Baldur’s Gate

Posted by KorsAK on ноября 30, 2010 - 00:00

Жанр: ролевая игра
Платформа: PC
Разработчик: BioWare
Издатель: Interplay Productions
Издатель в СНГ: Акелла
Похожие игры: Planescape: Torment, серия Icewind Dale, Fallout 1-2
Мультиплеер: LAN, Интернет
Минимальные системные требования: процессор с частотой 166 МГц; 16 Мб ОЗУ; видеокарта с 2 Мб ОЗУ и поддержкой DirectX 3.0; 320 Мб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 200 МГц; 32 Мб ОЗУ; видеокарта с 4 Мб ОЗУ и поддержкой DirectX 5.0; 320 Мб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.bioware.com/games/baldurs_gate
Год выхода: 1998

Классика, как говаривал один учитель литературы в белорусской глубинке, «это произведения высочайшего уровня, ставшие примером для иных творцов». Нам знакома, а кем-то любима классическая проза и поэзия, скульптура и живопись. С возрастом начинает нравиться классическая музыка. На официальные мероприятия мы приходим в классических костюмах. Внезапный удар болезни — классическая отмазка при невыходе на работу. Мы же поведем речь о классике игростростроения.

Baldur’s GateХорошей игре, как известно, все возрасты покорны. В нашем быту нередки случаи, когда отец, ласково обняв чадо одной рукой, другой отнимает у него джойстик. Чтобы поиграть в Gran Turismo. Игра, ставшая объектом моего рассказа, вполне может заитересовать и юных, и молодых, и зрелых. Пенсионеров пошустрее — тоже не исключено. Многие исходили ее вдоль и поперек.

Со времен выхода этого проекта игропром, мужавший не по дням, а по часам, сильно изменился. Изменился, без сомнений, в лучшую сторону. В первую очередь — технологически. Не так уж давно фотореализм в играх казался фантастикой сродни марсианам в Осиповичах. А вот геймплей… Геймплей умели делать и раньше. Существует мнение, что именно раньше его делали с душой, а в наши дни — исключительно прибыли ради. Мнение, впрочем, спорное. Наверное, многие читатели, попроси их вспомнить что-либо из седеющей игроклассики, заявят: «Max Payne, Warcraft 3, Half-Life 2». «Дум!» — скажет мальчик в кедах с развязавшимися шнурками. И, подумав, добавит: «Три». Друзья, гениальную и до сих пор актуальную игру можно найти и в прошлом веке, в реактивных девяностых.

Ролевая игра Baldur’s Gate от бесконечно талантливых разработчиков из канадской студии BioWare вышла в 1998 году. Эффект разорвавшейся атомной бомбы, культовый статус, многочисленные награды и легион поклонников. Рождение легенды, не больше и не меньше. Жива ли легенда сегодня? Взглянем на нее попристальнее.

Начнем с сюжета. Он великолепен. Мало того, после Baldur’s Gate вышло немало RPG, которые не только проигрывали по качеству истории, но и просто жалко выглядели на фоне BG. Очередной Темный Властелин возжелал прибрать к лапам могущественный артефакт и, естественно, начать порабощение всех подряд. Если подобные страсти вас еще интригуют, то вашему пылу остается только позавидовать. А вот создатели Baldur’s Gate рассказали потрясающую историю об отпрысках Баала, бога убийств. Отпрыски эти живут среди обычных людей на землях Фаеруна, популярнейшего мира системы Dungeons & Dragons. Некоторые из них, в том числе и главный герой, живут вполне мирной жизнью. А кое-кто твердо намерен занять место папаши. В итоге игрок получает неисчислимое количество опасных приключений, дальних походов и неожиданных ситуаций. При таком объеме качество процесса практически не пострадало, создатели не скатились в пропасть банальности и копирования. Следует обратить внимание хотя бы на то, что главный негодяй, Саревок Баалович, не просто стремится придушить героя, а, используя недюжинный интеллект и врожденную хитрость, до самого финала действует чужими руками, умело оставаясь в тени. Он, к примеру, успешно подставляет нашего персонажа перед законными властями, отправляя его в местный СИЗО. И к божественному трону Саревок идет не размахивая дрыном — для достижения заветной цели он провоцирует войну между крупными державами. Эдакий мерзавец в белых перчатках. Интересной закономерностью является то, что среди последних RPG-творений первенство по неизбитости и увлекательности сюжета принадлежит, по мнению многих критиков и игроков, Dragon Age и Mass Effect 2 от той же BioWare. Талантливым ребятам нужно срочно поставить памятник в Троицком предместье!

Baldur’s GateИгровой процесс BG заложил и обкатал принципы и механику, которые с успехом используются и по сей день. Волшебное заклинание «тактическая пауза» означает остановку игрового процесса для выполнения определенных действий или раздачи команд подконтрольным персонажам. Так, столкнувшись на большой дороге с отрядом грабителей и несколько раз вчистую проиграв потасовку, игрок подключает пресловутое серое вещество. И вот в приготовившуюся к рывку банду летят три бутылки с горючим маслом в сопровождении свеженаколдованного фаербола, затем следует залп сразу из трех припасенных в инвентаре жезлов ужаса — и вот уже ваша команда с гиканьем добивает израненных и ошеломленных. Победа, эйфория, бессонная ночь. Тактическая пауза использовалась в множестве известных проектов — от легендарного Planescape: Torment до недавних Witcher, Dragon Age и даже в «почти экшене» Mass Effect. У замученных врагов изымается огромное количество разнообразных трофеев, прилавки магазинов и тайники в склепах изобилуют полезной экзотикой и товарами первой необходимости. Куда там «Ведьмаку» с его тремя саблями и двумя топорами!

