Внимание! Подписка на газету "Виртуальные радости" на 2-е полугодие 2017 года осуществляется на сайте ulej.by по схеме краудфандинга. Подробности читайте в теме форума. Чтобы перейти к подписке, нажмите кнопку справа.

Подписаться Виртуальные радости онлайн

 

Обзор Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Posted by Panko on октября 31, 2008 - 00:00

Жанр: Tactical Espionage Action
Разработчик: Kojima Productions
Издатель: Konami
Похожесть: вся серия Metal Gear Solid
Количество дисков в оригинальной версии: 1 Blu-Ray
Дата выхода: 12 июня 2008 года
Дополнительные возможности: полноценная поддержка контроллера Dual Shock 3

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots относится к "редкому сословию" тех игр, которые своим приходом меняют облик гейминдустрии раз и навсегда. Этот проект стирает все невидимые границы между кино и интерактивными развлечениями. Проводя время за MGS 4, постоянно самому себе внушаешь, что это все-таки игра, и порой все же надо брать в руки геймпад, чтобы дальше продвинуться по сюжету. Но как только на экране начинают показывать очередной шикарно срежиссированный ролик на движке, все "самовнушения" куда-то испаряются. Хочется просто отложить джойстик куда- нибудь подальше, усесться поудобнее в глубоком кресле и смотреть. Смотреть и восхищаться талантливой работой разработчиков и, в частности, непревзойденного Хидео Кодзимы.

Metal Gear Solid 4 — проект, в котором идеально практически все: звук, графика, сюжет, музыка, геймплей. Так сейчас мало кто умеет делать. Пусть вас не смущает слегка устаревшая именная MGS-совская геймплейная механика (жанр tactical espionage action, к слову, был придуман самим Хидео) и "высокий порог вхождения" для новичков. На самом деле, как раз-таки намного интереснее начинать знакомство с сериалом Metal Gear с его самой последней главы — Guns of the Patriots. В этом случае у игрока после полного прохождения появляется масса вопросов и жгучее желание как можно быстрее ознакомиться с предыдущими частями франчайза. Таким вот элегантным способом Кодзима-сан попытался привить всем новичкам любовь к MGS. И это у него, признаться, неплохо получилось.

Жанровые новшества
История сериала берет свое начало с 1987 года. Именно тогда молодой, амбициозный и еще толком никому не известный рядовой сотрудник Konami — Хидео Кодзима (Hideo Kojima) срежиссировал первую игру в жанре TEA (главные принципы tactical espionage action легли потом в основу механики всех стелс-экшенов) — Metal Gear. Проект очень сильно выделялся из общей серой массы игрушек для платформы MSX. Сильный сюжет, отличный звуковой ряд, передовая графика (на то время, естественно) — эти приятные особенности стали своеобразной "визитной карточкой" игр во вселенной Metal Gear. И вот в течение этих долгих двадцати с лишним лет, отделяющих Guns of the Patriots от первого MG, каждый последующий выход нового "Метал Гира" полностью изменял наше представление о видеоиграх. Всем известна неимоверная тяга Хидео к синематографу — еще будучи ребенком, Кодзима очень много свободного времени уделял просмотру фильмов, а позже вообще хотел стать режиссером. Этот человек одним из первых осознал всю значимость игр как культурного явления. Он был в числе первых, кто начал предпринимать попытки сблизить кино с интерактивными развлечениями. Metal Gear Solid 4 — идейный продолжатель всех предыдущих игр, выходивших под легендарным брендом. Новая глава истории о Солиде Снейке содержит в себе практически все прошлые наработки сериала, преумножает их и привносит в фирменную геймплейную механику немало новых элементов. Сам игровой процесс MGS 4 претерпел существенные изменения. Теперь быть постоянно "в тени", тщательно подбирать расцветку камуфляжа для максимального "сливания" с окружающей средой вовсе необязательно. Вокруг главного героя разворачиваются военные действия нешуточного размаха. Солдат не интересует конкретно личность Снейка — у них есть свои проблемы и задачи. Конечно, можно пройти всю игру классическим способом, благо возможности нового камуфляжного костюма OctoCamo располагают к этому. Стоит только плотно прислониться к стене или лечь на землю — как материал "ОктоКамо" в точности примет такой же цвет и узор текстуры, что и у поверхности, к которой прижался наш герой. То есть постоянно обращаться к главному меню, для того чтобы сменить расцветку костюма, как это было, к примеру, в MGS 3, больше не нужно. Вручную изменить раскраску тоже можно. А вот самым заядлым любителям конспирации предоставлена возможность использования FaceCamo, которую Снейк может одеть на голову. Принцип работы у этой маски точно такой же, как и у костюма. Есть у нее еще одна, более интересная функция. Но разглашение ее на страницах газеты будет считаться наглым спойлером.

