Crusader Kings. Советы и секреты

on марта 13, 2025 - 18:18

Часть 1. Внутренняя политика

У многих при попытке сыграть в «Крестоносцев» (так будет на­зываться русская версия Crusader Kings в переводе Snowball) возникает чувство не­доумения. Непонятно, что это такое и как же в это играть. От­части в таком положении дел виноваты разработчики, кото­рые не удосужились сделать толковый tutorial, результатом чего стало возникновение про­блем с отдельными моментами игры. Именно по этой причине (а также потому, что ваши пись­ма с просьбами помочь в игре и ответить на вопросы появляются достаточно часто) я и решил начать оказывать помощь настоящим правителям (и тем, кто только пытается ими стать). Сегодня вы увидите первую часть статьи, где я попытаюсь ответить на часто задаваемые вопросы по «Крестоносцам».

Введение

Первым делом запомните: карта в игре поделена на провинции. За­помнили? И провинции — это не безликие ровные и одинаковые кле­точки в шахматах или Panzer General. Каждая из них — индивиду­альность. В провинциях разный ре­льеф, разный доход, разное количе­ство населения. Но и это еще не все. Провинции «нарезаны» на карте не­равномерно: одни больше, другие меньше. Результат — одна и та же армия (дажё без учета рельефа) из провинции А в провинцию В будет идти быстрее или медленнее по сравнению с перемещением армии из А в С (даже если В и С располо­жены рядом с А). Почему так проис­ходит? Да потому, что расстояние отсчитывается от столиц провинций, а они расположены отнюдь не в их центрах. О провинциях можно ска­зать еще многое, но все это связано с другими вопросами, на которых мы еще остановимся.

Crusader Kings

Основные действующие лица в иг­ре — династии, управляющие госу­дарствами. Династия — это прави­тель и его подчиненные (Свита), а также еще «не пристроенные» к уп­равлению вассальными странами родственники. Государства бывают трех типов. Первый — так называе­мые графства. Это самые малень­кие и низко котирующиеся в между­народных отношениях страны, их на карте больше всего. Наиболее час­ты случаи, когда графство состоит из одной провинции. Далее следуют герцогства. Это страны среднего ранга, домен которых может состо­ять из нескольких провинций. Кроме того, в вассальной зависимости от герцогства обычно находится не­сколько графств (и чем больше, тем лучше для герцога). На наивысшей же ступеньке стоят королевства (ими управляют короли или импера­торы). Они — самые влиятельные участники системы международных отношений. Короли являются сюзе­ренами герцогов, а уже через них — графов. Правда, бывают случаи, ког­да королевство слабее графства во всем, кроме международного стату­са (например, в начале первой кам­пании Арагонское королевство — слабое и выходит из тяжелой ситуа­ции только с помощью союзников).

Разработчики сделали замеча­тельную систему фильтрации карты. Вы можете практически все. При­сутствует не только банальное выде­ление различных типов рельефа или экономической степени развития провинции, есть даже возможность узнать о наличии в той или иной об­ласти государства проведенного ис­следования заданного типа. Для это­го достаточно выделить исследова­ние, и провинции, в которых оно уже проведено, подсветятся зеленым цветом. В общем, экспериментируй­те с картой и ее настройками — и вы обнаружите для себя много интерес­ного.

Основополагающих ресурсов в иг­ре три (хотя, строго говоря, этим словом можно назвать только один из них). Это деньги, престиж и благо­честие. Деньги используются для со­держания армии, постройки зданий, ведения внутренней и внешней по­литики. Престиж — это то, как оце­нивается ваша деятельность други­ми династиями (в том числе внутри страны). Так, создание вотчин для вассалов повышает престиж, а пре­тензии на титул соперника его понижают. Ну а благочестие отражает ваше поведение с точки зрения иде­ала христианского государя. Здесь учитываются не только поступки, но и отношение правителя к Церкви как институту общества. Дайте свя­щенникам денег — и они в будущем закроют глаза на неблаговидные по­ступки (а могут даже благословить). А уж если вы контролируете Папу Римского (да-да, в игре его всегда кто-то опосредованно «контролиру­ет»), то все дороги будут открыты. Те, кто рискнет объявить вам войну, стопроцентно получат отлучение от церкви и т.д. и т.п.

