Последний человек на Земле
Название в оригинале: The Last Man on Earth
Жанр: постапокалипсис/драма
Режиссеры: Убальдо Ратона, Сидней Сэлкоу
В ролях: Винсент Прайс, Франка Беттойя, Эмма Даниели
Первая и самая близкая к первоисточнику экранизация романа «Я — легенда» Ричарда Матесона. Один из тех фильмов, что стоят у истоков жанра «зомби-апокалипсис», это при том, что сам по себе «Последний человек на Земле» — скорее постапокалипсис. История, которую мы уже слышали много раз, в различных вариантах — но это одна из самых ранних ее версий.
Земля обезлюдела. Большинство населения превратилось в вампиров, одолеваемых жаждой крови. Они мирно спят днем, но ночью — поднимаются, чтобы продолжить свою охоту на Последнего. Он — единственный, кто остался. Ученый Роберт Морган, последний человек на Земле, еще не подвластный страшной заразе. Он жив — но иногда ему кажется, что такая жизнь хуже смерти.
Днем ходит по заброшенным городским домам, отыскивает спящих вампиров и вгоняет им в грудь осиновые колья. Ночь пережидает в своем укрепленном доме, защищенном головками чеснока и зеркалами от бродящих по округе вампиров. Кровососы медлительны, словно зомби, но при этом они зовут Моргана по имени и пытаются лупить дубинами по дверям и окнам. В надежде добраться до человека.
Понятно, что «Я — легенда» — всегда театр одного актера. В первой экранизации главную роль исполнил Винсент Прайс — и, к его чести, справился он великолепно. Тогда, в 64-м, не требовалось играть роль сильного супермена, Роберт Морган — просто ученый, которого медленно убивают отчаяние и тоска по любимой жене, который практически сходит с ума от ужаса, окружающего его. Одна из самых сильных сцен фильма — сумасшедший смех Роберта, постепенно переходящий в рыдания. И вместе с тем, во флешбеках, показывающих жизнь до катастрофы, мы видим совсем другого героя — веселого, счастливого, довольного жизнью, окруженного любящими людьми. Прайс «держит» фильм, а вот второстепенные персонажи абсолютно не запоминаются — впрочем, это закономерно.
В «Последнем человеке на Земле» не очень много экшен-эпизодов, но те, что есть, получились очень эмоциональными — это касается и поездки на машине через ночь, и рукопашной схватки с вампирами, и финальной перестрелки. Нужную атмосферу помогает создавать и пронзительная, а иногда вкрадчивая музыка, которая играет чуть ли не на протяжении всего фильма. Вместе с тем, именно в «боевые» моменты кино кажется особенно наивным (так, многих зрителей наверняка повеселит вампир, кричащий от боли только потому, что ему дверью руку прищемили).
В основном следуя сюжету литературного первоисточника, создатели «Последнего человека на Земле» решились все-таки изменить концовку. Возможно, фанаты книги сочтут ее неудачной, но на самом деле она позволяет взглянуть на весь смысл жизни Моргана под совсем другим углом. «Человек может быть чудовищем в глазах мутантов» — об этом говорил еще Матесон. «Но разве это повод пасовать перед настоящими монстрами?» — такой вопрос задают нам создатели фильма.
AlexS