Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Обзор The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Posted by AlexS on января 31, 2005 - 00:00

Разработчик: Starbreeze Studios, Tigon Studios
Издатель: Vivendi Universal Games
Жанр: FPS, stealth-action, fighting, adventure
Похожие игры: DOOM 3, Thief: Deadly Shadows, Aliens vs Predator 2
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Обязательные требования: Windows 2000 (SP4), Windows XP (SP1), AGP OpenGL 1.5-совместимая видеокарта с поддержкой пиксельных шейдеров (начиная от ATI Radeon 8500 или NVIDIA GeForce 3)
Минимальные требования: 1,8 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb VRAM, 4,4 Gb hard disc space
Рекомендуемые требования: Pentium 4 2,6 GHz или AMD Athlon XP 2500+, 512 Mb RAM, 128 Mb VRAM, 4,4 Gb hard disc space
Оптимальные требования: AMD Athlon 64, 1024 Mb RAM, NVIDIA GeForce 6800 GT или более производительная видеокарта от NVIDIA

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher BayКак предательский удар ножа в спину, как подлая снайперская пуля в мягкое место, как легкий толчок в плечи над пропастью, появился Риддик вместе со своими хрониками. The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (TCoR) сумел сделать то, что не смог ни один из вышедших долгостроев — он сумел удивить. Двухлетняя разработка немецкой студии (Starbreeze Studios), трудившейся на пару с компанией Вина Дизеля (Tigon Studios), совершила реальную революцию в жанре. Революцию быструю, жесткую, смелую, которая поставила данный проект в один ряд с DOOM 3, FarCry, Half-Life 2 и даже позволила ему "выйти из строя" под их недоуменные взгляды.

Революцию неожиданную, ибо лишь пройдя TCoR от начала до конца, понимаешь, что именно так должен выглядеть action образца 2004 года. Action динамичный, необычный, разноплановый, интригующий. Action, который положил начало новому витку эволюции в компьютерных играх.
"Вам не меня надо бояться" Риддик, Pitch Black

История Риддика началась в далеком 2000 году, когда в свет вышел замечательный фильм режиссера Дэвида Туохи (David Twohy) под названием Pitch Black (в русском переводе более известном как "Кромешная тьма" или "Черная дыра"). Экипаж корабля, потерпевший крушение на необжитой планете, столкнулся сразу с двумя смертоносными проблемами. Одну из них звали Риддик — человек без принципов, беглый преступник, обладающий способностью видеть в кромешной тьме, конвоируемый к месту следующего заключения охотником за головами Джонсом. Второй проблемой стали чудовищные твари, выползающие на охоту лишь при полном затмении. Клин клином вышибают, и по воле судьбы-насмешницы самый опасный человек во Вселенной стал единственной надеждой на спасение от самых опасных во Вселенной тварей. Отличная идея, великолепная режиссура, хорошая игра актеров — все прочило этой картине успех, но привередливый американский зритель, тем не менее, решил иначе, "проголосовав рублем", из-за чего Pitch Black с треском провалился в прокате. Причину этого можно понять — большую часть команды убили, главная героиня погибла, разорванная на мелкие кусочки, а спастись удалось лишь Риддику, девочке, которая упорно выдавала себя за мальчика, да чернокожему проповеднику. Жизнеутверждающим этот фильм назвать сложно...

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Однако начало было положено. Невозмутимый антигерой, которого с блеском сыграл Вин Дизель, продолжил нести боль и разрушения в эпохальной киноленте 2004 года с бюджетом в 140 млн долларов — The Chronicles of Riddick. Картина вышла на редкость зрелищной, возродив монументализм "Дюны" Дэвида Линча, и динамичной, щедро одарив изголодавшихся любителей боевой фантастики. Замкнутая вселенная "Кромешной тьмы" неожиданно развернулась в "Хрониках", облагородившись множеством рас, темной армией завоевателей — некромонгеров и легким налетом мистики. Риддик в ней оказался уже не просто несгибаемой и расчетливой машиной смерти, но человеком предназначения, последним из расы фурийцев, подчинивший в конце концов армаду непобедимых воинов. Шикарный фильм, который однако повторил "подвиг" предшественника, также провалившись в прокате. Люди любят болеть за героев, спасающих человечество, но никак не за эгоистичных, сметающих все на своем пути преступников.