Crusader Kings

Все расчеты в игре ведутся поме­сячно. Первого числа каждого меся­ца исчисляются ваши доходы, изме­нение лояльности вассалов, очков престижа и благочестия. Тогда же происходит и расчет потерь в пере­мещающихся или осаждающих кре­пости армиях. Имейте это в виду в своих действиях, знание такого фак­та может принести почти бескровную победу. Так, перемещать войска в со­седнюю провинцию рекомендуется в начале месяца, тогда у них высок шанс дойти к цели до начала подсче­та потерь (хотя иногда лучше сделать наоборот — все зависит от количест­ва солдат, которые могут находиться в провинции). И таких хитростей су­ществует множество.

Также вам следует знать, что по­беждает игрок, набравший к концу кампании престижа больше осталь­ных. Часть престижа после смерти очередного правителя «засчитыва­ется» династии, так что не тратьте его неблагоразумно на войны и про­чие деяния. И еще: разработчики вставили в игру возможность сохра­нения сейва и перекидки его в Europa Universalis II. Приятно, что и говорить, хотя это работает только с поздними версиями Europa Universalis II.

Законы и обычаи

При запуске игры надо будет вы­брать кампанию и страну первона­чального пребывания. Выбор кам­пании имеет значение для длины иг­ры (последняя кампания длится 116 лет, а вот первая — почти 400) и набора стран. В основном здесь стоит руководствоваться личными пристрастиями (я, например, люблю в первой кампании создавать Литов­ское королевство из восточносла­вянских княжеств). Единственное — не советую новичкам начинать игру за слабое графство. И тем более не советую начинать играть за слабую страну, расположенную рядом с языческими или мусульманскими провинциями (вам все равно не да­дут играть ни за кого, кроме христи­ан). Затопчут и не поморщатся. В общем, выберите страну-помощнее (но не увлекайтесь гигантами вроде Германии — иногда их очень слож­но уберечь от распада), и — вперед!

Crusader Kings

Итак, вы выбрали страну, получи­ли в управление династию и решае­те, что делать дальше. Первым де­лом осмотрите полученное государ­ство. Нет, пока не обращайте внима­ние на количество провинций и про­чие внешние детали. Ваша задача—окинуть зорким взглядом внутрен­нюю политику. Для этого зайдите в экран внутренних настроек (проще всего это сделать нажатием на изо­бражение вашего герба вверху эк­рана). Данная панель делится на че­тыре части — Realm Screen, Court Screen, Treasury Screen и Action Screen. На данный момент нас инте­ресует Realm Screen. Экран королевства делится на два раздела. Второй — исследования — нас пока не волнует, и все внимание будет отдано первому. Первый эк­ран — определяющий для вашей внутренней политики. Именно здесь устанавливают три вида законов, ис­полняющих роль средневековой кон­ституции — закон о наследовании, закон об общественном строе и за­кон о церкви. Каждый из них заслу­живает отдельного внимания.

Первый — и самый важный — за­кон о наследовании. Увы и ах, нет в жизни счастья. Ни один из законов этой группы не идеален, так что вы­бирать зачастую приходится между злом и меньшим злом. И еще — каж­дая смена закона о наследовании бу­дет стоить 50% лояльности каждого из ваших вассалов. В случае, когда вассалы не слишком доверяют свое­му сюзерену, распад страны может произойти моментально. И это из-за одной жалкой бумажки (с другой сто­роны, государства распадались и по менее значительным причинам).

Законы о наследовании бывают следующих типов:

  1. Salic Primogeniture. Трон после смерти правителя достанется стар­шему сыну. Если он умер, то трон наследует его потомок. В случае от­сутствия таковых право наследова­ния переходит к следующему сыну правителя.
  2. Semisalic Primogeniture. То же, что и первый закон, только в насле­довании принимают участие и жен­щины. Игра утверждает, что проис­ходит это только через мужей, но на деле женщины часто свободно пра­вят доменом.
  3. Salic Consanguinity. Правителем станет самый сильный среди потом­ков-мужчин. Словосочетание «са­мый сильный» означает совокуп­ность престижа, характеристики военного дела и числа провинций.
  4. Semisalic Consanguinity. То же, но с участием женщин и их потом­ков в наследовании.
  5. Salic Gavelkind. Государство де­лится между всеми наследниками-мужчинами поровну.
  6. Semisalic Gavelkind. Страну де­лят не только мужчины, но и женщи­ны.
  7. Elective Law. Все получит самый сильный вассал (вне зависимости от его родственных отношений с прави­телем).

