Первое впечатление о Демиургах

Posted by Anuriel on августа 30, 2001 - 00:00

ДемиургиГоворят, что нельзя писать обзор игры человеку, который без ума от игры — тогда обзор получится слишком хвалебным. Нельзя давать писать обзор и ярому противнику игры — он лишь смачно опишет все ее недостатки и промахи разработчиков. Но ведь и человеку, которому игра "по барабану", тоже доверять написание обзора нельзя — у такого автора он получится сухим и поверхностным...

Скажу сразу, что игра Etherlords мне очень понравилась и поэтому приготовьтесь к огромному количеству восхищенных пассажей касательно игры в целом и ее составляющих в частности — всем ненавистникам "Героев" (если такие найдутся) и настольных карточных игр (вроде Magic: The Gathering) читать дальше не рекомендуется.

Пара слов о родителях
Все новое — это хорошо забытое старое. Незыблемый постулат оправдался и в случае с Etherlords — строго говоря, это совмещение "Героев" и Magic: The Gathering в удивительной графике и немного другой обстановке. "Папу" (по стратегической части) — Heroes Of Might And Magic III — знают почти все геймеры, даже и не фанаты стратегий. Если кратко, то "Герои" — лучший на сегодняшний момент представитель жанра пошаговых стратегий. Фэнтезийный, детально проработанный мир, почти идеальный баланс, множество видов мультиплеера — все это и не только это сделало третью часть "Героев" суперпопулярной среди "стратегов" всего мира. А вот о "маме" (по тактической части) многим почти ничего не известно. А зря, ведь Magic: The Gathering считается классикой жанра настольных карточных игр, и в эту игру люди с огромным удовольствием играют во всем мире. Суть MtG довольно проста: есть карты "источники" маны разных цветов и магические карты разных цветов (в MtG шесть цветов: красный, синий, зеленый, черный, белый). На каждой карте написано, какую функцию она выполняет в игре (есть карты, обозначающие боевых существ, есть карты заклинания) и количество маны, необходимое для "произнесения" заклятия или вызова монстра, описанного и нарисованного на карте. Ману обеспечивают, как вы уже поняли, карты — источники маны. Создаются колоды, содержащие оптимальные количества полезных карт, и ими люди играют друг с другом, получая от игры и процесса составления уникальных колод колоссальное удовольствие. Различных карт для MtG — тысячи и тысячи, по этой игре ежегодно проводятся сотни турниров в самых разных точках земного шара. Игру отличает невероятная играбельность и ужасная "затягиваемость" игрового процесса — начав играть в MtG, вы вряд ли сможете так просто бросить это занятие. "Магию" очень трудно описать словами, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть (и поиграть). В игре Etherlords, как вы уже, наверное, поняли, используются основы и принципы MtG (правда, немного упрощенные) в боях. О родителях все — перейдем к их звездному сыночку, взлелеянному детищу Nival-а, унаследовавшему все лучшие качества родителей — собственно к Etherlord-ам.

Эфирная вселенная
Все в мире Etherlords состоит из эфира — из некой абстрактной субстанции, которая питает как все живое, так и все магическое в этом мире. Существует пять видов эфира, по цветам рас: черный (эфир синтеза), зеленый (эфир жизненной силы), красный (эфир хаоса), синий (эфир движения) и белый (улавливаете сходство с MtG?) — самый мощный из видов эфира. В игре существует четыре расы: Хаоты (красные), Кинеты (синие), Виталы (зеленые) и Синтеты (черные). За контроль над белым эфиром, самым мощным, расы и ведут свои сражения — в конце игры нам нужно будет уничтожить могущественного белого лорда. Источники эфира, будучи захваченными, приносят энное количество сего ресурса в "закрома Родины". А во время боев герои открывают специальные эфирные каналы (которые, в отличие от MtG, для всех рас едины). Эфир, получаемый из этих каналов, расходуется героями на использование карт-заклинаний. Довольно просто. Но ведь все гениальное просто...

