Тяжелый рок (The Crow)
В 1994-м году на экраны вышел фильм, который до сих пор совершенно по праву считается самой готической супергеройской картиной в истории. Безнадега, боль, мрачняк, кучи трупов, любовь, растоптанная тяжелыми сапогами – описывать картину «Ворон» Алекса Пройаса можно бесконечно.
«Ворон» - история двух влюбленных, Эрика Дрейвена и Шелли Уэбстер, убитых бандой негодяев в канун Хэллоуина. Через год после смерти душа Эрика возрождается во плоти, чтобы найти и покарать убийц. Поскольку Эрик и так мертвец, то убить его невозможно. Он неуязвим ни к пулям, ни к холодному колюще-режущему и ударно-дробящему оружию, ни к огню и взрывам – да вообще практически ни к чему (хотя у Ворона и есть собственные слабые места). Вдобавок его сопровождает самая настоящая ворона, связывающая Эрика с миром мертвых, она является его глазами и ушами, помогая выслеживать добычу. И Ворон не знает пощады, потому что он убивает лишь тех, кто однажды уже убил его, либо тех, кто их защищает...
Фильм не вполне точно следует сюжету комикса, но что важнее - его атмосферу он передает великолепно. Это действительно очень жесткая, очень темная картина, показывающая нам мрачный большой город. Здесь ночи темны и страшны, а улицы часто просто утопают в потоках дождя. Здесь человеческая жизнь ничего не стоит, убить могут просто ради забавы. Здесь преступники продолжают совершать преступления, и кажется, остаются совершенно безнаказанными... Пока за ними не приходит Ворон.
Брендон Ли, сын легендарного Брюса Ли, великолепно сыграл свою роль, идеально передав страдания, отчаяние и гнев Эрика Дрейвена. Одинаково хорошо у него получились и любящий молодой парень, и жуткий дух-мститель в черной коже и с раскрашенным лицом, напоминающий некоего мима из ада. Очень обидно, что это была его последняя роль. Брендон Ли погиб на съемках этого фильма, только перед смертью успев доказать, что он действительно превосходный актер, и гораздо больше, чем просто каратист от мира кино.
Помимо отличного сюжета и прекрасных актеров на главных ролях «Ворон» радовал великолепным саундтреком и грамотно поставленными экшен-сценами. Особенно хорошо создателям удались жесткие рукопашные схватки и безбашенная перестрелка ближе к финалу, с участием десятков бандитов (как нам кажется, именно ей вдохновлялся Альберт Пьюн, делая финальную перестрелку в своем «Черном ангеле» - и даже несмотря на то, что «Ворон» вышел на несколько лет раньше, у его создателей все получилось намного лучше).
Здесь следует сделать маленькое отступление и снова вернуться к важному вопросу – а чем супергерои отличаются от линчевателей? И кто такой Ворон - линчеватель или все-таки супергерой? Нам кажется, что Ворон находится где-то посередине, но все-таки он ближе к линчевателям. От супергероев в нем, конечно, тоже кое-что есть, к примеру, те же сверхспособности. А еще страсть скрывать лицо – это как-никак не просто парень в кожанке, привычка раскрашивать лицо позволяет ему иметь маску и одновременно – иметь некую узнаваемую внешность, объединяющую всех Воронов. От линчевателей же у нас – использование обычного холодного и огнестрельного оружия (которым пользуется, к примеру, тот же Каратель) и стремление убивать своих жертв, а не отправлять их в тюрьму. Сам жестокий мир, брутальные гангстеры и море насилия делали даже комиксы о Вороне совершенно «несупергеройскими». Это скорее антигерой, достойный стоять в одном ряду с Дэдпулом и Хеллбоем, Лобо и тем же Карателем, Росомахой и Спауном. И он уж точно гораздо жестче самых брутальных супергероев - Бэтмена, Тени, Сорвиголовы и Лунного рыцаря.
Наконец, есть и одно важное обстоятельство, отличающее Ворона и от супергероев, и от линчевателей. И те, и другие охотятся на преступников профессионально, изо дня в день. Ворон же вершит свою месть конкретным людям, после чего возвращается обратно в могилу. И это уже роднит фильм с классическими мистическими боевиками, такими, например, как «Дух мщения» с Чарли Шином, или даже «Электрошок» Уэса Крейвена, где мстителем выступал дух злодея с суперспособностями (не говоря уж о «Кошмаре на улице Вязов» того же Крейвена). Но смотрите, здесь есть и свои важные оговорки. Во-первых, Ворон, как, кстати, и Маска – часть большой вселенной, чем он отличается от главных героев тех же «Духа мщения» и «Электрошока». В этом смысле первый «Ворон» - это просто отличная вводная картина, задающая основные правила игры. Впоследствии и в комиксах, и на телевидении были свои версии Эрика Дрейвена, которые после мести негодяям не останавливались на совершенном, а оставались на Земле, помогая обычным людям – и это делало их уже настоящими линчевателями. Во-вторых, самого Ворона можно воспринимать как образ-мститель, воплощающийся в разных людях (а Воронов было очень много). И уж здесь он явно будет выступать как некая мрачная карающая сила. Антигерой, принимающий разные воплощения и раз за разом истребляющий зло, которое по какому-то недоразумению ранее осталось безнаказанным.
