Обзор Phantasy Star Online и Offline

Posted by Anuriel on ноября 30, 2001 - 00:00

Разработчик/Издатель: Sega
Жанр: JRPG
Платформа: DC

Думаю, не нужно объяснять, почему я буду описывать в первую очередь Phantasy Star Offline, а не Phantasy Star Online скачать которую могут разве что наши заморские собратья. Вряд ли кто-то из вас сможет опробовать полноценный вариант этой игры, мы же не будем мучаться и попросту перейдем к тому, что доступно нам и вам. Там ведь тоже есть кое-что интересное... Хм... "кое-что"... интересно, это преувеличение или преуменьшение?

Опыт первый: "Запуск игрового диска".
Знаете, ведь если просто включить приставку и подождать, пока не появится лого игры, да надпись "press start", то многие на этом и остановятся. Почему? Да потому что эти несколько минут наглядно покажут, что перед вами, а заодно и определят, кто же сидит перед телевизором. Великолепный ролик, завораживающая "космическая музыка", безумно стильный логотип — все это уже воспринимается как чудо, ведь кусочек шедевра тоже есть шедевр. Но нужно уточнить: все это становится чудом не само по себе, а только как часть серии Phantasy Star, продукции Sega, жанра JRPG, японских видеоигр, как часть витража, как кирпичик в здании нового вида искусства — игрового. Заядлый геймер им восхитится, новичок пропустит кнопкой "start", а настоящий ценитель просто отложит диск до лучших времен, ведь даже простое удовольствие от обладания им может заменить многое из того, что любители реальных развлечений почитают за вершину наслаждения. А играть в такое нужно не походя, не ради того, чтобы "посмотреть, о чем оно", а чтобы от начала и до конца воспринять то, что предложили нам создатели.

Опыт второй. "А давайте все же посмотрим, о чем оно".
А оно вроде все о том же: о мире, который выглядит научно-фантастическим и на самом деле им является, но при этом в душе он совсем чуть-чуть еще и магический, о населяющих его людях, неолюдях и андроидах, которые совсем не собираются воевать между собой и как-то делить жизненное пространство, о простых обывателях и не менее простых воинах, их защищающих, о происках хитроумных шишек из правительства и следах древних цивилизаций. На этом поэтические "вроде бы" заканчиваются и начинается жестокая проза. Во-первых, это не JRPG, не совсем ARPG и уж точно не TRPG или (чур меня, чур!) CRPG. Phantasy Star Online скачать стоит тем, кто ценит жанр Online RPG, который на деле является смесью приставочных ARPG, JRPG (о, славное прошлое серии!) и чисто писишных hack'n'slash а-ля Diablo. Прощаемся с линейным интересным сюжетом, машем платочком пошаговой системе боя и встречаем диаблосовские (ох, нравится мне такое определение) квесты, горы ненужных предметов и, конечно же, прелести мультиплеера. Онлайновая составляющая проползла и в оффлайновый режим, который по сути есть лишь дополнение, фейк, демо-версия. Здесь слишком многое напоминает о том, что нам недоступно.
За основу геймплея была взята опробованная в Phantasy Star 4 система квестов, которые выдает гильдия охотников. Там те восемь заданий были сугубо необязательными, но при этом очень приятными в сюжетном плане, они позволяли отдохнуть и отвлечься от спасения мира. Здесь же гильдия — ваша мать и ваш отец; каждый визит в мир Phantasy Star Online нужно начинать именно с посещения знакомой стойки с милой девушкой. Есть, правда, еще и самый-самый главный квест, который выдало правительство, но ведь нужно где-то зарабатывать опыт и деньги, правда? Поэтому система прохождения такова: вам открывается новый мир (Лес, Пещера, Шахта), после выполнения в нем нескольких заданий гильдии вы зарабатываете на приличную экипировку и можете попробовать "пройти" его. Если это у вас выйдет, а финальный "босс" не окажется слишком уж сильным, то можете себя поздравить: открылся новый мир, появились новые задания... и можно продолжить прокачивание героя и прохождение игры, что на самом деле есть одно и то же.

