Обзор FIFA Soccer 2003
Название игры в оригинале: FIFA Soccer 2003
Издатель/Разработчик: EA/EA Sports
Жанр: Спортивный симулятор
Системные требования: Pentium-II 500 MHz, 64 Mb RAM, 800 Mb Hard Disc Space, Sound Blaster Compatible Sound Card, 16 Mb 3D Video Card
Несмолкаемый рев трибун, выкрики тренеров, пояснения комментаторов. "Индзаги, пас на Кьезу, удар, Гол!!!" Именно это ждет любого, кто сядет играть в FIFA Soccer 2003.
Компания Electronic Arts давно привыкла выпускать каждый год новые версии своих спортивных игр (тут вам и баскетбол, и хоккей, и, конечно, футбол). Казалось бы, такая политика должна быть порочной и привести к убыткам... Ан нет, со своих спортивных симуляторов фирма собирает немалые прибыли. И это несмотря на то, что реальное число изменений обычно не так уж и велико (ну, подлатают графику, добавят новых игроков, чуть-чуть подправят геймплей — вот и все). Однако интерес к играм от EA не утихает, и мы снова и снова садимся и начинаем вести свою команду к первому месту в чемпионате (или победе в каком-нибудь другом турнире). Не так давно дождались мы и новой игры из серии FIFA. Посмотрим, что же на этот раз получилось у разработчиков.
О вступительном ролике сказать просто нечего, так как его роль исполняет показ различных моментов с участием некоторых футболистов, а вот о графике стоит упомянуть сразу же. Графический движок игры особых изменений не претерпел, но вот некоторые добавления радуют. В первую очередь, отрадно видеть, что большинство футболистов стали легко узнаваемыми. Давидс, Роналдо, Индзаги (два штуки) и многие другие приобрели свои характерные черты. Так что приколов (характерных для ранних версий игры), связанных со странным видом известных футболистов, не ждите. Но есть в графическом исполнении новой FIFA и отрицательный момент. Дело в том, что зрители так и остались непонятной расплывчатой массой где-то там, на трибунах. Во время игры лучше на трибуны не смотреть, чтобы не начать плеваться ядом от их "качественного" исполнения.
Музыка в игре не очень завлекательна, а вот озвучка замечательная — мои поздравления. Традиция оформлять матчи в стиле телевизионного показа достойна всяких похвал. Комментаторы (каковых двое) ведут матч очень хорошо, реплики подобраны отлично и выдаются всегда в нужный момент. Комментаторы даже умеют правильно называть фамилии большинства футболистов (во всяком случае, из ведущих футбольных чемпионатов). Благодаря этому создается впечатление присутствия на просмотре матча. Не всем такой подход нравится, но, по-моему, не стоит отходить от него в дальнейшем.
Более того, не только комментарий матчей переносят нас в атмосферу телеэкранов. Само собой, присутствуют повторы (причем с разных ракурсов) и голов, и наиболее интересных моментов игры. Вы всегда сможете насладиться тем, как ваш игрок обходит одного, второго, третьего, наносит удар и... промахивается. А комментаторы не забудут отметить такое событие какой-нибудь репликой (например, "сегодня не его день"). Кстати, понравившиеся вам моменты можно записать и потом посмотреть еще раз (правда, сама система таких просмотров впоследствии не очень удобна из-за относительно долгой загрузки). А изменения в счете игры после забитых голов (вместе с эмблемами команд) отображаются прямо на поле.
Изменения в геймплее также незначительны. Основное, что вы должны учесть (если, конечно, играли в предыдущие игры серии), — это то, что теперь игроки гораздо дальше отпускают от себя мяч, когда его ведут. Результатом становится тот факт, что отобрать мяч у игрока противника (равно как и у вашего) стало намного проще. Зачастую игроки пинают мяч настолько далеко, что даже отсутствует необходимость его отбирать, достаточно просто подбежать поближе, и, таким образом, перехватить без специальных действий. Это, разумеется, ближе к реальной схеме отображения матчей, чем ситуация, когда мяч не отрывается от ноги футболиста вообще, но все равно не слишком приятно (особенно, когда мячик отбирают у вас:).
Искусственный интеллект ваших противников оставляет, мягко говоря, желать лучшего. У команд, управляемых компом, напрочь отсутствует понятие о тактике и комбинационной игре. Какие приемы умеет применять ваш противник? Практически никаких. Так, основной метод доставки мяча к воротам соперничающей стороны (то бишь, к вашим) — пасы на свободных игроков. А нападающие компьютера, когда получают мяч, вообще действуют только одним методом — стараются напролом мчаться в атаку на вратаря, представляя собой легкую мишень для защитников. О том, чтобы разыграть "стеночку", речи просто не идет.
