Мир миров
Книга: Павел Майка, роман «Мир миров».
Издательство: АСТ, 510 стр., суперобложка, 2019 год.
Жанр: технофэнтези.
Чего мы еще не видели в жанре роуд-стори о мести? Да как будто всё уже видели, в особенности обязательного ГГ с темным прошлым и не менее обязательных его попутчиков с характерами столь разными, что вместе уживаться им тяжеловато. Ну а если сама дорожная история разворачивается в мире, где языческие боги, герои мифов и легенд, многие книжные персонажи — в общем, все те, в своеобразную «виртуальную реальность» кого так или иначе люди верили, — ожили и стали частью повседневной жизни?
Все началось в Первую мировую, когда в самый разгар войны Землю атаковали инопланетяне, которых по привычке обозначили как «марсиане». Они использовали свое самое совершенное оружие, источником имевшее чистую энергию и прежде никогда их не подводившее. Мифобомбы, сработав, должны были активировать рационально сконструированных «марсианских» божеств, что и довершило бы завоевание. Но всё пошло не так: война провоцировала настолько мощные выбросы человеческих эмоций, что сброшенные мифобомбы попутно «пробудили» также и главных действующих лиц всех тех преданий, в которые люди истово верили.
История в романе начинается спустя несколько десятилетий после этого события, отмеченного как Предел. Все в мире уже давно свыклись с тем, что жизнь изменилась навсегда, все стараются, что называется, жить по-новому, в меру сил и возможностей договариваясь. Но сам новый мир — как Новое Средневековье (да, таким мы его еще не видели): удельные страны-города заключают непрочные союзы, какая-нибудь корпорация железных дорог заправляет половиной континента, обретшие коллективный разум леса являют собой экологические «зеленые империи». На службе у мэров состоят маги, управляющие погодой, и големы-стражники. Барменша запросто оказывается с лисьим хвостом — итог межвидового смешения. Многие добровольно принимают в себя демонов, наделяющих обладателя теми или иными способностями. Провести же ритуал для призвания на свою сторону персонального божества-хранителя — все равно что сделать инвестицию в венчурный фонд. И наряду с этим — подъем технологий и бурное их развитие в стилистике, несколько напоминающей стимпанк — при активном содействии «марсиан», которые вынуждены были остаться на Земле, поскольку их корабли оказались выведены из строя. На планету их прибыло не так чтобы много — и теперь большинство из них стремится особо не выделяться: изменяют внешность, чтобы больше походить на людей, в частности.
Один из таких пришельцев, после Предела назвавшийся Новаковским, снаряжает экспедицию в отдаленный и опасный район где-то в сибирской тайге — с целью добраться до обломков «своего» корабля и присвоить ряд ценных ресурсов, все еще оставшихся на борту. И для этого ему нужен кто-нибудь поизворотливей, кто-то, кто не понаслышке знаком с нравами тех земель, которые предстоит пересечь, и кто мог бы непосредственно на месте принимать нетривиальные решения. Он выходит на Мирослава Кутшебу, и тот охотно соглашается сотрудничать — но только потому, что сам преследует свои интересы. Когда-то шесть банкиров и промышленников подстроили крушение поезда, чтобы провести ритуал «на крови» и получить покровительство мощного божества. Тогда погибли жена и дочь Кутшебы, и с тех пор он открыл охоту на виновников. А так как экспедиция Новаковского, по его сведениям, способна вывести на след одного из той шестерки, он и принимает предложение «обземлившегося» пришельца.
Сеттинг Павел Майка прописал на отлично. Перед нами не просто вторжение фольклорной архаики в современность, но мастерский их синтез. Да вот хотя бы: Кутшеба сотоварищи тырят сокровища, опоив заранее дракона-охранника, а на другом конце города сообщники отвлекают внимание полиции: подначивают футбольных фанатов сойтись стенка на стенку после матча-дерби. Сами ожившие герои преданий вполне по-деловому предлагают людям свои услуги, чуть ли не на срок заключая контракты к обоюдной выгоде. Живущая в Кутшебе мара-демонесса со временем все больше напоминает обычную ранимую женщину, а «марсианский» божок Шулер, прежде служивший Мирославу и ради экспедиции снова откликнувшийся на его зов, проявляет по-земному отцовские чувства к своей приемной дочери.
Действие первой половины книги идет параллельно — собственно предприятие Новаковского и флэшбеки, рассказывающие о том, как Кутшеба добрался до первых троих из шестерки виновников. Экскурсы в прошлое смотрятся очень органично — можно даже сказать, перекликаются по содержанию с основным сюжетом. Ближе к концу история сильно ускоряется — скорее всего, как задел на будущее, ведь роман — часть запланированной автором трилогии, причем финальный том всё еще в работе. Тем не менее, история по-своему завершена — для многих из спутников Кутшебы, не для него самого, конечно.
Знакомиться с книгой однозначно не стоит тем, кто «повернут» на политике. В особенности русофилам и русофобам, тем более что вся история «Мира миров» разворачивается в границах Российской монархии начала прошлого века. Но не стоит искать какие-то особые подтексты ни в гротескно антиутопичной Вечной Революции, ни в украинском Диком Поле с его анархистской вольницей, ни в слащавом шляхетском Кракове. В конце концов, «ответка» тоже ждать не заставит: разве не про тех шестерых писал в «Капитале» Маркс? Только роман не об этом — скорее уж, его допустимо читать как исследование границ человеческой веры и ее возможностей.
U$D