Ретроспектива Chrono Trigger
Разработчик: Square
Издатель: Square
Жанр: JRPG
Мы живем в весьма интересные времена. На мировом рынке электронных развлечений как раз сейчас разворачивается эпохальное сражение, в котором сошлись три гиганта индустрии, вооруженные своими новейшими разработками. PS3, Xbox 360 и Nintendo Wii уже вовсю кромсают друг друга в борьбе за право называться самой успешной видеоприставкой нашего времени, и первым упасть на колени не желает никто. Что ж, тем интереснее и веселее нам, потребителям, ведь наблюдать с безопасного расстояния за тем, как дерутся крупные дядьки, — это и впрямь ни с чем не сравнимое удовольствие. Ну а поскольку большие шкафы громче падают, то мы наверняка еще увидим некоторое количество зрелищных кульбитов.
Но это сейчас. А ведь приставочные войны идут ох как давно. NES vs. Master System, PS vs. N64, PS2 vs. Xbox vs. GameCube — при желании этот ряд легко можно продолжить и дополнить по вкусу другими чертовски интересными противостояниями, но он явно будет неполным без упоминания еще одной "сладкой парочки" — SNES vs. Sega Mega Drive.
Вероятно, многие в наших краях хотя бы раз да слышали о шестнадцатибитной видеоприставке Super Nintendo. Когда-то она являлась по большому счету единственным серьезным конкурентом Sega Genesis/Mega Drive, о которой, в свою очередь, наверняка знают все. Консоли получились у производителей на удивление равными. О победе нокаутом какой-либо одной из них не могло быть и речи, ибо соперники оказались достойными друг друга. По техническим характеристикам они шли буквально ноздря в ноздрю. Даже если один и превосходил другого по некоторым параметрам, то у последнего обязательно находился симметричный ответ.
Так, Mega Drive могла похвастаться более мощным центральным процессором, в ответ на что Super Nintendo немедленно вытряхивала из рукава способность отображать большее количество цветов и дополнительный сопроцессор, позволяющий демонстрировать на экране некоторые элементы 3D- графики. В общем, битва за кошельки покупателей шла между ними нешуточная. Любопытно, что, появившись в продаже заметно раньше, чем Super Nintendo, Mega Drive пришлось повоевать еще и с NES (Nintendo Entertainment System, или Dendy), вытеснить которую с рынка оказалось не так уж просто, даже несмотря на свое очевидное техническое превосходство. Короче, несмотря на трудности, "мегадрайву" удалось-таки закрепиться на троне, и проект в целом можно оценить как очень успешный. В конце концов, благодаря грамотной маркетинговой политике и поддержке со стороны производителей игр, Nintendo уже со своей SNES (Super Nintendo Entertainment System) все-таки удалось отбить у Sega сначала японский, а затем и американский рынок, но ее господство продолжалось недолго. В девяносто шестом году на сцену вышла Sony и "зарулила" всех, кого только можно. Весело сегодня смотреть на итоговые цифры количества произведенных консолей (28,5 миллионов у Mega Drive против 48 миллионов у Super Nintendo) и сопоставлять с нашей действительностью. Ни я, ни кто-либо из моих друзей-знакомых ни разу не видел SNES "вживую", а "мегадрайвы" — вот они, на каждом углу валяются. Бери — не хочу.
Та же история и с играми. Sega душила соперника "сониками" и массой динамичных экшенов, ну а Nintendo, как могла, отмахивалась с помощью Марио и его банды. Кроме того, SNES известна тем, что именно на ней вырос и расцвел буйным цветом жанр JRPG. О его отличиях от того, что принято называть просто RPG или CRPG, мы особо распространяться не станем. Просто закатаем рукава повыше и засунем руку по локоть в гору разномастных представителей жанра, хорошенько там пошурудим и вытащим первого, за кого удастся хорошенько ухватиться...
...Итак, кто здесь у нас?.. Chrono Trigger. Неудивительно: остальные проскочили сквозь пальцы. Попался самый "толстый" и "увесистый". Начнем издалека.
