Обзор Heavy Rain: The Origami Killer

Posted by blast on марта 30, 2010 - 00:00

Смерть как искусство
Жанр: адвенчура, интерактивный фильм
Платформа: PlayStation 3
Разработчик: Quantic Dream
Издатель: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: Fahrenheit, Shenmue, Omikron: The Nomad Soul
Официальный сайт игры: www.heavyrainps3.com

Анонс Heavy Rain: The Origami Killer, произошедший в 2006 году, наделал много шума. Чуть-чуть игра, чуть-чуть интерактивное кино уже только тем обещанием, что выйдет, была обречена на нежные чувства небольшой аудитории эстетствующих ценителей инноваций и неординарного подхода. От культовой компании-разработчика из славной Франции, чей маркер о многом говорит. Сперва ожидаемая на «персоналках», но ледяным душем ливня последовал удар: «PlayStation 3 only» — война Sony за конкурентоспособность своей, в то время проигрывающей творению Microsoft, мультимедийной платформы. И новаторской игре от культовых разработчиков предстояло стать еще и популярной — эту тяжкую ношу взял на себя издатель.

Обзор Heavy Rain: The Origami KillerРазберемся в феномене Quantic Dream. Франция, Париж — местонахождение. Во главе — уже легендарный Дэвид Кейдж, и по правую руку от него — Гийом де Фондомье. История компании, основанной в 1997 году и имевшей до Heavy Rain: The Origami Killer в активе всего две игры, вроде бы не настраивает на добрый лад, но зато какие это были игры. Дикая смесь жанров, которую практически невозможно классифицировать и проще наречь адвенчурой с открытым геймплеем в Omikron: The Nomad Soul, а позже — в культовом Fahrenheit, который впервые кивнул на то самое мифическое «интерактивное кино». Эти игры покоряли сердца, но так и не смогли покорить магазины — провал в продажах для обеих. Видимо, игровая общественность еще не была готова к такому взгляду на «игрушки», который многие слишком эмоционально называют революционным.

Дэвид Кейдж (настоящее имя Дэвид де Гратолла) — из тех людей, кто смотрит если не на несколько шагов вперед, то точно совершенно с иного ракурса. Не игродел, нет, а режиссер, сценарист, дизайнер и музыкант, который изначально подходил к своим творениям как к представителям этого постмодернистского синтетического искусства — видеоиграм. Вне арт-хаус-направленности, но и без прицела на блокбастеростроение, не стараясь быть оригинальным, а исходя из искренности взглядов. И Heavy Rain: The Origami Killer — как первоклассный триллер и жесткая драма о серийном маньяке и простых людях в непростых ситуациях.

«Этот псих приставил пушку к моему лицу и заставил разыгрывать психосексуальную драму с его женой!» — «Он заставил тебя заниматься психосексом с его женой?»
«Четыре комнаты»

Обзор Heavy Rain: The Origami KillerНачинаясь светлым, радужным прологом, когда все хорошо и солнечно, Heavy Rain дает отсчет до траурных часов свинцового неба и человеческой трагедии. Несколько шаблонно в разрезе историй о взаимоотношениях личности и повальной депрессии, окрашенной яркими брызгами крови в сером, дождливом мегаполисе. Делает кивок в сторону очередного серийного неуловимого убийцы — циничного маньяка, губящего детские души и, по велению собственной idea fix, подкрепленной психическим расстройством на перекрестии ненависти и жажды славы, оставляющего на каждой из жертв испанскую пахариту — маленькую фигурку-оригами. И глазницы каждого ребенка могут завтра наполниться льющейся с безразличных небес тяжелой водой.

Раскручиваясь историей жизни одного в прошлом среднестатистического человека, поныне испытывающего провалы в памяти, отдающегося во власть приступов шизофрении и каждым жестом показывающего безразличие к жизни, но меж тем пытающегося нащупать единственную ниточку, удерживающую от полного помешательства. Кошмары, бьющие по телу капли дождя и тела возле дороги. Очнувшись. Осознав утрату последнего святого. После очередного приступа помутнения, обнаруживая подброшенную подсказку, вцепившись в нее чуть ли не зубами и рванув в поисках единственного пути к спасению. И в роли Итана Марса — ты.

