Обзор Pro Evolution Soccer 4 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Pro Evolution Soccer 4

on января 31, 2005 - 00:00

Название игры в оригинале: Pro Evolution Soccer 4 (Winning Eleven 8)
Жанр: футбольный симулятор
Разработчик: Konami
Издатель: Konami
Количество CD: 2
Похожесть: Pro Evolution Soccer 3
Системные требования: Pentium IV-1,5 GHz, 256 Mb RAM, 128 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1,4 Gb Hard Disc Space

Pro Evolution Soccer 4Когда-то у нас, поклонников футбола, была только одна игра — всемогущая FIFA (нет, у нее, конечно, были и конкуренты, но все какие-то слабосильные, что ли). Но, начиная с выхода игры Pro Evolution Soccer 3 на PC, началась долгая и продолжительная битва Konami с Electronic Arts за право владения лучшим футбольным симулятором.

Каждая команда выпускает свою игру, после чего пытается убедить поклонников футбола, что их игра — самая-самая, и именно о ней болельщики мечтали всю жизнь. С противной стороны следует адекватный ответ, и так до бесконечности. Причем сражаются не только PR-отделы компаний, но и рядовые игроки, а также журналисты. Порой можно встретить фразы в духе: "Тот, кто считает FIFA 2005 лучше, чем Pro Evolution Soccer 4, либо никогда не играл в последнюю, либо является представителем Electronic Arts" (от фанатов Konami). Или же: "Лучший футбольный симулятор — это FIFA 2005, а все остальное даже рядом с ним не валялось" (это уже поклонники EA). Насколько же правы те или другие? Вот это мы и попытаемся выяснить с помощью небольшого обзора Pro Evolution Soccer 4. А уж от сравнений его с FIFA 2005 нам все равно никуда не деться.
Что же нам предлагают разработчики? В Pro Evolution Soccer 4 масса игровых режимов. Тут вам и тренировки, и чемпионаты, и кубки, и менеджерский режим. Правда, в отличие от FIFA 2005, лицензированных команд немного. В первую очередь, это английская премьер-лига и серия "А" итальянского футбола. Сертифицирован также ряд сборных, но этого, конечно, недостаточно. Тем более что в командах встречаются ошибки (в частности, Уэйн Руни играет совсем не там, где должен), а отдельно взятые сборные поражают совершенно нереальными составами (даже патчи не всегда исправляют ситуацию). Всего в игре около 4.500 реально существующих игроков, и в этом компоненте Pro Evolution Soccer 4 однозначно проигрывает конкуренту.

Похвально то, что можно не только играть в заданных чемпионатах или кубках, но и создать свое соревнование. И не просто создать, но и поместить в него собственноручно разработанную команду. Причем никто не запрещает составить эту команду из игроков, рождение которых — также ваших рук дело. Создаем команду, выбираем ей символику, форму и помещаем в какой-нибудь чемпионат. Реально, и никакого затраченного времени на эти действия не жалко. Ведь как приятно увидеть перед матчем любимый флаг и игроков в уникальной форме.

Перед матчем можно выбирать тактическую расстановку, раздавать игрокам индивидуальные задания (что удивительно — они их скрупулезно выполняют) и многое другое. В принципе, сделано это на высоком уровне и позволяет весьма неплохо контролировать ход игры в дальнейшем. Ваши игроки будут находиться именно там, где и должны быть согласно первоначальному плану, за что отдельное "спасибо" Konami. В конце концов, мы играем в серьезную игру, и такие мелочи на самом деле мелочами не являются.
Важную роль играет магазин, где можно "отовариться" дополнительными "фишками". На заработанные в матчах очки можно приобретать самые разные улучшения. Хотите — купите себе возможность играть на новом стадионе, хотите — новую команду (в том числе сборную звезд) или что-нибудь еще. Благодаря магазину интерес к игре поддерживается очень долгое время. Хвалю.

Менеджерский режим достаточно средненький. Конечно, возможность покупать и продавать игроков есть, как и подготовки к матчу (в форме определения состава, расстановки и заданий), но до "чистых" менеджеров игре далеко, да она и не стремится их догонять. И это хорошо — футбол должен быть футболом, а тренерская работа — совсем иное.
Но вот процесс подготовки к матчу закончен, режим выбран, команда создана — и начинается то, ради чего городился весь огород. Мы попадаем в матч. По сути, матчевый процесс можно разделить на три составляющие, о которых надо говорить отдельно. Это физика, игра футболистов и графика. Начнем с первой.
Физика в Pro Evolution Soccer 4 выполнена на очень высоком уровне. По-моему, ребята из Konami явно обошли FIFA. Чтобы это понять, достаточно просто посмотреть на мяч. Все его перемещения по полю рассчитаны с помощью четкой математической модели и очень реалистичны. Мяч — практически полноценное существо, подчиняющееся законам физики. Более того, по определению в игре на опции, показывающей, куда упадет мяч, стоит галочка "включено". Теперь вам не составит труда определить место его падения после удара или паса. Конечно, профессиональные игроки могут отключить эту опцию, но мне сей момент понравился.
Игроки в Pro Evolution Soccer 4 — главный компонент. Именно вокруг них "вертится" матч, и они свои гонорары (конечно, виртуальные) отрабатывают на все сто. Движения игроков "списаны" с реальной жизни (при помощи motion capture). За счет этого достигается невиданная ранее степень реализма. Даже FIFA 2005 не может нам предложить тех финтов или обводок, которые мы регулярно наблюдаем в Pro Evolution Soccer 4. Вот один игрок обходит другого потрясающим финтом, рвется в прорыв, но его останавливают филигранным подкатом. И атака разворачивается уже в другом направлении. А мы у экрана сидим с открытым ртом и наблюдаем за действиями подчиненных, не в силах оторваться от зрелища. У многих ведущих футболистов есть свои собственные "фишки", которые реализованы и в игре. Так, проход по флангу Криштиану Роналду вы никогда не спутаете с аналогичным действием Зинедина Зидана. Да, такого мы еще не видели. Надеюсь, что в следующих сериях игры будут еще более "продвинутые" движения (хотя, кажется, куда уж дальше).

