
В оригинале RTCW занимает ровно 1 (один) компакт-диск, спокойно устанавливается на винчестер, не требуя CD, и довольно легко и непринужденно идет даже не на самых быстрых машинах. Единственный минус — долгая загрузка уровней (зато сохраняет быстро;). С первых минут играется интересно (на мой неискушенный вкус в 3D-шутерах), во многом благодаря оригинальной атмосфере, которую очень хорошо передают графика со звуком, быстро затягивает, и RTCW играется прямо-таки "запоем".
Какое же наше основное занятие в тылу врага? Кто сказал "Вести политпропаганду в пользу советской власти"? Выйти из строя! Наша основная и первоочередная задача, "главная миссия", так сказать, это нашинковать побольше вражин. Можете даже не особо вчитываться в задания миссий — расстреливайте всех, кого можете, не стреляйте в союзников, дергайте рычаги и добирайтесь до заветного выхода.
Расскажу немного о тех, кого мы будем уничтожать, и о том, чем же мы будем это делать. "Монстряки", как я уже говорил, есть разные — даже банальных фрицев чуть ли не с десяток модификаций, отличающихся внешним видом, вооружением и степенью бронированности. Самые дохлые, офицеры и ученые, бегают с простейшими пистолетами, рядовые, в основном, вооружены MP40; также встречаются модификации с винтовками и снайперками. В больших количествах смертельно опасны. Имеются квадратнобокие девушки с бааальшими пушками (которых (девушек, а не пушек) умельцы в модах уже раздели догола;), зомби со щитами, отражающими пули, огнеметчики в противогазах, огненная нежить... Короче, вам хватит — скучать не будете.
Стоит отметить и недюжинный интеллект вражин — фрицы замечательно пользуются ландшафтом (ходят сквозь двери, укрываются от пуль за стенами), прячутся для перезарядки пушек, отбрасывают назад гранаты и отнюдь не желают встречать смерть в вашем лице, а напротив желают нашпиговать дерзкого Блажковича пулями и получить за сий бессмертный подвиг награду (чуть не написал "гранату";) от начальства. Кстати, о начальстве (нашем) — грузные парни в смокингах во время роликов между миссиями так и норовят поговорить о вашем непростом житье-бытье, дав на прощание, чтоб вы не скучали, новое задание. Уровней сложности всего три, причем на третьем играть становится довольно сложно. Орудий для смертоубийства в RTCW хватает — стандартный нож, два вида пистолетов, три вида автоматов (MP40, "томсон" и легкоперегревающийся STEN), три снайперских винтовки (есть даже одна с "прицелом ночного видения":), гранаты, базука, огнемет, большой, красивый и смертельный пулемет Venom (весьма напоминающий "четверку" (последнюю пушку) из Wolf3D) и экспериментальную электропушку Tesla. Крутые пушки могут перегреваться — нет ничего веселее, чем остаться с охлаждающимся STEN-ом супротив пачки зомбяков;). Снайперская винтовка реализована почти идеально — резко сдвинуть прицел не получится, при прицеливании перекрестие довольно сильно "водит" до тех пор, пока Блажкович не успокоит дыхание (красная полоска слева станет зеленой). При смене позиции или если вдруг по вам попадет шальная вражеская пуля, дыхание придется восстанавливать заново.
Кстати, о пулях. Трассирующие следы их видны на экране (это уже стало, похоже, традицией). Теперь пули стали какими-то более реалистичными, что ли, и уже не летят послушно в одну точку — на больших расстояниях и думать забудьте попасть в кого-нибудь из MP40. Попасть-то, может, и попадете, но лишь одной пулей из полутора десятков:). Кроме всего этого богатого арсенала, на уровнях кое-где можно найти стационарные пулеметы, делающие процесс уничтожения вражин легким и приятным.
Для тупых и непонятливых теперь при приближении к какому-либо предмету появляется иконка с вариантом действий (к двери — открыть, к записке — прочитать и т.п.), добавлено множество секретов (старые добрые с отъезжающими стенами и сокровищами за портретами в стенах тоже есть). Любители подебоширить и эстеты могут побросать во фрицев стулья;).
Помните "корм "Рedigree", который мы поедали в огромных количествах для восстановления здоровья в Wolf3D? Теперь нам "настоящую, собачью, тьфу, горячую, еду дают". Ну и последний штрих к портрету (очень приблизительному и нечеткому) геймплея — разработчики ввели параметр выносливости (stamina): зажав шифт, вы можете носиться как угорелый (то бишь процентов на 30-50 быстрее). Разумеется, пока не кончится стамина. От геймплейских заморочек плавно перейдем к разговорам о графике и звуке.

