Средиземье в играх

Тема фэнтези всегда пользовалась успехом у геймеров, поэтому и такой длинный список игр, так или иначе с ней связанных. Безусловно, геймдевелоперы не обошли вниманием и творения Дж.Р.Р. Толкина — еще бы, столь известные и популярные произведения вполне могли стать основой для многих игр. Более-менее успешные продажи были бы гарантированы. А почему бы и нет? Раз так много людей зачитываются творениями Профессора, то что может помешать особо сообразительным личностям сыграть на этом? Было бы, по меньшей мере, глупо упустить такую возможность. В принципе, упускать ее никто и не собирается.
Удивительно, но до выхода в свет фильмов по знаменитой трилогии «Властелин Колец» про дедушку Толкина в игровом мире вспоминали не так уж и часто, хотя фанатов хватало всегда. Возможно, в те дни разработчиков одолевало сомнение — а стоит ли рисковать подобным образом? Фанаты фанатами, но их не так уж и много — по крайней мере недостаточно, чтобы гарантировать многомиллионные продажи. Отношение людей к данной теме предугадать сложно, привлечь внимание «непосвященных» к сказкам прошлого тоже не самая легкая задача. Некоторые пытались: игры по миру Толкина время от времени выходили в свет. Но происходило это довольно редко, да и, насколько мне известно, самые ранние проекты особой популярностью не пользовались. С выходом в свет кинотрилогии «ВК» все поменялось.
Дядя Питер Джексон не просто экранизировал все три части «Властелина», переделав знаменитую трилогию на свой лад и продемонстрировав нам свои взгляды на орков, троллей и длину ушей эльфов. Он буквально создал новый рекламный бренд, появление которого на любом продукте уже наполовину гарантирует успех. Успех кинотрилогии наглядно продемонстрировал все перспективы и возможности персонажей Дж. Толкина. Новость о кассовых сборах всех трех фильмов стала своеобразным сигналом для всех желающих нагреть руки на хорошо раскрученном бренде. После этого анонсы разрабатываемых игр стали расти и множиться, каждый раз предлагая что-нибудь новенькое, еще никем не тронутое, но непременно «про орков- эльфов». Мир Средиземья получил множественные воплощения на всех видах игровых платформ. Нашему вниманию были предложены и экшены (преимущественно), и стратегии, и даже ролевые онлайн-проекты. Разумеется, на лакомый кусок мгновенно слетелись самые жирные вороны — мегамонстры игробизнеса, — и потасовка началась нешуточная. Победителем вышла Electronic Arts, монополизировавшая право выпускать игры по фильму. Всем остальным придется либо придумать что-то свое, либо отказаться от выпуска проектов, содержащих в себе хоть какие-то намеки на родство с детищем П.Дж. Некоторые конторы, кстати, так и поступили, будучи заваленными исками от адвокатов ЕА. Жизнь, понимаете ли, штука сложная.
Можно слегка пробежаться по тем немногим игровым проектам по миру Толкина, которые умудрились не только выжить в нашем суровом мире, но и обрести некоторую популярность. Думаю, не стоит упоминать самоопальные поделки вроде дополнительных кампаний к «Героям 4» — есть и такие, которые повествуют о быте Средиземья. Или вспоминать игры многолетней давности, которые сейчас, разумеется, и днем с огнем не сыщешь. Лучше остановиться на том, что еще можно найти на прилавках или в частных коллекциях. Постараемся соблюсти хронологию.