Партия приключенцев состоит из персонажей незаурядных, имеющих прописанную историю, личные умения и предпочтения. А вздумаете кого-нибудь выгнать — имейте в виду, что, уходя, он может прихватить с собой приятеля из вашей команды. Да, в Dragon Age отношения с соратниками проработаны гораздо тщательнее. Но ведь эти игры разделяет 11 лет — для игровой индустрии срок просто космический! A наивный добряк Минск (да, Минск!) со своим ручным псевдогероическим хомяком — вообще один из ярчайших образов жанра.

Масштаб BG, без преувеличений и натяжек, эпический. Сотни неигровых персонажей населяют городки и поселки, странствуют по лесам и пустошам. При этом многие рады выдать квест, а некоторые представляют из себя весьма колоритных личностей. К примеру, слегка неуравновешенный маг- экспериментатор, исследующий способы вызова плотоядных улиток. Или странствующий хам-дуэлянт, с которым слабопрокачанному игроку лучше не спорить. При этом игра, как в лучших домах, предлагает гибкую вариативность. Можно вежливо раскланяться со встречным, можно влезть в, в общем- то, не свое дело, можно, наконец, отлупить прохожего и забрать барсетку. И хотя поведение NPC далеко не столь реалистичное, как в Oblivion, Gothic и GTA 4, прошу внести в протокол, что стражники исправно реагируют на правонарушения (зачастую лучше, чем милиционеры в нашей с вами непростой реальности), на улицах играют дети, болтаются зеваки, а по деревне бегает местный дурень и пристает с глупыми вопросами. А мегаполис Балдурс Гейт действительно производит впечатление мегаполиса: жизнь на улицах кипит, журнал трещит от свежих заданий, а для исследования доступны кварталы знати, доки, таверны, большой рынок, спальные районы, канализация и многое другое.

Квесты в игре заслуживают отдельного разговора. В наши дни каждый второй разработчик RPG утверждает, что именно в его проекте подход к заданиям революционный, не иначе. Игроку, дескать, придется принимать неочевидные решения, последствия которых обязательно скажутся позже. Революция?.. Вот пример из BG. Гильдию рыбаков терроризирует ведьма. При разбирательстве выясняется, что ведьма — почти ребенок, мстящий за убийство матери и кражу артефакта. Мстит она руководству гильдии, в процессе отправляя на дно лодки с простыми рыбаками. Если принять сторону ведьмы и вернуть артефакт (снимается с остывающего тела главы рыбхоза), то спустя несколько игровых глав вы сможете встретить девушку в столице. Встреча состоится при выполнении необязательного квеста — вернуть отцу-магу тело сына. Непутевый отрок влез ночью в храм служителей суровой водяной богини, где его без лишних слов пришибли обозленные сектанты. Войдя в храм и приготовившись подкупать, уговаривать или драться, мы встречаем старую знакомую. Ведьма выдает нам тело мальчика за красивые глаза, мы возвращаем его отцу, тот оперативно воскрешает отпрыска — и мы становимся свидетелями знатной трепки… Такие вот страсти, причем речь о необязательных заданиях, мимо которых невнимательный или торопливый геймер попросту может пройти, не заметив.

Baldur’s GateМузыка, как известно, понятие вневременное. Композитор Майкл Хениг, подкрепив свой талант симфоническим оркестром, создал потрясающе атмосферный саундтрек. Тема замка Кендлкип с хоровым пением, яростное сопровождение боевки, спокойные композиции при исследовании новых земель… Стоит также отметить, что музыка из игры выпускалась на отдельном диске.

Пускай воинствующие эстеты забросают меня старыми видеокартами, но я продолжу утверждать: BG выглядит симпатично. Да, технологии с тех пор прошли колоссальный путь, двухмерность ныне — окаменевший реликт, но в BG каждый домик, башенка или усыпальница разобиженной мумии нарисованы с любовью и запредельной тщательностью. В наше кризисное время такой подход следует как минимум приветствовать.

Справедливости ради — о недостатках: без них, как и везде, не обошлось. Можно сказать, что вторая редакция D&D, перенесенная в игру, не балует богатой системой прокачки. Можно пожаловаться на ужасный поиск пути — pathfinding персонажей. Недостатки можно выискивать долго и небезуспешно. Но ведь и на Солнце бывают пятна. Зато к плюсам игры можно и нужно отнести и множество качественных видеороликов, и отличные диалоги, и действительно интересные истории для уникальных предметов…

Подводя итог, осмелюсь посоветовать читателям никогда не предавать забвению старую добрую классику. Годы не имеют над ней власти. Если любите литературу — перечитайте «12 стульев» Ильфа и Петрова; книга датируется 1927 годом. Неравнодушны к боевым искусствам — посмотрите бои Мохаммеда Али; уж скоро как полвека миновало. Увлекаетесь компьютерными играми — ознакомьтесь с Baldur’s Gate из 1998-го. Она того, без сомнений, стоит.

Baldur's Gate ролевая игра №131