Художественный фильм "Мы, братья"

1 сообщение / 0 новое
Художественный фильм "Мы, братья"

Желая приобщиться к прекрасному, сходил на новый белорусский блокбастер «Мы, братья». Он же в зарубежном прокате «Код Каина».

По мнению некоторых отечественных культурных фигур, «Мы, братья» должен был стать нашим ответом на польские идеологические помои «Живе Беларусь!» Тех, кто пропустил, кратко введу в курс дела. «Живе Беларусь!» – это снятый на деньги польского государства фильм-донос, где Беларусь показана тотальной помойкой, белорусы – тупыми дикими скотами либо, в случае оппозиции, сельскими дурачками, «воюющими с системой» с помощью гитары и ксерокса. Градус правдежа в данном фильме таков, что заставляет усомниться: а пускает ли польское государство своих граждан в соседние страны? Впрочем, как сообщали очевидцы, никто на «Живе Беларусь!» в Польше особо и не ходил. Оно и ясно: кино не только топорное, но еще и крайне унылое, досмотреть до конца ничуть не проще, чем пробежать марафон.

И тут – «Мы, братья». За билет отдал 10 тыс. рублей, поскольку отправился смотреть днем. Вечером за просмотр хотят все 50 тыс., ну а днем – едва ли не даром. Разочаровав работников «Авроры» своим приходом (они явно рассчитывали на двухчасовой перерыв), наша компания заняла места в пустом зале. Чуть позже подтянулось еще несколько ценителей, человек пять. Ну и начали смотреть.

Сначала показали Мексику, где актрисе Наташе Алам какая-то полубритая старушка сообщила, что среди нормальных людей ходят каиниты и авелиты (не путать с алавитами). Словом, чисто Дьябло 2: первые – потомки Каина и хотят всех замочить, вторые – потомки Авеля, и они всех спасают. Но тут засада: каинитов можно забороть только любовью и политпросветительской работой; все остальное, говорит старушка, не по правилам. «Это как?» – захотелось спросить. Но на экране уже объясняли: какой-то немолодой авелит, явно КМС по рукопашке, раздал бригаде каинитов, подвзорвав вдогонку две машины – волна любви и терпимости хлынула с экрана.

Дальше – не хуже. Усвоившая азы добра Наташа под видом эксперта по карьерным самосвалам (см. фото актрисы) летит через полмира в Беларусь, где замечена вспышка вируса Каина. Ситуация на грани катастрофы: оказывается, тут поругались из-за девушки два брата-десантника. У младшего – все признаки каинита лобных долей, парень способен на всё. Мир завис над пропастью, и спасти его может только засланная мексиканка.

Тут включают самое интересное – инсталляцию на тему послевыборного митинга 2010 года. Инсталляция так себе: ни флагов, ни лозунгов – но массовка большая. Один брат к этому времени стал супер-омоновцем. Второй – влился в ряды митингующих змагаров. И ты уже ждешь: не то всей правды о политической жизни в РБ, не то осады Минас-Тирита, не то мексиканского Ночного Дозора, который всех выведет из сумрака.

Но облом. На самом интересном месте сюжет уходит от политики и сливается в обычный детективный экшен про оперуполномоченных. Кого-то догоняют, убивают, герои лезут друг другу в душу – все как в любом боевике. А ты ждешь, ждешь тот самый ужасный зомбирующий идеологический посыл, когда тебе начнут заталкивать в глаза и уши официоз. Ты ради него и пришел в кино фактически. Хрен вам! Нет ничего этого. Вместо политического посыла, прикрытого бодрым экшеном, есть бодрый экшен, паразитирующий на резонансных белорусских событиях. Так сказать, для остроты ощущений.

Конечно, «Мы, братья» – фильм про замечательное белорусское государство. Но эта тема тактично прогуливается на фоне, как в фильме «Каратэ-пацан»: мелькают «стройки века», мега-БелАЗ и прочие библиотеки. Но только в «Каратэ-пацан» еще есть кунг-фу и связь с историей, а в «Мы, братья» никакой глубины нет вообще. Один раз обдали калом сталинизм – вот вам и вся связь с историей. В чем национальная идея – не ясно. Где исторический путь – не видно. С тем же успехом можно искать американскую идею в фильме «Крепкий орешек».