Return to Castle WolfensteinЗвукографика
Движок Quake 3 почти не изменился. Только, понятное дело, стал менее ярким и цветастым и более мрачным, металлическим каким-то. Но смотрится все-же очень приятно, наверное, из-за красивых 32-битных текстур. Модели врагов прорисованы очень тщательно, с умом и вкусом. А как у фрицев каски с голов слетают — прям лепота! Почти идеально реализовано пламя — огнемет это сила! Иногда встречаются, правда, неприятные глюки (вроде застревания в стенах), но надеюсь, что патчи многое исправят. Кроме этого, маньяки вроде меня весьма рассержены невозможностью измывательства над трупами путем отстрела конечностей и прочей кровавой бани;). По этой части придется, похоже, ждать SoF II:(.
Музон неплох, но быстро надоедает, а вот звук чуток похуже. Фрицы говорят не на родном немецком, а на английском с диким акцентом. Плохо, товарищи GrayMatter-овцы! Могли бы уже сделать и нормальный немецкий, вставив титры;(. В минуса, короче. Как я понял из впечатлений владельцев нормального звука (у меня доисторический ESS1868 да две колонки за 5$:(), RTCW не поддерживает ни EAX, ни A3D, что тоже придется отнести к минусам. Но так как проверить на практике не могу, явно злиться не буду;). Кроме этих двух неприятностей, в остальном звук весьма неплох: автоматы стрекочут, огонь шуршит, зомби стонут — все как надо.

Наше фи "Серому веществу" (AKA Gray Matter)
Минусов в новом Wolfenstein хватает. Самый главный — практически ничего нового RTCW в жанр 3D шутеров не принесла. Тривиальный сюжет (не дать фрицам построить много Uber Soldat-ов). Почти нет оригинальных фишек. Войну мы видели (и играли) неоднократно, по подземельям бродили, по подвесной дороге ездили, роботов мочили... Графика могла бы быть и получше (покровавее;). Враг умирает даже от попадания снайперкой в руку, что не есть хорошо. А еще враги любят иногда застрять в стене или покрутиться на одном месте. Локации безбожно долго грузятся, особенно на не навороченных машинах. Записки, разбросанные то там, то сям, написаны на чистейшем английском и сохраняют четкость и новизну, как будто совсем недавно вылезли из внутренностей дорогого лазерного принтера... Хватает минусов, в общем. Я мог чего-то забыть, но основные "ляпы" вроде как обнародовал. Посему переходим к приговору.
Just Play It!
"Играть или не играть, вот в чем вопрос?" — перефразируя классика, спрошу я сам себя. "Играть конечно!" — отвечу незамедлительно сам себе. Много ли хороших синглплеерных 3D-шутеров выходит в последнее время? А шмайсер в них есть?;) А фашистов пачки? Вот и я о том же. А мультиплеер! Это же "песня"! 
При должной раскрутке он, мне кажется, со своим разделением на "роли" и хорошим балансом может спокойно претендовать на роль "Контрстрайка второй мировой";). Что тут сказать — ID веников не вяжет ("мультик" она непосредственно помогала разрабатывать). 
Некоторые особо смелые игровые издания даже называют реинкарнацию Вульфа убийцей CounterStrike-а. Что ж, поживем — увидим, хотя лично я не думаю, что все так резко вдруг пересядут с Контры на Вульфа, но то, что мультиплеер свеж и хорош, это однозначно. Так что, товарищи, смело покупайте и играйте в нового Вульфа, если по каким-то непонятным причинам вы не сделали этого до сих пор:).

Вердикт.
Return To Castle Wolfenstein
(1CD) — 3D-шутер
Графика: [8/10] Звук: [7/10] Оригинальность: [7/10] Игровой интерес: [8/10] Общая: [7.5/10]
Вывод: Если не must have, то must see однозначно. То бишь покупать не обязательно, но поиграть — надо:).

Николай "Nickky" Щетько

шутер Обзор № 25
Упоминаемые игры и серии: 
Wolfenstein, Return to Castle Wolfenstein