Помимо динамически изменяющей окрас одежды, вам для "игр в прятки" предоставят также обычную картонную коробку и жестяную бочку. Последняя представляет больший интерес, так как ее можно при желании повалить на бок (при этом надо находиться внутри "жестянки"), покатиться в сторону врагов и посбивать их всех с ног. Главное в данной ситуации — не переусердствовать, ибо в противном случае Снейку станет плохо и его "вывернет наизнанку".

Если уж надоест постоянно ото всех скрываться, то Metal Gear Solid 4 очень просто превратить в обычный экшен от третьего лица (а при особом желании — и от первого). Благо, моделей оружия теперь доступно так много, что поначалу глаза разбегаются. Есть в игре одна условность — некоторыми пушками Солид Снейк способен пользоваться изначально, другими же (как правило, самыми практичными в использовании) — нет. Защитная система Suns of the Patriots не позволит незарегистрированному в системе "патриотов" бойцу провести из оружия PMC хотя бы один выстрел, Снейк в данном случае — не исключение. Свои неоценимые услуги легендарному герою предоставит Дребин (Drebin) — новый персонаж в сериале. Этот темнокожий паренек в компании своей уморительной обезьянки может разблокировать любое оружие, найденное на поле боя, а при необходимости — предложить много чего из своего собственного "ассортимента". Естественно, новоявленный торговец работает не "за просто так". Обычные деньги его не интересуют — для того чтобы совершить любую сделку, необходимо располагать специальными очками, именуемыми Drebin points. Их можно получить, собирая оружие с убитых на поле боя наемников. Купить патроны к имеющемуся арсеналу или приобрести что-нибудь новенькое можно в любой момент — для этого надо лишь выйти в главное меню и выбрать пункт Drebin's shop. Теперь битва с любым местным боссом не вызовет у вас ровным счетом никаких затруднений. Закончились патроны — не беда. Главное, чтобы были на счету "очки Дребина", а уж амуницией вас точно обеспечат. Сложно сказать, пошло ли данное нововведение для механики MGS на пользу. Да, больше не нужно рыскать по игровому уровню в поисках какой-нибудь снайперской винтовки — все вооружение доступно в Drebin's Shop, но вместе с этим игра несколько поубавила в "хардкорности": закончились патроны во время битвы с очередным боссом — заходите в "лавку Дребина" и покупайте все, что вам потребуется. Преданным поклонникам легендарного сериала данное нововведение придется явно не по вкусу.

Подарки для Снейка и игроков
В игре появилось здравое объяснение "радару", который всегда помогал нам сориентироваться на незнакомой местности. Новейшая разработка Отакона, носящая название "Солид Ай"(Solid Eye), может выполнять множество функций. Мало того, что она выполняет функцию детектора живых существ, так еще вдобавок эта "заплатка на глаз" может помечать для Снейка людей с враждебным и дружественным к нему отношением надписями разных цветов и переключаться в режим "ночного видения". С применением последнего связана, кстати, одна очень интересная миссия в игре.

