Средиземье в играх

on февраля 7, 2025 - 16:55

Тема фэнтези всегда пользо­валась успехом у геймеров, по­этому и такой длинный список игр, так или иначе с ней связан­ных. Безусловно, геймдевелоперы не обошли вниманием и творения Дж.Р.Р. Толкина — еще бы, столь известные и по­пулярные произведения вполне могли стать основой для мно­гих игр. Более-менее успеш­ные продажи были бы гаранти­рованы. А почему бы и нет? Раз так много людей зачитываются творениями Профессора, то что может помешать особо со­образительным личностям сыг­рать на этом? Было бы, по мень­шей мере, глупо упустить такую возможность. В принципе, упу­скать ее никто и не собирается.

Удивительно, но до выхода в свет фильмов по знаменитой трилогии «Властелин Колец» про дедушку Тол­кина в игровом мире вспоминали не так уж и часто, хотя фанатов хватало всегда. Возможно, в те дни разработ­чиков одолевало сомнение — а стоит ли рисковать подобным образом? Фанаты фанатами, но их не так уж и много — по крайней мере недоста­точно, чтобы гарантировать много­миллионные продажи. Отношение людей к данной теме предугадать сложно, привлечь внимание «непо­священных» к сказкам прошлого то­же не самая легкая задача. Некото­рые пытались: игры по миру Толкина время от времени выходили в свет. Но происходило это довольно редко, да и, насколько мне известно, самые ранние проекты особой популярнос­тью не пользовались. С выходом в свет кинотрилогии «ВК» все поменя­лось.

Властелин колец (фильм)

Дядя Питер Джексон не просто эк­ранизировал все три части «Власте­лина», переделав знаменитую трило­гию на свой лад и продемонстриро­вав нам свои взгляды на орков, трол­лей и длину ушей эльфов. Он бук­вально создал новый рекламный бренд, появление которого на любом продукте уже наполовину гарантиру­ет успех. Успех кинотрилогии нагляд­но продемонстрировал все перспек­тивы и возможности персонажей Дж. Толкина. Новость о кассовых сборах всех трех фильмов стала своеобраз­ным сигналом для всех желающих нагреть руки на хорошо раскрученном бренде. После этого анонсы раз­рабатываемых игр стали расти и множиться, каждый раз предлагая что-нибудь новенькое, еще никем не тронутое, но непременно «про орков- эльфов». Мир Средиземья получил множественные воплощения на всех видах игровых платформ. Нашему вниманию были предложены и экше­ны (преимущественно), и стратегии, и даже ролевые онлайн-проекты. Разу­меется, на лакомый кусок мгновенно слетелись самые жирные вороны — мегамонстры игробизнеса, — и пота­совка началась нешуточная. Победи­телем вышла Electronic Arts, монопо­лизировавшая право выпускать игры по фильму. Всем остальным придет­ся либо придумать что-то свое, либо отказаться от выпуска проектов, со­держащих в себе хоть какие-то наме­ки на родство с детищем П.Дж. Неко­торые конторы, кстати, так и поступи­ли, будучи заваленными исками от адвокатов ЕА. Жизнь, понимаете ли, штука сложная.

Можно слегка пробежаться по тем немногим игровым проектам по ми­ру Толкина, которые умудрились не только выжить в нашем суровом ми­ре, но и обрести некоторую популярность. Думаю, не стоит упоминать самоопальные поделки вроде дополни­тельных кампаний к «Героям 4» — есть и такие, которые повествуют о быте Средиземья. Или вспоминать игры многолетней давности, которые сей­час, разумеется, и днем с огнем не сыщешь. Лучше остановиться на том, что еще можно найти на прилавках или в частных коллекциях. Постара­емся соблюсти хронологию.

