Итоги года 2020: События, ожидания, индустрия. Часть 2

Posted by Anuriel on марта 19, 2021 - 21:33

Часть 1

Поддержка онлайн-игр

С каждым годом всё больше как популярных франшиз, так и новых проектов уходят в онлайн. При этом для создания мультиплеерной игры или режима мало просто их выпустить. Важную роль играет пост-релизная поддержка.

В этом плане 2020 год выдался на редкость удачным. Например, фанаты Call of Duty получили Warzone — условно-бесплатную королевскую битву, которую продолжают активно поддерживать новым контентом. Для WoW и TES Online вышли неплохие масштабные аддоны, а для Final Fantasy XIV стабильно выпускали новый сюжетный контент. Естественно, не обошлось без разочарований. Так, из Destiny 2 просто выпилили часть контента, чтобы оптимизировать размер игры. Но не будем о плохом.

Поддержка онлайн-игр 2020

Вот Epic Games смогли ужать клиент Fortnite на 60 ГБ без того, чтобы выкидывать куски игры, за которые некоторые пользователи платили. И это если не считать того количества контента, который разработчики добавляют в «Форточку» с каждым новым сезоном. Тут их только можно похвалить.

Говоря о технических улучшениях игр, не стоит забывать и о Gaijin Entertainment с их War Thunder. Для игры выкатили большое обновление движка, чтобы улучшить её производительность на консолях нового поколения и PC. Создателям консольной версии World of Tanks стоило бы поучиться.

Двумя крупными обновлениями в 2020 году обзавелась и GTA Online. При этом второй аддон — The Cayo Perico Heist — порадовал фанатов мультиплеера в GTA первым новым ограблением за почти полтора года. Это DLC можно пройти как в коопе, так и в одиночку. Кроме того, Rockstar фактически предоставила игрокам полную свободу действий в этом ограблении — огромный шаг в правильном направлении.

Поддержка онлайн-игр 2020

Активно развивалась и No Man’s Sky. В прошлом году в игре появились экзо-костюмы, исследование заброшенных космических кораблей, а также увеличилось количество паттернов флоры, фауны и других эко-систем. Кроме того, с обновлением Next Generation, которые вышло в ноябре, игру адаптировали для нового поколения консолей. В общем, за прошедшие с релиза годы No Man’s Sky из проблемного проекта превратилась в один из лучших симуляторов исследования космоса.

На верный путь встала и команда Bethesda с Fallout 76. Весной 2020-го игра получила крупный апдейт Wastelanders, в котором наконец-то добавили NPC, а в конце года создатели запустили сюжетную линию, посвящённую Братству стали. И хотя у проекта всё ещё хватает проблем, в основном технических, теперь в Fallout 76 хотя бы стало интересно играть.

PlayStation 5 vs Xbox Series: Противостояние

Впервые за 15 лет следить за выходом нового поколения консолей было одновременно интересно и скучно. С одной стороны, было крайне забавно наблюдать за ситуацией, когда Sony и Microsoft старались выстроить свою стратегию за счёт ошибок конкурента, а также за ставшей уже привычной войной фанатов PlayStation и Xbox. С другой – постоянные переносы презентации, длительное отсутствие официальной информации и скудные стартовые линейки игр навевали откровенную тоску.

PlayStation 5 vs Xbox Series: Противостояние

При этом, глядя на противостояние Sony и Microsoft, уже сейчас отчётливо видно: «Мелкомягкие» не планируют в открытую конкурировать с японской компанией. Вектор игрового подразделения Microsoft явно сместился в сторону подписки Game Pass, а не консолей. Количество подписчиков для них важнее количества проданных железок. И с полноценным запуском XCloud в конце этого или начале следующего года на всех доступных платформах можно будет смело говорить, что Xbox Series — это просто заточенные под игры PC, которые выпускает Microsoft; хорошее дополнение к Xbox Game Pass, но никак не движущая сила их бренда.