Помимо Solid Eye, Отакон вручит нам в самом начале Metal Gear Mk.II — миниатюрную копию REX. С помощью маленького робота, который, кстати, может быть абсолютно невидимым, легче разведывать близлежащие окрестности и обезвреживать врагов с помощью ударов электрического тока. Разработчики подошли к созданию анимации Mk II, как говорится, с душой. К примеру, после того как мы выберем в меню Items маленького робота, он сначала сделает сладкие "потягушечки" (кроме шуток) и только после этого будет доступен для применения. Или вот, к примеру, взбираясь по ступенькам, Mk.II сам себе помогает, махая дисплеем, как крылом. Во время использования робота в руках у Снейка появляется джойстик, очень напоминающий SIXAXIS. С помощью "миниатюрного REX-а" Отакон может постоянно наблюдать за всеми действиями нашего героя. То есть, по идее, маленький Metal Gear все время "ездит" за Снейком, пребывая в режиме "невидимости".

Ну и, пожалуй, самым интересным гаджетом, которым обзавелся Солид Снейк в четвертом MGS, является iPod, самый настоящий и полнофункциональный. Очень эффективное средство для снижения стресса, между прочим. По всем локациям теперь разбросаны коробки с музыкой для плейера, так что внимательно осматривайтесь по сторонам и ищите везде маленькие "маячки" в виде нот. Мелодии для Ipod, которые вы сможете найти, — это музыкальные темы из предыдущих игр во вселенной MGS. Встречаются даже такие классические композиции, как "Theme of Tara" из оригинального Metal Gear.

В Metal Gear Solid 4 полно отсылок к прошлым частям сериала, подарков для фанатов и много другого. Вот, к примеру, во время ролика на движке в правом верхнем углу экрана может появиться круглая иконка с крестиком. Если вы понажимаете на кнопку джойстика с такой же разметкой, то увидите "воспоминания" героев или полунамеки от самих разработчиков, представляющие собой кадры из прошлых частей франчайза. А если зажать левый "шифт" во время появления соответствующей подсказки, то происходящие в ролике события мы сможем увидеть глазами самого Снейка. Эдакий аналог quick-time events.

Вдобавок ко всему разработчики умудрились вставить в игру свои размышления о том, как же все-таки много времени прошло с момента выхода первой Metal Gear Solid. Так, во второй половине игры Отакон позвонит Снейку по кодеку и между ними завяжется приблизительно следующий разговор:
— Снейк, тебе не кажется, что надо уже вставлять диск под номером 2?
— Какой еще диск?
— Ой, я же совсем забыл! Это же новейшая приставка от Sony — PlayStation 3! А мы ведь записаны на двуслойном Blue-Ray-диске емкостью пятьдесят гигабайт!
— Именно. Поэтому второй диск нам не нужен.

Подобные ироничные рассуждения о прелестях новых технологий в игре встречаются повсюду.

Последняя Битва
Историю, которую рассказывает игроку новый MGS, нельзя назвать банальной, полной жанровых клише, неинтересной или скучной. Оставьте подобные "эпитеты" для других стелс-экшенов. С самых первых секунд игра затягивает с невероятнейшей силой, заставляя сидеть перед экраном телевизора до тех пор, пока не разрядится батарея в джойпаде SIXAXIS (ну, или в не так давно выпущенном Dual Shock 3, который игрой также поддерживается). Это опять-таки фирменная особенность всех без исключения проектов в линейке Metal Gear Solid. Еще бы, ведь разве можно называть истории, в которых самые популярные темы научной и пока еще фантастики, будь то ядерное оружие, разработка огромных боевых роботов, клонирование людей, терроризм в мировых масштабах, секретные военные разработки, применение инъекций с наномашинами в тела людей и многие другие, раскрыты настолько глубоко, насколько это вообще возможно в рамках полуинтерактивного фильма продолжительностью приблизительно в двадцать часов? И "поставленного", между прочим, склонными к перфекционизму японцами.

