Игра 2016 года. Жанры
Нынешние итоги года получились примечательными сразу по двум причинам. Во-первых, в каждой номинации имелся внушительный список сильных претендентов, и можно сказать, что по итогам 2016 года выиграли мы с вами – то есть игроки. Вторая особенность в том, что главная награда не досталась ни одному «кандидату от жанра»; победила игра, которая ни в одной другой номинации не получила первенства. Более того, в борьбе с ней сдались точно такие же «мультиклассовые» игры. Наверное, в этом дух времени: игровой проект будущего должен искать компромиссы и нравиться всем. Кстати, в «Ожидаемой игре» нечто подобное и получилось.
Ах да, в номинации «Разочарование» тоже была нешуточная давка… Так что снимаем розовые очки. И со всей серьезностью и пафосом представляем на ваш суд самые-самые игры 2016 года.
Лучший шутер
Победитель: DOOM.
Претенденты: Overwatch, Battlefield 1, Titanfall 2, Superhot, Call of Duty: Infinite Warfare.
Выбор читателей: DOOM.
2016 год нас порадовал на удивление большим количеством хороших и разнообразных шутеров, потому гонка за первое место была очень интересной. EA выбрала крайне неудачное время для выхода Titanfall 2. Этот зрелищный шутер, к сожалению, остался в тени Battlefield 1 и Call of Duty: Infinite Warfare. Отличная однопользовательская кампания и одна из лучших сетевых кампаний 2016 года не помогли игре заработать вменяемое количество денег, что ставит под угрозу выход триквела. Но в нашем рейтинге Titanfall 2 занимает достойное место.
Очередной тир серии Call of Duty вышел из-под крыла Infinity Ward. Несмотря на огромное количество дизлайков под трейлером игры, Infinity Warfare стала одной из самых продаваемых игр 2016 года. В не самой плохой одиночной кампании главным антагонистом выступал герой Кита Харингтона (Джон Сноу, «Игра престолов»), что оставило приятное впечатление об игре. Как и «одиночка», хороший мультиплеер помог новой части «колды» попасть в рейтинг лучших шутеров 2016.
Одной из самых скандальных игр 2016 года стала Overwatch, попав по многим причинам на первые полосы игровых изданий. Но мы не будем обсуждать анатомические подробности персонажей игры, скажем лишь, что несмотря на весь скепсис игроков по поводу дебюта Blizzard в жанре шутер, Overwatch вышла отличной, сбалансированной, полной контента игрой, которая будет развиваться еще многие годы.
Блистательный мультиплеер и неожиданно хороший сингл помогли стать Battlefield 1 одной из лучших игр в серии и 2016 года вообще. Не в каждой игре можно пострелять с дирижабля, заколоть противника сапёрной лопаткой, а потом бегом спасаться от зарина. Браво EA!
А лидером стал он. Герой. Нет, мастодонт! Самая мясная стрельба, самые яркие монстры, самые мощные пушки. Легендарное возвращение DOOM было одним из лучших игровых событий 2016 года, и он уж точно становится лучшим шутером по мнению нашей редакции и наших уважаемых читателей.
Лучший экшен
Победитель: Uncharted 4: A Thief`s End.
Претенденты: Quantum Break, Tom Clancy’s the Division, Dishonored 2.
Выбор читателей: Dishonored 2.
Прошлый год не был скуп на экшены, но далеко не все получились хорошими. The Division от Ubisoft был воплощением стратегии этой компании в 2016 году: игра получилась хоть и хорошей, но пустой. Много глупых шагов со стороны Ubisoft, малое количество контента, средней руки стрельба, толпы одинаковых врагов стали грудой камней преткновения, из-за которых игру забыли почти сразу же на старте. И хотя затем игра пошла на поправку, так что в инертной нише MMO у нее остается будущее, все же в сингле The Division смыл поток многочисленных сильных конкурентов.
