Crusader Kings. Советы и секреты

Часть 1. Внутренняя политика
У многих при попытке сыграть в «Крестоносцев» (так будет называться русская версия Crusader Kings в переводе Snowball) возникает чувство недоумения. Непонятно, что это такое и как же в это играть. Отчасти в таком положении дел виноваты разработчики, которые не удосужились сделать толковый tutorial, результатом чего стало возникновение проблем с отдельными моментами игры. Именно по этой причине (а также потому, что ваши письма с просьбами помочь в игре и ответить на вопросы появляются достаточно часто) я и решил начать оказывать помощь настоящим правителям (и тем, кто только пытается ими стать). Сегодня вы увидите первую часть статьи, где я попытаюсь ответить на часто задаваемые вопросы по «Крестоносцам».
Введение
Первым делом запомните: карта в игре поделена на провинции. Запомнили? И провинции — это не безликие ровные и одинаковые клеточки в шахматах или Panzer General. Каждая из них — индивидуальность. В провинциях разный рельеф, разный доход, разное количество населения. Но и это еще не все. Провинции «нарезаны» на карте неравномерно: одни больше, другие меньше. Результат — одна и та же армия (дажё без учета рельефа) из провинции А в провинцию В будет идти быстрее или медленнее по сравнению с перемещением армии из А в С (даже если В и С расположены рядом с А). Почему так происходит? Да потому, что расстояние отсчитывается от столиц провинций, а они расположены отнюдь не в их центрах. О провинциях можно сказать еще многое, но все это связано с другими вопросами, на которых мы еще остановимся.
Основные действующие лица в игре — династии, управляющие государствами. Династия — это правитель и его подчиненные (Свита), а также еще «не пристроенные» к управлению вассальными странами родственники. Государства бывают трех типов. Первый — так называемые графства. Это самые маленькие и низко котирующиеся в международных отношениях страны, их на карте больше всего. Наиболее часты случаи, когда графство состоит из одной провинции. Далее следуют герцогства. Это страны среднего ранга, домен которых может состоять из нескольких провинций. Кроме того, в вассальной зависимости от герцогства обычно находится несколько графств (и чем больше, тем лучше для герцога). На наивысшей же ступеньке стоят королевства (ими управляют короли или императоры). Они — самые влиятельные участники системы международных отношений. Короли являются сюзеренами герцогов, а уже через них — графов. Правда, бывают случаи, когда королевство слабее графства во всем, кроме международного статуса (например, в начале первой кампании Арагонское королевство — слабое и выходит из тяжелой ситуации только с помощью союзников).
Разработчики сделали замечательную систему фильтрации карты. Вы можете практически все. Присутствует не только банальное выделение различных типов рельефа или экономической степени развития провинции, есть даже возможность узнать о наличии в той или иной области государства проведенного исследования заданного типа. Для этого достаточно выделить исследование, и провинции, в которых оно уже проведено, подсветятся зеленым цветом. В общем, экспериментируйте с картой и ее настройками — и вы обнаружите для себя много интересного.
Основополагающих ресурсов в игре три (хотя, строго говоря, этим словом можно назвать только один из них). Это деньги, престиж и благочестие. Деньги используются для содержания армии, постройки зданий, ведения внутренней и внешней политики. Престиж — это то, как оценивается ваша деятельность другими династиями (в том числе внутри страны). Так, создание вотчин для вассалов повышает престиж, а претензии на титул соперника его понижают. Ну а благочестие отражает ваше поведение с точки зрения идеала христианского государя. Здесь учитываются не только поступки, но и отношение правителя к Церкви как институту общества. Дайте священникам денег — и они в будущем закроют глаза на неблаговидные поступки (а могут даже благословить). А уж если вы контролируете Папу Римского (да-да, в игре его всегда кто-то опосредованно «контролирует»), то все дороги будут открыты. Те, кто рискнет объявить вам войну, стопроцентно получат отлучение от церкви и т.д. и т.п.
