Мир песков (Dune)

Posted by AlexS on сентября 30, 2018 - 10:17

Мир песков (Dune)История оригинальной трилогии «Звездные войны» завершилась, но сам жанр космической оперы продолжал бурно развиваться как в литературе, так и на киноэкранах. Причем фанаты жанра хотели получать на больших экранах космическую оперу ежегодно. И у кинематографистов было, что предложить им: в 1984-м году в кинотеатрах выходит легендарная «Дюна».

С «Дюной» вообще ситуация была интересная. Фильм был основан на романе Фрэнка Герберта, написанном еще в 1963-м году. И соответственно, этот роман никак не мог быть плагиатом «Звездных войн». Даже более того, те, кто смотрел классическую трилогию Лукаса, уверены, что он использовал романы Герберта как один из своих источников вдохновения (особенно при создании Татуина, весьма смахивающего на дюновский Арракис). Сам Фрэнк, посмотрев первые «Звездные войны», шутил, что теперь Лукас должен ему хотя бы ужин.

Мир песков (Dune)

А вот экранизация «Дюны», достаточно сильно связана с миром Star Wars. Правда, этот фильм пытались снять еще в начале 70-х, задолго до выхода первых «Звездных войн». Тогда режиссировать картину должен был Алехандро Ходоровски. Планы были грандиозные – Сальвадор Дали в роли императора, Орсон Уэллс в роли барона Харконнена, саундтрек от Pink Floyd, дизайнер Ханс Руди Гигер для работы над концептами некоторых существ мира «Дюны». В итоге на подготовку картины были потрачены огромные денежные средства, а фильм так и не начали снимать. И очень многое из наследия так и не реализованной экранизации «Дюны» было использовано впоследствии при создании первых «Звездных войн».

А вот в 80-х у кинематографистов с «Дюной» все сложилось. Фильм ставил Дэвид Линч, ради этой работы отклонивший предложение продюсеров снять «Возвращение Джедая». Эстафету он перенял у Ридли Скотта, который ранее был прикреплен к проекту, но ушел снимать киберпанковский «Бегущий по лезвию». Возможно, оно и к лучшему – своеобразное видение Линча вряд ли бы пошло на пользу Star Wars, однако идеально вписалось в мрачный и загадочный мир «Дюны», и даже сам Фрэнк Герберт говорил, что работа Линча ему понравилась. По сути, эта картина, как и книга-первоисточник, рассказывает не столько о приключениях и авантюрах, сколько об интригах и борьбе за власть. Здесь нет (по крайней мере, поначалу) войны империи и повстанцев. Сама империя здесь существует и процветает, она, помимо центральной власти, включает несколько знатных домов, которые постоянно грызутся друг с другом. И всем нужна планета Арракис (Дюна), занесенный песком край, где обитают ужасные существа – песчаные черви. Они вырабатывают меланж, специальное вещество, которое используется как наркотик, а также необходимо для межзвездных перелетов. И в двух словах, «Дюна» - это история противостояния Дома Атридесов и Дома Харконненов за Арракис.

Мир песков (Dune)

У Дэвида Линча команда собралась внушительная. Кайл Маклахлен на главной роли, а также Юрген Прохнов, Макс фон Сюдов, Патрик Стюарт и даже певец Стинг, в роли одного из главных злодеев фильма. Тем не менее, в декабре 1984-го года «Дюна» провалилась в прокате. Почему так случилось? На то есть несколько причин. Прежде всего, у фильма был огромный по тем временам бюджет – $40 млн. Даже «Возвращение Джедая» обошлось дешевле, а ведь то фильм в успешной серии и с огромным количеством действия. Да, у картины Линча был солидный фундамент в виде книжной серии, однако то, что хорошо для книги, не всегда хорошо для фильма. Чтобы сделать по «Дюне» киноблокбастер, в ней многое придется поменять, и Линч действительно поменял многое, только благодаря его изменениям фильм пошел совсем не в ту сторону. Изображение мира будущего, темного и загадочного, космические корабли, управляемые отвратительными мутантами, специальные костюмы для жизни в пустыне, спроектированные еще Гигером, множество интересных технологий и, конечно, песчаные черви, способные пожирать машины – здесь все на высшем уровне. Даже сюрреалистичная, словно подернутая дымкой картинка тоже имеет право на существование. Но сам фильм получился невероятно скучным. Экшена здесь очень мало, хотя имеются и рукопашные схватки, и военные действия, но середина фильма кажется ужасно затянутой. А ведь экшен – главная составляющая абсолютно любого фантастического боевика! Но у Линча всегда были с этим проблемы, он отстаивал свое собственное, сюрреалистичное видение, потому мир у него получился прекрасно, а вот битвы армий, когда они появляются в кадре, выглядят хаотично и даже нелепо – в Star Wars еще в 70-х войну будущего показывали намного лучше. Фанаты же книги не оценили то, что Линч от многого отказался и скомкал всю середину романа.

Как бы там ни было, провал в 80-х не помешал «Дюне» стать культовым фильмом в последующие десятилетия. Любой, кто интересуется жанром «фантастический боевик», должен непременно познакомиться и с этой картиной. А сейчас готовится новая крупнобюджетная экранизация Дени Вильнева, которая должна соединить в себе черты фантастических боевиков и умной фантастики. И уж в том, что эта «Дюна» будет как минимум очень зрелищной, сомневаться уже не приходится.

Яндекс.Метрика