На этом фоне подход Sony выглядит крайне старомодным. Вот консоль. Вот игра. Заплати за неё 70–80 евро и играй сколько хочешь. Да, подписка на PlayStation тоже есть, но сравнивать её с Game Pass не получится: количество игр в ней крайне мало, плюс сама Sony явно не горит желанием двигаться в этом направлении, о чём постоянно говорит её топ-менеджмент. Действительно, такой подход имеет право на существование, но оправдать покупку какого-нибудь инди-хита за 40–50 евро, если он доступен в Game Pass за 15 долларов в месяц вместе с ещё более чем 300 играми, для японцев будет с каждым разом всё сложнее и сложнее. Тем не менее, у Sony ещё есть козыри в рукаве – временные эксклюзивы от японских партнёров и игр от внутренних студий, например, тот же сиквел God of War.

PlayStation 5 vs Xbox Series: Противостояние

Действительно, в плане игр Microsoft уступает Sony. Но вполне возможно, что со временем это изменится. Напомним, что до конца лета к игровому подразделению Xbox примкнёт Bethesda и её студии, что в будущем позволит наполнить Game Pass пачкой ААА-релизов. Кроме того, многие внутренние студии «Майков» активно работают над крупными проектами. Главная проблема в том, что пока не совсем понятно, когда мы это увидим.

И в этом плане дела у обеих компаний обстоят как-то не очень. Анонсировано достаточно много тайтлов, но вот по срокам пока всё не до конца ясно. Sony, конечно, тут впереди: компания на старте смогла выпустить ремейк Demon’s Souls в поддержку своей консоли, и на этот год у них запланировано ещё несколько крупных релизов, включая сиквелы Horizon и God of War. У Microsoft же в обозримом будущем виднеется только Halo Infinite, хотя, возможно, команда Xbox ещё удивит нас какими-то неожиданными анонсами проектов, запланированных на 2021 год.

Однако пока можно с уверенностью сказать одно: ни один из платформодержателей не представил достаточного основания для покупки их новой консоли. Да, ремейк «Демонов» — это классно, но это ремейк игры 2009 года. Даже не продолжение! На это накладывает свой отпечаток и проблема с поставками консолей, а также с перекупщиками. Вероятно, ради Demon’s Souls или возможности играть в проекты из Game Pass на более мощной железке стоило бы взять новые консоли, но их практически нереально купить. А если всё-таки и получится достать, то скорее всего у всё тех же «перекупов» за 1000–1500 долларов. Учитывая частые проблемы с первыми ревизиями консолей и отсутствие линейки игр под next gen, вложение выглядит крайне сомнительными.

PlayStation 5 vs Xbox Series: Противостояние

Самое печальное в этой ситуации, что ни Sony, ни Microsoft фактически никак не борются с этой ситуацией. Хотя именно от выхода из неё зависит их бизнес — особенно в случае Sony, делающей ставки на консольные эксклюзивы. Конечно, особо ярые фанаты платформ купили новое железо, но многие не успели или же оказались не готовы заплатить в 2–3 раза больше рекомендуемой цены. В результате значительная часть новых консолей осела у перекупщиков, а не живых игроков, готовых покупать новые игры. Вот и получается замкнутый круг: без активной аудитории издатели не готовы поддерживать новые консоли, а игроки не готовы покупать новые приставки по завышенной цене и без каких-либо интересных проектов.

Так что, отвечая на вопрос, кто же вышел победителем из противостояния Xbox Series и PlayStation 5 на старте поколения, можно сказать, что проиграли все: и платформы, и разработчики, и игроки.

Холивар года

Казалось бы, что может перекрыть в данной номинации плановый баттл между приставками нового поколения? Но повод для беспощадных споров нашелся на ровном месте – а ведь именно это и есть Холивар – бессмысленные и бесконечные препирательства по пустяковой теме.