Рискуя навлечь на свою голову народный гнев и тучи гнилых помидоров, скажу, что, по моему мнению, большинство обозревателей и пользователей склонны сильно преувеличивать значение навороченных сюжетов в компьютерных играх, фильмах и, чего уж там, даже книгах. Все исправно вписывают цифирки в графу "сюжет" итоговой оценки, в то время как совершенно не понятно, что же скрывается за этим уже примелькавшимся словом. Простой пример. Замечали ли вы, что есть люди, которые умеют и которые не умеют рассказывать анекдоты? А обращали ли внимание на то, что два разных человека могут поведать одну и ту же историю, причем делать это почти слово в слово — и при этом достигнутые результаты будут диаметрально противоположными? В одном случае вы, возможно, лишь недоуменно пожмете плечами, а в другом будете внимать, раскрыв рот, а потом вам сведет скулы от приступа дикого хохота. Но ведь сюжет-то один! Едем дальше. Есть люди, которых интересно слушать, с которыми легко общаться вне зависимости от того, что они делают или говорят. Более того, такой человек просто покажет палец — и вы зайдетесь от смеха. В чем тут может быть дело? Возможно, в том, насколько этот человек вам симпатичен. Возможно, в каких-то его личных качествах. Ну, а какую оценку поставить этому сюжету? Тому, который про палец.
Смею полагать, что если спроецировать эту ситуацию на игры, то получится нечто похожее — и то, что мы вкладываем в незатейливое слово "сюжет", окажется своего рода производной от многих качеств проекта, среди которых количество текста и видеороликов играет далеко не ведущую роль. Более того, если тайтл вас не цепляет, то эти самые сюжетные перипетии только раздражают и камнем на шее тянут продукт на дно.
Если вы повидали на своем веку достаточное количество игр, то для вас несложно определить, где чисто сработанный высокобюджетный блокбастер, где, быть может, не самая дорогая, но добросовестно, талантливо и с душой сделанная игрушка, а где — откровенная, гнусная, наглая и бессовестная халтура. Так какую же позицию в этой системе координат занимает наш сегодняшний пациент? Вот и посмотрим.
Строго говоря, сейчас Chrono Trigger просто не в состоянии завести привередливого игрока с пол-оборота. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы без особого труда найти тому причину. Все-таки SNES — это достаточно старая платформа, и Square, работая над проектом, находилась в очень жестких тисках технических ограничений. Посему не ждите умопомрачительной графики, ярких спецэффектов и звука Dolby Surround. Просто начните игру — и вероятность того, что через каких-нибудь полчаса вы и вовсе позабудете об этой проблеме, возрастет многократно. Масштаб тайтла действительно впечатляет. Уже после просмотра начальной заставки, выполненной в виде нарезки фрагментов из ожидающих нас приключений, становится ясно, что мы не зря сюда зашли. Приятная музыка, естественно, прилагается.
Что до самой игры, начинается она довольно неспешно. Главный герой выходит поутру из дома и отправляется на городскую ярмарку, где его "повернутая" на технике подруга должна продемонстрировать благодарной публике свою новейшую разработку. Эксперимент, понятное дело, проваливается — и вместо мирного телепортатора герои получают на свою голову всамделишную машину времени и кучу приключений в нагрузку. Вот тут мы потихоньку и подплыли к самому главному. Как уже говорилось выше, графикой Chrono Trigger сегодня никого наповал не сразит. Но и говорить о том, что он "рожей не вышел" также не приходится. Все сработано очень чисто, аккуратно и в то же время незатейливо. Хотя полюбоваться здесь есть на что, и некоторые локации вы будете рассматривать, раскрыв рот от удивления. Ручная работа, что тут еще сказать?! То же самое можно отнести и к звуковому сопровождению. Перед сценаристами хочется снять шляпу, ибо они явно поработали на совесть. Более того, разработчики из Square каким-то образом при помощи своих достаточно скудных средств ухитрились сделать так, что эту историю хочется дослушать и досмотреть до конца. Почему? Загадка. Сюжет (кинул грабли и сам же на них уверенно наступаю) особой глубиной не отличается, откровений не являет, и назвать его шедевральным вряд ли у кого повернется язык. Но вот подан он очень грамотно и старательно. Задача дизайнеров осложнялась историей, в которой все замешано на путешествиях во времени, а так как размах у них получился воистину титанический, вероятность того, что где-то они запутаются, а где-то будут вынуждены схалтурить, была ну очень велика.