Quantum Break от студии, подарившей нам Макса Пейна и Алана Уэйка, стала тёмной лошадкой для Xbox One и Windows 10. Неплохая игра сыскала не очень большое количество фанатов попросту из-за непопулярности платформ, а также слабой технической реализации. Игру похоронили вместе с Xbox One. И если у консоли ещё есть шансы на выживание, то у студии Remedy вряд ли.
Лучшим экшеном по версии наших читателей стала Dishonored 2 – великолепное продолжение истории Корво. Игра сочетает в себе прекрасные возможности стелса для любителей скрытного прохождения и превосходные сражения для любителей оружия и убийств. Не очень глубокий сюжет компенсировала прекрасная атмосфера, изумительные персонажи и замечательный арт. Игроки сразу же влюбились в сиквел и ждут продолжения с нетерпением.
А вот победитель по версии редакции – Нейтан Дрейк вместе с Uncharted 4: A Thief’s End. В последний раз сыграв за Дрейка, только наш суровый автор Александр Демидов не смахнул скупую слезу со щеки. Игра получилась трогательной, интересной и насыщенной экшеном – идеальное завершение серии. Рядом с Нейтаном всё рушится, ломается, но он в последний момент хватается за верёвку и убегает от неприятностей. За это мы любим серию и надеемся, что Naughty Dog будет и дальше радовать игроков такими же качественными играми.
Лучшая ролевая игра
Победитель: Dark Souls 3.
Претенденты: Final Fantasy 15, Grim Dawn, Tyranny.
Выбор читателей: Deus Ex: Mankind Divided.
Лучшую ролевую игру с каждым годом выбирать всё тяжелее. Они множатся, и они очень разные. С одной стороны, есть небанальные жанровые гибриды, с другой — гриндилки, с третьей — старомодная изометрия с кучей текста, с четвёртой — какие-нибудь песочницы, где ролевые элементы являются большой надстройкой над экшеном. И в каждой категории находятся замечательные игры.
В этом году у нас было продолжение The Banner Saga — чудесного мультижанрового приключения по скандинавским мифам. Obsidian выдала реиграбельную злодейскую RPG Tyranny — обязательную вещь для тех, кому нравится олдскул. Grim Dawn оказался приятным сюрпризом для тех, кому нравятся кооперативные Diablo-клоны. The Techomancer дал возможность стать джедаем на Марсе. Ну, и Final Fantasy 15 оказалась своеобразной, но очень хорошей игрой, способной затянуть даже тех, кто не любит японские вещи.
Но большинство в нашей редакции не смогло забыть Dark Souls 3. Она великолепная во всех отношениях: самобытная и стильная, душевная и одновременно недружелюбная, жестокая и справедливая. В ней обманчиво простая прокачка, где ты часто слишком поздно понимаешь, что качаться нужно было иначе. В ней нет экшена — в ней есть спорт. Однако самое важное — у неё получается быть не только игрой. И не только замечательным средством от стресса. Она воспитывает. Dark Souls 3 удалось то, что ни одной другой ролевой игре в прошлом году: она прокачивает тебя самого. Учит дисциплине, терпению, спокойствию и упрямству. Учит, что неважно, сколько ошибок ты совершил — рано или поздно всё получится. Учит, что никогда нельзя сдаваться, и каждый провал лишь делает тебя сильнее.
Лучшее приключение
Победитель: Inside.
Претенденты: Firewatch, Oxenfree, The Town of Light, The Last Guardian.
Выбор читателей: Inside.
Приключение — захватывающее происшествие, неожиданное событие, цепь волнующих и запоминающихся событий... За последние пять лет понятие «приключенческая игра» претерпело существенные изменения. Еще не так давно, говоря о видеоигровых приключениях, мы вспоминали, например, поиски легендарной Шамбалы Натаном Дрейком или историю выживания на таинственном острове юной и начинающей расхитительницы гробниц Лары Крофт. Однако с каждым годом маленькие и личные проекты от независимых студий все чаще всплывают в памяти, когда речь заходит о самых интересных и эмоциональных моментах, которые подарили нам видеоигры в уходящем году. Поэтому неудивительно, что единственным ААА-проектом, претендовавшим на звание «Лучшее приключение» 2016 года, оказался The Last Guardian, который, несмотря на весь свой производственный бюджет и почти десятилетний срок разработки, чувствуется и играется как самая настоящая инди-игра. И все же чего-то новой работе Фумито Уэды не хватило, чтобы безоговорочно покорить наши сердца. В свою очередь наиболее близко к победителю подобрались психологический хоррор The Town of Light, подростковый триллер Oxenfree и симулятор ходьбы Firewatch.
