Кровь на мониторе, или за что мы любим клавишу "контрол"

on июня 30, 2000 - 00:00

...И только я размазал его мозги по стенке, как из-за угла выскочил еще один охранник. В воздухе описала замысловатую кривую граната, алым пламенем полыхнул взрыв, а следом за ним прерывисто "закашлял" автомат. Тигриным прыжком прыгнув за спасительные ящики с амуницией, я стал судорожно перезаряжать свой "винчестер". Оставалось всего два патрона. Ровно на один спаренный выстрел. Но на долгие размышления о несправедливости судьбы времени уже не оставалось: за спиной стали рваться ящики, и мое импровизированное укрытие стремительно уменьшалось. "Или пан, или пропал",-- подумал я, и выскочил на зону обстрела. Прямо мне в лицо смотрел мой соперник, в его руках лениво покачивался "Хеклер и Кох". Мы оба замерли. Все решали доли секунды. И тут во мне что-то проснулось, какие-то давно забытые звериные инстинкты охватили меня, и... моя рука с хрустом врезалась в несчастную "мышку". Нет, в тот момент я нажимал не теплую пластмассовую "кликалку", а холодную, начищенную до блеска бесчисленными прикосновениями сталь спускового крючка. Раздался оглушительный выстрел. Солдат, резко развернувшись, рухнул на пол. На стене к старым кровавым узорам присоединился еще один. В коридоре стало непривычно тихо и пусто. И только на полу, нелепо раскинув руки, лежал мой соперник. На этот раз повезло мне, а не ему. Вынув тяжелый армейский нож, я, осторожно ступая, двинулся дальше...

Война по ту сторону керамического покрытия
 Все вышеприведенное не является отрывком из некоего дешевого бульварного романчика об очередном неуловимом мстителе-одиночке. Это и не интервью солдата-ветерана о суровых военных буднях. Это всего лишь эпизод из известной компьютерной игры Half-Life. И только. Однако, не чувствуете ли Вы некоего сходства с реальностью? "Ненастоящие" военные кампании в своем исполнении все больше и больше приближаются к реальным военным столкновениям. Вас это не настораживает? Как Вы думаете, к чему это все может привести в итоге?.. И как Вы вообще к этому относитесь? В этой статье я хотел бы изложить некоторые свои соображения по поводу виртуального насилия, ибо хоть проведение параллелей между играми и реальностью и кажется ПОКА несколько смешным и притянутым за уши, все же данная ситуация, по-моему, заслуживает некоторого внимания.

Кровь на мониторе, или за что мы любим клавишу "контрол"

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему современная игровая индустрия так открыто популяризирует и экспонирует насилие, наверное, долго думать не надо - история человечества является печальным кладезем военных конфликтов, разнообразных по своему географическому местоположению, временному интервалу и количеству погибших. Тут уж род людской весьма преуспел. Производители же игровых продуктов всего лишь "перевели" (если можно так сказать) кровь настоящую в кровь синтезированную, оставив основную идею, идею убийства. На заре развития компьютерных игр, насилие, наряду с демонстрацией обнаженного женского тела, стало своеобразной приманкой для пользователей. Если стриптиз является неким "виртуальным поощрением" за успешное прохождение уровней в "Тетрисе", за солидный куш в покере, за правильное складывание эротической мозаики и т.д. и т.п. (ведь в отличие от игровых автоматов типа "Однорукого бандита", играя в бытовые компьютерные игры, пользователь, при всем своем желании, не может получить желаемые барыши, если, конечно, речь не идет о сетевой игре), то насилие уже само по себе являлось (не побоюсь этого слова) привлекательным моментом для геймеров. Хотя элементы приведенного мной "виртуального поощрения" присутствуют и в данном случае, например, если вспомнить, как выглядит классическая аркадная система постройки игрового процесса - в начале объект управления пользователем (будь то банальный космический корабль, гигантский робот или какой-нибудь обиженный десантник из нержавеющей стали) обходится скромным лазером и не менее скромной защитой, но по мере уничтожения как всегда превосходящих численностью сил противника наш герой-одиночка приобретает столь нужный в его правом деле ядерный самонаводящийся пулемет ультра-экстра-супер-плюс. Теперь уж можно триумфально морщить лоб и мстительно потирать руки в предвкушении настоящей разборки. А в конце уровня (или игры вообще) Вас ждет самый здоровенный монстр, ради убийства которого (ну и, конечно, ради спасения родной деревни/города/страны/континента/планеты/Вселенной) Вы и потратили столько часов, шпигуя свинцом (или чем там) своих противников рангом поменьше. Как видите, основные игровые принципы такого рода игр не меняются со времен Wolfenstein 3D и Xenon 2. За редким исключением.

Кровь на мониторе, или за что мы любим клавишу "контрол"

"...те, кто хотел убивать, имели такую возможность; тех же, кого это не привлекало - основную часть населения, -- никто, разумеется, не принуждал это делать" (Р. Шекли, "Седьмая жертва").
 Стоит ли говорить о том, какой возрастной критерий у любителей такого рода времяпрепровождения. В большинстве своем это ершистая молодежь. Но встречаются индивиды и постарше, т.е. поклонников игр как "от первого", так и "от третьего лица" предостаточно -- достаточно посмотреть на список самых популярных игр, наверняка там можно обнаружить с десяток "шутеров". Однако не всем нравятся подобные игры. Именно "посткуэковские" "шутеры" вкупе с драками на ринге зачастую вызывают резкую реакцию в обществе. Такие ультракровавые игры, как, скажем, Mortal Kombat, Killer Instinct и, естественно, Carmaggedon, наиболее часто подвергаются нападкам в прессе. В этом ситуация схожа с кинематографом, где фильмы с самыми откровенными сценами насилия ("Попутчик", "Прирожденные убийцы", "Доберман") просто запрещаются к прокату в отдельных странах.

