Анонс Empire: Total War

Жанр: TBS / RTS / wargame
Разработчик: Creative Assembly
Издатель: SEGA
Платформа: PC
Дата выхода: февраль 2009 года
Братья по оружию, воспряньте духом! Нас ждут великие дела! Грядет новая Тотальная Война! Если ваши мечи затупились в былых сражениях, а доспехи заржавели в походах на бесконечных просторах Medieval — оставьте их как реликвию для потомков. В новой Empire: Total War они вам уже не понадобятся: она перенесет нас в новую эпоху. Эпоху, когда главным оружием стал порох. Пороховой дым теперь будет непременным атрибутом полей брани. Смертоносный огонь из пушек и мушкетов соберет свою кровавую жатву. Однако нет ничего надежнее штыковой атаки, посему рукопашные схватки будут не менее ожесточенными, чем во времена сурового Средневековья. Свежий бриз доносит до нас звуки грядущих битв. Морских битв... Паруса в боевое положение! Зарядить книппели! Правый борт, огонь! Пускай все те, кто страдает морской болезнью, остаются дома!
Как закалялась сталь
Для подавляющего большинства поклонников исторических RTS серия Total War стала культовой. Многие геймеры помнят, как в 2000 году произошел взрыв в этом жанре: увидела свет первая игра серии Shogun: TW. Стильная глобальная карта, где под нашим управлением в режиме turn-based находилось японское княжество XVI века, сногшибательные real-time-сражения невиданного размаха, внутренняя и внешняя политика в руках пользователя... Все это заставляло людей, видевших только Austerlitz, Panzer General и тому подобное, раскрыв рты, сидеть перед монитором, забыв о таких мелочах, как еда, сон, супружеский долг и прочее. После успешного дополнения Warlord Edition, рассказавшего о вторжении монголов на японский архипелаг, все ждали, что будет дальше.
А дальше была образцовая Medieval: TW с дополнением Viking Invasion. Это уже теплее: Европа эпохи тотальных войн Средневековья вызывала восторг. Столкновения многотысячных армий, осады и штурмы замков, дипломатия и наемные убийцы... Это вам не самураев по горам гонять! Хотя, по сути, это было закрепление успеха Shogun с большим количеством удачных нововведений. После анонса античного Rome: TW у поклонников сериала добавилось седых волос. Еще бы: полный переход в 3D неизвестно как мог отразиться на геймплее и стиле игры. После релиза многие вздохнули с облегчением: скачок на качественно новый уровень прошел почти гладко. Армиям, флотилиям и агентам дали возможность свободного перемещения по карте, "отделив" их от провинций. И именно после Rome народ заговорил о переходе морских сражений в real-time (их исход решался автоматически, по некоторым факторам), ведь теперь корабли стали ощутимой военной силой. Кроме перевозки войск, к ним добавилась функция блокады портов. Количество столкновений между флотилиями увеличилось, и господство на море стало отнюдь не последней задачей. Многие ждали откровения от дополнений и следущей части под названием Medieval II, но разработчики упрямо игнорировали просьбы фанатов. Лично я считал, что морские сражения лишние, что они бы перегрузили геймплей: один ход с битвами и так часа два занимает, а если попутно еще и в "морской бой" "резаться", то между игровым годом и годом реальным можно будет поставить знак равенства! "Вы еще попросите разработчиков для "убийц" отдельно stealth-action сделать, а для "дипломатов" — квест", — скептически думал я. Но тут грянул гром среди ясного неба — анонс нового тайтла из серии Empire: TW, главной темой которого являются морские сражения XVIII-XIX веков.
Государство — это геймер!
Как и в других частях сериала, нам предстоит возглавить одну из держав определенной эпохи. На этот раз разработчики предлагают нам сменить мечи и булавы на мушкеты и штыки и перенестись в XVIII-XIX века (предположительно, 1700-1820 годы). Лихой поворот событий! После Medieval не так-то просто будет перестроиться. За несколько столетий карта мира претерпела большие изменения: воевать теперь будем не только в Европе и Северной Африке, но также в Америке, Средней Азии и Индии. Правильнее даже будет сказать "не столько в Европе, сколько в колониях", ведь интересы европейских сверхдержав перенеслись на новые земли, чьи богатства не давали покоя алчным правителям Старого Света.