 The Lord of the Rings: Fellowship of the Ring

Осень 2002 года. Спустя чуть бо­лее полгода после выхода в свет пер­вой части трилогии — "Братство Кольца" — одна не очень известная контора сообщает об отправке на зо­лото своей игровой интерпретации событий «ВК». Black Label при помо­щи Vivendi Intreractive выпускает игру по мотивам, оставив название без изменений — The Lord of the Rings: Fellowship of the Ring. Сразу было видно, что игру выпустили лишь для пробы — ни на какую хитовость она в принципе не претендовала. Очень простенький и незамысловатый эк­шен от третьего лица со вполне при­емлемыми системными требования­ми (на то время, разумеется). Но при всей простоте она почти полностью охватывала события первой части трилогии — все то, что отсутствовало в экранной версии фильма, было здесь. Начиналось действо, как и по­лагается, в Шире, под наше начало попадал не слишком умный хоббит Фродо, за чьи поступки мы отвечали вплоть до его прибытия в Бри. Ос­мотр местных достопримечательнос­тей в лице хоббитской деревеньки, наводненной назгулами, отважные схватки с волками, метание камней на точность, битва со старым Вязом и даже Том Бомбадил — достаточно много всего, чтобы не дать нам за­скучать в первые час-полтора игры. Примерно столько нам придется ру­ководить неказистым полуросликом, обучаясь всем тонкостям игры и мо­рально подготавливая себя к той се­че, которая будет происходить на на­ших экранах, когда под наше коман­дование попадет Арагорн — передо­вой рубака с двуручным мечом на «ты» и к тому же почти Ворошилов­ский стрелок из лука. Под нашим чут­ким руководством ему придется со­провождать четырех хоббитов до Ривендела и заодно зарубить несколько десятков орков и троллей. Пожалуй, это самая интересная часть игры — всплески адреналина местами за­ставляют забыть обо всем окружаю­щем. Чистейшей воды экшен, без ка­ких-либо примесей пазлов, квестов и прочих занудных атрибутов, коими грешил наш отважный хоббит. Прав­да, именно в эти моменты становят­ся очевидными главные «грешки» разработчиков: слабоватый AI, ника­кая модель повреждений, однообраз­ность. Правда, хоть и издалека, но все же немного просматривается ре­ализм — к примеру, схватка на но­жах с троллем не сулит ничего хоро­шего, а орки, сбившись в группу, уже не кажутся такими уж сопляками. Финальная схватка с пятью назгула­ми и вовсе заставит серьезно попо­теть, ломая клаву и мышь в попытках достать супостата хоть кончиком ме­ча. А уж от Ривендела до самых фи­нальных титров под наше начало по­падет единственный боеспособный маг Средиземья — добрый старец Гэндальф. Игра же продолжит раз­влекать нас ежеминутными схватка­ми, поголовье гоблинов возрастет, а мы наконец-то сможем испробовать на бесчисленных ордах нечистых всю мощь боевых заклинаний Гэн­дальфа. Это поможет немного скра­сить последние пару часов игры, хотя разнообразие мест действия тоже не даст заскучать... В принципе, игра у Black Label получилась довольно не­плохой. Графика для того времени, не была пределом совершенства, но и глаза не резала. Да что там кривить душой — и сегодня-то она особого от­вращения не вызовет. Нельзя ска­зать, чтобы игрушку выпускали имен­но по фильму — лица главгероев иные, обстановка тоже, разве что му­зыка уж больно напоминает ту, что вырывалась из динамиков в кинотеа­тре. Но в целом — очень даже недур­ственный добротный проект, у кото­рого на лбу написано, что ни на что серьезное он не претендует (если сосчитать, то чистого игрового времени — часов восемь). За это и хвалю. За скромность природную.