Осень 2002 года. Спустя чуть более полгода после выхода в свет первой части трилогии — "Братство Кольца" — одна не очень известная контора сообщает об отправке на золото своей игровой интерпретации событий «ВК». Black Label при помощи Vivendi Intreractive выпускает игру по мотивам, оставив название без изменений — The Lord of the Rings: Fellowship of the Ring. Сразу было видно, что игру выпустили лишь для пробы — ни на какую хитовость она в принципе не претендовала. Очень простенький и незамысловатый экшен от третьего лица со вполне приемлемыми системными требованиями (на то время, разумеется). Но при всей простоте она почти полностью охватывала события первой части трилогии — все то, что отсутствовало в экранной версии фильма, было здесь. Начиналось действо, как и полагается, в Шире, под наше начало попадал не слишком умный хоббит Фродо, за чьи поступки мы отвечали вплоть до его прибытия в Бри. Осмотр местных достопримечательностей в лице хоббитской деревеньки, наводненной назгулами, отважные схватки с волками, метание камней на точность, битва со старым Вязом и даже Том Бомбадил — достаточно много всего, чтобы не дать нам заскучать в первые час-полтора игры. Примерно столько нам придется руководить неказистым полуросликом, обучаясь всем тонкостям игры и морально подготавливая себя к той сече, которая будет происходить на наших экранах, когда под наше командование попадет Арагорн — передовой рубака с двуручным мечом на «ты» и к тому же почти Ворошиловский стрелок из лука. Под нашим чутким руководством ему придется сопровождать четырех хоббитов до Ривендела и заодно зарубить несколько десятков орков и троллей. Пожалуй, это самая интересная часть игры — всплески адреналина местами заставляют забыть обо всем окружающем. Чистейшей воды экшен, без каких-либо примесей пазлов, квестов и прочих занудных атрибутов, коими грешил наш отважный хоббит. Правда, именно в эти моменты становятся очевидными главные «грешки» разработчиков: слабоватый AI, никакая модель повреждений, однообразность. Правда, хоть и издалека, но все же немного просматривается реализм — к примеру, схватка на ножах с троллем не сулит ничего хорошего, а орки, сбившись в группу, уже не кажутся такими уж сопляками. Финальная схватка с пятью назгулами и вовсе заставит серьезно попотеть, ломая клаву и мышь в попытках достать супостата хоть кончиком меча. А уж от Ривендела до самых финальных титров под наше начало попадет единственный боеспособный маг Средиземья — добрый старец Гэндальф. Игра же продолжит развлекать нас ежеминутными схватками, поголовье гоблинов возрастет, а мы наконец-то сможем испробовать на бесчисленных ордах нечистых всю мощь боевых заклинаний Гэндальфа. Это поможет немного скрасить последние пару часов игры, хотя разнообразие мест действия тоже не даст заскучать... В принципе, игра у Black Label получилась довольно неплохой. Графика для того времени, не была пределом совершенства, но и глаза не резала. Да что там кривить душой — и сегодня-то она особого отвращения не вызовет. Нельзя сказать, чтобы игрушку выпускали именно по фильму — лица главгероев иные, обстановка тоже, разве что музыка уж больно напоминает ту, что вырывалась из динамиков в кинотеатре. Но в целом — очень даже недурственный добротный проект, у которого на лбу написано, что ни на что серьезное он не претендует (если сосчитать, то чистого игрового времени — часов восемь). За это и хвалю. За скромность природную.
В титрах вышедшей в 2003 году стратегии под названием The Lord of the Rings: War of the Ring уже фигурировала некая контора Tolkien Enterprise. Наводит на размышления, не правда ли? Разработанная студией Liquid Entertainment, заботливо выпестованная небезызвестной Sierra Entertainment, это, на сегодняшний день, единственная вышедшая на PC стратегия по миру Толкина. С фильмом разработчики решили никаких параллелей не проводить и создали две кампании — за Бобра и Осла, оставив совершенно без внимания не только основные концепции киноленты, но и сюжетную линию самой книги. В двух словах — вольнодумные интерпретации на тему. Всех героев сохранили, ввели небольшой ролевой элемент. При решении вопроса о визуальном оформлении долго голову ломать не стали: взяли фоторобот гремящего тогда WarCraft 3, написали свой собственный движок (Liquid Engine, если не ошибаюсь), сделали небольшой косметический ремонт — и готово. Камера стала более послушной, моделькам добавили полигонов — рекомендуемые системные требования подскочили до 2,5-гига-герцового процессора да 512 Mb RAM. О сюжете как таковом особо заботиться не стали: знакомая до боли карта Средиземья показывает нам самые горячие точки, мы вольны зачастую выбирать даже одну из трех (не нелинейность, но все-таки). В зависимости от региона получим под свое начало эльфийскую армию; войска людей или боевые расчеты гномов — это если играть за силы Света (да и то под конец объединят). У каждой из союзных сторон всего по четыре-пять юнитов, но после объединения их под одним знаменем мы получим довольно внушительный список доступных боевых единиц — одна лучше другой. Некоторые закономерности, однако, были соблюдены: основой армии эльфов все-таки станут лучники, у людей главной ударной силой будет именно роханская конница, а гномы смогут похвастаться крепчайшими доспехами и молотами. С силами Зла все обстоит немного сложнее: те почему-то позаимствовали у Близзардовских Зергов одну из специфических черт возведения строений: в частности, каждое здание должно строиться на специальной поверхности, которую тут можно создавать с помощью Тотемных Столбов. Армия у слуг Саурона подобралась еще более разношерстная: начиная с орков и гоблинов, постепенно воинство будут пополнять и призраки безвременно усопших, и урук-хаи (ставшие почему-то лучниками), и гигантские пауки — родня Шелоб, и харадримские воители, а на закуску — несколько племен горных троллей. Ключевые позиции в Темной армии занимают Назгулы — довольно крепкие тварюки на проверку, во главе со своим предводителем. В каждой армии, разумеется, есть свои герои: вспомните всех персонажей трилогии и сразу сможете ответить, кого именно нам придется лицезреть на поле боя. Процесс их прокачки идентичен WC3. Да и очень многое тут можно сравнить с этой известной стратегией — аналогии будут встречаться на каждом шагу, что не есть хорошо. Но, тем не менее, фанаты получили еще одну игру в том мире, в котором они хотели бы жить сами. Как и Fellowship of the Ring, она изначально не задумывалась как нечто грандиозное, в жанр ничего нового не принесла, став лишь очередной неплохой стратегией.