ДемиургиПервые впечатления от "беты", или эйфория
Сразу после начала бета-тестирования я с завистью читал на бета-форуме отзывы буржуев, уже успевших скачать сокровенные 750 Мб: "Really great gameplay quality", "Fantastic!", "Dramatically fresh gameplay and outstanding graphics..." и тому подобные. Но наконец и на мою улицу пришел праздник (в лице 750-мегабайтного архива с бетой Etherlord-ов). Интересно, что русская версия ("Демиурги") пока не готова, ну да и ладно — мне всегда больше нравились английские;). Поставил, запустил, выбрал кампанию... Первое, что бросается в глаза, — графика. Такой графики я давно не встречал — на стратегическом экране (а ля "Герои") все трехмерно, но проработано до таких малейших деталей, что прямо диву даешься. Усовершенствованный движок "Проклятых земель" чертовски хорош! И самое главное, что эти прелести нисколько не тормозят — на моем Duron650/128/Radeon LE 32 DDR в 800х600 со всеми опциями на максимум игрушка просто летает, в 1024х768 летает с небольшими притормаживаниями, а режим 1280х1024 я не стал проверять — монитор слабоват (14"). Так что детализация ландшафтов на "стратегической" карте потрясает, особенно если приблизить или включить режим отладки, в котором показываются голые полигоны, не обтянутые текстурами. Этих полигонов очень, очень много, и поэтому картинка получается детализированной. Второе, что бросается в глаза, — надоедающие красные надписи "Beta Version" везде, где это только можно (я имею в виду интерфейс игры). Конечно, потом к этому моменту привыкаешь и перестаешь обращать внимание, да и Nival можно понять... В стратегическом плане игра Etherlords очень напоминают "Героев", но только по самой концепции (да и она немного поменялась). В тактическом плане, как и предполагалось (мною), Etherlords представляют собой Magic: The Gathering с немного упрощенными правилами, уменьшенным количеством карт-заклинаний (у каждой из четырех рас их по 70) и прямо-таки умопомрачительной графикой. Если графика стратегической карты очень хороша, то графика сражения просто великолепна! Потрясающие тени (моя челюсть больно ударила по ступням, когда при использовании заклятия огненного шторма все тени динамически перемещались вместе с перемещением "стены огня" — это просто супер, попомните мои слова, когда будете играть в финальную версию), великолепная детализация и анимация всех без исключения существ, красивейшие ландшафты, свободное управление камерой... Геймплей затягивает, но впечатление немного портят разнообразные баги, всплывающие то там, то тут, с которыми мы, бета-тестеры, в общем-то и призваны бороться:).

Подробнее о геймплее
В самом начале, после красивого, но невразумительного мультика, мы должны выбрать тип игры. Так как никаких видов мультиплеера пока не предусмотрено, остаются банальные кампании и одиночные миссии. Одиночных миссий целых тридцать, и в них, ровно как и в "Героях", разные условия победы: то найти артефакт, то убить какого-то монстра, то банальное "замочить всех". Есть две кампании за союзы разных рас — Кинеты в союзе с Виталами, а Хаоты — с Синтетами. В каждой из них по семь миссий плюс дополнительная и финальная. Огорчает AI (искусственный интеллект) в бете, правда, он, по уверениям Нивала, будет полностью переписан. Особенно глуп AI героев врага на стратегической карте — в тактических сражениях компьютер иногда действует достаточно "умно". Также в геймплее есть и еще один неприятный (или непривычный, если хотите) момент — все действия совершаются из расчета "одно действие — один ход". То есть про то, чтобы в один ход забежать в две шахты, подраться и еще забежать в замок, придется забыть. Сначала заходим в одну шахту (ход), потом в другую (снова ход), потом деремся (еще ход)... Правда, в замки заходить нельзя. Они выполняют функцию этаких производителей заклинаний. Если в закромах есть достаточно ресурсов для производства заклинания (например, герои вызываются заклинанием), то через пару-тройку ходов, в зависимости от сложности заклинания, оно будет произведено в замке. Кстати о ресурсах. Кроме эфира, который производится в источниках маны, разбросанных по карте, имеются еще семь видов других ресурсов, как то драгоценные камни (источники — шахты) и редкие растения (источники — сады). Замерзшее пламя, последний из семи ресурсов, нигде не производится, а разбросано по карте и хорошо охраняется. Ресурсы нужны как на производство глобальных заклинаний в замках, так и на покупку новых карт-заклинаний и "рун" к ним.
ДемиургиОсобое слово о системе заклинаний. Оно короткое и нецензурное, к сожалению: сначала мы покупаем заклинание в специальных местах на карте (типа "лаборатории алхимика"), потом топаем в другое место ("портал"), где продаются руны, без которых можно использовать только самые простые заклинания. Хорошо, если эти два места расположены рядом. А если между ними большое расстояние? Топать, что ли, пять ходов? Тогда в адрес разработчиков пойдут и более длинные нецензурные, но абсолютно искренние обороты. Надеюсь, что в финальной версии эти моменты будут как-то отшлифованы или хотя бы увеличено количество рун к заклинаниям, которые может носить с собой герой (обычно оно равно пяти, но специальные скиллы позволяют немного увеличить его).
Еще один камень в огород Нивала — баланс. Дело в том, что в игре Etherlords герой 5-го уровня (не важно с какой колодой) победит героя 1-го уровня (пусть даже с лучшей, более сбалансированной колодой) в девяноста пяти процентах случаев. Дело в том, что у героев более высоких уровней быстрее открываются эфирные каналы в бою (больше маны на накастовку мощных заклинаний), а также у них много больше здоровья, чем у героев более низких уровней. Поэтому если вы достаточно "высокоуровневый", то даже беспокоиться насчет особо мощных "спеллов" нет нужды — ваши более слабые противники редко смогут вам что-либо противопоставить. В "книге заклинаний" каждого героя может находиться лишь по 15 заклинаний... Так что фанаты MtG могут забыть про колоды с 50-60 картами — упрощение во имя играбельности, так его растак!
Из написанного выше можно сделать преждевременный вывод, что геймплей в Etherlords-ах посредственен — ничего подобного! Он, разумеется, не "лучший из лучших", а просто "очень хороший". 
Да и за время бета-тестинга многое, думаю, поменяется. Геймплей затягивающий — это понимаешь, только когда отрываешься только на рассвете (сев поиграть полчасика в десять вечера);). Так что людям занятым и любящим побаловаться во что-нибудь "ненапряжное" Etherlords вряд ли придется по вкусу — зато уж любители жанра (как стратегий, так и MtG) получат от нового творения Nival массу удовольствия.
Кстати, о простоте. Андрей Емельяненко в интервью нашей газете (см. "ВР" N7'2001) говорил, что, мол, для новичка в мире стратегий Etherlords будут лучшим выбором для обучения и так далее — не верьте ему;). На освоение большей части аспектов у меня (а меня новичком никак не назовешь) ушло несколько часов. Даже если зубрить довольно полный мануал (на что, мне думается, у новичка не хватит терпения), "врубиться" во все тонкости будет не совсем просто. Да и воевать человеку с MtG незнакомому, мягко говоря, трудновато будет.
Хвалебная песнь графике и не менее хвалебная — звуку
Аниматоры, художники, моделлеры и программисты (графического движка) Нивала — снимаю перед вами шляпу. Такого качества графику в стратегии я встречаю впервые — Emperor, Ground Control, Z: Steel Soldiers и все прочие просто меркнут перед этим шедевром. Великолепная детализация, прорисовка, красивейшие эффекты, ландшафты — это все выполнено на высочайшем уровне. Стоит посмотреть на чудесные тени (я уже рассказывал о них выше), на анимацию существ и героев (орк — чихает, птичка-авиак разминает крылья, герой-синтет размахивает косой и прочее, и прочее...), чтобы прочувствовать превосходство графического движка. Кроме того, что у каждого героя расы свой внешний вид и анимация, так у них еще разнятся и "средства передвижения" — Кинеты ездят на единорогах и неких драконах, Хаоты — на динозаврах, Синтеты — на механических крабах...