Наиболее интересен седьмой спо­соб наследования. Сильнейший вас­сал определяется тем же способом, что и его потомок. А сделать нужно­го человека сильным просто: дайте ему побольше провинций — и он станет наследником (проверить про­гресс усиления можно на экране личности правителя). Но есть и ню­ансы. Дело в том, что если новый правитель не является членом ва­шего рода, вы после смерти старого «управляющего» пересядете играть за представителя своей династии, не унаследовавшего главный трон. Так что в случае седьмого способа есть только один выход: записаться, выйти и выбрать страну, за которую вы играли с самого начала. При та­ком варианте некоторых бонусов придется лишиться, зато страна ос­танется. Что же касается остальных способов наследования, лучше всех подойдет третий. А вот если в вашей стране принят изначально пятый или шестой способ, немедленно ме­няйте его. Иначе вскоре останетесь с одной провинцией и полнейшей бесперспективностью в будущем.

Закон об общественном строе определяет власть, которую имеет каждая социальная группа в общест­ве. От него зависит распределение налогов и состав войск в провинци­ях. Бывает четырех типов:

  1. Royal Preorgatory. Вы получаете турнирные события. В армии боль­шинство — тяжелая пехота и рыца­ри. Налоги платят все в равной сте­пени.
  2. Feudal Contract. Вы получаете турнирные события. В армии сильна роль рыцарей. Налогообложению подвержено, в первую очередь, тре­тье сословие (крестьяне и горожане).
  3. Traditional Custom. Турнирных событий нет. Армии смешанные. На­логи берут со всех одинаково.
  4. Popular Law. Турнирных собы­тий нет. В армиях большинство ко­пейщиков и лучников. Налоги берут, в первую очередь, со второго сосло­вия (рыцарей).

Наверняка у вас уже возник во­прос: что же такое турнирные собы­тия? Поясняю. Периодически возни­кает случайное событие — «турнир». И ваш маршал отправляется на него защищать честь родной страны. Ес­ли он победит, то правитель получит очки престижа, а сам маршал может улучшить свой воинский навык. Если проиграет — очки престижа теряют­ся, а маршал может получить трав­му (иногда — пожизненную). К со­жалению, непонятно, есть ли пря­мое влияние воинского навыка на победу в турнире. Мнения различны, но большинство сходится в том, что победитель определяется случай­ным образом. Жаль, конечно, но ни­чего не поделаешь. Если же вы ме­ня спросите, какой закон об общест­венном строе выбирать, то отвечу, что самый выгодный — третий. До­статочно сбалансированная армия плюс отсутствие привилегий по на­логам значит многое.

Закон о Церкви отражает влияние Церкви как института на развитие вашей страны. Закон этот бывает четырех типов:

  1. Regal Supremacy. Бывают собы­тия, усиливающие или ослабляющие церковь, а также ростовщические события. Влияние церкви в провин­циях повышает численность войск. Жертвовать церкви нельзя выше 80% от максимума. Епископов чаще назначает правитель.
  2. Monastic Supremacy. Бывают события, усиливающие или ослабля­ющие церковь. Ростовщических со­бытий нет. Влияние церкви в про­винциях повышает налоги. Жертво­вать церкви меньше 50% нельзя. Папа назначает епископов чаще правителя.
  3. Essential Balance. Бывают толь­ко ослабляющие церковь события. Ростовщических событий нет. Влия­ние церкви в провинции повышает налоги и дает дополнительные вой­ска. Жертвовать церкви придется в районе от 30% до 70%. Папа и пра­витель назначают епископа одина­ково часто.
  4. Church Supremacy. События только усиливают церковь. Ростов­щиков в стране не будет вообще. Жертвовать церкви надо не меньше 70%. Епископов назначает только Папа.