Все расчеты в игре ведутся помесячно. Первого числа каждого месяца исчисляются ваши доходы, изменение лояльности вассалов, очков престижа и благочестия. Тогда же происходит и расчет потерь в перемещающихся или осаждающих крепости армиях. Имейте это в виду в своих действиях, знание такого факта может принести почти бескровную победу. Так, перемещать войска в соседнюю провинцию рекомендуется в начале месяца, тогда у них высок шанс дойти к цели до начала подсчета потерь (хотя иногда лучше сделать наоборот — все зависит от количества солдат, которые могут находиться в провинции). И таких хитростей существует множество.
Также вам следует знать, что побеждает игрок, набравший к концу кампании престижа больше остальных. Часть престижа после смерти очередного правителя «засчитывается» династии, так что не тратьте его неблагоразумно на войны и прочие деяния. И еще: разработчики вставили в игру возможность сохранения сейва и перекидки его в Europa Universalis II. Приятно, что и говорить, хотя это работает только с поздними версиями Europa Universalis II.
Законы и обычаи
При запуске игры надо будет выбрать кампанию и страну первоначального пребывания. Выбор кампании имеет значение для длины игры (последняя кампания длится 116 лет, а вот первая — почти 400) и набора стран. В основном здесь стоит руководствоваться личными пристрастиями (я, например, люблю в первой кампании создавать Литовское королевство из восточнославянских княжеств). Единственное — не советую новичкам начинать игру за слабое графство. И тем более не советую начинать играть за слабую страну, расположенную рядом с языческими или мусульманскими провинциями (вам все равно не дадут играть ни за кого, кроме христиан). Затопчут и не поморщатся. В общем, выберите страну-помощнее (но не увлекайтесь гигантами вроде Германии — иногда их очень сложно уберечь от распада), и — вперед!
Итак, вы выбрали страну, получили в управление династию и решаете, что делать дальше. Первым делом осмотрите полученное государство. Нет, пока не обращайте внимание на количество провинций и прочие внешние детали. Ваша задача—окинуть зорким взглядом внутреннюю политику. Для этого зайдите в экран внутренних настроек (проще всего это сделать нажатием на изображение вашего герба вверху экрана). Данная панель делится на четыре части — Realm Screen, Court Screen, Treasury Screen и Action Screen. На данный момент нас интересует Realm Screen. Экран королевства делится на два раздела. Второй — исследования — нас пока не волнует, и все внимание будет отдано первому. Первый экран — определяющий для вашей внутренней политики. Именно здесь устанавливают три вида законов, исполняющих роль средневековой конституции — закон о наследовании, закон об общественном строе и закон о церкви. Каждый из них заслуживает отдельного внимания.
Первый — и самый важный — закон о наследовании. Увы и ах, нет в жизни счастья. Ни один из законов этой группы не идеален, так что выбирать зачастую приходится между злом и меньшим злом. И еще — каждая смена закона о наследовании будет стоить 50% лояльности каждого из ваших вассалов. В случае, когда вассалы не слишком доверяют своему сюзерену, распад страны может произойти моментально. И это из-за одной жалкой бумажки (с другой стороны, государства распадались и по менее значительным причинам).
Законы о наследовании бывают следующих типов:
- Salic Primogeniture. Трон после смерти правителя достанется старшему сыну. Если он умер, то трон наследует его потомок. В случае отсутствия таковых право наследования переходит к следующему сыну правителя.
- Semisalic Primogeniture. То же, что и первый закон, только в наследовании принимают участие и женщины. Игра утверждает, что происходит это только через мужей, но на деле женщины часто свободно правят доменом.
- Salic Consanguinity. Правителем станет самый сильный среди потомков-мужчин. Словосочетание «самый сильный» означает совокупность престижа, характеристики военного дела и числа провинций.
- Semisalic Consanguinity. То же, но с участием женщин и их потомков в наследовании.