Но эти киноленты обросли жирком из воодушевленной толпы поклонников и в определенных кругах даже успели обрести статус культовых. Поэтому история Риддика получила небольшое развитие в замечательном анимешном мультфильме, повествующем о событиях между двумя фильмами, таким незатейливым образом ответив на все вопросы фанатов. Но на этом легенда не заканчивается.

Мы ведь прекрасно помним заявление Вина Дизеля о том, что он де собирался создать собственную студию по разработке компьютерных игр (Tigon Studios). И мы все более чем сомневались в успехе подобного предприятия. Но когда TCoR появился на Xbox, журналистам всех мастей осталось лишь посыпать голову пеплом, поскольку перед ними нежданно-негаданно предстал продукт экстра-класса, поразивший всеми своими составляющими. Теперь же, когда прошли тоскливые месяцы портации, когда мы уже успели посмотреть на все "долгожданные долгострои", пришел наш черед поражаться. Поверьте, есть чему.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

"Я хочу такие же глаза" мальчик-девочка, Pitch Black

"Убей несколько человек, и тебя посадят в место, где ты никогда не увидишь солнечного света. Затем ты найдешь доктора и заплатишь ему 20 ментоловых сигарет", — именно так Риддик рассказывал девочке, убежавшей из дома в поисках приключений, как получить уникальную способность видеть во тьме. Слукавил немного, куда же без этого, но в целом его рецепт был верен. Эта небольшая фраза, вложенная тогда писателем в текст сценария без злого умысла, стала основополагающей идеей при создании TCoR — игры-приквела всей истории Риддика.

Butcher Bay — приют мясников, страшная тюрьма строгого режима, карающая заключенных смертью за малейшую провинность. Чудовищное место, из которого еще никто не смог выбраться, конечная остановка для любого преступника, которого нелегкая занесла в это проклятое место. Камеры наблюдения вмонтированы в стационарные пулеметы, охрана расстреливает нарушителей за малейшую провинность, заключенные убивают друг друга в камерах... Это зло. Но "чтобы победить зло, нужно еще большее зло". И знакомый нам по Pitch Black охотник Джонс привозит Риддика сюда на побывку... Уж лучше бы он занялся менее опасным предприятием. Водородные бомбы на атомные электростанции сбрасывал, к примеру. Ведь Риддик — это источник хаоса и разрушения. Ему чуждо милосердие, и он никогда и никого не кинется выручать из беды. Он привык убивать — и это его любимая забава. Убивать всех, кто стоит у него на пути. Не человек — чудовище.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

"Тьма может защитить тебя" Риддик, TCoR

TCoR — это удивительная, необычная игра. Starbreeze вместе с Tigon совершили невероятный по своей задумке эксперимент — слили воедино совершенно, казалось бы, несовместимые жанры, бухнули сверху кучу нововведений из категории "давно пора", перемешали все это под чутким оком профессионального режиссера и отлили получившийся результат в заготовленную сюжетную форму, явив миру произведение искусства удивительной красоты.

"Господи! Неужели это игра на движке третьего DOOM?" — вопрошали люди, впервые запустив у себя TCoR и выпадая в густой осадок при взгляде на истинно думовские, черные, четкие, реальные тени. Нет, конечно нет. Это не творение Кармака, а собственная разработка Starbreeze — Sbz Engine. Движок, конечно, в технологическом плане отстает от мощного титана id Software, но, тем не менее, бьет не в бровь, а в глаз удивительным сходством. Пожалуй, это вторая игра, которая может похвастаться таким грамотным с точки зрения оптики освещением. А если следовать хронологии (на Xbox TCoR появилась на несколько месяцев раньше, чем DOOM 3 вышел на PC), то и первая.

Как и в DOOM 3, создатели решили, что максимально зрелищно эффекты освещения будут смотреться в темноте, поэтому большую часть игры нам придется плутать в потемках. Но это будет не чужая враждебная тьма. Это будет тьма-защитница, тьма-заступница, совсем-совсем не страшная, а, как ни странно, светлая, несущая в себе частицу первородного хаоса и дикого зверя по имени Риддик. Более того, мы сами будем нести с собой эту тьму, разбивая и отключая любые источники освещения, чтобы они не раздражали чувствительные глаза нашего антигероя.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Конечно, Sbz Engine не в силах с легкостью тянуть огромное количество "плавающих" источников освещения. Да и текстурирование кожных покровов в DOOM 3 на порядок лучше. Да и взрывы в TCoR смотрятся странными (можно даже сказать, нелепыми), но зрелищными фейерверками.

