Игровые жанры. Попытка классификации. Часть 3

on августа 30, 2001 - 00:00

Окончание. Начало в № 6, 7

А теперь перейдем к конкретным примерам игровых жанров. Начнем, пожалуй, с PC. Золотой век писишных RPG пришелся на первую половину 90-х годов. Однако, современных геймеров наверняка отпугнет качество графики, а многие игры вообще не удастся запустить на мощных PC. Все же рекомендую посмотреть, например, Realms of Arcania 3. Там и графика приличная, и геймплей "правильный".
Что было дальше? Дальше был Diablo.
Итак, заблуждение первое: Diablo — RPG. Знаете, сколько раз я это слышал? Но это еще ничего. А как вам "Diablo — единственная нормальная RPG, все остальное — отстой!"? Наиболее продвинутые фанаты Diablo скажут: "Diablo — Action/RPG!". Однако, это неверно хотя бы потому, что жанр Action/RPG на PC отсутствует как класс. Отдельные экземпляры (вроде полуприставочного Silver) игр, близких к Action/RPG, есть, но жанра такого нет. Это я поясню чуть позже. А продвинутым фанатам Diablo объясняю: Diablo — это представитель жанра hack'n'slash или rogue. Суть его такова: из RPG убрали все составляющие (сюжет и т.д. вплоть до боевой системы) и оставили только характеристики и систему оружия. Геймплей сводится к исследованию лабиринтов, создающихся случайным образом. На самом деле Diablo ближе к аркадам, чем к RPG. От аркад он отличается скудностью графики и однообразностью геймплея.
Почему же на PC это чудо стало популярно? Потому что Diablo оказался в нужном месте в нужное время. На PC тогда не было ни аркад, ни hack'n'slash. Даже RPG практически не было. И не стоит забывать об игре через Battlenet — именно сетевая игра сделала Diablo действительно популярным. Спешу заметить, что я не имею ничего ни против жанра hack'n'slash, ни конкретно Diablo.
Заблуждение второе: Fallout — "пошаговый Diablo". Так может сказать человек, посмотревший максимум пять минут на Fallout. Именно с Fallout началось возрождение RPG на PC, причем Fallout не просто копировал достижения прошлого, он еще и развил жанр! Мир postnuclearpunk, отличная система боя, скиллы... все как и положено. Хороший сюжет сочетается с системой квестов и достаточно широкой свободой действий. А вот здесь, кстати, подойдет и термин "отыгрывать". Игра давит своей атмосферой, а большинство приставочных RPG этого не делают. Не буду судить, хорошо это или же плохо. Могу сказать лишь, что желающим приобщиться к жанру писишных RPG нужко ориентироваться именно на Fallout и Baldur's Gate.
Заблуждение третье: Final Fantasy 7/8 — аркада. Есть люди, всерьез считающие, что Diablo — RPG, а FF7 — тупая аркада, где надо только прокачивать героя. Опять же, это — следствие того, что люди не играли в FF7 и вообще слабо представляют себе, что это за игра, вдобавок не разбираясь в жанрах совсем.

Теперь перейдем к приставочным RPG. На нашем сайте уже публиковалась статья об их классификации, поэтому я кратко расскажу об основных поджанрах. Console RPG делятся на классические RPG, TRPG (или SRPG) и Action/RPG. С классическими все более-менее ясно (Phantasy Star и Final Fantasy). TRPG — тактические RPG (Shining Force, Vandal Hearts, FF Tactics). Что же такое Action/RPG и почему к нему нельзя отнести Diablo? В Action/RPG упрощается боевая система (real-time вместо пошаговой), но остается все остальное (сильная проработка мира и характеров героев, жесткий сюжет). Примеры: Beyond Oasis (The Story of Thor), Landstalker, Threads of Fate. Diablo нельзя отнести к Action/RPG (приставочному или гипотетическому писишному), потому что там отсутствуют и сюжет, и отыгрыш роли, и проработка персонажа, и проработка мира.
Приставочные RPG многие считают чем угодно, но только не RPG. Предлагаемые варианты: квест, интерактивное кино, аркада, адвентюра. Понятно, что приставочные RPG (Console RPG) сильно отличаются от писишных RPG. Путаница происходит из-за того, что приставочные RPG зачастую совмещают в себе все или несколько вышеназванных жанров хотя бы в виде мини-игр, что требуется для максимально точного донесения атмосферы мира RPG до геймера. Было бы логично ввести специальный термин CRPG и на этом успокоиться. Такой термин был введен, но вместо двусмысленного CRPG (Console RPG = CRPG = Computer RPG) приставочные RPG назвали JRPG (Japanese RPG). Действительно — практически все игры жанра делаются именно в Японии, а западные разработчики могут лишь подражать японским коллегам. Теперь рассмотрим предложенные "борцами за чистоту рядов RPG" варианты.
На квест JRPG похожи меньше всего. Логические загадки иногда встречаются, но их решение не вызывает никаких проблем. Значительную часть игрового времени занимают бои, которые в квесте вообще не уместны. Если честно, я совсем не понимаю людей, называющих JRPG квестами. Наверное, они мыслят в другой системе счисления. А вот мысль "JRPG — интерактивное кино" частично верна. Похожий вариант — "JRPG — это театральная постановка японских мультиков" — тоже близок к истине. Фактически геймплей JRPG состоит из трех частей: сюжет (актерская игра, диалоги, видео), бои (со сложной системой оружия, характеристик героя и т.п.) и исследование мира. Если кто-то нормально определит понятие "адвентюра", то я смогу сказать, похожи ли на них JRPG. Кое-что аркадное встречается в JRPG, но достаточно редко. Из всех разновидностей JRPG только в Action/JRPG бои идут в реальном времени, а пошаговость слабо уживается с аркадностью. Вот в мини-играх может встретиться все, что угодно, вплоть до гонок на "страусах" (FF7) и весьма продвинутой рыбной ловли (BoTF3).
Глупо спорить о том, можно ли считать JRPG "настоящими" RPG, потому что в таком случае можно легко доказать, что и PC RPG не являются ролевыми играми. К тому же сейчас на PC классические RPG выходят в количестве 1-2 штук в год, а среднестатистического PC-геймера вполне устраивают клоны Diablo. В целом, это все самое основное, что стоит знать про главные игровые жанры.
О спортивных играх, думаю, много рассказывать не стоит. Как и в случае Racing, жанр делится на "аркады" и "симуляторы". На приставках есть (точнее, были) и представители настоящего, "хардкорного" Arcade/Sports (от Mutant League Hockey на MD до разнообразных боевых футболов на NES), но этот жанр сейчас практически умер.

Kostya Govorun AKA Wren

Аналитика № 20

Яндекс.Метрика