Обзор Metal Gear Solid
Сложно найти человека, интересующегося игровой индустрией и ничего не слышавшего о Metal Gear Solid. Но в тоже время мало кто знает, почему эта игровая серия считается культовой, ради чего, собственно, ей поклоняются миллионы, а создателя, Хидео Кодзиму, на руках готовы носить. Что, зачем и как можно разбираться долго, но против фактов, как говорится, не попрешь – франшиза эта для белорусского менталитета чересчур «японская», в России официально не издавалась, на русский язык не переводилась, а обитает в основном только на консолях от Sony. Тот, кто таки добирался до четвертой части, не мог понять ровным счетом ничего, а все потому, что эта самая огромная, гигантская, монструозная история, которую только можно вообразить, и чтобы понять кто кому брат, а кто – двоюродный племянник, нужно начинать с основ.
Чтобы полностью разобраться в хитросплетениях местного сюжета, фанаты часами складывают факты, рисуют схемы, пересматривают ролики и перечитывают целиком весь сценарий. Итак, 3 сентября 1998 года. Запомните эту дату. Вышел прародитель современных стэлс-экшенов, а Земля на время остановилась.
Шесть членов подразделения FOXHOUND совместно с группой генетически усиленных солдат захватывают остров по утилизации ядерных отходов Шэдоу-Моузес. В их состав входят: Психо-Мантис – обладающий сверхъестественными способностями, Снайпер Вульф – красивый и смертоносный стрелок, Дикой Октопус – мастер маскировки, Вулкан Рэйван – гигант и шаман, Револьвер Оцелот – специалист по допросам, и, наконец, их лидер – Ликвид Снейк. Требования террористов – в течение 24 часов вернуть останки легендарного героя Биг Босса. В противном случае Белом Дому грозит ядерный удар.
Для предотвращения катастрофы на остров отправляют Солида Снейка, наемника, который оказался не в том месте и совсем уж не в то время. После нескольких часов, проведенных на базе, откровения начинают сыпаться с неимоверной частотой и огромной силой. Сначала выясняется, что весь комплекс был прикрытием для создания самого опасного оружия в мире, гигантского робота под названием Metal Gear REX. Способности сей машины действительно ужасают – она может запустить ядерную боеголовку, которую не заметит ни один радар в мире. Кроме того, нанести удар можно абсолютно по любой точке планеты. Начальство, естественно, все знало, и Снейк был отправлен на это задание именно для ликвидации данного орудия убийства. Но это лишь одна сторона правды. Дальше – больше. Лидер FOXHOUND, Ликвид Снейк, нарекает Солида Снейка своим братом и рассказывает всю правду о том, для чего на самом деле его сюда отправили. Оказывается, что в теле героя находится вирус, способный убивать людей с определенным генетическим кодом. Данный паразит настроен таким образом, чтобы уничтожить всех членов отряда FOXHOUND, а что самое интересное, в конце концов, и самого Снейка. Оборотная сторона монеты начинает отчетливо прорисовываться. Мы уже не знаем, кому верить, кому нет, и есть ли среди нашей группы поддержки хоть один человек, который не врет. После того как основные враги будут повержены, Metal Gear REX превратится в металлические руины, а мы увидим как наш брат умирает от того самого вируса и сбежим с острова, выяснится третья сторона истории. Револьвер Оцелот использовал Ликвида чтобы тот разыграл свой спектакль по захвату целого мира, а сам тем временем сбежал со всеми данными по здоровенной ядерной махине. Но самое удивительное, что работал Револьвер по приказу самого президента Соединенных Штатов.
Тут главное понимать, что весь сюжет, а уж тем более мелочи, символизм, мотивации героев, поступки злодеев и общий итог невозможно уместить в подобной статье. Кодзима не был бы тем, кем является, если бы в его играх было все так просто. Здесь есть десятки персонажей с тщательно прописанной биографией. Все герои вводятся не просто так, и в 90% случаев к середине или концу игры переосмысливают свое мировоззрение и кардинально меняются в характере. Наоми Хантер – женщина, которая занялась наукой всего лишь для того, чтобы понять кто ее родители, а главное, кто она сама. Отакон – несчастный, создавший орудие мирового зла, даже не подозревая об этом. Психо Мантис – все люди, чьи мысли он прочитал, были одержимы только одной идеей – передать свой генетический код следующему поколению, отчего тот благополучно съехал с катушек и возненавидел человечество. А Меи Линг при каждом новом сохранении цитировала великих людей, причем за всю игру ни разу не повторилась. В каждой части MGS Хидео поднимал какую-нибудь важную тему. Основная мысль, проходящая через эту игру – гены. И это далеко не пустой звук. Ради чего человечество существует, можно ли имея на руках свой генетический код понять кто ты, лучше ли генетически усиленные солдаты обычных, к чему в итоге может привести создание армии идеальных убийц, гонка вооружений, проблема наращивания странами ядерного арсенала – это лишь часть тех тем, которые затронет история. Что характерно для всех произведений мастера – не только затронет, но и будет подкидывать пищу для размышлений на протяжении всего экранного времени.