Но... это все в сравнении с DOOM 3. Дизайнеры TCoR знали, за что они получают зарплату, и выжали из движка все соки, чтобы создать эффект неповторимости и уникальности каждой локации. И из-за этого TCoR визуально иногда смотрится даже красивее своего высокотехнологичного дядюшки, чему во многом обязан своим любопытным "изюминкам". Пулевые отверстия в трупах, к примеру, смотрятся как настоящие, свежие(!) раны, обрамленные пятнами влажной, струящийся крови. Стрельба из автомата по металлическим поверхностям приводит к образованию раскаленных дыр, остывающих со временем. Стены покрыты удивительно четкими текстурами и сдобрены неплохим бампом. Шейдерные технологии показывают себя во всей красе, когда Риддик снимает очки и начинает видеть окружающий мир своим фирменным зрением. Но основная заслуга феномена графического превосходства заключается в том, что мы на протяжении всей игры будем лицезреть не только тень нашего героя, но и видимые его оку части тела, что, согласитесь, в first personal action большая редкость (похожую реализацию можно было увидеть в Thief: Deadly Shadows). Наклонили в голову — полюбовались на ботинки, присели — вот и руки лежат на коленях, повернулись — мелькнуло плечо. Дополнительный эффект "присутствия в чужой шкуре" достигается мягкой и проработанной до мелочей анимацией Риддика, который даже при повороте лениво переступает ногами, не "проскальзывая" при этом, и добивает упавшего противника тяжелым ботинком. Кроме этого при выполнении какой-нибудь рутинной операции камера будет покидать тело нашего антигероя и демонстрировать со стороны, как он взбирается по лестнице или открывает дверцу люка. И это весьма кинематографично, особенно в свете того, что и саму модель Риддика, и его анимацию лепили прямо с Вина Дизеля — смотрится как живой, честное слово!

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

"Я убью тебя кружкой с чаем" Риддик, TCoR

Как жаль, что еще никто не додумался ввести премию за "самое стильное меню". Очень жаль, поскольку тут бы TCoR всех уел и не поперхнулся. Впрочем, если вы знакомы с предыдущим творением Starbreeze Studios — Enclave (Knights of the Temple не будем брать в расчет, поскольку теперь понятно, чем занималась самая талантливая часть коллектива, в то время как оставшаяся вовсю трудилась над этой третьесортной подделкой), — то можете получить приблизительное представление о стиле, но не о форме выпадающих опций. Крутить этот бешеный кубик можно бесконечно, с чисто эстетическим удовольствием, настраивая графику, подгоняя картинку под любые, даже самые нестандартные, разрешения, переключая версии шейдеров и просматривая концепт-арты, которые открываются по мере прохождения игры. Возникает ощущение, что Starbreeze Studios задумала совершить невозможное — удивить всех и вся нестандартными решениями стандартных моментов. Это касается и тренировки, финал которой способен поразить любого неподготовленного зрителя, и начала, внезапно перемещающего нас в шкуру заключенного (ни о каком "мягком погружении в атмосферу" уже и речи не идет), и собственно геймплея, постоянно ускоряющего темп, беспрерывно меняющего антураж и ставящего герою все новые и новые условия.

Создатели наделили Риддика таким количеством возможностей, что их с лихвой хватило бы на несколько игр совершенно разных жанров. Самой необычной, пожалуй, является широко разрекламированная система кулачного боя от первого лица. Забудьте о пустом и однообразном махании кулаками, приготовьтесь к тому, что Риддик может обласкать противника серией мощнейших ударов "справа-слева" и завершить свою работу мощным апперкотом, разбив оппоненту нос и выбив пару зубов (все это сразу же отрисовывается на "морде лица" жертвы!). Управление довольно простое, поэтому освоение этой методики, поначалу кажущейся дикой, проходит быстро и безболезненно. Кроме этого, Риддик может еще ставить блоки и брать в руки кастеты-заточки. Вам мало? А как насчет возможности перехватывать занесенную руку и оружие противника? Особенно смачно смотрится, когда этот "перехват" срабатывает на охраннике с винтовкой: резкий кульбит — и ствол резко меняет свое направление, разряжаясь прямо в подбородок незадачливому товарищу. Наконец-то! Наконец-то пришло то время, когда человек с голыми руками может выйти один на один с вооруженным противником и победить при этом!

