Обзор Quantum Conundrum

Posted by Miron on июля 27, 2012 - 21:09
Чокнутый профессор

Жанр: головоломка
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Airtight Games
Издатель: Square Enix
Похожие игры: серия Portal, Narbacular Drop
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2 64 3800+ с тактовой частотой 2,2 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8800 GT или ATI Radeon HD 2900 с 512 Мб ОЗУ; 2 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo E8400 с тактовой частотой 3 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9500 GT или ATI Radeon HD 2900 с 512 Мб ОЗУ; 2 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Возрастной рейтинг ESRB: Everyone (6+)
Официальный сайт игры: http://quantumconundrum.com

Quantum Conundrum при первом рассмотрении может показаться очень неплохой вариацией на тему «что можно сделать с жанром головоломок, если в этом мире уже существует Portal 2?». Вместо портальной пушки здесь специальная перчатка, позволяющая изменять пространство, вместо лаборатории Aperture – особняк забавного, но слегка неадекватного профессора,  вместо поющих турелей – маленькое, немного похожее на гремлина существо по имени Айк, которое неустанно следует за героем. Смысл остался прежним: игрок уровень за уровнем решает пространственные задачки, используя максимум своих возможностей. Вот только язык не поворачивается назвать проект простым подражателем Portal.

Все дело в том, что Quantum Conundrum разработала Ким Свифт – в прошлом, ни много, ни мало, дизайнер Portal и одна из тех студентов, которые придумали головоломку Narbacular Drop, прототип, пожалуй, одной из самых гениальных в своей простоте игр Valve. Правда, через некоторое время после окончания работы над первой частью портальных приключений загнанной в лабораторные помещения девушки Челл, Ким ушла в небольшую редмондскую студию Airtight Games, известную по не самому лучшему экшену Dark Void, и начала разрабатывать новое творение.

Обзор Quantum Conundrum

Вообще, если так посмотреть, то ребята из Airtight Games неровно дышат к хитросплетениям теории относительности и законам физики: и в Dark Void, и в Quantum Conundrum создатели оперируют пространством и временем, как им заблагорассудится. В обеих играх с переменным успехом получается конверсия скучной теории со всеми формулами в очень интересную практику. Вся эта унылая прикладная физика и химия превращается в увлекательный, комплексный геймплей, и Quantum Conundrum в этом отношении в тысячу раз лучше предыдущего проекта студии про Бермудский треугольник, Теслу и когнитивную абракадабру.

Дивергенция изоморфного потока

Играть нам предлагают за маленького мальчика лет десяти, который приехал в особняк к своему чудному дяде - профессору по имени Фиц Квадрангл, увлекающемуся всякими необычными научными процессами. Только в этот раз ученый не смог лично встретить своего племянника: так получилось, что в ходе очередного безумного эксперимента все пошло наперекосяк, и экстраординарный научный работник попал в так называемое «карманное измерение», из которого без посторонней помощи никак не выбраться. Собственно, помочь родственнику выпутаться из сложившейся ситуации – наша главная задача.

В первые минуты разработчики погружают игрока в милую атмосферу, очень похожую на оную из небезызвестного Portal. Весь особняк – это необычайно сложное сооружение, которое, как и Aperture Laboratories, состоит из множества комнат и каких-то залов, сперва кажущихся архитектурным бредом. Авторы от лица профессора начинают постепенно объяснять, по каким законам существует здешний мир, что представляют собой измерения, как они влияют на окружающую среду, что за цветная жидкость течет по трубам, пронзающим коттедж ученого, – и так со всеми мелочами. Антураж Quantum Conundrum – некая экосистема, маленький, замкнутый мир, который живет по своим вполне логичным правилам.

Обзор Quantum Conundrum

Находясь в этом микроклимате, игрок при помощи ровно четырех геймплейных механик познает местную вселенную и пытается хоть как-то повлиять на нее. После обретения специальной перчатки главный герой получает возможность создавать измерения, очень сильно меняющие обстановку. К примеру, в одном из них абсолютно все предметы в комнате теряют свой вес: тяжелый железный сейф принимает вид мягкой игрушки, которую может поднять даже ребенок, что, кстати, очень часто поможет в решении головоломок. Во-втором измерении интерьер, напротив, становится неподъемным: картонная коробка превращается в увесистый стальной куб, который никак с места не сдвинуть. В третьем же замедляется время: брошенные предметы неторопливо парят в воздухе, что позволяет игроку, прыгая с одного на другой, достигнуть нужного места или спрятанного секрета. Ну, а последнее измерение буквально переворачивает все с ног на голову: столы, кресла и сейфы мгновенно устремляются вверх и надежно «прилипают» к потолку. В итоге, с помощью этих четырех параллельных измерений игрок проходит уровень за уровнем, чтобы запустить все генераторы в особняке, что, по идее, должно помочь неординарному дяде выбраться из западни, в которой тот очутился.

