Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон

on декабря 22, 2019 - 02:53

Название в оригинале: The Witcher.

Жанр: фэнтези.

Режиссёры: Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес, Марк Йобст.

В ролях: Генри Кавилл, Фрейя Аллан, Аня Чалотра, Джои Бэти.

Сериал «Ведьмак» ждали как ответ Netflix на «Игру престолов». Я не люблю «Игру престолов». На мой вкус, там слишком много животного, «римского» зрелища из жестокости и секса. Впрочем, в книжной серии «Ведьмак» тоже много секса, жестокости и бессмысленных аттракционов, так что ожидания, пожалуй, были справедливы. Но даже мне, отнюдь не любителю, придется признать, что «Ведьмак» до «Игры престолов» не дотянул. Более адекватным будет сравнение с польской экранизацией 2001 года или, допустим, с фильмом по Assassin’s Creed.

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон обзор

Причем если условно разделить техническую часть и художественную задумку, то последняя даже удивительно напоминает экранизацию Марека Бродского. Бродский достаточно вольно обошелся с сюжетом Сапковского и снял историю про мальчика, из которого хотели вырастить хладнокровного убийцу – но ничего не получилось. Мальчик вырос, а всё человеческое осталось при нём. Не совсем понятно, зачем это было подавать зрителю, который хотел увидеть экранизацию именно книги. Но если смотреть тот самый польский сериал как самостоятельное произведение, то можно получать удовольствие.

Увидеть от Netflix каноничную версию нам не суждено, здесь с рассказами Сапковского обошлись даже более вольно. Только теперь история не про душевные искания Геральта, а про то же самое, только в отношении Йеннифер. В общем, если снимали спин-офф про чародейку, немного прикормив его для фанатов оригинала, то может быть и да. С точки зрения драмы других вариантов я просто не вижу.

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон рецензия

Всё то, от чего мы офигевали в 2001 году, на месте: если раньше две серии нам зачем-то показывали, как непонятный мальчик приручает волка, то теперь некрасивая девочка две серии разыгрывает то ли поттериаду, то ли какого-нибудь «Дивергента». Жестокие уроки и экзамены, «я не такая, как все» и «полюбит ли меня тот классный парень» прилагаются. Впрочем, пускай бы это, но дальше… Дальше приходится констатировать, что поколение эмо выросло и дорвалось до крупных проектов. Поэтому суицидальность в буквальном и сублимированном виде не сходит с экрана. Йеннифер страдает, аки юный Вертер, её все ненавидят, а в конце она принимает себя такой, какая есть – расщепляя на атомы всё, что в поле зрения. М-да…

Притом, обращаю ваше внимание, что это лучшая сюжетная линия; остальные вообще просматриваются с трудом. История Геральта и Цири как будто пересказана в самых общих чертах, и если расхождения с оригиналом, наверное, должны бы сюжет как-то улучшать, то в случае сериала Netflix драму будто нарочно вымарывали из каждого эпизода. Если в книге Геральт пытается спасти Цири от дриад, которые не хотят ее отдавать, то в сериале девочка свободно приходит и так же свободно уходит из Брокилонского леса. Если в книге охотники на дракона дрались за будущую добычу, то в сериале они перебрасываются репликами просто как случайные попутчики. Если в рассказах постоянно происходили твисты, предательства, неожиданные разгадки, как в детективе, то сериал «Ведьмак» весь на одной пафосно-хмурой ноте. И, честно говоря, даже я, читавший, смотревший и игравший, местами не догонял, по какой логике одни события сменяются другими. Йеннифер объясняет мертвому младенцу, что жизнь – дерьмо, а в следующей серии изо всех сил ищет лекарство от бесплодия. Что вообще произошло?

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон разбор

Далее – самое печальное: из сериала вычистили всё, что «Ведьмака» делает «Ведьмаком». Из стёба над народными сказками убрали практически весь юмор. Да, есть Лютик, чтобы хохмить, но ему точно далеко до фантастического придурка из книги; остальные герои просто хмурые, кислые или заплаканные. Вымарали весь колорит народных сказок, кроме, разве что, некоторых музыкальных тем. О том, что Ренфри – это на самом деле Белоснежка, а ее банда краснолюдов – это семь гномов, случайный зритель не догадается никогда. Большинство сказочных сюжетов вообще вырезали, потому что зачем они? Мы сами, мол, гораздо лучше придумаем.