Ловко жонглируя сразу четырьмя персонажами, с одной стороны, совершенно различными, но едино отданными в распоряжение собственным внутренним демонам, играющим на струнах их душ апатично-суицидальную мелодию. На вид обычными, углубленными во внешние дела своей увлеченности, в итоге приведшие их всех на один и тот же состоящий из многих переплетенных волокон канат, но отправляющих резкие удары душевных стенаний и личностных комплексов, убегая от прошлого, настоящего, будущего внутренних миров. В бреду природных и не очень стимуляторов и придавленные великим одиночеством сумеречной и пасмурной тоски, явственно осознавая свои дороги, но даже не подозревая всего того, что им может грозить. Ведомые прямым приказом, случайными ниточками полыхнувшей заново истории и сбором материалов для собственной документальной пьесы, пересеченные с путем поисков все-таки главного героя, все вместе влекомые проделками загадочного душегуба. В ролях Скотта Шелби, Нормана Джейдена и Мэдисон Пейдж — ты.

Как будто актерами из виртуальных миров, каждую сцену обыгрывая словно искренними эмоциями, где мимика проработана до состояния блеска слез в каждой паре глаз. Да оставляя внутри горький осадок не самым выдающимся подбором голосов, а в русской версии подбором и вовсе отвратительным, резко переключив рычаг в направлении прочтения субтитров, когда пресное бубнение и доля наигранности еще не совсем раздражающие. Почти всегда оригинально и непредсказуемо, но иногда сбиваясь на шаблоны, наигранность и переборы с надрывным рыданием. Филигранными финтами, сюжетом нагнетая обстановку и не отпуская напряжением каждой доли секунды — элементарно не остается времени на то, чтобы с облегчением выдохнуть. И пусть параллелями со множеством детективных историй, но не цитируя вытягивает из рукава джокер с совершенно неожиданным и непредсказуемым именем убийцы. Прорабатывая и раскрывая характеры и затаенные в шкафах скелеты полностью, но совершенно беспощадно распоряжаясь их жизнями, где смерть одного, даже нескольких героев не станет окончанием, а только запустит сценарий в другом направлении, в конечном итоге выводя все это безумие к одной из двадцати двух концовок. И самое время разразиться проклятиями, что с каждым новым стартом имя Мастера Оригами остается прежним.

«Звонит будильник — первое унижение за день»
Граффити на стене в период le Mai 1968

Обзор Heavy Rain: The Origami KillerПрезентуя не то чтобы совсем уж интерактивное кино, но градус напряжения стопроцентного голливудского триллера в разрезе приключения неторопливого, но словно мчащегося непрерывной психологической драмой по поверхности восприятия и сопереживания. Давящей атмосферой лупя по коже тяжелыми струями дождя, часовыми зарисовками вроде бы не самой большой значимости и преисполненной монотонностью откровенной бытовухой, как-то по-особенному погружая в атмосферу нервозной трагической безысходности. И будь то процесс утреннего бритья или потребления горячительных напитков, а то и сцены сексуального характера, все одно все они поданы пропитанными апатией строками и неподдельной эмоциональностью. Пером сценариста, голосом режиссера, жестами постановщика, разыгрывая одну пьесу в одних декорациях, но каждый раз разную. Отнюдь не прописными диалогами, но вполне себе бесхитростными и не самыми глубокими без ста девяноста трех раз сказанного крепкого словечка, но довольно насыщенными и проникновенными, оставляющими следы как внутри, так и на поверхности.

Городом, улицами, стенами, комнатами, этажами, подвалами, дождем, подворотнями, интерьерами и обиходами, отличаясь пристальным вниманием к самым мелким и вроде бы неважным деталям, делая этим картину показанного мира абсолютно завершенной и полновесной. Картинами, конечно, не городской тоски, но жизнью каждого квартала в отдельности, пробирая не нуарной, но трогательно-пугающей погодой бесконечной немилости небесной канцелярии. Превращая в ржавчину серые улицы под аккомпанемент стука капель по мостовой.