Конформно не преобразуется

Композиция, устройство и организация всех без исключения уровней исполнены так, чтобы игрок, используя свое пространственное мышление и смекалку, практически сразу догадался, чего именно хотят от него разработчики. Если помните, в обеих частях Portal головоломки были выстроены так, чтобы нам, зайдя в очередную комнату, достаточно было оглядеться, подметить важные участки, и решение как-то само приходило в голову. То есть, игрок еще сам до конца не понимал решение задачи, но по наитию выполнял определенные операции, приводящие в итоге к положительному результату.

В Quantum Conundrum происходит нечто подобное, с небольшими оговорками. Здесь мы не можем проделывать дыры в пространстве, но зато в распоряжении имеются измерения, с помощью которых реально вытворять такое, от чего у GlaDOS перегорят контакты. В новом проекте Ким Свифт в порядке вещей включить «пушистое» измерение, подбросить вперед диван, замедлить время, запрыгнуть на деталь интерьера и перелететь через пропасть, наполненную жидкостью желтого цвета. Или маневрировать в воздухе верхом на журнальном столике, ловко играя с гравитацией. Или метко бросить картонную коробку в стекло, в самый последний момент включив «тяжелое» измерение. Разумеется, здесь есть какие-то базовые элементы, которые мы будем использовать в каждой головоломке, но авторы так ловко жонглируют ситуациями, что скучно почти не бывает.

Обзор Quantum Conundrum

Тем не менее, как нам кажется, у QC есть один существенный недостаток: в 99% случаев пазл нужно и, что самое главное, можно пройти лишь так, как это задумали разработчики. Сломать систему получится только в одном-двух местах – в остальных просто негде импровизировать и приложить свою творческую фантазию. Дело в том, что свободно пользоваться всеми измерениями авторы не дают. Во-первых, они открываются строго по сюжету (весь набор появится лишь к последней трети игры), а во-вторых, пользоваться ими можно только в том случае, когда специальная колба, отвечающая за определенное измерение, будет помещена в генератор. Позволь разработчики использовать возможности чудо-перчатки без каких-либо ограничений, Quantum Conundrum стала бы глубже, интереснее, а главное – каждую задачку позволялось бы решать несколькими способами. Но получается, что игрок загнан в резервацию, совсем как профессор Квадрангл, из которой никак не выбраться.

Оговорка

Как бы то ни было, Quantum Conundrum обладает большой долей очарования. Нарисованы локации пусть и однотипно, но очень красиво и детально. При этом в игре необычайно много юмора, который идеально вписывается в происходящее. Поскольку дядя главного героя заперт в другом измерении, это позволило профессору ничего не делать и рассуждать на многие темы – от английского языка до значения желтого вещества в трубах – часто и с сарказмом. Остроумные комментарии по поводу всего, что попадает в поле зрения игрока, составляют чуть ли не половину здешней атмосферы. Профессор любит поговорить о том, как он вместе с Айком путешествовал во времени – это подтверждают многие картины, висящие на стенах особняка. К слову, сами рисунки играют очень интересную роль: при смене измерения меняются персонажи и пейзажи, изображенные на полотнах. Например, в «тяжелом» измерении профессор превращается в рокера с гитарой, а если изменить гравитацию, то на пейзаже будет видно, как субмарина стремительно вырывается из воды и устремляется к небу. Картин много, изучать каждую из них с колкими комментариями самого ученого очень интересно и весело. Огорчает лишь финал, который наступает, прямо скажем, внезапно, зато сразу появляется стойкая надежда на сиквел.

Обзор Quantum Conundrum

Несмотря на то, что большая часть этого текста состоит из хвалебных эпитетов, Quantum Conundrum однозначно проигрывает Portal 2. Игра от Valve самодостаточна, концепция в ней доведена до логического конца, ничего ни отнять, ни прибавить. А вот с головоломкой Ким Свифт есть определенные проблемы, которые все же могут быть решены во второй части.

Радости:

  • интересные головоломки
  • искрометный юмор
  • красивая графика
  • оригинальные картины на стенах

Гадости:

  • финал
  • ограничения в использовании измерений

Оценка: 8,0

Вывод:

Quantum Conundrum – очень умная и красивая игра. В ней есть то, что должно быть в головоломках на современном этапе их развития. Жаль, что не все элементы игры доведены до идеала.

Обзор написан по PC-версии игры

Александр Михно

Головоломка Обзор Quantum Conundrum

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".