А наш выбор в номинации «Лучшее приключение», который, к слову, также совпал с победителем читательского голосования, пал на платформер-головоломку Inside — историю о мальчике в красной рубашке, который путешествует по странному миру и сталкивается со странными людьми и животными. Новая работа от студии Playdead во многом похожа на их предыдущий проект Limbo: такая же мрачная, депрессивная, полная скрытых смыслов и аллюзий игра-повесть с 3-4 часами геймплея и бурей эмоций от этого захватывающего и крайне необычного приключения.
Лучшая стратегия
Победитель: XCOM 2.
Претенденты: Hearts of Iron 4, Shadow Tactics: Blades of the Shogun, Civilization 6.
Выбор читателей: XCOM 2.
Со стратегиями в 2016 году сложилась двусмысленная ситуация. Ясно, что на голодном пайке поклонников жанра не держали, сильные проекты выходили постоянно. Странность в том, что традиционно ведущие поджанры: глобальные, пошаговые стратегии, RTS – не очень-то собирали восторженную аудиторию. Total War: Warhammer – интереснейший эксперимент, но все скривили нос от слабого баланса. Civilization 6 безумно увлекательна, но очевидно сыра. Доработки требует и Stellaris, сколько ни хвали ее за новаторство. Homeworld: Deserts of Kharak и Ashes of the Singularity вообще не тянут на высшую лигу, хотя задатки имели серьезные. Разве что Hearts of Iron 4 с честью защитила имя Paradox, и здесь скорее традиционно высокий порог вхождения не пустил игру в топы по итогам года.
В то же время тактики, которые ближе по духу ролевым играм и даже экшенам, чувствуют себя сегодня на вершине востребованности. Shadow Tactics успешно оживила серию Commandos – и никто уже не протестует против хардкора, наоборот – восхищаются проработкой уровней. И что прикажете делать той же Civilization, где карты генерируются случайно? Рвать на голове волосы. Далее в тактиках есть характеры, персонажей попросту чувствуешь каждую минуту игры – этого не заменить роликами и брифингами. Захотел – добавил зрелищности: взрывов, разрушений, супербоссов, засад. Сегодня это везде, и тактики предлагают то же самое, только в пошаговом виде. Что остается большим стратегиям? Зарабатывать дополнениями и сетевыми режимами, то есть дрейфовать куда-то в сторону MMO.
Все же надо признать, что лучшей стратегией 2016 года стала игра, объединившая достоинства тактики и глобальной стратегии – XCOM 2. В новом раунде войны с пришельцами мы сами создаем глобальную организацию и на собственное усмотрение сбиваем команду бойцов – но едва ли к ним меньше привязываешься, чем к героям командной RPG. Случайная генерация карт не ломает баланс, а только делает миссии более непредсказуемыми. Добавьте к этому дружественную политику Firaxis, когда под их крылом выросли такие масштабные моды, как XCOM 2: Long War 2 – разве не это идеал игрового проекта?
Лучшая спортивная игра
Победитель: Steep.
Претенденты: NBA 2K17, FIFA 17.
Выбор читателей: FIFA 17.
