История одного жанра. Survival horror | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

История одного жанра. Survival horror

on мая 20, 2017 - 13:29

Жанр «ужасов» до сих пор остается одним из самых уважаемых как в кинематографе, так и в литературе, и в играх. В кино за хоррорами закрепилась слава сравнительно недорогих фильмов, которые при этом часто пользуются успехом в прокате. Литература просто переполнена ужастиками самых разных поджанров, на книжных развалах сегодня можно найти хорроры на любой вкус и цвет. А вот с играми дело обстоит немного не так. Есть множество экшенов с элементами хоррора, есть страшные квесты и игры на стыке жанров. Множество «игроизаций» по фильмам и творчеству знаменитых писателей. Однако нельзя назвать хорроры каким-то значимым жанром в современной игровой индустрии. А ведь когда-то все было совсем не так. Было время, когда именно «ужастики» пользовались огромным авторитетом и уважением геймеров, и все благодаря одному конкретному поджанру – survival horror. Так видится, что в скором будущем мода на survival horror вернется, потому мы и решили в нашей рубрике вспомнить, с чего все началось в свое время и к чему привело.

Предыстория «ужасов на выживание»

Первые попытки создать что-то по-настоящему страшное предпринимались довольно давно, еще до начала эпохи господства 8-битных приставок. Первой игрой, которую с полным правом можно назвать предтечей жанра, была Haunted House, которая появилась в продаже в 1981 году на консоли Atari 2600, приставке второго поколения. Бедная графика не способна была ни напугать игрока, ни даже вызвать чувства какой-то тревоги. Тем не менее, основные особенности жанра survival horror в Haunted House уже были отражены. По сюжету, главный герой игры оказывался в большом заброшенном доме, принадлежавшем некогда человеку по имени Захари Грейвс. Дом насчитывал три этажа и представлял собой простенький лабиринт комнат, по которым передвигался игрок (представленный, кстати, в виде пары светящихся глаз). Мы уклонялись от различных опасностей, таких как пауки и летучие мыши, собирали полезные предметы и искали возможность выбраться наружу из этого замкнутого пространства. Игра в свое время продавалась довольно хорошо, затем была переиздана для современных платформ и в 2010 году даже получила полноценный сиквел для PC, Xbox Live Arcade и Wii, который, правда, назывался точно так же – Haunted House.

История жанра survival horrorДействие сиквела разворачивалось в том же здании 30 лет спустя. Главный герой первой игры пропал в особняке, и на его поиски отправилась внучка героя. Сиквел был выполнен как игра с видом сверху, мы видели главную героиню, бегающую по комнатам со свечкой в руке. Интересно, что когда свечка гасла, мы видели только пару глаз героини, двигающихся во тьме – явная отсылка к оригинальному проекту. В целом, игра заметно похорошела, но все-таки не стала настоящим survival horror. По сути, это был приключенческий проект с небольшими элементами ужастиков.

Наконец, серия получила еще один сиквел – Haunted House: Cryptic Graves, который вышел в продажу в 2014 году. Это уже был полноценный трехмерный хоррор для ПК, созданный на движке Unreal Engine 4. Снова поместье Грейвса, снова главный герой первой игры в качестве дедушки в очках и главная героиня второй игры, его внучка, глазами которой мы смотрели на игровой мир в режиме от первого лица. Само собой, игра получилась самой страшной во всем игровом сериале за счет эффекта присутствия. Однако, Haunted House: Cryptic Graves несравнима с другими современными хоррорами, и даже демо-версия отмененной Silent Hills в итоге получилась гораздо страшнее, чем Cryptic Graves.

Из других игр на Atari 2600 можно отметить Alien (по одноименному культовому фильму, переделанный вариант Pac man), а также игроизацию «Техасской резни бензопилой», в которой мы могли поиграть за маньяка-убийцу. Само собой, проекты представляли собой простенькие забавы с пиксельными героями, совершенно не страшные, как и первая Haunted Hause.

История жанра survival horrorLaplace no Ma

Первый настоящий survival horror, содержащий практически все черты жанра – это игра Shiryou Sensen: War of the Dead, которая вышла в продажу в 1987 году на PC-Engine. Игра, построенная на стыке жанров action-RPG и хоррора, знакомила нас с девушкой-спецназовцем по имени Lila, которая попадает в некий город, инфицированный страшным вирусом и атакованный уродливыми зомби. Во время передвижения по игровому миру включался «вид сверху», а при битвах с монстрами и солдатами мы наблюдали героиню сбоку, в 2D-перспективе, характерной, к примеру, для платформеров. От других экшен-RPG того времени игра Shiryou Sensen: War of the Dead отличалась мрачной атмосферой, которая была заметна как в дизайне мира, так и в музыке, и в сюжете. Игра вскоре получила сиквел. В том же 1987 году вышла экшен-RPG Laplace no Ma, в которой мы, опять же, исследовали мрачный особняк, наполненный различными опасностями. Здесь были убиты двое детишек, здесь же пропала маленькая девочка – именно сюда отправлялась команда исследователей. Игра вышла для персональных компьютеров, также она получила порт на SNES. И Laplace no Ma по праву считается одной из наиболее страшных игр своего времени.