За месяц-два до официальной премьеры заключительной части трилогии «Властелина» Electronic Arts отправляет в печать уже готовую игру по еще не вышедшему фильму «Возвращение Короля» — Lord of the Rings: Return of the King. Разумеется, проект тут же был портирован на PC. В отличие от предыдущих игр на ту же тематику, в основе Return of the King лежал именно фильм, и ЕА, обладая эксклюзивными правами на разработку игр по кинотрилогии, приложила максимум усилий, чтобы как следует разжечь аппетиты фанатов перед премьерой. Эту игру, как сейчас становится ясно, стоило воспринимать именно как пролог триумфального шествия последнего «киношедевра» Питера Джексона, не больше и не меньше. Оформление игрушки, как водится, было просто шикарным — для любого фаната, в нетерпении ожидающего «часа X». Тут было все: и саундтреки из фильма, и скриншоты из фильма, и небольшие фрагменты из фильма, и даже интервью с актерами — опять-таки из фильма! Слово «фильм» тут ключевое. Причем расчет разработчиков оправдался — выпустить игру до премьеры означало многомиллионные прибыли и киностудии, и разработчику. Посудите сами — в преддверии ожидаемой многими (очень многими!) премьеры появляется игра, сверху донизу забитая всяческой информацией о готовом вот-вот появиться фильме. Разумеется, любой уважающий себя фанат обязательно в нее поиграет — хотя бы ради того, чтобы посмотреть трейлеры. А поиграв, будет с еще большим нетерпением ждать сам фильм, да еще и друзьям расскажет. Прибыль? Безусловно.
Меньше всего в таком проекте следует смотреть на саму игру. В ее консольном происхождении сомневаться не приходится — вся игра суть да дело есть сплошное непрерывное рубилово, без всякого намека на здравый смысл. Бей все, что движется — вот ее девиз. Комбо-удары, суперприемы и прочие атрибуты не слишком умного экшен-файтинга обязательно присутствуют. Правда, как и почти все консольные игры, Return of the King радовала глаз игрой спецэффектов, естественностью и плавностью всех движений персонажей и... и все. Вдобавок к кажущемуся графическому совершенству шли угловатые модели, полнейшая линейность при прохождении и жуткая, жуткая однообразность. Да, какой-то элемент веселья поначалу присутствовал — а как же иначе, ведь все герои тут нарисованы в полном соответствии с киноактерами, даже лица пытались похожими сделать. Да и примерная сюжетная линия становится ясна — ближе к концу. Но вот ощущение праздника плавно уступало место недоумению пополам с раздражением: рубить одних и тех же орков да урук- хаев на протяжении более чем десятка миссий — занятие очень утомительное, и пройти игру до конца можно было лишь из принципа. Извечные спутники подобных проектов — подсчет очков после каждой миссии для осознания собственной крутизны да ставшая родной система чекпоинтов. В общем, чисто коммерческий проект, пустой и бездушный. Поиграть и забыть — навсегда. Но, тем не менее, свое дело он сделал — привлек дополнительное внимание фанатской общественности.
Но если игра «Возвращение Короля» была портирована на PC, то вот вышедшая еще раньше The Lord of the Rings: The Two Towers так и осталась уделом консолей. Благополучно потчуя на PS2 и Хbох, она мало отличалась от RotK — неудивительно, ведь создателями ее были все те же парни из Electronic Arts (обладатель, как все помнят, эксклюзивных прав на разработку игр по кинотрилогии). Опять-таки безумный драйв с разрубанием толп неприглядных орков на мелкие составляющие мощные комбо, собственные стили у каждого из персонажей и прочая атрибутика экшен-файтинга, одного из самых бездумных жанров в истории игростроения. Доступных персонажей в The Two Towers было лишь три — Арагорн, Леголас и Гимли, до остальных просто руки еще не дотянулись. Думаю, не стоит говорить о внешнем (да и не только) сходстве игр по второй и третьей частям трилогии — это все равно что сделать открытие об общих чертах, к примеру, родных братьев. Меня беспокоит нехорошее ощущение, что ЕА-фабрику по созданию игр-клонов по мотивам «Властелина Колец» приостановил лишь факт отсутствия четвертой серии от дяди Пи-Джи.