Главный холивар 2020 года

Отзвуки грома раздались еще с выходом Warcraft 3 Reforged, получившей обвальный рейтинг у пользователей Metacritic. Кому интересен пользовательский рейтинг Metacritic? Сайт задуман как агрегатор именно рецензий, туда вообще рядовые игроки заходят высказаться крайне редко. Но волна пошла.

А накрыло волной почему-то The Last of Us Part 2. И это прекрасно, ведь если не называть работу Нила Дракманна маразмом, то остается определить ее как породивший множество споров шедевр. И пока журналисты на 113 хвалебных рецензий выдали ровно 0,00 разгромных, комьюнити поделилось на два равных лагеря: 37 тысяч фанатов Элли против 35 тысяч за Орду… в смысле хейтеров. Всё смешалось: люди, кони. Геймеры обвиняли журналистов в продажности, нетрадиционной ориентации и продажной нетрадиционной ориентации. Хозяева мнений отвечали, что все скользкие и липкие темы имелись уже в оригинальной игре, да и вообще – вы сначала поиграйте, а потом судите. Дошло до угроз насилием в реальной жизни – и кто знает? Возможно, кровь не пролилась лишь потому, что все линчеватели оказались на самоизоляции.

Главный холивар 2020 года

Так Небеса и Бездна пришли к шаткому равновесию. И тут на сцене появляется Ghost of Tsushima. Определить, почему легионеры Naughty Dog увидели в самурайском стелсе пришествие Антихриста, мы затрудняемся. Но факт налицо: Sucker Punch Productions получила на том самом Metacritic не холодный и не теплый, а именно что запрещенный прием – нули в пользовательский рейтинг. С обоснованием, что ваши с нашими рядом не стояли, и лучше TLoU может быть только TLoU.

Наблюдать плескания гнева было увлекательно всем, кроме самих админов «Метакритика», которые в отчаянии определили для новых релизов три дня тишины, когда оценки новинке ставить вообще нельзя. Есть шанс, что за это время дух разума посетит ряды Святого Воинства, а кто-то из крестоносцев даже поиграет в то, что собирался оценить.

Несколько фоном прошел другой скандал, которому не суждено стать Холиваром года ввиду его обоснованности и важности: речь о споре Epic Games с Apple и Google, и виной всему деньги. Создатели Fortnite вздумали обойти кассовые аппараты двух главных держателей мобильных платформ. Те же вскрыли свое империалистическое нутро, удалив игру из своих онлайн-магазинов. Засверкали миллионы баксов в новостях, к охоте на «Яблоко» приложился их заклятый враг Samsung, а следом и Facebook. Очевидно, судьба Fortnite тут уже разменная монета.

Главный холивар 2020 года

Кто-то скажет, мол, поделом Эпикам, которые не так давно отжали рынок у Steam своим недоработанным цифровым магазином. Но конкуренция должна быть, раз уж нет никакого регулятора. А Epic Games – это еще и создатели популярного движка Unreal, без поддержки которого мы лишимся массы экспериментальных проектов. Так что давайте, что ли, жить дружно!

Культура отмены

Термин «культура отмены» (или, как в оригинале, cancel culture) за последний год стал очень популярным. Суть этого явления проста: за какое-либо действие или высказывание разной степени давности человека, продукт или бренд «кэнселят» — отменяют: отписываются в соцсетях, перестают потреблять контент или продукцию. В худшем случае даже разрывают большие контракты. Из последних примеров — ситуация с Джонни Деппом, когда из-за обвинений бывшей жены он лишился контакта с Warner Brothers и роли тёмного волшебника Геллерта Гриндевальда. Два года назад так уже кэнселили Джеймса Ганна, режиссёра «Стражей галактики», однако его в 2019 восстановили в должности. Что будет с Деппом, пока непонятно, но культура отмены касается не только киноиндустрии.