Наконец пришла пора сказать о графике. В плане отображения футболистов она примерно соответствует стандартам жанра. Я бы даже сказал, что отрисовка игроков выполнена лучше, чем в последней игре серии FIFA. А вот в плане зрелищности Pro Evolution Soccer 4 ей явно проигрывает. Нет, повторы голов и наиболее важных моментов матча есть, но этого мало для достижения уровня телетрансляции, которым уже сейчас может похвастаться конкурент. Сосредоточившись на физической модели, Konami как-то позабыла о том, что населению требуется не только хлеб, но и зрелища. Результат — смотреть повторы и смаковать забитые голы в Pro Evolution Soccer 4 вы вряд ли будете столь же часто, как в FIFA (даже футболисты не всегда проявляют должные эмоции). И еще — стадионы прорисованы хорошо, но болельщики по-прежнему остаются картонными вставками на трибунах. Жаль, можно было бы и позаботиться о зрителях, сделав эффект их присутствия на стадионе.

Итак, бочку меда я вам представил. Но в этой бочке завалялась огромная такая поварешка дегтя. Как это ни грустно, но PC-версия проекта вторична по сравнению с консольной. Проклятые консольщики, вечно они стараются отобрать у нас отличные игры:). В меню практически нигде не работает мышь и перемещаться приходится с помощью кнопок. Кстати, помечены они стандартными геймпадовскими значками (догадаться о значении которых матерый PC'шник вряд ли сможет). Но это еще не самое страшное. Приключение в жанре хоррор начинается с того момента, когда вы начнете играть. Буквально через пару минут станет ясно, что без переопределения клавиш участвовать в матчах в Pro Evolution Soccer 4 нереально. Базовая расстановка кнопок никакого другого определения, кроме как "убогая", не заслуживает. При этом если вы думаете, что сейчас быстренько забежите в меню, переопределите кнопки и "всех порвете", то жестоко ошибаетесь. Часть кнопок переназначить просто нельзя, а для других доступны отнюдь не все клавиши клавиатуры. В результате, чертыхаясь и посылая пронырливых парней из Konami куда подальше, вы бежите в магазин за геймпадом (зря, что ли, игру покупали) или же оставляете все как есть. В первом случае проблема будет решена. А вот во втором ряд финтов и возможностей так и останутся недоступными. Такой подход к делу сразу записываем в "минус". Все же если вы портируете игру с консолей на компьютеры, делайте это с умом и верным подходом к новой аудитории, иначе получите заслуженное снижение оценки потребителями.

Управление, к сожалению, не единственный минус игры. Она отличается еще и слабеньким движком. На указанной в шапке конфигурации у вас все равно время от времени будут появляться "тормоза". По сути, здесь FIFA 2005 как минимум на порядок обошла конкурента — на тех конфигурациях, где она "летает", Pro Evolution Soccer 4 превращается в "покадровый" футбол. Н-да, движок-то править надо, а иначе люди не поймут такого к себе отношения.
Ряд особенностей игры (по сравнению с предыдущими версиями) подается как "нововведения". Это и судьи на поле, и травмы, и иные подобные вещи. Но все это уже было в аналогичных проектах, так что хвалить за это не будем — незачем благодарить за моменты, которые должны быть по определению.
Звуковое оформление в Pro Evolution Soccer 4 мне понравилось. Скромно и со вкусом — достаточное количество мелодий, вполне неплохо передающих игровую атмосферу. В матчах есть комментарии, и комментаторы со своей работой справляются просто отлично. Они не только перебрасываются стандартными фразами, но и способны выдать достойную парочку предложений, что называется, "по ситуации". Те, кто знает английский, явно останутся довольны звуковым сопровождением. Кстати, не подкачали и болельщики. В критические моменты матча стадион просто "взрывается", передавая свои положительные эмоции геймеру (и игрокам на поле). В общем, с этой составляющей все в порядке.

Итак, мы рассмотрели все основные моменты игры. Так что же лучше — FIFA 2005 или Pro Evolution Soccer 4? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. И у того, и у другого проекта есть свои плюсы. FIFA однозначно выигрывает в зрелищности и управлении (хотя оно и у EA Sports тоже не идеально). Зато Pro Evolution Soccer предлагает лучшую физику игроков и мяча. В результате настоящие поклонники "игры №1" оставят на своем винчестере оба проекта и будут выбирать, в какой из них поиграть, в зависимости от настроения. Что же дальше, узнаем через годик, когда появятся FIFA 2006 и Pro Evolution Soccer 5. Лично мне же кажется, что победителя в вечном споре так и не будет.

Оценка 7. Игра Pro Evolution Soccer 4 продемонстрировала нам, какой должна быть физика в футбольных симуляторах. Если бы она добилась таких же успехов в управлении и получила толковый игровой движок, вышла бы в лидеры. А так — заслужила лишь место одного из двух равных.

Morgul Angmarsky

Симулятор Обзор № 61
Упоминаемые игры и серии: 
Pro Evolution Soccer, Pro Evolution Soccer 4
Яндекс.Метрика