Итак, события Guns of the Patriots разворачиваются в 2014 году. Во всех уголках мира ведутся ожесточенные боевые действия — они стали чуть ли не единственным способом разрешения возникающих межгосударственных конфликтов. Как говорит нам сам Солид Снейк во вступительном ролике, "war became a routine" (война стала рутиной). Частные милитаристские компании (PMC — Private Military Companies) начали постепенно заменять регулярные армии, становиться универсальным и безотказным оружием для ведения боевых операций в любой точке земного шара. Огромных боевых роботов "Гекко" теперь может приобрести абсолютно любая компания, располагающая необходимыми средствами.

Контроль над действиями PMC осуществляет система Suns of the Patriots. Солдаты частных армий экипированы новейшими образцами оружия, воспользоваться которыми могут только они сами. Все дело в том, что у каждого члена отряда PMC (также расшифровывается как Private Military Contractors) в крови циркулируют особые наномашины, вводимые в тело внутримышечно. Стоит только солдату взять в руки оружие, как вся необходимая информация тут же считывается с кончиков его пальцев, и нажатие на спусковой крючок приведет к столь желаемому громкому хлопку с последующим молниеносным вылетом пули (снаряда, гранаты — все зависит от "калибровых" предпочтений). Если же пушкой решит воспользоваться человек, не имеющий к PMC-формированиям абсолютно никакого отношения, то единственным звуком, сопровождающим нажатие на курок, будет глухой щелчок. Проще говоря, у "чужого" солдата пострелять из оружия контрактников не получится. Для SoP это, несомненно, очень удобно. Ну, во-первых, больше вообще не нужно беспокоиться о том, что склады с боеприпасами частных армий могут обворовать повстанцы — никакой пользы силам сопротивления заблокированное оружие не принесет. Во-вторых, теперь ничего не стоит предотвратить попытку устроить диверсию со стороны самих наемников (если подобная ситуация возникнет) — оружие можно "залочить" и для любого члена PMC.

Но при создании своей системы Suns of the Patriots "патриоты" не учли очень важное обстоятельство. Ликвид Оцелот (Liquid Ocelot), а точнее Ликвид в обличие Оцелота (Как, ничего не поняли? А названия Big Shell или Shadow Moses вам о чем-нибудь говорят? Если нет, то немедленно отложите "Виртуальные Радости" в сторонку и усаживайтесь за прохождение первых двух частей Metal Gear Solid! Ибо рассказ о событиях, которые в них происходили, займет добрую половину этой статьи), глава организации Outer Heaven, жаждет осуществить свою давнюю мечту — превратить весь мир в одну огромную зону для постоянных боевых действий, подчинив себе всю систему SoP и переименовав ее в "Guns of the Patriots". Если учесть тот факт, что у Оцелота под контролем находятся пять крупнейших частных военных компаний (PMC) мира, то его желание кажется вполне реальным. Полковник Рой Кэмпелл (Roy Campell — персонаж, которого можно повстречать почти во всех частях Metal Gear Solid, главный "работодатель" Снейка) прекрасно осознает, к каким ужасающим последствиям может привести осуществление "голубой мечты" Оцелота и просит помощи у своего старого (к сожалению, во всех смыслах) и верного товарища Солида Снейка. Тот без колебаний соглашается помочь полковнику. Наш герой будет вынужден преследовать своего кровного врага (именно кровного, потому что Ликвид — брат Снейка, подробности ищите в MGS 3) по всему земному шару, начиная с Ближнего Востока и заканчивая... ну, хотя это уже будет спойлером — сами все увидите. Ну а если вы когда-то просиживали дни и ночи напролет за прохождением Metal Gear Solid под номером "один", то созерцание места действия предпоследнего акта GoP вызовет у вас слезы умиления, не меньше.

Старая проблема
После событий, происходивших в MGS 2: Sons of Liberty, уже прошло много лет. Снейк за это время очень сильно постарел и выглядит в свои сорок два года как шестидесятилетний старик. Это все потому, что клетки его тела изнашиваются гораздо быстрее, чем у любого обычного человека — Солид Снейк является клоном Биг Босса (Big Boss, биологический отец Солида). А организмы клонов, как известно, быстро стареют. Что самое интересное, на официальном сайте игры в разделе "Персонажи" говорится о том, что "тело Снейка быстро стареет по неизвестным причинам". Весьма странное обстоятельство, если учитывать тот факт, что сам Хидео Кодзима не раз сообщал всем журналистам, почему легендарный герой выглядит намного старше своих лет.