 Культура отмены Джонни Депп

Косплееров «отменяют» за блэкфейс, которого может и не быть. Авторов книг отменяют за их высказывания: буквально этим летом Джоан Роулинг вновь обвинили в трансфобии, и поклонники Поттерианы не только запустили флешмоб #RIPJKRowling, но и заклеивали её имя на книгах.

Культура отмены прочно поселилась в головах «борцов за социальную справедливость» (или сокращённо SJW), и сейчас в соцсетях (особенно этим «болен» Твиттер) пользователи готовы кэнселить буквально кого угодно и за что угодно, если это хоть немного не сходится с их точкой зрения. Вроде бы неплохая изначально идея, возведённая в абсолют, превратилась в театр абсурда.

При чём же тут игры?

Cyberpunk 2077 за что только не ругали! В том числе разработчиков обвинили в трансфобии. Сперва за излишне сексуализированное изображение транс-персоны на внутриигровом рекламном постере (после чего арт-директор игры объясняла, что это часть игрового мира и сделано намерено). Затем — за косплей этого же персонажа. Дело в том, что CD Projekt RED проводили конкурс косплея. В финал с образом Хромантикоры попала косплеер из СНГ под ником Yugoro, которая «в миру» не является трансгендером. Именно это и стало поводом закэнселить игру. Также появилось предложение каждому, кто купил игру, пожертвовать $70 транс-женщинам «в качестве компенсации». Впрочем, это всё — частное мнение лишь некоторой части транс-сообщества. Потому как иные транс-персоны ничего предосудительного ни в постере, ни в косплее не нашли.

Культура отмены

Как мы видим, игра всё ещё в продаже (хоть и не в PS Store), её всё ещё патчат и доделывают, и – да, в неё всё ещё играют, несмотря на попытки запретить. Говорит ли это о незрелости общества или его излишней радикализации на теме толерантности? Возможно, и то, и другое одновременно, но всё зависит от страны, в которой развивается конфликт. На данный момент Киберпанку куда больше угрожают сломанные механики, чем «отмена» среди некоторой части геймеров.

Обещание года

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!», – слова поэта точно про нас, геймеров. И понятно, ведь игра предполагает легкость в мыслях и мечтания. Другое дело, что в иных случаях даже самый трезвый ум требует добрых вестей как справедливости, как исполнения равновесия добра и зла.

Обещание года 2020

Не отзывалась ли у вас каждая новость о провалах Blizzard вопросом, куда смотрят отцы студии, всего десять лет назад бывшие нашими кумирами? И вот произошло долгожданное: Майкл Морхейм вернулся в игровую индустрию под новым брендом Dreamhaven. Ура! Больше никаких бессовестных менеджеров, видящих в нашем хобби одно лишь казино. Теперь уж одно из двух: либо под присмотром Майка качество Blizzard воспрянет в руках молодых амбициозных студий, либо – зачем было уходить с высокой должности, а потом прерывать заслуженную пенсию?

Между тем, еще не меньше дюжины ветеранов Blizzard в разных стартапах трудятся над дистилляцией формул Warcraft, Starcraft, Diablo, а то и Heartstone. Трудятся не первый год. Но обещания есть – а хотя бы скриншотов нет как нет. Что ж, по крайней мере принцип when it’s done старикам удалось сберечь в полной мере.

Что терпение награждается – об этом мы узнали благодаря Valve. Головоломный шутер Alyx вернул нас в мир Half-Life, а на подходе, возможно, еще более амбициозные проекты: так, ходят слухи про гибрид VR и не-VR игры, где игроки с разных платформ будут как-то состязаться между собой. Интригует? Конечно. Но под сооружения воздушных цитаделей ушло на второй план более прозаическое обещание – выпустить Half-Life: Alyx на обычных мониторах. Модификации это уже могут – почему же официальная версия заставляет себя ждать?