Настоящей незамеченной жемчужиной для своего времени стала Project Firestart, которая вышла на Commodore 64. Это был действительно survival horror, пускай тогда никто даже не знал такого термина. Project Firestart переносила геймеров на космическую станцию, оккупированную страшными монстрами – вышедшими из-под контроля плодами экспериментов по выведению существ, наиболее подходящих для работы в космосе и на других планетах. Твари были мощными и смертоносными, а главный герой был вооружен хлипким пистолетиком – более мощное оружие на станции использовать было нельзя. Враги были неуклюжими, но выдерживали множество выстрелов. И медленно надвигающееся на игрока чудовище, принимающее в себя пулю за пулей, тогда действительно было способно испугать. Жаль, игра вышла на технически отсталой платформе и осталась незамеченной большинством игроков.

История жанра survival horrorHaunted House Cryptic Graves

Наконец, просто нельзя не упомянуть и о проекте Sweet Home, пожалуй, эталонном хорроре для 8-битной приставки NES (и, по сути, единственном настоящем survival horror на данной платформе). Снова заброшенный особняк, в который является пятерка героев. Снова различные монстры, атакующие персонажей. Группа документалистов, являющаяся в гиблое место, чтобы заснять старинные фрески. И очень много элементов, отсылки к которым вы найдете в последующем в Alone in the Dark и Resident Evil (вроде открывающихся дверей крупным планом на почти весь экран).

Очень сильные элементы хоррора присутствовали и в других играх второго и третьего поколения консолей. Своя страшная атмосфера была у Shin Megami Tensei, а игры серии Splatterhouse отличались исключительной, по тем временам, кровожадностью (правда, это все-таки больше beat’em up или слэшер, но элементы survival horror в Splatterhouse тоже есть, особенно много их в третьей части). Splatterhouse благодаря интересному сюжету о любви и мести (опять же, сюжету с мрачными особняками) превратилась в настоящую вселенную хоррора, насчитывающую сегодня три номерные игры, один спин-офф, один ремейк и легион фанатов.

Как видим, у жанра survival horror была очень интересная предыстория, насыщенная событиями. Но настоящий взлет жанра был еще впереди.

История жанра survival horror

Survival horror: расцвет вселенной ужаса

Еще страшнее и еще атмосфернее игры жанра survival horror стали после перехода в трехмерный формат. Начало было положено с выходом Alone in the Dark, по праву считающейся «дедушкой жанра». Первая игра в серии Alone in the Dark переносила игроков, опять-таки, в загадочное поместье, населенное разнообразными потусторонними существами. Мы могли играть за одного из двух персонажей (мужчину или женщину), решали головоломки, сражались с самыми разными врагами. Были даже враги, одолеть которых было попросту нереально, и приходилось спасаться бегством. Включенные в игру элементы квеста позволяли обыскивать поместье в поисках полезных предметов, которые проливали свет на загадки и тайны, окутывающие игровой мир. Уровни были показаны посредством статической камеры, что делало игру довольно сложной.

Alone in the Dark 2, которая вышла в продажу в 1993 году, перенесла действие из сельской местности ближе к океану, соответственно, добавились и новые враги, такие как пираты. Геймплей же отошел еще дальше от квестовых элементов в сторону боевиков. Alone in the Dark 3, релиз которой состоялся в 1995 году, была еще более экшен-насыщенной, действие ее разворачивалось на Диком Западе.

После релиза триквела для серии настало время перезапусков. Таковыми были полностью трехмерные экшены Alone in the Dark: The New Nightmare 2001-го года выпуска и Alone in the Dark (2008). Каждая игра в свое время перезапускала серию, каждая имела свои сильные стороны. И если The New Nightmare предлагала нам очередное исследование захваченного монстрами поместья, то игра 2008-го года переносила нас в огромный Нью-Йоркский центральный парк, в котором происходили очень странные события с участием потусторонних сил. Последней игрой в серии на данный момент является Alone in the Dark: Illumination. И это уже никак не survival horror, а скорее кооперативный шутер от третьего лица.

История жанра survival horrorClock Tower

Несомненно, очень много для жанра сделала серия Resident Evil. Именно в 1996 году с выходом этой игры в продажу на свет появился сам термин survival horror. Этот термин как раз и подразумевает именно выживание главного героя в страшном, враждебном, очень жестоком мире. И Resident Evil на 100% соответствовала термину. Мы видели замкнутые пространства, орды голодных и медлительных зомби, страшных монстров, нападающих из-за угла. Все это дополнялось увлекательной историей о биологических экспериментах и множеством квестовых элементов. К настоящему времени Resident Evil уже успела превратиться в полноценную вселенную с полнометражными фильмами и мультфильмами, со множеством сюжетных линий, игровыми сериями и подсериями. И само собой, этот мир ассоциируется с жанром survival horror в первую очередь. В настоящее время серия намеревается вернуть нас к корням survival horror при помощи грядущей Resident Evil 7: Biohazard.