- Salic Gavelkind. Государство делится между всеми наследниками-мужчинами поровну.
- Semisalic Gavelkind. Страну делят не только мужчины, но и женщины.
- Elective Law. Все получит самый сильный вассал (вне зависимости от его родственных отношений с правителем).
Наиболее интересен седьмой способ наследования. Сильнейший вассал определяется тем же способом, что и его потомок. А сделать нужного человека сильным просто: дайте ему побольше провинций — и он станет наследником (проверить прогресс усиления можно на экране личности правителя). Но есть и нюансы. Дело в том, что если новый правитель не является членом вашего рода, вы после смерти старого «управляющего» пересядете играть за представителя своей династии, не унаследовавшего главный трон. Так что в случае седьмого способа есть только один выход: записаться, выйти и выбрать страну, за которую вы играли с самого начала. При таком варианте некоторых бонусов придется лишиться, зато страна останется. Что же касается остальных способов наследования, лучше всех подойдет третий. А вот если в вашей стране принят изначально пятый или шестой способ, немедленно меняйте его. Иначе вскоре останетесь с одной провинцией и полнейшей бесперспективностью в будущем.
Закон об общественном строе определяет власть, которую имеет каждая социальная группа в обществе. От него зависит распределение налогов и состав войск в провинциях. Бывает четырех типов:
- Royal Preorgatory. Вы получаете турнирные события. В армии большинство — тяжелая пехота и рыцари. Налоги платят все в равной степени.
- Feudal Contract. Вы получаете турнирные события. В армии сильна роль рыцарей. Налогообложению подвержено, в первую очередь, третье сословие (крестьяне и горожане).
- Traditional Custom. Турнирных событий нет. Армии смешанные. Налоги берут со всех одинаково.
- Popular Law. Турнирных событий нет. В армиях большинство копейщиков и лучников. Налоги берут, в первую очередь, со второго сословия (рыцарей).
Наверняка у вас уже возник вопрос: что же такое турнирные события? Поясняю. Периодически возникает случайное событие — «турнир». И ваш маршал отправляется на него защищать честь родной страны. Если он победит, то правитель получит очки престижа, а сам маршал может улучшить свой воинский навык. Если проиграет — очки престижа теряются, а маршал может получить травму (иногда — пожизненную). К сожалению, непонятно, есть ли прямое влияние воинского навыка на победу в турнире. Мнения различны, но большинство сходится в том, что победитель определяется случайным образом. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь. Если же вы меня спросите, какой закон об общественном строе выбирать, то отвечу, что самый выгодный — третий. Достаточно сбалансированная армия плюс отсутствие привилегий по налогам значит многое.
Закон о Церкви отражает влияние Церкви как института на развитие вашей страны. Закон этот бывает четырех типов:
- Regal Supremacy. Бывают события, усиливающие или ослабляющие церковь, а также ростовщические события. Влияние церкви в провинциях повышает численность войск. Жертвовать церкви нельзя выше 80% от максимума. Епископов чаще назначает правитель.
- Monastic Supremacy. Бывают события, усиливающие или ослабляющие церковь. Ростовщических событий нет. Влияние церкви в провинциях повышает налоги. Жертвовать церкви меньше 50% нельзя. Папа назначает епископов чаще правителя.
- Essential Balance. Бывают только ослабляющие церковь события. Ростовщических событий нет. Влияние церкви в провинции повышает налоги и дает дополнительные войска. Жертвовать церкви придется в районе от 30% до 70%. Папа и правитель назначают епископа одинаково часто.
- Church Supremacy. События только усиливают церковь. Ростовщиков в стране не будет вообще. Жертвовать церкви надо не меньше 70%. Епископов назначает только Папа.
