Имя Зверя. Ересиарх

Posted by Anuriel on марта 30, 2020 - 20:03

Книга: Яцек Комуда, авторские сборники «Имя Зверя» и «Ересиарх», повести и рассказы.

Издательство: АСТ, 672 стр., твердая обложка, 2019 год.

Жанр: темное фэнтези, мистика, детектив.

Вот скажите: есть ли резон вымучивать на потребу публики невиданные фэнтезийные миры, которые, при более детальном ознакомлении с ними, чаще всего все равно оказываются средненькой или только чуть лучшей компиляцией из уже читанного, — если «удивительное рядом»? Тем более и сами авторы фэнтези не скрывают, что один из главных источников вдохновения для них — европейское Средневековье. Мало жутковатой инфернальности? Полноте! Это в Средневековье-то, когда процветали вера в ведовство, философский камень среди тех, кто шибко образованный, и самых разных богопротивных созданий, цель существования у которых одна — отвратить людей от богоугодных дел, а значит и спасения души?!

Яцек Комуда, авторские сборники «Имя Зверя» и «Ересиарх», повести и рассказыПоляк Яцек Комуда здраво рассудил, выбрав местом действия одного из своих фэнтезийных циклов средневековую Францию с ее еще живыми идеями гностического толка и назначив главным героем этого цикла легендарного разбойника-поэта Франсуа Вийона. Впрочем, говорить «выбрал» не совсем верно: все-таки повести и рассказы обоих циклов создавались не приступом, как единая задуманная работа, а на протяжении многих лет. Но это уже частности, к тому же такая неспешность, когда сборники пополняются как бы сами собой и путем естественным, а не форсированным, в литературе можно только приветствовать.

Итак, перед нами семь отдельных произведений, связанных с тем или иным эпизодом из жизни Вийона — вымышленными, разумеется, пусть иногда основой для дальнейшего вымысла и служил реальный туманный факт. Что интересно, во многих из этих рассказов поэт играет роль эдакого оккультного детектива, что докапывается до сути разных мистических событий. Конечно, Вийон никак не классический типаж, наподобие тех же Карнаки или Джона Сайленса у Ходжсона или Блэквуда. Ни о какой солидной утонченности в случае Франсуа (вот уж где «проклятый поэт», Бодлер и компания отдыхают в сторонке!) как литературного образа говорить не приходится. Напротив, разного рода уважаемые (но при этом не менее порочные) представители своего общества поручают ему самую грязную работу как раз потому, что, якшаясь с натуральными отбросами, тот может многое разнюхать. Здесь, кстати, стоит обратить внимание на то, что Комуда тонко прочувствовал исторический момент и совершенно оправданно сделал акцент на события или околорелигиозные, или прямо связанные с организованной религией, жизнью монастырской и церковной. И в самом деле, не все ж горгульями или монструозным жеводанским волком заменять модных у современников зомби и вампиров.

Впрочем, и настоящему зомби-экшену место у писателя нашлось («Dance Macabre»). Многие произведения у него вообще без проблем связываются с самыми актуальными жанрами. «Ересиарх», например, местами жестокий сплаттерпанк, а «Далеко до неба» — магический реализм. «Море и монастырь» повествует о мстительных призраках, причем те не размениваются по мелочам, но прямо обрушивают всю мощь водной стихии на злополучную обитель. Правда, и веская причина у них на то имеется. И, как уже говорилось, упор на исторический фон — лучшая находка Комуды, без которой сборники, не исключено, и внимания не заслуживали бы. А так отлично читается история о жажде спастись любой ценой, даже если для этого придется проявить жестокость зверя из апокалиптического пророчества («Имя Зверя»). История о ложной вере, в которой мы сталкиваемся, скажем так, с богом-подменышем («Господь из дуба»). История о фанатичном архитекторе, закабалявшим людские души для строительства своего невиданного собора («Дьявол в камне»), — очень редкий мотив, в чем-то пересекающийся с таковым из фильма «Фантазм».

Главным недостатком сборников назову их язык: зачастую он скатывается до сценария средненьких боевиков, из-за чего многочисленные историзмы, значение которых смотришь в сносках и которые призваны работать на стилизацию, выглядят даже и глупо. Впрочем, несмотря на это читается все равно увлекательно, книга неплохо развлекает — а на большее она вроде как и не претендует. Жестокие орки или кто там еще, говорите? Вы просто не знаете, как развратный поэт обращается со средневековыми женщинами! С другой стороны, не нам из теперешнего толерантного далёка судить об этом, пусть как раз здесь, в отличие от красочно прописанной Комудой небывальщины, он вряд ли выдумывал.

U$D

№230
Яндекс.Метрика