Phantasy Star Offline А где же сюжет? Он есть, причем на самом деле даже не очень-то плохой. Но диаблосовость игры просто не дает его развить. Разговоры с десятком NPC из двух-трех реплик, обрывки информации в объяснениях к квестовым заданиям и полное отсутствие характера у вашего собственного героя (а иначе никак!) — все это создает своеобразный сюжетный голод. Вам хочется знать больше, хочется просто поговорить, но не дают! Да, это намного лучше, чем в Diablo, — здесь хотя бы можно по намекам воссоздать общую картину. Да, может быть, это реалистичнее, чем классические JRPG со словоохотливыми обитателями, сходу выкладывающими всю подноготную соседей, правителей и выдающими тайны существования мира. Но так хочется воскликнуть "It should be Phantasy Star 5!". Ах, какой конкурент Final Fantasy X мог бы получиться, если бы Sega вместо Skies of Arcadia и Phantasy Star Online сделала полноценную JRPG в мире Phantasy Star!
Стоит отметить, что сами квесты достаточно оригинальны, не страдают и повторяемостью. Без шаблонов не обошлось, но хотя бы были взяты не самые тупые варианты. К примеру, задание найти потерявшуюся сестру-близняшку работодательницы оборачивается тем, что эта сестра сама нападает на вас и совсем не хочет "находиться". Оказывается, ее соблазнил местный мафиозо и использует в своих целях, что вам и предстоит поправить. Еще одна девушка мечтает встретиться со своим возлюбленным по переписке (разумеется, электронной). Она думала, что он погиб, как и все первопоселенцы, но пришло новое письмо, и теперь требуется ваша поддержка для того, чтобы добраться до нужного места. Замечу, что я лично до последнего момента не догадывался о том, что этот чудом спасшийся парень на самом деле окажется... компьютерной программой. А как вам задание уговорить мужа заказчицы не тратить всю зарплату на оружие? Нет, поджаривать ему пятки магией Foi не придется.
Хотя действие разных квестов происходит в общем-то в одних и тех же мирах (никакой случайной генерации!), все равно в мелочах они различаются. Достаточно по-другому расположить телепортаторы и переключатели... и уже проходить вы будете чуть ли не другое подземелье. Отказ от случайной генерации — один из несомненных плюсов игры, ведь это лишний раз позволяет продемонстрировать искусство игровых дизайнеров.

Опыт третий: "А давайте попробуем это пройти".
Система боя позаимствована из старых PS и адаптирована под Diablo/M&M7... ну или наоборот. Хоть бой и идет в реальном времени, фактически это не Action/RPG и даже не совсем hack'n'slash — тупой долбежкой кнопок вы ничего не добьетесь. Точнее, если вы и монстр начнете "долбить кнопки", то получится то же самое, что и игра с пошаговой системой боя, где вы, не задумываясь, выбираете один и тот же пункт меню "Attack". Дальше работает компьютер, высчитывающий, кто и когда ударит и что из этого получится. Характеристик очень много, и все они реально работают, причем весьма наглядно.
Магия (по крайней мере ее названия) позаимствована из Phantasy Star, система же оружия внешне поменялась значительно, но на деле она тоже не изобретена заново. Все герои делятся на классы, и, разумеется, это влияет не только на внешность. Никаких магов/воинов/лекарей, все строго "фэнтезистаровское". Андроид отлично владеет стрелковым оружием, но не имеет способностей к магии, рейнджер предпочитает оружие ближнего боя, может и подлечить себя самостоятельно, и файерболл кинуть, а местный вид магов ("force") при отсутствии TP (фактически — мана) может царапать монстрам шкуру посохами и прочими жезлами, есть и промежуточные варианты, различающиеся расой, полом и некоторыми характеристиками. 

Phantasy Star Online и Offline
В отличие от JRPG, каждый класс героев может пользоваться не только 1-2 типами оружия (и сотней видов с разными характеристиками и дополнительными эффектами), здесь выбор значительно шире. К примеру, рейнджеру доступны кинжалы (минимальный радиус действия, два удара), сабли (средний радиус), мечи (большой радиус, бьет сразу по нескольким), нагинаты (очень большой радиус, бьет по нескольким), пистолеты, автоматы (несколько выстрелов) и т.п. Конечно же, все они сбалансированы еще и по силе удара, а монстры отличаются не только толщиной шкуры, так что созданы условия для того, чтобы вынудить вас брать в подземелье сразу несколько видов оружия (в зависимости от того, с кем придется воевать). Но и этого мало: все враги делятся на четыре вида (Native, A. Beast, Machine и Dark), а каждый конкретный меч имеет свои бонусы против различных видов врагов. Отправляясь в Лес, лучше взять с собой что-то, имеющее, к примеру, "Native +20%", а в Шахте самая лучшая винтовка с "-30% Machine" будет бесполезна.

Опыт четвертый: "Попробуем подумать?"
Все это, конечно, замечательно, но по большому счету PSO по системе боя относится к тому же классу игр, что и Diablo. Просто идеи hack'n'slash были адаптированы под приставку, под жанр японских RPG и доведены до совершенства. Скорее всего, по-другому сделать сетевую JRPG пока что нельзя, поэтому не стоит упрекать в чем-то разработчиков, но вот оффлайновый вариант игры — это, конечно, не тот хит, которого мы ждали. Без общения с сотнями других игроков, где даже не всегда требуется знать родной язык собеседника, без совместных походов в подземелья, без ощущения того, что в случае необходимости тебя прикроют и подлечат... PSO не есть то, что она есть на самом деле. Да, ее приятно иметь в своей коллекции как образчик искусства, как пример идеальной игры, основателя нового жанра и прочее. Но насладиться вы сможете лишь атмосферой игры, общим стилем изображения, музыкой, обрывками сюжета, да и то скорее всего лишь в том случае, если серия Phantasy Star началась для вас не на Dreamcast. А геймплей будет интересен лишь тем, кто просто хочет убить время за игрой, равнодушно рубя монстров в капусту и не думая ни о каком сюжете, то есть любителям писишных псевдо-ARPG aka hack'n'slash. Вот такие пирожки, господа.

Wren

jRPG, MMORPG Обзор № 23 Phantasy Star

Zebrazavr

Яндекс.Метрика