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Нельзя забывать и о том, что Риддик предпочитает сражаться в кромешной темноте, поэтому закономерным стало присутствие в TCoR stealth-элемента. Только геймплей в этом случае хоть немного и напоминает таковой из последнего Thief, но все же по восприятию сильно от него отличается. Там — воришка, пробирающийся к заветной цели. Здесь — зверь, выслеживающий свою добычу. Но в общем действовать приходится по знакомой схеме: подкрадываемся к жертве, хватаем, успокаиваем и оттаскиваем в темный уголок. Причем методы успокоения зависят от того, какое оружие у Риддика находится в руках на данный момент. Можно или втихую свернуть шею, или проткнуть отверткой, или ударить дубинкой, или столкнуть в пропасть, или двинуть прикладом, или свалиться на голову — на ваш выбор. Причем у каждого способа есть несколько режимов — от "милосердного" до "жестокого".

Но и это еще не все! Даже такой, казалось бы, обыденный элемент, как стрельба, и тот смотрится на порядок интереснее, чем у всех FPS вместе взятых. Самым любопытным нововведением является полное отсутствие элементов отображения информации на экране. Кубики здоровья появляются лишь при ранении, количество обойм — при перезарядке, патроны — на светящемся табло оружия, роль прицела исполняет лазерная указка, а патроны при перезарядке испаряются вместе с брошенной обоймой. Из-за этого на самом деле возникает ощущение того, что смотришь на мир глазами нашего героя.

Но если и этого вам покажется мало, то учтите, что TCoR позволит вам и на боевых роботах прокатиться по уровням, с гиканьем разнося в щепки элементы окружения и распыляя противников на атомы. И еще — только не смейтесь — Риддик нахватался способностей небезызвестного принца из далекой Персии. Как и этот ловкий акробат, он может преодолевать препятствия чуть выше человеческого роста, цепляясь в прыжке за уступы, а повиснув на руках, ползти вдоль бордюра.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

"Прекрасно" Риддик, везде

Тюремная атмосфера засасывает игрока в свое мягкое нутро с самого начала. Фигуры понурых заключенных слоняются по коридорам, прогулочному дворику. С каждым из них можно поболтать и даже получить небольшое задание, которое сразу же отписывается в журнале Риддика. Из-за этого поначалу игра напоминает даже не action, а adventure, когда мы сломя голову носимся от одного к другому, чистим зубы заказанным типам своими пудовыми кулаками, улаживаем жилищные камерные проблемы и пытаемся добыть себе какое-никакое оружие. Квесты по большей части однообразны, но, слава богу, являются необязательной частью геймплея, просто позволяя заработать немного денег и пополнить коллекцию сигаретных пачек, премирующих новыми артами, роликами и даже главами из книги "Хроники Риддика". Пустячок — а приятно.

Но все это оказывается лишь хитро замаскированной ширмой, за которой сюжетная линия срывается под откос и начинает набирать обороты дикими темпами. Начистив морду охране, Риддик уходит в темные коридоры, где начинает творить гнусные безобразия над тушками врагов голыми руками. Скрутив очередную шею, он с дикой усмешкой вводит свое ДНК в базу данных и хватает бьющую до этого током винтовку. Настрелявшись по охранникам, он резво шлепается в канализацию и дробовиком начинает разносить юрких мутантов на крохотные кусочки, подсвечивая это удовольствие подствольным фонариком. Через несколько минут батарейка садится, и единственным источником света становятся раскидываемые по тоннелям световые шашки. Проходит еще пару минут — и Риддик обретает свое волшебное зрение. И тут начинается уже настоящая охота за черными кошками в черной комнате. Только охотник на этот раз прекрасно видит в темноте, а кошки любят пользоваться фонариками...