The Lord of the Rings: War of the Ring

В титрах вышедшей в 2003 году стратегии под названием The Lord of the Rings: War of the Ring уже фигури­ровала некая контора Tolkien Enterprise. Наводит на размышления, не правда ли? Разработанная студи­ей Liquid Entertainment, заботливо вы­пестованная небезызвестной Sierra Entertainment, это, на сегодняшний день, единственная вышедшая на PC стратегия по миру Толкина. С филь­мом разработчики решили никаких параллелей не проводить и создали две кампании — за Бобра и Осла, ос­тавив совершенно без внимания не только основные концепции кинолен­ты, но и сюжетную линию самой кни­ги. В двух словах — вольнодумные интерпретации на тему. Всех героев сохранили, ввели небольшой ролевой элемент. При решении вопроса о ви­зуальном оформлении долго голову ломать не стали: взяли фоторобот гремящего тогда WarCraft 3, написа­ли свой собственный движок (Liquid Engine, если не ошибаюсь), сделали небольшой косметический ремонт — и готово. Камера стала более по­слушной, моделькам добавили поли­гонов — рекомендуемые системные требования подскочили до 2,5-гига-герцового процессора да 512 Mb RAM. О сюжете как таковом особо заботиться не стали: знакомая до бо­ли карта Средиземья показывает нам самые горячие точки, мы воль­ны зачастую выбирать даже одну из трех (не нелинейность, но все-таки). В зависимости от региона получим под свое начало эльфийскую армию; вой­ска людей или боевые расчеты гно­мов — это если играть за силы Све­та (да и то под конец объединят). У каждой из союзных сторон всего по четыре-пять юнитов, но после объе­динения их под одним знаменем мы получим довольно внушительный список доступных боевых единиц — одна лучше другой. Некоторые зако­номерности, однако, были соблюде­ны: основой армии эльфов все-таки станут лучники, у людей главной ударной силой будет именно роханская конница, а гномы смогут похва­статься крепчайшими доспехами и молотами. С силами Зла все обстоит немного сложнее: те почему-то поза­имствовали у Близзардовских Зергов одну из специфических черт воз­ведения строений: в частности, каж­дое здание должно строиться на спе­циальной поверхности, которую тут можно создавать с помощью Тотем­ных Столбов. Армия у слуг Саурона подобралась еще более разношерст­ная: начиная с орков и гоблинов, по­степенно воинство будут пополнять и призраки безвременно усопших, и урук-хаи (ставшие почему-то лучни­ками), и гигантские пауки — родня Шелоб, и харадримские воители, а на закуску — несколько племен горных троллей. Ключевые позиции в Тем­ной армии занимают Назгулы — до­вольно крепкие тварюки на провер­ку, во главе со своим предводителем. В каждой армии, разумеется, есть свои герои: вспомните всех персона­жей трилогии и сразу сможете отве­тить, кого именно нам придется лице­зреть на поле боя. Процесс их про­качки идентичен WC3. Да и очень многое тут можно сравнить с этой из­вестной стратегией — аналогии бу­дут встречаться на каждом шагу, что не есть хорошо. Но, тем не менее, фанаты получили еще одну игру в том мире, в котором они хотели бы жить сами. Как и Fellowship of the Ring, она изначально не задумывалась как не­что грандиозное, в жанр ничего ново­го не принесла, став лишь очередной неплохой стратегией.

Lord of the Rings: Return of the King

За месяц-два до официальной премьеры заключительной части трилогии «Властелина» Electronic Arts отправляет в печать уже готовую иг­ру по еще не вышедшему фильму «Возвращение Короля» — Lord of the Rings: Return of the King. Разумеется, проект тут же был портирован на PC. В отличие от предыдущих игр на ту же тематику, в основе Return of the King лежал именно фильм, и ЕА, об­ладая эксклюзивными правами на разработку игр по кинотрилогии, приложила максимум усилий, чтобы как следует разжечь аппетиты фана­тов перед премьерой. Эту игру, как сейчас становится ясно, стоило вос­принимать именно как пролог триум­фального шествия последнего «кино­шедевра» Питера Джексона, не боль­ше и не меньше. Оформление игруш­ки, как водится, было просто шикар­ным — для любого фаната, в нетерпении ожидающего «часа X». Тут бы­ло все: и саундтреки из фильма, и скриншоты из фильма, и небольшие фрагменты из фильма, и даже интер­вью с актерами — опять-таки из фильма! Слово «фильм» тут ключе­вое. Причем расчет разработчиков оправдался — выпустить игру до премьеры означало многомиллион­ные прибыли и киностудии, и разра­ботчику. Посудите сами — в пред­дверии ожидаемой многими (очень многими!) премьеры появляется иг­ра, сверху донизу забитая всяческой информацией о готовом вот-вот по­явиться фильме. Разумеется, любой уважающий себя фанат обязательно в нее поиграет — хотя бы ради того, чтобы посмотреть трейлеры. А поиг­рав, будет с еще большим нетерпе­нием ждать сам фильм, да еще и дру­зьям расскажет. Прибыль? Безус­ловно.