Для 1998 года MGS был вроде гостя из будущего. Никто и никогда так серьезно не подходил к созданию истории, режиссуре роликов, озвучению всех диалогов и комплексности геймплея. Уже само чувство того, что можно незаметно пройти все посты охраны, вызывало неимоверную радость. И в то же время игра предлагала огромный арсенал разнообразного оружия, а стелс был не единственным решением сиюминутных проблем. Враги могли увидеть следы на снегу, камеры слежения тщательно осматривали территорию, а герой умел прижиматься к стенам и обследовать местность от первого лица. Даже в нынешние дни вариативность – большая редкость, а уж тогда это был просто праздник какой-то. Забавно, но за все время существования серии игровой процесс со времен первой части не сильно-то и изменился. Поэтому сейчас, запуская тот самый MGS, чувствуешь себя как дома – кнопки те же, меню знакомо и, что важно, правила совсем не изменились. Такие вещи не устаревают.
Кроме всего прочего, Снейк имел возможность позвонить по кодеку своей группе поддержки, получить наставление, а иногда и просто отвести душу. В игре было какое-то совсем уж критическое количество текста – вы могли узнать все и обо всем: об оружии, о разнообразных приборах, вроде миноискателей и прочих радостей военной жизни, о персонажах, о местности и черт знает о чем еще. Неудивительно, что около половины всего прохождения игрок проводил в разговорах.
Еще одна немаловажная особенность – боссы. Каждый поединок с очередным членом отряда FOXHOUND вызывал блеск в глазах и заставлял сердце стучать интенсивнее. Перестрелка с Оцелотом, снайперская дуэль с Вульф, игра в кошки-мышки с Рэйваном, кулачный бой с Ликвидом – это лишь половина всего того разнообразия, что могла предложить MGS. А Психо Мантис так и вовсе читал мысли игрока (как потом выяснялось – босс всего-навсего считывал информацию с карты памяти, но каков был эффект!) и знал, какую кнопку тот нажмет в следующий момент, из-за чего геймпад приходилось переставлять в другой слот. Кроме того каждый злодей имел свою печальную историю, выслушав которую, победа уже совсем не вызывала радости.
Metal Gear Solid является одной из самых важных игр в истории. Тот редкий случай, когда в произведении все находится на своих местах. Плавно и грамотно развивающаяся история, интересный, продуманный, разнообразный геймплей, шикарная графика (в это трудно поверить, но даже сейчас можно запускать MGS без вреда для здоровья), множество превосходных и атмосферных роликов, умные диалоги, мощнейший сюжет. Самое главное – совсем уж нешуточные темы, которые проходят через всю историю. Игра заставляет думать, заставляет верить, искать, анализировать и задавать вопросы.
В финале есть сцена, где Снейк связывается по кодеку с Наоми Хантер, той самой женщиной, которая ввела в его тело вирус, и спрашивает ее, сколько осталось жить. Вот что Наоми говорит: «Ты не должен оставаться прикованным к судьбе... позволять твоим генам управлять тобой. Люди вправе выбирать, как им жить. Главное в том, что ты выбираешь жизнь... а затем... живешь!». Разве она не права?
Александр Демидов
Комментарии
Шикарнейшая игра. После этой игры я начал ценить в играх больше сюжет чем все остальное. Хотя в этой игре все на высоте ..гемплей,графон,сюжет. Эххх как вспомни какие эмоции я испытывал при прохоэжении МГС . В то время много игр мне доставляли радость при прохождении. ( тогда у меня была лишь PS one)
На самом деле я был совсем не в настроении. А без настроения ничего делать нельзя.