Еще одна икона жанра – знаменитая серия Silent Hill. Первая игра, появившаяся в 1999-м году, задумывалась как ответ Resident Evil. В итоге же вышла совершенно особенная история, с городскими улицами, покрытыми туманом, со страшными потусторонними ужасами и со своей, особенной, меланхоличной атмосферой. Ну, и еще игра была значительно красивее: Team Silent сделали проект полностью трехмерным, отказавшись от рисованных задников, по которым передвигались персонажи Resident Evil. Серия также насчитывает несколько фильмов, множество игр для разных платформ и точно так же намеревалась вернуться к своим истокам в игре Silent Hills. Однако эта игра была в итоге отменена, и сейчас будущее сериала покрыто туманом тайны.

Survival horror: вчера, сегодня, завтра

Помимо нескольких основных серий в жанре survival horror в разное время выходило множество различных игр. Однако стоит отметить, что настоящий бум хорроров на выживание начался именно во второй половине 90-х и продолжался до середины нулевых. Популярная серия Clock Tower была, по сути, квестом, зародившимся еще на SNES. Однако это была действительно страшная для своего времени игра, а за главной героиней в первых частях Clock Tower гонялся маньяк с ножницами, которого невозможно было убить. А впоследствии, с выходом очень атмосферного ужастика Clock Tower 3, серия полностью перешла в жанр survival horror. Также хочется отметить Haunting Ground, духовную наследницу Clock Tower, за важный геймплейный элемент – умную белую овчарку, сопровождающую главную героиню и защищающую ее от преследователей. Кроме того, в 2016 году на свет появилась игра NightCry, которую ее авторы позиционировали именно как духовную наследницу Clock Tower.

История жанра survival horrorDino Crisis

По классической схеме, заложенной в Resident Evil, было создано множество хорроров для разных платформ. Игра Cold Fear (PlayStation 2, Xbox, PC), которая вышла в продажу в 2005 году, переносила действие на корабль, набитый разнообразными опасностями, при этом игровой мир демонстрировался в перспективе от третьего лица. Blue Stinger (1999, Sega Dreamcast) предлагала схватку со страшными монстрами на острове посреди океана. Серия Dino Crisis (PC, Xbox) выставила в качестве противников сильных и очень опасных динозавров. Deep Fear переносила действие на подводную базу с огромным количеством инопланетных монстров на ней, тогда как Dead Space и вовсе отправляла игрока в открытый космос.

Новая волна популярности survival horror началась с выходом независимых инди-ужастиков, выстроенных в перспективе от первого лица. Такие игры, как Outlast, серии Penumbra и Amnesia показали, что ужасы на выживание могут быть намного страшнее, если игрок смотрит на мир глазами персонажа. Когда противники невероятно сильны, а игроку только и остается, что убегать и прятаться от них под кроватями и за шкафами, тогда игра действительно заставляет испытывать самый настоящий страх. Синдзи Миками, создатель Resident Evil, недавно вернулся с проектом The Evil Within, также следующим классическим хоррорам. Игра действительно получилась очень суровая и действительно серьезно пугала геймеров. При этом она была сделана в стандартной для своего жанра перспективе, с видом от третьего лица. Нельзя забывать и об очень страшных японских сериях, таких как Fatal Frame и Siren, которые киноманы наверняка смогут сравнить с очень популярными одно время японскими ужастиками. Эти игры обладали собственным колоритом и собственной, особенной, однако также довольно страшной атмосферой.

История жанра survival horrorРазумеется, свой вклад добавил и кинематограф, где ужастики всегда были в почете. Alien: Isolation, Evil Dead: Hail to the King, две части Saw и другие похожие игры по фильмам пусть и не стали откровениями для искушенных геймеров, однако подарили множество страшных минут. Книжный же мир предложил множество мотивов, навеянных творчеством Клайва Баркера, Стивена Кинга и, в особенности, Говарда Лавкрафта, влияние которого ощущается в огромном количестве самых разных проектов. В последнее время все более популярными становятся хорроры о маньяках, такие как Until Dawn и Dead by Daylight, а также грядущая Friday, 13. И пускай они все-таки больше вдохновлены фильмами-слэшерами, атмосфера преследования в них чувствуется ничуть не меньше, чем в классике survival horror.

Разумеется, сейчас у жанра survival horror уже нет той сумасшедшей популярности, которая была у него во времена расцвета. Сейчас это примерно то же самое, что и ужасы в кинематографе – нет лоска, далеко не всегда многомиллионные бюджеты… Но похоже, многие разработчики со всего мира стараются вернуть жанру былую славу. И в любом случае если вдруг вам вечером захочется пощекотать нервишки, игры этого жанра всегда будут одними из лучших кандидатов для этого.

AlexS

Ретроспектива №200
Яндекс.Метрика