 Основным же аргументом для отмежевания от многочисленных обвинений в пропаганде насилия и жестокости среди подростков производители "электрических войн" считают примерно следующее утверждение: "После того как подросток вдоволь насытится насилием, происходящим на экране монитора, одержит несколько побед над своим виртуальным противником на ринге, у него пропадет всякое желание совершать подобное в реальной жизни. Наоборот, этот еще не сформировавшийся до конца индивид, выплеснув всю свою возрастную агрессию на своего синтетического оппонента, станет уравновешеннее и спокойнее, т.к. весь его заряд агрессии будет исчерпан". Выглядит подозрительно складно. Получается, что игры должны способствовать гармоническому развитию подростка, учить его, направлять прямо-таки на стезю добродетели. Однако что-то не припомню, чтобы Quake, Soldier Of Fortune, Blood или Requiem сеяли "разумное, доброе, вечное". Вообще, давно уже прошли те розовые времена, когда мамаши возмущенно судачили о том, что в столь любимом их чадом Doom Сашенька (Петенька, Алешенька, Коленька и т.д.) распиливает каких-то мерзких чудовищ бензопилой. Теперь эпохальный Doom  выглядит просто агнцем божьим! Если разделка "под орех" жалких 2D-монстров тогда считалась просто верхом жестокости, то ныне уже совсем новые стандарты на насилие -- современные "шутеры" с легкостью могут утолить вкус даже самого придирчивого шизофреника. Натурализм кровавых сцен порой просто поражает -- на несчастного игрока обрушиваются целые гейзеры из крови и кишок, вперемешку с оторванными конечностями и полупереваренными гамбургерами. Теперь 10-летний подросток имеет уникальную возможность отстрелить противнику ухо, прострелить колено, четвертовать своего врага... Все то, что видит восприимчивый, жадный до информации детский глаз в выпусках телевизионных новостей, а именно - терроризм, межнациональные конфликты, захваты заложников, заказные убийства, геноцид, войны, наконец, - все это с успехом можно теперь реализовать и у себя дома. Достаточно нажать мышкой на кнопку "Start Game"...

Кровь на мониторе, или за что мы любим клавишу "контрол"

Новые технологии в действии?..
Наверняка многие из Вас играли в Dungeon Keeper. Тем, кто не знаком с этой игрой, напомню основную ее фабулу: это есть классическое противостояние Добра и Зла, и в данном случае - многострадальная человеческая цивилизация ведет жестокую войну с темными силами Ада. Однако, вопреки традиционной роли защитника рода человеческого, в Dungeon Keeper Вам отводится "почетная" должность олицетворять как раз-таки Зло, со всеми вытекающими из этого последствиями. Вы - авторитарное божество, всесильный диктатор, способный как казнить (что в общем предпочтительнее, т.к. для скорейшего прохождения уровней надо неукоснительно подчиняться "закону джунглей" - либо ты, либо тебя), так и миловать. А потом все равно казнить. Вы полностью контролируете Ваших поданных - даете им работу, выплачиваете (или НЕ выплачиваете) им зарплату, посылаете, как сейчас принято говорить, в "горячие точки", отдаете в жертву, т.е. делаете все, что хотите. Что же касается Ваших врагов, людей, то бишь (как звучит, а?!), то с ними тоже все предельно просто и понятно - тотальное уничтожение (где-то я уже это слышал...). Что в это входит? Истребление ВСЕЙ живой силы противника и разрушение ВСЕХ построек. И банальное мародерство. В течение военных действий можно брать пленных (а потом пускать их на еду либо "на дыбу" - это уже на Ваше усмотрение). Вот так.

Пойдем дальше. Carmageddon. Тут и говорить-то нечего. Вы только вдумайтесь в это - ради того, чтобы Вам начислялось дополнительное время (иными словами, очки), необходимо давить прохожих и размазывать по стенкам своих конкурентов. Колоссально. Вот Вам и 21-ый век, вот Вам и "миллениум". Список подобных игр можно продолжать до бесконечности. К сожалению.

Кровь на мониторе, или за что мы любим клавишу "контрол"

И, подводя итоги, что же мы видим? Глядя на современность, можно сказать, что уже не время бежит перед человечеством, а человечество бежит впереди времени. Компьютерные технологии преобразили современный мир, органично вписав в общий тон оттенок технократии; необратимо изменился менталитет современного человека, человека 21-го века. С каждым годом (да даже не годом, а месяцем) реализация мечты о "реальной виртуальной реальности" (я специально позволил себе этот каламбур) мало-помалу теряет свое сослагательное наклонение. Только какая же это получается реальность? Гипертрофированное отражение пороков современного общества? Чудовищное кривое зеркало, которое с каждой минутой все лучше и лучше показывает нам... нас самих.

P.S. Данный материал отражал сугубо личную точку зрения автора на данную проблему (или НЕ проблему), посему вся статья имеет чисто субъективный характер. Если же уважаемые читатели в корне не согласны с написанным (ибо статья более чем спорна), то я с удовольствием открою полемику на этот счет - присылайте мне свои критические соображения по электронной почте.

Дмитрий Бурбуть

Аналитика № 5-6

Яндекс.Метрика