Вместо этого сюжет плотно торчит на мутной конспирологии. Второе название – «Код Каина» – выбрано неслучайно. Но если Денис Браун в своих сочинениях мешает выдумку с малоизвестными, но вполне реальными фактами, то «Код Каина» по глубине проработки не догоняет даже «Ночной Дозор». И ладно бы такой сюжет вообще не трогал злободневные темы. Но он трогает, да еще как! Очень натурально показывают теракт на Октябрьской, кругом смерть, слезы – и при этом по сюжету во всем виноваты непонятные сектанты. Это зачем? Никто не помнит, как оно было в реальности? Никто не помнит, как шло расследование и чем оно закончилось? Беретесь за такие больные темы – покажите реальность, ваше видение, создайте целостную картину, чтобы зрители-белорусы вам поверили. Снимаете городское фэнтези – не надо давить на болевые точки. Не поминай всуе.

Но даже жанр фэнтези ко многому обязывает. В том же «Ночном дозоре» ясно видно, кто имелся в виду под «темными», а кто под «светлыми». Просто на уровне образов. А под этим уровнем есть и более глубокий. Там, где говорится (хоть и упрощенно) об устройстве мира – и это обязательная часть любого фэнтези. Всегда нужно отделить добро от зла по какому-то признаку. Что в «Коде Каина»? Читаем аннотацию: «Сара Огден – агент тайного общества, которое исследует “Код Каина” – ген, толкающий человека на путь ненависти, предательства, убийства, несущий угрозу всему мирозданию». То есть нет войны идей, нет войны спецслужб, нет различных взглядов на белорусскую историю, нет даже конфликта поколений – вместо этого люди просто рождаются с тем геном или с этим. Родился с геном Каина – все, ты ущербный, за тобой нужно присматривать, тебе нужно каяться. Вот люди, которые это придумали – они вообще хоть что-то понимают в этических проблемах психологии? В спорах вокруг Юнга? В гностической, простите, ереси, и том, куда она ведет? Очень хочется верить, что сценарий писали просто малограмотные люди. Что ляпнули, не подумав. И что не надо им задавать вопросы как умным.

Впрочем, в самом фильме этот мощный тезис несколько сглажен, благодаря (именно благодаря!) скомканному финалу. Вообще сценарий из тех, которые переписывались чаще, чем перечитывались: ненужные сцены, тупиковые сюжетные линии и банальные неувязки торчат повсюду. Складывается чувство, что хотели побольше неожиданных поворотов, лишь бы была «движуха», и зритель не скучал. Это удалось. «Мы, братья» действительно смотрится бодро, если воспринимать его как голливудский боевик Б-класса, вроде «Человека ноября». Для бюджета в 2,5 млн. долларов очень достойная работа оператора, экшн и взрывы. Плюс – правильно задействован административный ресурс. Кто-то скажет, что некоторые актеры плохо играли – да, они плохо играли. Но не хуже, чем в «Анастасии Слуцкой» или российских боевиках.

Кому-то хотелось бы, чтобы этот фильм встал в один ряд с нарциссическими «Выше неба» и «Живе Беларусь». Так вот, «Мы, братья» ни разу не из этой категории. Это взрослый, профессиональный проект, его можно серьезно оценивать без оговорок вроде «первый блин комом» или «поддержим отечественного производителя». Можно сколько угодно поливать его грязью в своих блогах, завидуя и ревнуя потраченным на него миллионам. Но правда очевидна любому, у кого есть глаза: несмотря на многие недостатки, несмотря на пустые кинозалы, этот фильм просто лучше всяких политических помоев.

И знаете, мне приятно, что в Беларуси могут снимать вполне приличное кино. Пусть снимают. Пусть сюда везут деньги российские инвесторы, видя, что у нас их не так сильно разворовывают. Я только за. И еще рискну предположить, что «Мы, братья» вообще снимали не для белорусов, а, скорее, для иностранного зрителя, чтобы тот мог более-менее объективно познакомиться с нашей страной. Хотя я там со свечкой не стоял.

Ну и вы спросите: нужно ли идти на «Мы, братья»? Отвечаю. Вы ничего не потеряете, если не пойдете на этот фильм. В нем нет раскрывающей глаза Правды, равно как нет и настоящей крамолы. С другой стороны, если вы нормально относитесь к фильмам «на один раз», к голливудским середнякам, которым принято ставить 6/10, то «Мы, братья» ничуть им не уступает.

Яндекс.Метрика