Некоторые моменты требуют по­яснения и здесь. События, которые усиливают церковь, заодно повыша­ют и ваше благочестие (ослабляю­щие события — наоборот). Ростов­щические события — это случайное возникновение в той или иной про­винции зданий ростовщиков и тор­говцев. Но церковь (даром что тор­говала индульгенциями) не любит ростовщиков, и их появление сопро­вождается снижением благочестия. Жертвования церкви исчисляются в процентах от некоего максимально­го числа, определяемого игрой. Ну и, наконец, назначение епископов касается только католических госу­дарств. Всем остальным оно глубоко «по барабану». Наиболее сбаланси­рованным мне кажется закон номер три, а вот четвертый однозначно проигрывает всем остальным. Его можно рекомендовать только рья­ным сторонникам Торквемады.

Вассалитет

Все земли в игре делятся на две ка­тегории: ваш домен и все остальные. Домен — это то, чем правитель уп­равляет собственноручно. В нем можно строить здания и нанимать войска. К сожалению, размеры до­мена ограничены правилами игры и зависят от ваших характеристик, а также от статуса государства и сто­летия, в котором происходит дейст­вие (чем позже — тем больше до­мен). Рано или поздно в целях вы­живания придется завести вассалов и отдать им часть земель страны. Вассальная система в игре доста­точно оригинальна и построена по идеальной системе, наличие кото­рой зафиксировано только в Иеру­салимском королевстве. Итак, три правила вассалитета в игре:

  1. У каждого сюзерена может быть сколько угодно вассалов.
  2. У каждого вассала может быть только один сюзерен.
  3. «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Первые два правила, думаю, в по­яснениях не нуждаются. Третье же означает только одно: от вассалов ваших вассалов вы не сможете ни­чего требовать, соответственно, в случае возникновения конфликта с вашим вассалом, его вассалы скорее выступят на его стороне, неже­ли на вашей (иначе будет, только ес­ли они сильно не любят своего сюзе­рена).

Откуда берутся вассалы? Есть два основных способа их появления. Первый — получить «в наследство» от предыдущего правителя данной территории (действует как при на­следовании, так и в случае завоева­ния). Второй (более распространен­ный) — раздача земель родственни­кам или членам свиты правителя. Вот о нем скажу пару слов.

«Крестоносцы» — игра по духу фе­одальная. В большой стране просто необходимо создавать вассалов по двум причинам: экономической и политической. С экономической точки зрения наличие вассалов вам выгодно. Правитель напрямую мо­жет управлять очень небольшим ко­личеством провинций (иначе эф­фективность домена, то бишь дохо­ды с него, будет стремиться к нулю). А вассалы платят вам денежки, что не может не радовать рачительного хозяина. Политическая же причина в том, что герцоги получают тем большее увеличение престижа, чем больше у них вассалов-графов. А ко­роли — чем больше у них вассалов-герцогов. Хотите быстрого роста престижа (а с ним и победных оч­ков) — приобретайте вассалов тре­буемого вам типа.

Титул можно как давать, так и за­бирать. Причем иногда это просто необходимо. Рассмотрим такую (вполне реальную) ситуацию. Ваш вассал-граф получает в наследство большое герцогство Миланское, не входившее ранее в состав подвласт­ной вам страны. При этом он остался вашим вассалом, но стал уже васса­лом-герцогом. Однако все подвласт­ные герцогу земли приносят доход только ему, а не вам. Результат — значительно меньшее количество де­нег в казне, чем могло бы быть. В та­ком случае рекомендую забрать у не­го титул герцога, оставив все осталь­ное. И все вассалы герцогства станут вашими вассалами, а их вассальные отчисления сюзерену также отойдут вам. Но в применении такого метода есть свои нюансы. Слишком часто забирать титулы у вассалов не реко­мендуется. Каждое лишение титула понижает лояльность остальных вас­салов на 25%. Четыре понижения подряд — и их лояльность станет рав­на нулю. Это будет означать высокую вероятность возникновения междо­усобной войны, способной обескро­вить любое, даже самое сильное го­сударство. Плюс к этому отозванный вассал вряд ли вернется в вашу сви­ту. А число придворных и так невели­ко, и иногда их жутко не хватает на нужное количество свободных зе­мель, а давать «по две штуки в одни руки» не хочется. В общем, приме­няйте лишение титула осторожно, со­образуясь с положением дел на вну­треннем фронте.