Снейк очень болезненно переносит свою старость, ведь он уже не тот молодой и перспективный боец FOXHOUND. Наш герой сейчас то и дело кряхтит, тяжело кашляет (курить ведь так и не бросил) и борется с радикулитом. "Общий образ" нынешнего Снейка довершают обидная надпись Old Snake, которая будет красоваться рядом с полоской жизни в левом верхнем углу экрана, и постоянные напоминания о возрасте со стороны Мерил (Meryl участвовала некогда в операции на Shadow Moses, ныне — лидер элитной группы наемников Rat Patrol) и других близких ему людей.

Смотреть без содрогания на мучительные страдания главного героя, на то, как он медленно приближается к своей собственной смерти, просто невозможно. Снейк вызывает к себе искреннее сочувствие и в то же время огромное уважение. Он уже не единожды спасал мир от всех мыслимых угроз. Но в этот раз, когда его собственная жизнь так близка к завершению, рвение во что бы то ни стало остановить Ликвида Оцелота не иначе как мужественным самопожертвованием назвать нельзя. При этом сам Снейк себя героем не считает, а называет лишь "старым убийцей, нанятым сделать мокрую работу".

Что касается остальных персонажей (которые имели честь сотрудничать с нашим героем еще во время событий прошлых игр MGS), то хоть у них и нет ужасного "синдрома преждевременного старения", дела от этого лучше все равно не обстоят. Отакон (Otacon), верный и надежный помощник Снейка, по уши влюблен и, кажется, безответно. Райден (Raiden), ключевой персонаж Sons of Liberty, разочаровался во всем, порвал со своей прошлой жизнью и стал бесстрашным кибер-ниндзя... И лишь маленькая белокурая девочка Санни (Sunny), которую Райден спас когда-то от "патриотов", излучает искрометный позитив. Видели бы вы, с каким старанием эта малышка жарит яичницу, чтобы накормить ею главного героя! Яйца на сковороде то и дело пригорают, Снейк воротит нос, но Санни не отчаивается и продолжает дальше учиться готовить.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Почти у каждого персонажа в Guns of the Patriots есть богатая биография, сотканная из событий прошлых частей сериала, в которых они принимали активное участие. Чувства, переполняющие сердца героев, настолько правдоподобно выражены и переданы, что во влюбленность Отакона или робость Санни хочется верить непременно. Несколько странно говорить о подобных вещах, обсуждая новую игру сериала-прародителя жанра "стелс-экшен", где, казалось бы, основное внимание должно уделяться перестрелкам, "игре в прятки" с врагами и прочим геймплейным составляющим, за которые, в общем- то, и любят "игры про шпионов". Нет, друзья, в Guns of the Patriots вышеперечисленным "жанровым" вкусностям отведено приблизительно часов пять из доступных двадцати. Все остальное время делят между собой битвы с боссами, лихие погони и, конечно же, шикарные видеозаставки. Но, рассказав игроку захватывающую историю о жестоком противостоянии Снейка и Оцелота, Кодзима каким-то чудодейственным образом смог вплести в нее столько трогательных, полных чувственности и искренности моментов, что Metal Gear Solid 4, если разобраться, может на равных конкурировать с любым высокохудожественным фильмом (нет, даже парочкой фильмов сразу). Чувства... И снова эти чувства... Мощности приставки Play Station 3 позволили Kojima Productions сотворить интерактивную историю "о добре и зле, долге, чести и любви".

Графика в игре бесподобна. Ни в коем случае не используйте для вывода изображения обычный телевизор! Чтобы в полной мере насладиться Metal Gear Solid 4, просто необходимо обзавестись проектором с поддержкой Full HD и дорогой многоканальной акустикой. В противном случае вы рискуете не понять, почему разработчикам этой игры едва хватило пространства одного Blu-Ray-диска, чтобы уместить весь необходимый контент. Саундрек игры представляет собой сплав как новых композиций, написанных специально для GoP, так и мелодий, взятых из прошлых частей легендарного франчайза (последние будут доступны для прослушивания через внутриигровой плейер Ipod).