Судя по скриншотам, глобальная карта не претерпит сильных изменений. Все тот же 3D, те же фигурки солдат и кораблей (говорят, что агентов, разгуливающих размеренным шагом по карте и путающихся у солдат под ногами, мы больше не увидим). Но появилось одно очень заметное отличие: городов как таковых практически не стало, за исключением столиц и некоторых других. Не удивительно: с появлением новых видов артиллерийских орудий роль каменных стен сошла на нет (есть сомнения, увидим ли мы вообще осады городов). Зато теперь мы можем строить колонии "с нуля", создавая надежные оплоты метрополии по всему миру. Появится возможность возведения зданий прямо на глобальной карте, что дает предпосылки для их разграбления и захвата. Постройки, к слову, модернизируются в соответствии с научно-техническим прогрессом. Да, разработчики действительно обещают реализовать науку с развесистым древом технологий, в том числе военных.
В игре будут участвовать около 50 стран, из них играбельных — чуть более десяти. На сегодняшний момент это Великобритания, Франция, Испания, Пруссия, Россия, Швеция, Османская Империя, Речь Посполитая, Тринадцать колоний (будущие США), Республика Соединенных провинций (Нидерланды) и Венеция. Случайных мятежников больше не будет — останутся только исторические.
Управление государством подверглось тщательной переработке. Теперь нам на помощь придут советники, но, к сожалению, их роль не до конца ясна. В Empire мы сможем выбрать политический строй: абсолютная монархия, конституционная монархия и республика. Конечно, после Europa Universalis 3 это выглядит как-то куцо, но все же лучше, чем ничего. Понятно, что каждый вид устройства имеет свои плюсы и минусы, а страны со схожим видом правления легче находят взаимопонимание. Раз уж мы затронули дипломатию, то пару слов и о ней. Система международных отношений обещает "поумнеть". Разработчики говорят о том, что отныне дипломатия не будет оторвана от событий на глобальной карте. Давно пора. Вспоминается, как в Rome и Medieval пытался заключить мир с фактически разгромленной державой, а они, как попугаи, твердили: "Прекратить сражаться? Хорошая шутка!" В XVIII веке полным ходом шла торговля между колониями и метрополиями, поэтому убогой средневековой системой здесь не обойтись. Неизвестно, какие изменения постигнут эту сферу, но они однозначно будут. Например, упоминаются торговые маршруты, которые необходимо охранять от кровожадных пиратов. В то же время роль религии к этому периоду окончательно сошла на нет: в Empire она будет носить символический характер. Серия Total War славится своей любовью к историческим событиям. Empire — не исключение. Разработчики планируют включить сотни эвентов от рождения Моцарта до образования США. К слову, о США и тому подобном. Американцы смогут начать играть за свою страну только в качестве британской колонии, а случится ли образование США, зависит от множества факторов, таких как общественный порядок, государственный строй, временной отрезок и др. Это же касается всех важных исторических событий. Можно даже устроить Французскую буржуазную революцию в России, если будут соблюдены все для того предпосылки. Нити судьбы полностью в руках игрока. В Empire нам обещают воссоздать многих исторических личностей. Петр I, адмирал Нельсон, Джордж Вашингтон... Но не следует обольщаться: подобные гении своего дела будут рождаться достаточно редко и, опять же, при соблюдении некоторых правил.
Пуля — дура, штык — молодец!