Только в 90-х на экраны вышли два полнометражных сиквела «Ворона», множество комиксов и один телесериал об этом мрачном мстителе. О комиксах и телесериале мы еще поговорим в свое время, сейчас же давайте обратим внимание на полнометражные фильмы.
Заметно, что создатели картины «Ворон 2: Город ангелов» (1996) пытались рассказать практически ту же самую историю, но другим, уже собственным способом. Снова большой город, однако теперь это уже не безличная, залитая дождями громадина, похожая на Нью-Йорк, а сюрреалистичный вариант Лос-Анджелеса, улицы которого окутаны дымом, смогом и туманом. Снова жестокое убийство – на сей раз погибают мальчик и его отец, Эш Корвен, ставшие случайными свидетелями преступления. Снова злодеи – ненормальные бандиты, на этот раз они похожи на садомазохистов. И снова Ворон возвращается из мертвых, чтобы отомстить. Есть даже связь с первой частью через повзрослевшую девочку Сару – именно она объясняет Ворону, что с ним случилось и что он теперь должен делать…
«Ворон 2: Город ангелов» - один из тех фильмов, которые были плохо приняты в момент релиза, но которые обрели культовый статус впоследствии. Почему его плохо приняли, понять можно – еще свежа была в памяти смерть Брендона Ли, еще помнился людям мрачный и очень стильный первый «Ворон». И ни талантливый Венсан Перес в главной роли, ни Игги Поп, отлично сыгравший одного из злодеев не смогли помочь второму Ворону завоевать расположение зрителей. Режиссер Тим Поуп ни до «Ворона», ни после него не снял ни одного полнометражного фильма, ограничиваясь только видеоклипами. Возможно, именно крах «Города ангелов» сильно ударил по его карьере. Все-таки атмосфера у картины получилась очень необычная для кино по комиксам – тягучая, размеренная и сюрреалистичная, даром что кино длится меньше полутора часов, но после просмотра кажется, что прошло минимум часа два времени. Редкие и скоротечные рукопашные схватки, минимум стрельбы, Ворон, почти не говорящий загадками, но устраивающий клоунские фокусы а ля Джокер – в то время такой кинокомикс публика принять не могла. Однако сегодня «Ворон 2» считается фанатами вселенной культовой картиной, которую многие любят даже больше, чем предыдущую часть.
На самом деле, все полнометражные «Вороны» сегодня все равно воспринимаются как ремейки первой картины из-за очень схожего сюжета (подумать только, в комиксах этот сюжет продается снова и снова чуть ли не десяток раз). Но если «Ворон 2: Город ангелов», пускай формально, через единственного персонажа, но все же был связан с первой частью, то третья картина связана с ней только общим миром.
И снова влюбленная пара, счастье которой растоптано ботинками убийц. Девушка убита с особой жестокостью, ей нанесено несколько десятков ножевых ранений. Парень же, Алекс Корвис, несправедливо обвинен в ее убийстве и казнен на электрическом стуле. При этом он знает одного из убийц, человека, у которого на руке шрамы, однако Корвис не видел его лица. В ту же ночь, в ночь казни, Алекс возвращается из мира мертвых в образе Ворона. Он идет по следу убийц, которыми на этот раз выступают несколько продажных полицейских. И он разыскивает их главаря, личность которого до поры скрыта за завесой тайны – «Ворон 3: Спасение» (1999) пытается закрутить детективную интригу, правда, безуспешно, потому что личность главаря просчитывается довольно быстро.
Как увлекательный боевик о преступлении и мести «Ворон 3» очень хорош, следить за тем, как Корвис вершит правосудие, довольно интересно. Но «Ворон: Город ангелов» и, в особенности, первый «Ворон» имели свою собственную атмосферу, свой стиль, выделявший их на фоне других боевиков благодаря отличному саундтреку, классной операторской работе, превосходной актерской игре, цветовым решениям. Вышедший же в конце 90-х «Ворон 3» - на сто процентов дитя своего времени. Мрачноватый, но все же вполне глянцевый киноблокбастер. Симпатичный, но пустой. Фильм на вечер, который просто не мог породить того культа, что когда-то породил первый «Ворон».