Лояльность вассалов зависит от многих факторов. В их число входят размер отчислений в казну (опреде­ляется в Treasury Screen), величина престижа и благочестия сюзерена, его международная репутация, а так­же призваны ли войска вассала на войну, ведущуюся сюзереном. Вой­ска вассалов можно призывать на войну, но это снижает лояльность вассала (чаще всего — каждый ме­сяц). С другой стороны, иногда про­сто нет иного выхода, кроме как вос­пользоваться войском вассала. Вы­живание страны важнее его мелких амбиций.

Кого назначать вассалами? За­помните несколько простых правил. Первое — ни в коем случае не на­значайте вассалами язычников, особенно на границе с христиански­ми государствами. Христиане часто объявляют войну «паганцам», и при­дется защищать вассала всеми средствами, ввязываясь порой в очень невыгодные конфликты. Вто­рое — назначайте вассалов в бед­ные и слабые по количеству войск провинции. Так вы оставите себе са­мые лакомые территории, а вассалу останутся слабые по всем статьям земли. Вашим подчиненным все равно, какой территорией управ­лять. Кстати, у большинства из них есть сбережения, которые потратят­ся на «апгрейд» провинции. А потом ее можно и назад забрать... Третье — на границе с опасным противни­ком лучше держать земли домена. Тогда будет больше времени и шан­сов удачно среагировать на неспро­воцированную агрессию. Но третье правило скорее консультативное, товарищи-мазохисты могут им сме­ло пренебрегать.

Итак, с вассалами более-менее понятно. Главное — «распихивать лишних придворных по лишним зем­лям» и не давать домену чрезмерно разрастись.

Повышение статуса

Если вы начали играть не королем, рекомендую всеми силами старать­ся повысить свой статус до него. Ко­роль имеет преимущества в разме­рах домена, на войне и в некоторых других случаях перед всеми прави­телями ниже его по статусу — то есть перед герцогами и графами. Соответственно, герцог имеет пре­имущества перед всеми графами. Так что иногда быть королем Араго­на в первой кампании выгоднее, не­жели герцогом Владимирским. Кста­ти, королей обычно в игре немного — от полутора до трех десятков (счет графств может идти на сотни).

Как повысить свой статус? Есть два способа: первый — создать ти­тул, второй — завоевать его. Рас­смотрим их по порядку.

Если вы зайдете в Action Screen на экране внутренних настроек, то увидите в самом низу опцию Create Title. Она позволяет создать новый титул из числа тех, которыми на дан­ный момент никто не владеет (если опция не подсвечена — таких титу­лов в ваших областях пока нет). Для создания титула необходимо вла­деть двумя третями и более от чис­ла необходимых для него провин­ций. Число провинций для титула может быть самым разным. Так, герцогу Московскому требуется од­на провинция, а королю Русскому — 82(!!!). Вам необходимо найти самый простой по приобретению титул и попытаться завоевать необходимое для него количество провинций. Как только провинции собраны, тратим сотню (или больше) монет — и титул (вкупе с дополнительными очками престижа) у нас в кармане.

Второй способ —; предъявить пре­тензии на титул противника (требует жертвы большого количества очков престижа) и отвоевать его. После заключения удачного мирного дого­вора вы получите желанный титул. Недостаток такого способа для ма­леньких стран в том, что он может потребовать просто баснословных очков престижа, и чаще выгоднее пойти по первому пути.

Но вот вы получили титул рангом выше, нежели ваш прежний. И тут свершилось страшное: страна сме­нила название и герб. Не надо этого пугаться, ведь династия останется той же. Только статус ваш повысится, ну а со сменой герба и имени госу­дарства ничего не поделаешь. В кон­це концов, средневековых правите­лей редко волновал вопрос, где пра­вить: главное, чтобы новая страна была "круче" предыдущей. Выгоды же от повышения статуса вы станете ощущать достаточно быстро, так что без устали стремитесь к этому.

Заключение

Итак, мы с вами узнали многое о за­конах, научились распределять вас­салов и повышать свой статус. В дальнейшем я расскажу вам об эко­номике, внешней политике и войне в такой замечательной • игре, как Crusader Kings.

P.S. В статье использованы дан­ные официальной английской вер­сии игры 1.03b.

Morgul Angmarsky

стратегия Подробности № 59

Яндекс.Метрика