 Демиурги
Существа, придуманные дизайнерами, заслуживают отдельного похвального слова — таких монстров мы раньше нигде не видели. К примеру, в мире Etherlords нам встретятся механические попрыгунчики, железные черви, "велосы" (забавные существа, хвост которых свернут в виде колеса и служит им средством передвижения)... Так что "монстрятник" Etherlord-ов очень хорош. Как говорил небезызвестный Хрюн Моржов из "Тушите свет" (ТВ-6) — "внушаить!". Ждем полной версии, чтобы полюбоваться всласть, — обещают добавить эффектов и подкорректировать некоторые глюки. Звук — вполне на уровне. Правда, голоса немного похожи друг на друга, и некоторые звуки не очень хороши — например, крысы пищат слишком высоко, меч бьет по герою с таким звуком, как будто удар производится по тяжелой металлической кастрюле... Но над звуком работа продолжается, и к финальной версии почти все звуки будут исправлены или изменены. К музыке претензий нет. Вся без исключения, от рОковых композиций в боях до мягкой "темы" стратегической карты, музыка не вызывает никаких нареканий и приятна слуху.

Делаем выводы
Какие выводы мы делаем? Если игра не изменится в худшую сторону после бета-тестирования (что почти невероятно), будут исправлены все найденные ошибки, добавлен и отлажен мультиплеер (особенно режим игры на одном компьютере, hot seat), то мы получим стопроцентный хит. С оригинальной, пусть и не совсем новой, концепцией, умопомрачительной графикой, затягивающим геймплеем и чудесной музыкой. Как говорил некто на бета-форуме по поводу графики: "Нивал получил бы кучу денег, продай он графический движок фирме Wizards Of The Coast... (создателям MtG — прим. авт.)" — шутка, но ведь в каждой шутке есть только доля шутки.;) Всем любителям стратегий и (или) MtG "Демиургов" пропускать просто нельзя, а остальные геймеры могут взглянуть на красивую графику и также втянуться в увлекательный процесс игры. Так что ждем ноября — ведь именно в этом месяце должна появиться эта новая, красивейшая и очень увлекательная стратегия. Причем производства наших соседей — россиян. И пусть только кто-нибудь после выхода Etherlords скажет, что в России не умеют делать игры!

Николай "Nickky" Щетько

TBS Первое впечатление № 20
Упоминаемые игры и серии: 
Демиурги
Яндекс.Метрика