Ну, и чем дальше к финалу, тем чаще в сценарии просто провалы и неудачные решения. Хотя вряд ли сюжет мог красиво сложиться, учитывая, что истории Геральта, Йеннифер и Цири, которые в сериале показывают параллельно, на самом деле происходят с разницей в десятки лет. Но зрителю это поясняют едва различимым пунктиром.

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон мнение

Наконец, что Сапковскому, что команде Бродского было присуще какое-то взрослое трезвомыслие. Жизненный, что ли, опыт. В новом сериале всё как в подростковом кино: беспорядочная половая жизнь вперемешку с афоризмами о смерти и манией перессориться со всеми вокруг. Вы бы, что ли, в поход на недельку сходили всей съемочной группой, прежде чем браться за такое кино.

Говоря о технической части, тут опять всё как у поляков в 2001 году. То есть спецэффекты дешевые, многие монстры – как-то не особо загримированные люди (про эльфов и дриад вообще молчу). Дракон – просто невозможный в XXI веке провал. Понимаю, было мало бюджета его нарисовать. Но у Netflix он такой, словно не хватило денег его откормить. Да, есть хорошие боевые сцены, но их всего две: в первой серии и последней. В остальном – банальное «мясо», где Йеннифер почему-то орудует клинком не хуже Геральта. Опять же, у Марека Бродского герои умели драться и умели это убедительно показать, даже без слоу-мо и компьютерных спецэффектов.

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон стоит ли смотреть

Экшена мало. Монстров мало. Зато много грязи и уродства. Как будто в студии, где заказывались спецэффекты, расчлененку рисовали в подарок постоянному клиенту. Глупо, а на фоне затянутых сцен с тоскливыми соплями ни о чём попросту портит настроение, особенно со второй половины.

С драмой у всех четверых режиссеров вообще какая-то беда. Разбирать детально – долго, но помолвка в Цинтре, где Каланте одинаковой мимикой играет обратные по смыслу сцены – это образцовый провал. Притом, что сама Джоди Мэй в роли королевы – одна из лучших ролей сериала. А есть еще Анна Шаффер, которую непонятно зачем позвали на Трисс – она никакая не Трисс. Или странный эльф Дара – он и сам, видно, не понял, зачем так долго в кадре.

Вот Генри Кавилл хорош везде: он и дерется сам, и накачался, и голос отлично поставил, и страшным, когда надо, бывает. Правда, не ждите от него полуоттенков эмоций, как в играх CD Project RED. Тут как раз всё по изначальной задумке: хмурый мутант, молчаливый и недружелюбный. Наверное, Кавиллу из уважения к его звездности давали делать, что он захочет, поэтому во многом он сериал спасает.

Сериал «Ведьмак» (2019). Первый сезон оценка

А Йеннифер и Цири – нормальные в целом актрисы – тонут в общем дерьме. Чародейке вечно приходится играть какую-то чернуху, а Цири – пустые бесполезные кадры, которыми просто растягивали ее историю. Ну, и непонятно, чем они лучше актеров из польской экранизации, которую не критиковал только ленивый.

Добавлю еще, что смотреть надо только с оригинальным звуком. Не только из-за голоса Кавилла, но и потому, что дубляж смазал все имеющееся остроумие. Например, в первой серии Геральт произносит «finaly leave» слитно, так что получается «fine Lilith». В дубляже даже Lilith перевели как «Лилита». Эрудиция фантастическая.

Как итог, сериал «Ведьмак» – просто фанфик, качественный только для уровня фанфиков. Выше этого уровня один только Генри Кавилл, который очень хотел сыграть Геральта. Ну, он его сыграл, мечта сбылась, и фанаты могут смонтировать несколько классных клипов с его участием. В остальном – именно что тягостное чувство, как после просмотра «Кредо убийцы». Вроде, даже провалом не назовешь, но впечатления – будто на похоронах побывал. Пересматривать этот сериал не хочется, лучше уже старый. Еще лучше – перечитать книгу или заново пройти все три игры.

Ну, и остаётся призрачная надежда, что ко второму сезону критика и опыт исправят горбатого. Мда, не очень сравнение получилось.

Anuriel

Яндекс.Метрика