Меньше всего в таком проекте сле­дует смотреть на саму игру. В ее кон­сольном происхождении сомневать­ся не приходится — вся игра суть да дело есть сплошное непрерывное ру­билово, без всякого намека на здра­вый смысл. Бей все, что движется — вот ее девиз. Комбо-удары, супер­приемы и прочие атрибуты не слиш­ком умного экшен-файтинга обяза­тельно присутствуют. Правда, как и почти все консольные игры, Return of the King радовала глаз игрой спецэф­фектов, естественностью и плавнос­тью всех движений персонажей и... и все. Вдобавок к кажущемуся графи­ческому совершенству шли углова­тые модели, полнейшая линейность при прохождении и жуткая, жуткая однообразность. Да, какой-то эле­мент веселья поначалу присутство­вал — а как же иначе, ведь все герои тут нарисованы в полном соответствии с киноактерами, даже лица пыта­лись похожими сделать. Да и пример­ная сюжетная линия становится ясна — ближе к концу. Но вот ощущение праздника плавно уступало место не­доумению пополам с раздражением: рубить одних и тех же орков да урук- хаев на протяжении более чем де­сятка миссий — занятие очень уто­мительное, и пройти игру до конца можно было лишь из принципа. Из­вечные спутники подобных проектов — подсчет очков после каждой мис­сии для осознания собственной кру­тизны да ставшая родной система чекпоинтов. В общем, чисто коммер­ческий проект, пустой и бездушный. Поиграть и забыть — навсегда. Но, тем не менее, свое дело он сделал — привлек дополнительное внимание фанатской общественности.

The Lord of the Rings: The Two Towers

Но если игра «Возвращение Коро­ля» была портирована на PC, то вот вышедшая еще раньше The Lord of the Rings: The Two Towers так и осталась уделом консолей. Благополучно пот­чуя на PS2 и Хbох, она мало отлича­лась от RotK — неудивительно, ведь создателями ее были все те же парни из Electronic Arts (обладатель, как все помнят, эксклюзивных прав на разра­ботку игр по кинотрилогии). Опять-та­ки безумный драйв с разрубанием толп неприглядных орков на мелкие составляющие мощные комбо, собст­венные стили у каждого из персона­жей и прочая атрибутика экшен-фай­тинга, одного из самых бездумных жанров в истории игростроения. До­ступных персонажей в The Two Towers было лишь три — Арагорн, Ле­голас и Гимли, до остальных просто руки еще не дотянулись. Думаю, не стоит говорить о внешнем (да и не только) сходстве игр по второй и тре­тьей частям трилогии — это все рав­но что сделать открытие об общих чертах, к примеру, родных братьев. Меня беспокоит нехорошее ощуще­ние, что ЕА-фабрику по созданию игр-клонов по мотивам «Властелина Ко­лец» приостановил лишь факт отсутст­вия четвертой серии от дяди Пи-Джи.