Понятно, что за 300 лет военное дело в Европе претерпело большие изменения. Отныне почти каждый солдат имеет огнестрельное оружие. Появился новый отдельный род войск — артиллерия. Но с другой стороны, новинки военной промышленности еще не так совершенны: перезарядка занимает слишком много времени, радиус эффективной стрельбы ничтожно мал, пушки имеют неприятное свойство взрываться в самый неподходящий момент, а дым от пороха окутывает сражающихся как непроглядный туман. Однако прежде чем воевать, нужно мобилизовать войска. За это отвечают генералы. Процесс рекрутирования будет выглядеть приблизительно так: мы нанимаем генерала, а он собирает вокруг себя людей, то есть от нас больше не потребуется создавать отряды по одному. Что ж, это гораздо удобнее, но неизвестно, будет ли возможность выбора комплектации армии по собственному усмотрению. Наемные войска по-прежнему будут предлагать свои услуги государям, но механизм их набора изменится. Пока тоже непонятно, каким образом. Возможно, с помощью отдельных генералов, командующих только наемниками... Оружие будет модернизироваться в соответствии с изученными технологиями. Например, со временем появятся новые виды штыков, которые, будучи прикрепленными к стволу, не мешают вести огонь.
Но вернемся на поле боя. Механика сражений не изменится. По сути, все та же битва "стенка на стенку" с максимум двадцатью отрядами с каждой стороны. Бой продолжается до победного конца или пока не истечет время (можно установить неограниченный срок драки). Но тактика в корне изменилась. Теперь побеждают не те, у кого тяжелее доспехи и длиннее копья, а те, кто выстрелил первым. Чтобы регулировать процесс, разработчиками будет введена система огня по приказу: игрок сам решает, когда его солдатам делать залп. Доли секунды теперь решают все. Слишком рано — залп будет неэффективным, слишком поздно — солдаты не успеют примкнуть штыки и подготовиться к отражению атаки. Чтобы помочь пользователю сориентироваться, для каждого отряда будет показана зона эффективного огня. Эта система рождает множество тактических ходов. Выстрелить, как только враг войдет в зону досягаемости, а потом попытаться успеть перезарядиться и угостить его свинцовым английским завтраком в упор? А может, лучше подпустить поближе, первыми дать залп и, пока неприятель не перестроился для огня, примкнуть штыки и броситься врукопашную? Старинное ружье или мушкет могут дать осечку или разорваться в руках, а штык, палаш или топорик за пазухой никогда не подведут.
Следующим главным нововведением станут построения. Прежде чем стрелять, нужно правильно выставить солдат. В этом командирам помогут барабанщики, трубачи, волынщики и другие "бременские музыканты" в зависимости от нации. Тут опять же появляется множество хитростей. Эффективно вести огонь можно только из шеренги, но она очень уязвима для кавалерийских атак (да, лошади никуда не делись и еще до Гражданской войны в России будут неотъемлемым компонентом поля брани). Пехота будет вынуждена перестроиться в каре, дабы погасить натиск кавалеристов в своих плотных рядах. Вот тут-то в игру и вступает "Бог Войны". Подобное построение — лакомый кусочек для пушечных ядер. И конечно, куда ж без резервов, которые мы будем перебрасывать на самые опасные участки фронта колоннами — самым быстроходным типом построения.
Теперь одна из самых интересных новостей касательно сухопутных битв. Помните различные постройки (монастыри, фермы, усадьбы и т.п.) на боевой карте в Medieval? Так вот, у нас появится уникальная возможность размещать там солдат и вести огонь по неприятелю на манер Imperial Glory. При этом бойцы смогут укрываться за заборами, деревьями и другими предметами. Более того, возможно, появятся специальные команды инженеров, способные перед битвой возводить различные временные укрепления. Нечто похожее мы видели в Kingdoms, где некоторые виды лучников перед битвой могли обезопасить себя от прямой кавалерийской атаки путем установки перед позицией заостренных кольев. Хотя здания представляют хорошую защиту, не следует переоценивать их значение: артиллерия и гренадеры прекрасно знают свое дело и готовы к решительным деструктивным действиям. Несколько слов о менее значимых нововведениях. У некоторых игроков справедливо возникли опасения, что с введением униформы солдаты превратятся в клонов, эдаких оловянных солдатиков, марширующих в ногу под звуки барабанов и флейт. Но разработчики спешат развеять подобные сомнения: созданы сотни вариантов лиц, бород, шляп, подсумков для снаряжения, рюкзаков, предметов одежды, вооружения и прочего, что наглядно демонстрируют скриншоты. Подобную детализацию не в каждом шутере увидишь.