Некоторые моменты требуют пояснения и здесь. События, которые усиливают церковь, заодно повышают и ваше благочестие (ослабляющие события — наоборот). Ростовщические события — это случайное возникновение в той или иной провинции зданий ростовщиков и торговцев. Но церковь (даром что торговала индульгенциями) не любит ростовщиков, и их появление сопровождается снижением благочестия. Жертвования церкви исчисляются в процентах от некоего максимального числа, определяемого игрой. Ну и, наконец, назначение епископов касается только католических государств. Всем остальным оно глубоко «по барабану». Наиболее сбалансированным мне кажется закон номер три, а вот четвертый однозначно проигрывает всем остальным. Его можно рекомендовать только рьяным сторонникам Торквемады.
Вассалитет
Все земли в игре делятся на две категории: ваш домен и все остальные. Домен — это то, чем правитель управляет собственноручно. В нем можно строить здания и нанимать войска. К сожалению, размеры домена ограничены правилами игры и зависят от ваших характеристик, а также от статуса государства и столетия, в котором происходит действие (чем позже — тем больше домен). Рано или поздно в целях выживания придется завести вассалов и отдать им часть земель страны. Вассальная система в игре достаточно оригинальна и построена по идеальной системе, наличие которой зафиксировано только в Иерусалимском королевстве. Итак, три правила вассалитета в игре:
- У каждого сюзерена может быть сколько угодно вассалов.
- У каждого вассала может быть только один сюзерен.
- «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Первые два правила, думаю, в пояснениях не нуждаются. Третье же означает только одно: от вассалов ваших вассалов вы не сможете ничего требовать, соответственно, в случае возникновения конфликта с вашим вассалом, его вассалы скорее выступят на его стороне, нежели на вашей (иначе будет, только если они сильно не любят своего сюзерена).
Откуда берутся вассалы? Есть два основных способа их появления. Первый — получить «в наследство» от предыдущего правителя данной территории (действует как при наследовании, так и в случае завоевания). Второй (более распространенный) — раздача земель родственникам или членам свиты правителя. Вот о нем скажу пару слов.
«Крестоносцы» — игра по духу феодальная. В большой стране просто необходимо создавать вассалов по двум причинам: экономической и политической. С экономической точки зрения наличие вассалов вам выгодно. Правитель напрямую может управлять очень небольшим количеством провинций (иначе эффективность домена, то бишь доходы с него, будет стремиться к нулю). А вассалы платят вам денежки, что не может не радовать рачительного хозяина. Политическая же причина в том, что герцоги получают тем большее увеличение престижа, чем больше у них вассалов-графов. А короли — чем больше у них вассалов-герцогов. Хотите быстрого роста престижа (а с ним и победных очков) — приобретайте вассалов требуемого вам типа.
Титул можно как давать, так и забирать. Причем иногда это просто необходимо. Рассмотрим такую (вполне реальную) ситуацию. Ваш вассал-граф получает в наследство большое герцогство Миланское, не входившее ранее в состав подвластной вам страны. При этом он остался вашим вассалом, но стал уже вассалом-герцогом. Однако все подвластные герцогу земли приносят доход только ему, а не вам. Результат — значительно меньшее количество денег в казне, чем могло бы быть. В таком случае рекомендую забрать у него титул герцога, оставив все остальное. И все вассалы герцогства станут вашими вассалами, а их вассальные отчисления сюзерену также отойдут вам. Но в применении такого метода есть свои нюансы. Слишком часто забирать титулы у вассалов не рекомендуется. Каждое лишение титула понижает лояльность остальных вассалов на 25%. Четыре понижения подряд — и их лояльность станет равна нулю. Это будет означать высокую вероятность возникновения междоусобной войны, способной обескровить любое, даже самое сильное государство. Плюс к этому отозванный вассал вряд ли вернется в вашу свиту. А число придворных и так невелико, и иногда их жутко не хватает на нужное количество свободных земель, а давать «по две штуки в одни руки» не хочется. В общем, применяйте лишение титула осторожно, сообразуясь с положением дел на внутреннем фронте.