Не прекращает поток обещаний BioWare – тоже студия с культовым названием, пускай от нее одно это название и осталось. Тем не менее, надеяться на выход из пике боевика Anthem небесполезно, ведь сколько амбициозных игр при настойчивой поддержке авторов получали вторую жизнь? И вот, после двух лет мытарств, BioWare пообещала целую Anthem 2.0 – как бы новый старт с джет-паком за плечами, как бы новый прыжок в тот же мир. Взлетит игра, или дна нет? Когда издатель – Electronic Arts, можно ждать чего угодно.

Обещание года 2020

Головокружительные полеты заявлены темой всего девятого поколения консолей – не зря ведь нам обещана революция магией SSD-накопителей. Playstation 5 загружает игры в 100 раз быстрее предшественницы, утверждает не кто-нибудь, а финансовый директор Sony Кенитиро Есида. И мы помним демонстрацию Unreal Engine 5, где едва ли не бесконечная производительность и никаких подзагрузок. Что это привнесет в игры? Восьмое поколение показало, что открытые миры для большинства именитых студий скорее обуза, чем поле для творчества. VR-системы были приняты так же вяло. Пока вплести скоростные загрузки в геймплей попробовала лишь серия Ratchet & Clank, несколько студий бросились в фотореалистичность, а в остальном – что-то невнятное про 120 FPS и разрешение 8K. Но ведь чем-то новые консоли должны удивить?

Самая ожидаемая игра 2021

Вступаем же мы в 2021 год полными надежд, ведь все перенесенные с прошлого года игры теперь уж должны выйти наверняка, а заодно – масса новых, некстгенных.

Мы ждем Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, вампирскую ролевую игру, пускай ее доделывает теперь уже непонятно кто. Но action-RPG такой вкусный жанр, что многие заранее готовы прощать игре отдельные минусы. К тому же вселенная Маскарада, сеттинг, атмосфера интригуют сами по себе.

Обещание года 2020

В том же ролевом-боевом жанре и не менее притягательном стиле создается Biomutant – игра про пушистых зверушек, владеющих кунг-фу и большими пушками. «Мутанты» в разработке уже давно, и яркая графика уже не смотрится прямо «Вау!», но с другой стороны, есть надежда, что проект прошел все стадии тестирования, а задумка Experiment 101 воплощена во всей ее смелости.

Зловещей красотой манит нас Resident Evil VIII, что в первом же трейлере продемонстрировал возможности новых консолей. Resident Evil в принципе уверенно держит свой культовый статус, балансируя между экшеном, выживанием и головоломками, равно умея нас пугать и притом интриговать запутанными сюжетами. Восьмая часть с подзаголовком Village к тому же обещает почти фэнтезийный мир с оборотнями и дворцами – в такую Обитель зла хочется заглянуть даже тем, кто к серии ранее был равнодушен.

Обещание года 2020

Так же без сомнений мы резервируем выходные 2021 года под Elden Ring, ведь боевая RPG от FromSoftware – это знак качества. Поменяется вселенная: мы попадем в более яркий фэнтезийный мир – но боевая система и монстры, смеем думать, останутся фирменно хардкорными. Вдобавок стены локаций расширятся до настоящего открытого мира, а вселенную игры помогает прорабатывать именитый фэнтезист Джордж Мартин.

Однако фаворитом редакции «Виртуальных радостей» оказалась игра Horizon Forbidden West, первый трейлер которой нельзя смотреть без замирания сердца: вот он мир, куда хочется пропасть навсегда. И без того удивительная вселенная, где Каменный век встречается с металлическими животными, расширилась в новые климатические зоны, героине Элой открылись подводные уровни, а фауна разнообразна как никогда. Возможно, мы увидим клон Zero Dawn – и это уже неплохо при ее-то оценках. Возможно, серия позволит себе эволюцию. Но в любом случае пройти мимо этой игры, кажется, просто невозможно.

№250
Яндекс.Метрика