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Фантазии разработчиков хватило на то, чтобы сделать каждый из эпизодов непохожим на другой, постоянно что-то меняя/убирая/дополняя и периодически разбавляя собственно игру скриптовыми роликами, таща нас за холку по интереснейшей сюжетной линии, не брезгующей лихими поворотами и решениями. Перед нами разворачивается история странных взаимоотношений между Риддиком и Джонсом, проносятся краткосрочные судьбы бедолаг-заключенных, решившихся стать нашими союзниками, главные буки-бяки получают по заслугам, а попытки побега срываются одна за другой. И самое забавное, что, несмотря на такое безумное разнообразие, все эпизоды TCoR смотрятся органично, вплетаясь друг в друга, дополняя и развивая каждую последующую идею на фоне захватывающего сюжета, который можно ставить в пример не только играм, но и большинству фантастических кинолент.

"Что ты чувствовал, когда убил свою первую жертву, Риддик?" заключенный, TCoR

Динамичная музыкальная дорожка нагнетает атмосферу в особо напряженные моменты и сопровождает любую мало-мальски стоящую сцену. Она неотрывно следит за происходящим и подчеркивает каждое событие, то набирая темп, являясь сигналом приближающихся врагов, то затухая при исчезновении опасности.
А враги на самом деле опасны. Их искусственный интеллект, конечно, не идеален, но явно выше среднего уровня. Помню, как в открытую шлепая по коридору, я неожиданно наткнулся на вырулившего из-за угла охранника. Резко отскочив в тень, я затаился... Он знал, что я здесь, но не видел меня. Потоптавшись несколько секунд, этот парень сделал резкий кувырок в укрытие и некоторое время не показывался. Затаился. Потом ему это надоело и он, включив подствольный фонарик, принялся обшаривать темные участки, наткнувшись в конце концов на меня.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

О да, это не тупые скриптовые болванчики HL2 — они отступают, не лезут не рожон, действуют сообща и перебегают от одного укрытия к другому, оглашая окрестности воплями типа: "Эй! Заключенный! Я знаю, что ты здесь! Я сейчас надеру тебе задницу!" и демонстрируя при этом одну из лучших, если не лучшую анимацию. Лично меня больше всего поразило то, что они лишены общей для всех stealth-action болезни "показалось!": если уж начали искать, то не успокоятся, пока их не успокоит Риддик. Воевать с такими интеллектуалами на самом деле интересно, а если учесть, что игра лишь иногда принуждает нас к агрессивному стилю "kill'em'all из винтовки", то и вовсе захватывающе. Одно дело перещелкать всех из автомата, и совсем другое — выхватить их темноты одного, вонзить ему в шею отвертку и прыгнуть ко второму, разрядив в него его же оружие.

И если внутриигровая анимация просто хороша, то анимация в скриптовых роликах уже наводит на мысли о том, что перед нами прокручивается очередная сцена из еще не вышедшего фильма — такие гладкие и упитанные полигонами модели и голоса профессиональных голливудских актеров с Вином Дизелем во главе мы видим.
А PC'шная версия благодаря грамотной портации с Xbox мало того, что выглядит лучше (что немудрено, учитывая полностью перерисованные текстуры, добавившие четкость картинке), так еще и тащит за собой новые локации, дополнительного робота и впервые реализованный в игровой индустрии Commentary mode, открывающийся по прохождении TCoR. Так что у всех игроков есть уникальный шанс не просто перепройти игру, но и выслушивать комментарии разработчиков, активируя специальные пиктограммы, чтобы изнутри, из самой гущи событий узнать весь процесс создания этой уникальной игры.

Оценка 10. Хотите бродить по темным коридорам, стреляя по адским тварям? Играйте в DOOM 3. Предпочитаете рыскать по джунглям, убивая мутантов? Играйте в FarCry. Проснулось желание побегать по улицам, швыряясь коробками? Играйте в HL2. Но если вы, как и все нормальные люди, жаждите поиграть в игру, за каждым элементом которой кроется слово "превосходно", играйте в The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. А десять баллов просто подчеркивают его превосходство над долгостроями, нахватавшихся наших девяток, но так и не сумевших сделать самого главного: удивить чем-то еще, кроме технологических изысков.

Lockust

adventure Обзор № 61 The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".