Практически без прямого воздействия, растянутыми роликами игрового повествования и цикличными сериями попеременного зажимания кнопок на игровом манипуляторе в такт высвечивающимся на экране подсказкам правильной последовательности действий. Зачастую происходя слишком молниеносно, не предоставляя времени для обдумывания действий и заставляя действовать рефлекторно, что, бывает, заканчивается ругательствами. Местами выкручивая суставы и выламывая фаланги сложностью выполнения, когда оказываются задействованы чуть ли не все десять пальцев, что не раз перейдет в извержение проклятий и понижение уровня сложности. Не отвлекая от геймплея правилами вроде «или выполни, или проиграй», только лишь направляя игру по другому сценарию.

Heavy Rain: The Origami Killer
Завораживая всеми элементами анимации и тщательной проработкой мельчайших мимических морщин, иногда поворачиваясь далеко не самой лицеприятной стороной откровенной размытости и словно вылепленных из воска физиономий, кое-где переходя даже к топорности и угловатости. Не самой высокой четкости, но определенно особым вниманием к тщательности проработки и недюжинной фантазии, проявленной при потоке дизайнерских изысканий. И при не самом уж великолепии умудряясь сквозить терпимой, но неприятно приторможенной производительностью. А иногда и вовсе сбиваясь на исчезновение звука и раздражающие тормоза, а то и повисая намертво. И после такого не самого приятного окончания романа в самый раз высказать все то, что думаешь по поводу только лишь автоматического сохранения, которое, бывает, пропадает начисто. И вроде своевременно вышедший патч как будто ничего и не исправляет.

Но до обидного малой продолжительностью, когда имя убийцы раскрывается за два-три вечера, искренне жалеешь о том, что не растянул полусуточный сценарий как минимум на неделю. И только разве что любопытства ради начинаешь заново, зная об обещанных двадцати двух концовках, но по повторному времяпрепровождению не даруя и сотой доли тех эмоций, сквозя одноразовостью. В ожидании каждого нового эпизода Heavy Rain Chronicles.

Не революция. Не взгляд за горизонт. Но очень качественный представитель «фестивального» мейнстрима в индустрии виртуальных развлечений, первоклассный триллер и адвенчура с уклоном на максимальное приближение действия к интерактивному программному кино, оставаясь при этом действительно классной игрой. Не причина срочного внепланового приобретения консоли от Sony, но свою покупку оправдывающая целиком и полностью.

Все проекты Quantic Dream проваливались в продаже, но рекламная кампания сделала свое дело — в первую неделю продаж Heavy Rain: The Origami Killer преодолела планку в полмиллиона проданных копий. А вот сможет ли игра вытянуть PS3 из не самого лучшего положения, покажет лишь время. Если что, Shenmue от SEGA не удалось спасти Dreamcast.

Радости:
Лихой сюжет с неожиданной концовкой
Высокая вариативность
Давящая, депрессивная атмосфера
Не наигранные моменты выжимания слез
Тщательно проработанные личности всех персонажей
22 варианта концовки
Кинематографичная анимация
Хорошая графика
Отличный звуковой ряд

Гадости:
Ситуации иногда сбиваются на шаблоны
QTE неприятны в исполнении на высокой сложности
Всего один убийца
Не лучшая озвучка
Тормоза, баги, зависания
Скоротечность

Оценка: 8.6

Вывод:

Отличная приключенческая история в формате давящего на психику триллера и выжимающая слезы первоклассной драмой. И жаль, что подпорчена невнимательностью при тестировании, перегруженным управлением и блеклой озвучкой. А еще больше не хватает элементарной продолжительности или должного стимула к повторному прохождению. Но даже одно-единственное знакомство не оставит равнодушным никого.

adventure Обзор №123
Упоминаемые игры и серии: 
Heavy Rain