Мы с вами стали свидетелями перехода развития видеоигр на новый виток. И снова его инициатором стал Хидео Кодзима. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots вобрала в себя все самое лучшее, что было создано в жанре tactical espionage action за последние двадцать лет. Эта игра — настоящий шедевр, достойный занимать почетное место в коллекции каждого обладателя игровой приставки Sony PlayStation 3.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Радости:
Великолепный сюжет, дающий ответы практически на все вопросы касательно вселенной Metal Gear
Умопомрачительное качество графики
Шедевральный звук, озвучка актеров
Великолепный эксклюзивный саундтрек, включающий в себя как новые композиции, так и музыкальные темы их прошлых частей сериала
Отменно срежиссированные видеоролики
Большое количество приятных нововведений
Наличие огромного количества "пасхалок" и отсылок к предыдущим частям сериала MGS
Общее руководство над проектом осуществлял Хидео Кодзима

Гадости:
"Урезанная" в продолжительности "экшеновая" часть
Покупку оружия теперь можно осуществить в любой момент игры, что несколько вредит классической геймплейной механике Metal Gear Solid

Оценка: 10.
Вывод. Перед вами квинтэссенция жанра Tactical Espionage Action. Это проект, который окончательно стирает границы между кино и видеоиграми. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots является на сегодняшний день главной и безоговорочной причиной покупки приставки Sony PlayStation 3.

Beauty and the Beast

Отряд "Beauty and the Beast" — четыре прелестные девушки, облаченные в самые высокотехнологичные "доспехи", позволяющие им чувствовать себя хозяйками на любом поле боя. Война в свое время сломала судьбу каждой из них. Именно эти красавицы и есть внутриигровые "боссы". Теперь для девушек первоочередной целью является желание всем отомстить, даже тем, кто никакого отношения к ним не имеет. Битва с каждым из этих "боссов" не вызовет у вас особого затруднения. Благо, даже если во время боя закончатся патроны, их всегда можно купить у Дребина. А после расправы над очередной бестией торговец расскажет вам трогательную историю о том, каким образом и, самое главное, почему девушки стали хладнокровными убийцами, сеющими вокруг панику и ужас.

Metal Gear Online
Вместе с новым Metal Gear Solid в комплект поставки входит многопользовательская игра Metal Gear Online (доступ к ней осуществлен прямо через главное меню оригинальной игры). Это просто превосходнейшая "мультиплейерная забава", да еще с движком и управлением от MGS 4. В MGO предлагают выбрать один из нескольких режимов игры, таких как классический Deathmatch, командный Deathmatch или более интересный режим Sneaking, в котором игроки объединяются, чтобы отыскать спрятавшегося на карте старого Снейка. Одна копия игры позволит создать вам только одного персонажа, а в вашем распоряжении будет около пятнадцати распределяемых навыков плюс не самое большое количество вариантов "скинов" и одежды для него. Но в целом Metal Gear Online станет хорошим подарком для тех поклонников MGS, которые всегда мечтали поиграть в нее по сети.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Для коллекции
Коллекционная версия игры, носящая название Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots Limited Edition, включает в себя:
— диск с эксклюзивным саундтреком;
— фигурку Солида Снейка;
— blu-ray-диск с видеоматериалами (два фильма в HD-разрешении о создании игры и интервью с разработчиками).

Помимо всего этого, в свет также были выпущены коллекционные "бандлы" с PS3 из оружейной стали (специально для онлайн-магазина Konami, расположенного по адресу www.konamistyle-europe.com) и с приставкой, украшенной фотографией Снейка на корпусе (для рынка США).

Игнатий "Rambus" Колыско

шутер, тактика Обзор №106
Упоминаемые игры и серии: 
Metal Gear Solid, Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".