Однако, как ни странно, все обошлось. Ни один из элементов, составляющих игру, явно не выпячивается вперед. Нет и явных провалов. Все выполнено примерно на одном, причем очень высоком, уровне. В результате CT смотрится очень органично и цельно. Вещь в себе. Ни добавить, ни отнять. Между прочим, зря я, наверное, ругался на сюжет. Некоторое количество неожиданных и интересных оборотов он вам подарит. Особенно понравилась сцена в суде. Во-первых, тем, что она отлично нарисована, а во-вторых — нетривиальным развитием событий. В ней главного героя долго допрашивают, вызывают свидетелей, в один голос вопящих в духе "да-да, отличный парень!", ну а затем быстренько оправдывают... и ведут казнить. Очень оригинально, не находите? Ну не приглянулся Chrono одному местному авторитету. Бывает.
С ролевой системой также все в порядке. Разобраться в ее тонкостях не составит особого труда: ничего сверхсложного она из себя не представляет. Бои, как водится, пошаговые. Правда, в самом начале игры вам дается возможность выбрать один из двух режимов битвы, но отличаются они лишь тем, что во втором из них монстры, накопив силы для удара, не ждут, пока игрок сделает свой ход, а атакуют сами. То есть в этом случае "щелкать клювом" строго не рекомендуется. Не хочешь суетиться и лишний раз дергаться — выбирай режим Wait и обдумывай каждое свое действие сколько влезет. Вещи, оружие, доспехи, несколько сопартийцев на выбор с соответствующим набором прокачиваемых навыков — все это прилагается и исправно работает.
А теперь — внимание! Игра эта, как сейчас говорят, воистину эпическая. В ней ровно тринадцать различных концовок, и каждое ваше действие по ходу дела может повлиять и, скорее всего, повлияет на конечный результат.
Плохая новость, которая наверняка многих отпугнет и отсечет от проекта значительную часть аудитории. Дело в том, что здесь нужно читать. Читать много. По-английски. Ну, в крайнем случае по-японски. Chrono Trigger с быстрым проматыванием диалогов можно сравнить разве что с игрой "в очко" "на интерес", т.е. не на деньги и даже не на щелбаны. Ежу понятно, что никакого смысла такое занятие не имеет. С другой стороны, если вы все- таки сядете за монитор, то получите дополнительную бесплатную возможность улучшить свой английский/японский. Да и невыполнимых задач игра перед вами не поставит: изложено все достаточно просто, и для погружения вполне хватит даже начального уровня владения языком. Ну и хороший словарь, ясное дело, не помешает.
Надо бы еще к чему-нибудь придраться. Так, чисто для галочки. Мне вот, например, не понравились некоторые рядовые враги. Все-таки это не дело — драться с какими-то там абстрактными кубиками и шариками. А еще с овцами! Нам, понимаешь ли, подавай зверских демонов из самых глубин преисподней. Да хоть самому Сатане хвост накрутить — вот достойная задача. К счастью, разработчики это прекрасно понимают, и к главврагам претензий быть уже не может.
Вывод: Если вы решили ознакомиться с классикой жанра на SNES, то лучшего претендента не сыскать (Final Fantasy — это все-таки отдельная песня). Этой же игрой можно, в принципе, и ограничиться, т.к. хватит ее надолго. Вообще, у CT совершенно дикое количество фанатичных поклонников, которые едва ли не с лупой изучили каждый аспект проекта, начиная с графики и заканчивая тем, как стыкуются между собой различные сюжетные моменты. И претензий что-то не слышно. Совсем. Отовсюду раздаются лишь восторженные восклицания, причем со временем меньше их не становится. Подытоживая все вышесказанное, в двух словах можно охарактеризовать Chrono Trigger как "с душой сделанный блокбастер". Да. Бывают, оказывается, и такие.
С запуском CT ни у кого никаких проблем возникнуть не должно. Игра прекрасно работает (как, впрочем, и девяносто девять процентов всей библиотеки SNES) — и тут все хорошо. Просто используйте на свой вкус одну из последних версий любого из двух флагманов эмуляции — Super Nintendo ZSNES либо SNES9x.
Borabora