Лояльность вассалов зависит от многих факторов. В их число входят размер отчислений в казну (определяется в Treasury Screen), величина престижа и благочестия сюзерена, его международная репутация, а также призваны ли войска вассала на войну, ведущуюся сюзереном. Войска вассалов можно призывать на войну, но это снижает лояльность вассала (чаще всего — каждый месяц). С другой стороны, иногда просто нет иного выхода, кроме как воспользоваться войском вассала. Выживание страны важнее его мелких амбиций.
Кого назначать вассалами? Запомните несколько простых правил. Первое — ни в коем случае не назначайте вассалами язычников, особенно на границе с христианскими государствами. Христиане часто объявляют войну «паганцам», и придется защищать вассала всеми средствами, ввязываясь порой в очень невыгодные конфликты. Второе — назначайте вассалов в бедные и слабые по количеству войск провинции. Так вы оставите себе самые лакомые территории, а вассалу останутся слабые по всем статьям земли. Вашим подчиненным все равно, какой территорией управлять. Кстати, у большинства из них есть сбережения, которые потратятся на «апгрейд» провинции. А потом ее можно и назад забрать... Третье — на границе с опасным противником лучше держать земли домена. Тогда будет больше времени и шансов удачно среагировать на неспровоцированную агрессию. Но третье правило скорее консультативное, товарищи-мазохисты могут им смело пренебрегать.
Итак, с вассалами более-менее понятно. Главное — «распихивать лишних придворных по лишним землям» и не давать домену чрезмерно разрастись.
Повышение статуса
Если вы начали играть не королем, рекомендую всеми силами стараться повысить свой статус до него. Король имеет преимущества в размерах домена, на войне и в некоторых других случаях перед всеми правителями ниже его по статусу — то есть перед герцогами и графами. Соответственно, герцог имеет преимущества перед всеми графами. Так что иногда быть королем Арагона в первой кампании выгоднее, нежели герцогом Владимирским. Кстати, королей обычно в игре немного — от полутора до трех десятков (счет графств может идти на сотни).
Как повысить свой статус? Есть два способа: первый — создать титул, второй — завоевать его. Рассмотрим их по порядку.
Если вы зайдете в Action Screen на экране внутренних настроек, то увидите в самом низу опцию Create Title. Она позволяет создать новый титул из числа тех, которыми на данный момент никто не владеет (если опция не подсвечена — таких титулов в ваших областях пока нет). Для создания титула необходимо владеть двумя третями и более от числа необходимых для него провинций. Число провинций для титула может быть самым разным. Так, герцогу Московскому требуется одна провинция, а королю Русскому — 82(!!!). Вам необходимо найти самый простой по приобретению титул и попытаться завоевать необходимое для него количество провинций. Как только провинции собраны, тратим сотню (или больше) монет — и титул (вкупе с дополнительными очками престижа) у нас в кармане.
Второй способ —; предъявить претензии на титул противника (требует жертвы большого количества очков престижа) и отвоевать его. После заключения удачного мирного договора вы получите желанный титул. Недостаток такого способа для маленьких стран в том, что он может потребовать просто баснословных очков престижа, и чаще выгоднее пойти по первому пути.
Но вот вы получили титул рангом выше, нежели ваш прежний. И тут свершилось страшное: страна сменила название и герб. Не надо этого пугаться, ведь династия останется той же. Только статус ваш повысится, ну а со сменой герба и имени государства ничего не поделаешь. В конце концов, средневековых правителей редко волновал вопрос, где править: главное, чтобы новая страна была "круче" предыдущей. Выгоды же от повышения статуса вы станете ощущать достаточно быстро, так что без устали стремитесь к этому.
Заключение
Итак, мы с вами узнали многое о законах, научились распределять вассалов и повышать свой статус. В дальнейшем я расскажу вам об экономике, внешней политике и войне в такой замечательной • игре, как Crusader Kings.
P.S. В статье использованы данные официальной английской версии игры 1.03b.
Morgul Angmarsky