Как бы то ни было, Electronic Arts даже и не думают останавливаться. По-видимому, отказавшись от создания файтингов и спинномозговых экшенов, они переключились на другие, пока еще не реализованные в Tolkien-World жанры. В частности, RPG. В ноябре обладатели консолей всех цветов и мастей могут ожидать выхода проекта The Lord of the Rings: The Third Age. Это трехмерная РПГ, позволяющая нам в роли одного из главгероев трилогии принять участие в крестовом походе за спасение или разрушение Средиземья. Да-да, впервые нам дадут поиграть и за плохишей — никто не хочет почувствовать себя настоящим, грязным и смердящим орком? Если да, то милости просим. Что нам обещают? Да много чего, как всегда. Нелинейность — раз. Огромное количество локаций, знакомых и незнакомых, — два. Большущее, похожее на баобаб древо навыков и умений, доступных для развития, — три. Несметное множество предметов и оружия, «характерных для Средиземья», — четыре. Масса побочных квестов, секретов, бонусов, тайников — пять. Стоит ли говорить, что игра будет напичкана сценами из всех трех фильмов, локации будут прорисованы опять-таки подстать виденных нами на киноэкранах, а в озвучке будут задействованы все те же актеры, что были задействованы при съемках фильма, плюс модная нынче технология Motion Capture позволит выкидывать те же трюки, что исполняли каскадеры в фильмах? Думаю, что нет. Достаточно лишь вспомнить, кто делает эту игру. К сожалению, console only.
А вот грядущая вскоре Battle for Middle-Earth — трехмерная RTS от той же Electronic Arts выйдет именно на PC. И именно за ее будущее стоит опасаться меньше всего — как-никак, именно на стратегиях ЕА уже стаю собак съела к тому же в ее застенках работают многие сотрудники из усопшей Westwood Studios, подарившей миру заковыристую аббревиатуру С&С. В Battle for Middle-Earth нас ожидают две кампании, 25 миссий в общем и целом, под два десятка уникальных юнитов за каждую противоборствующую группировку. Поговаривают, что движок в игре будет позаимствован у нашумевших «Генералов», который, пройдя необходимую корректировку, будет править балом на просторах Средиземья. Что ж, согласитесь, не самый плохой вариант. Нам обещают до пятисот юнитов на поле боя, различные типы формаций для управления подопечными, уникальные бонусы и умения практически у всех бойцов и зверюшек, а также вездесущие герои из известной эпопеи — имена думаю, называть не надо. В игре будут реализованы все битвы из трилогии, и в нашей власти теперь повлиять на их исход. Музыкальное и звуковое сопровождение опять-таки может быть взято из фильмов, однако этот факт пока что не подтвержден.
И, пожалуй, самый неординарный проект по миру Толкина — это, несомненно, Middle-Earth Online от Vivendi Universal Games, находящийся сейчас еще в стадии разработки. Нам обещают реально воссозданный и довольно обширный мир Средиземья, совершенно новую сюжетную линию и просто-таки невероятные возможности для самого приятного время препровождения — уникальная система развития персонажа, возможность покупки недвижимости, проработанная система торговли, а также возможность объединяться с единомышленниками в компании или даже кланы. Разумеется, не обойдется и без сражений. Тут разработчики также обещают не ударить в грязь лицом. Доступные на сегодняшний день скриншоты демонстрируют довольно неплохой уровень графики, и остается надеяться, что в игре все действительно будет так же красиво, как и на картинках. Что ж, будем ждать.
Да, в последние годы «Толкиновская тематика» явно обрела большую популярность в игростроении. Спрос рождает предложение, и как только в центре внимания общественности оказалась знаменитая трилогия, анонсы от геймдевелоперов стали расти буквально на глазах. Но почему-то мне кажется, что пик этой популярности уже не за горами, и вскоре интерес к виртуальным мирам Толкина пойдет на спад. Да и само творение тоже, мало-помалу будет стираться из памяти людей. Не сразу, конечно, — пока еще в нашем мире полно фанатов, — но пройдет пара десятилетий, и кроме ярых поклонников уже мало кто будет помнить о «Властелине Колец». А потом какой-нибудь тинейджер в широких штанах и здоровенных наушниках на шее найдет среди папиных вещей невзрачную коробочку с доисторическим CD внутри и любопытным названием Battle for Middle-Earth. Сдует с нее пыль, вставит в привод и... А там — кто знает?
Leviafan