Едем дальше. Не знаем, собрались ли разработчики заполучить рейтинг Mature, но все к тому и идет. Нам обещаются недетские сцены насилия со всеми подробностями рукопашной сечи. Отрубленные конечности и горы трупов прилагаются. Невольно вспоминается Лермонтов: "Звучал булат, картечь визжала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел". А еще нас ждет всеми любимый motion capture. Теперь движения юнитов станут еще более реалистичными. Еще следует отметить возросшее влияние погоды. Так, под дождем у стрелков уменьшаются характеристики, а то и вообще отказывает оружие, пушки вязнут в грязи, а туман снижает видимость. Все перечисленное выше сильно повлияло на сложность игры, поэтому искусственный интеллект должен будет сильно прибавить, дабы составить конкуренцию ветеранам Total War. Еще нам обещаны новые виды мультиплеера, но информация о них не разглашается.
Море, я — твой
Вот мы и добрались до самой главной вкусности Empire. То, чего так долго ждали фанаты, наконец осуществится. Теперь мы сможем собственноручно привести наш флот к победе на боевой 3D-карте. Обнародованы сногшибательные скриншоты, демонстрирующие кинематографичную картинку, для которой специально был создан новый движок. Гигантские парусники обстреливают друг друга из всех орудий в бушующих водах Атлантики и Индийского океана. Прорисовка членов команды также на высоте. Они не просто бегают по палубе, а выполняют определенные команды. Прямо симулятор парусника, а не глобальная стратегия.
Если вы собираетесь претендовать на мировое господство, избежать морских сражений не удастся. Помимо непрерывных войн, придется отбиваться от пиратов, блокирующих торговые пути из Нового Света. Также придется защищать транспорт, перевозящий войска.
Из комментариев разработчиков становится ясно, что морские сражения проходят приблизительно так же, как и сухопутные. Тот же максимум — 20 кораблей с каждой стороны, поэтому непобедимую армаду собрать в одном бою не удастся. Так как управлять таким большим числом кораблей сложно, можно будет замедлять ход времени и прокладывать пути следствия (waypoints). Условие для триумфа то же — безоговорочная победа над врагом. Только способы ее достижения самые разные. Тут следует учитывать, что, в отличие от наземных битв, на море 70% успеха заложено в фазе расстановки и выборе формации, ведь, когда бой начнется, поменять что-либо будет уже очень сложно: настолько медлительны и неповоротливы гигантские корабли-крепости. Парусниками управляют капитаны, командоры и адмиралы. От их умений зависит слаженность, точность и своевременность выполнения приказов. Да и сами моряки получают опыт в боях.
Предполагается три основных типа ядер: обычные (для разрушения корпуса и пушек вражеских кораблей), картечь (истребляет команду) и книппели (два ядра, связанные цепью для уничтожения мачт и оснастки). В общем, стандартный набор морского волка, бороздившего воды "Корсаров". Известно, что корабли соперника можно брать на абордаж и захватывать, обращая уцелевших врагов в рабство. Помимо проработанной системы обычных повреждений, будет присутствовать возможность критических попаданий, вызывающих детонацию боекомплекта.
Как и в наземных битвах, погодный фактор здесь очень важен. При высокой качке прицеливание будет затруднено, ветер будет менять направление, а при штормовом предупреждении все морские баталии переносятся до лучших времен.
Что же мы имеем в итоге? Разрабатывается игра-хит, игра-легенда. Грядет новая веха в развитии стратегий и компьютерных развлечений вообще. Если разработчикам удастся воплотить в жизнь все свои идеи, то мы получим настоящий шедевр. Что ж, друзья, скрестим пальцы и замрем в ожидании, отсчитывая про себя дни до прихода на трон нового Императора исторических стратегий.
Adler