Так обстоит дело на любительском и полупрофессиональном уровнях сложности. Но и дальше ненамного лучше. Футболисты противника начнут иногда финтить, делать вид, что применяют комбинации. Не верьте им — на самом деле все остается так же. Но вот в ситуации, когда для компьютера все плохо (в смысле, он проигрывает), его игроки резко активизируются. Конечно, это не выражается в долгих хитрых перепасовках с целью застать вратаря врасплох, но давление на вас возрастает, игроки противника начинают бегать быстрее и все чаще проводят атаки (пусть даже бессмысленные, но все равно неприятно). Вообще, создается впечатление, что во вторых таймах ваш противник играет практически всегда лучше, чем в первых. Уж не знаю, с чем это связано. Скорее всего, отображается ситуация тренерского "разговора" с подопечными в перерыве.
У ваших игроков есть характеристики, которые позволят определить оптимальный состав на матч. Да-да, вы не только собственноручно управляете футболистами, но и определяете расстановку и состав на матч, а также имеете возможность производить замены (эдакое наличие легких элементов менеджера). Надо сказать, что компьютер обычно ставит для вашего клуба приличный, но не оптимальный состав. Отсюда мораль: стоит сравнить характеристики игроков основного состава и запаса, после чего самому выбрать игровую схему и подобрать под нее игроков. И это действительно несколько помогает. Кстати, стоит иногда обращать внимание и на то, в какой формации выходят на поле футболисты противника. Воспользовавшись слабостями в схеме игры команды противника, можно забить им больше голов, что улучшит ваш итоговый результат.
Не думаю, что вам доставит особую сложность научиться играть в эту игру. Для тех, кто садится играть впервые, лучше всего вначале поставить любительский уровень сложности. В игре есть полезная "фишка" — когда компьютер поймет, что вы достаточно хорошо играете на текущей сложности, он предложит вам ее повысить (это можно сделать и самому). Последуйте его рекомендациям — и вам не удастся заскучать.
А теперь немного о режимах игры. Само собой, существует чемпионат. Вы выбираете один из национальных чемпионатов (по вкусу, хотя их не так уж и много), либо создаете свой. Затем берете какой-либо клуб и проводите игры со всеми другими участниками. Стоит упомянуть, что все клубы, представленные в игре, реально существуют. Игроки в них также реальны (EA, небось, потратила немало денег, но сумела получить лицензии на это дело). Поэтому ваш любимый "Арсенал" или "Лацио" наконец-то получат толкового управителя :). Но не только клубы из основных чемпионатов доступны для выбора. Есть и так называемый "остальной мир". Там собраны отдельные клубы из разнообразных чемпионатов. Но не стоит ждать слишком большого их количества. Естественно, что нет белорусских клубов, — к этому мы уже привыкли, — но вот куда девались российские (хотя бы пара ведущих), непонятно. В то же время есть корейские и словенские команды. Аргументация такого выбора непонятна простому смертному.
Можно организовать турнир кубкового формата ("на вылет"). Есть и такой интересный вариант, как мировой клубный чемпионат, в котором участвуют самые лучшие клубы со всего мира. В общем и целом, подобрать под себя наилучший режим можно всегда. Но и это еще не все. Есть возможность организовать собственную команду с помощью редактора (равно как и собственных игроков). То есть можно воссоздать любой чемпионат по желанию.
Безусловно, одно из самых интересных в FIFA и то, что наличествует возможность сетевой игры. Сетевые баталии — неотъемлемая часть большинства (если не всех) симуляторов от EA Sports. По этой игре проводятся даже мировые чемпионаты, что уже говорит о ее качестве. У нас вы можете ее встретить почти в каждом компьютерном клубе.
Казалось бы, мы имеем дело с обычной реализацией футбола на компьютере. Обыкновенный симулятор с редактором и реальными игроками — ничего особенного. Но на этом дело не исчерпывается. Главное, что есть в игре — сумасшедшая завлекательность, оторваться очень сложно. Вот, с трудом оторвал себя от компьютера, чтобы написать обзор. Закончу — пойду опять гоняться.
Подведем итоги. FIFA Soccer 2003 — добротно сделанный футбольный симулятор. Ни о какой революции в жанре речь не идет (новшества, за редким исключением, замечены не были), но игра вполне достойная. Играть в нее интересно, а главное — на данный момент у конкурентов EA Sports нет ни одной игры, способной соревноваться с данной. А жаль, ведь в свое время были и другие достойные симуляторы, что позволяло нам выбирать игру под себя, например, Kick Off за 1996 и 1997 годы. Но теперь эта серия осталась далеко позади, а многие ее фирменные элементы перекочевали в FIFA. Многие, но отнюдь не все, что расстраивает. Посему покупайте и играйте — FIFA Soccer 2003 этого заслужил (даже учитывая то, что игра занимает два диска). И пусть вашим девизом станет: "вы забьете нам сколько сможете, а мы вам — сколько захотим".
Morgul Angmarsky