Как бы то ни было, Electronic Arts даже и не думают останавливаться. По-видимому, отказавшись от созда­ния файтингов и спинномозговых эк­шенов, они переключились на другие, пока еще не реализованные в Tolkien-World жанры. В частности, RPG. В ноябре обладатели консолей всех цветов и мастей могут ожидать выхода проекта The Lord of the Rings: The Third Age. Это трехмерная РПГ, позволяющая нам в роли одного из главгероев трилогии принять участие в крестовом походе за спасение или разрушение Средиземья. Да-да, впервые нам дадут поиграть и за пло­хишей — никто не хочет почувство­вать себя настоящим, грязным и смердящим орком? Если да, то мило­сти просим. Что нам обещают? Да много чего, как всегда. Нелиней­ность — раз. Огромное количество локаций, знакомых и незнакомых, — два. Большущее, похожее на баобаб древо навыков и умений, доступных для развития, — три. Несметное мно­жество предметов и оружия, «харак­терных для Средиземья», — четыре. Масса побочных квестов, секретов, бонусов, тайников — пять. Стоит ли говорить, что игра будет напичкана сценами из всех трех фильмов, лока­ции будут прорисованы опять-таки подстать виденных нами на кино­экранах, а в озвучке будут задейст­вованы все те же актеры, что были задействованы при съемках фильма, плюс модная нынче технология Motion Capture позволит выкидывать те же трюки, что исполняли каскадеры в фильмах? Думаю, что нет. Достаточ­но лишь вспомнить, кто делает эту иг­ру. К сожалению, console only.

Battle for Middle-Earth

А вот грядущая вскоре Battle for Middle-Earth — трехмерная RTS от той же Electronic Arts выйдет именно на PC. И именно за ее будущее стоит опасаться меньше всего — как-ни­как, именно на стратегиях ЕА уже стаю собак съела к тому же в ее за­стенках работают многие сотрудники из усопшей Westwood Studios, пода­рившей миру заковыристую аббреви­атуру С&С. В Battle for Middle-Earth нас ожидают две кампании, 25 мис­сий в общем и целом, под два десят­ка уникальных юнитов за каждую противоборствующую группировку. Поговаривают, что движок в игре бу­дет позаимствован у нашумевших «Генералов», который, пройдя необ­ходимую корректировку, будет пра­вить балом на просторах Средизе­мья. Что ж, согласитесь, не самый плохой вариант. Нам обещают до пя­тисот юнитов на поле боя, различные типы формаций для управления подопечными, уникальные бонусы и умения практически у всех бойцов и зверюшек, а также вездесущие герои из известной эпопеи — имена ду­маю, называть не надо. В игре будут реализованы все битвы из трилогии, и в нашей власти теперь повлиять на их исход. Музыкальное и звуковое сопровождение опять-таки может быть взято из фильмов, однако этот факт пока что не подтвержден.

И, пожалуй, самый неординарный проект по миру Толкина — это, несо­мненно, Middle-Earth Online от Vivendi Universal Games, находящийся сей­час еще в стадии разработки. Нам обещают реально воссозданный и до­вольно обширный мир Средиземья, совершенно новую сюжетную линию и просто-таки невероятные возмож­ности для самого приятного время препровождения — уникальная сис­тема развития персонажа, возмож­ность покупки недвижимости, прора­ботанная система торговли, а также возможность объединяться с едино­мышленниками в компании или даже кланы. Разумеется, не обойдется и без сражений. Тут разработчики так­же обещают не ударить в грязь ли­цом. Доступные на сегодняшний день скриншоты демонстрируют довольно неплохой уровень графики, и остает­ся надеяться, что в игре все действи­тельно будет так же красиво, как и на картинках. Что ж, будем ждать.

The Lord of the Rings Online

Да, в последние годы «Толкинов­ская тематика» явно обрела большую популярность в игростроении. Спрос рождает предложение, и как только в центре внимания общественности оказалась знаменитая трилогия, анонсы от геймдевелоперов стали расти буквально на глазах. Но поче­му-то мне кажется, что пик этой попу­лярности уже не за горами, и вскоре интерес к виртуальным мирам Толки­на пойдет на спад. Да и само творе­ние тоже, мало-помалу будет сти­раться из памяти людей. Не сразу, ко­нечно, — пока еще в нашем мире полно фанатов, — но пройдет пара десятилетий, и кроме ярых поклонни­ков уже мало кто будет помнить о «Властелине Колец». А потом какой-нибудь тинейджер в широких штанах и здоровенных наушниках на шее найдет среди папиных вещей невз­рачную коробочку с доисторическим CD внутри и любопытным названием Battle for Middle-Earth. Сдует с нее пыль, вставит в привод и... А там — кто знает?

Leviafan

Ретроспектива № 59

Яндекс.Метрика