Каждый год разработчики и издатели радуют поклонников классических видов спорта очередным выпуском FIFA, NBA, Madden NFL и NHL. Это игры всегда продаются огромными тиражами и, слегка меняя некоторые игровые механики, остаются верны традициям серий. Иногда, правда, изменения бывают куда более заметными. Например, в прошлом году NBA 2K16 обзавелась полноценной сюжетной кампанией, а уже в этом году аналогичный режим получила и новая FIFA — победитель пользовательского голосования. Однако вряд ли это способно как-то принципиально изменить общие ощущения от игрового процесса. Отчасти поэтому нашим прошлогодним победителем стала веселая и увлекательная Rocket League, вырывающая игроков из общей рутины классических спортивных симуляторов. И, в определенной степени, именно получение нового-старого игрового опыта стало причиной выбора Steep победителем в номинации «Лучшая спортивная игра» 2016 года.
Steep — это классический проект от Ubisoft. Игрок путешествует по условно открытому миру, изучает окружение и «забирается» на местные вышки. Только вместо выполнения очередного побочного задания мы будем летать в вингсьюте или рассекать на сноуборде, совершая впечатляющие воздушные па. И хотя игра не предлагает никакого принципиально нового геймплея — почти все это мы уже видели в других симуляторах экстремального спорта (например, в SSX) — новый проект от Ubisoft оказался крайне своевременным релизом! Ведь хороших больших игр, связанных с зимними развлечениями, для нынешнего поколения консолей и, соответственно, персональных компьютеров просто нет. А отвлечься от суеты и, например, порассекать на сноуборде под Bomfunk MC's «Freestyler» (пусть и виртуально) порой очень хочется. И сегодня только Steep может подарить вам подобные ощущения.
Лучшая головоломка
Победитель: The Witness.
Претенденты: Unravel, The Turing Test, Yesterday Origins.
Выбор читателей: The Turing Test.
В последние годы жанр головоломка находится в ужасном состоянии: новые игры выходят редко, а те, что выходят, чаще всего оказываются дешевыми поделками, в лучшем случае руки Daedalic. Но постараемся не унывать и посмотреть на претендентов на звание лучшей головоломки. Первой игрой, которая не смогла выиграть данную номинацию, стала Yesterday Origins. Довольно хорошая головоломка с крепкими корнями вроде Runaway стала ярким событием 2016 года. Неплохие задачки, интересный сюжет и необычный вид игры завоевали сердца многих читателей, и потому Yesterday Origins хоть и не становится победителем, но остается почетным номинантом. PS4-эксклюзив Unravel стал одной из самых милых игр 2016 года. Загадки, основанные на физике предметов, легли в основу тёплой ламповой истории про красного вязаного кота, который помогает бабушке найти фотографии, хранящие воспоминания о её прошлом. Ситуация с The Turing Test достаточно забавная: игра практически полностью копирует небезызвестную серию Portal, но при всём этом является достаточно самобытным продуктом. В игре хороший бэкграунд: здесь очень крутые записки, да-да, и даже аудиодневники с интересными научными теориями и гипотезами. При этом, что удивительно, игре не понадобился пиксел-арт, чтоб её смогли полюбить. Наши дорогие читатели считают так же и поэтому отдали игре первое место. Наша редакция имела наглость не согласиться и отдала первенство проекту Джонатана Блоу – The Witness. У игры на вид простой геймплей, где нужно провести линию из одной точки в другую, но на деле это становится такой головной болью к середине игры, что к своему удивлению осознаёшь, что решаешь одну и ту же головоломку уже минут десять, и выключаешь консоль. Однако через полчаса ты понимаешь, как её нужно было решить, и возвращаешься. Очень интересная визуально, наполненная кучей смыслов, которые каждый волен трактовать, как ему угодно, обладающая каким-то невероятным количеством сложных головоломок, The Witness по праву принимает на голову лавровый венок. Если ещё не пробовали, то обязательно поиграйте.
Лучшая MMO
Победитель: Tom Clancy’s The Division.
Претенденты: Pokemon Go.
Выбор читателей: World of Warcraft: Legion.
В 2016 году ММО-игры были предметом обсуждения в самых разных контекстах. Так, психологи и политики возделывали благоприятную почву хайпа по Pokemon Go — игре с дополненной реальностью, которая заставила играть тех, кто сроду не играл в игры, и сподвигла оторваться от консолей или ПК и «растрясти жирок» тех, кто «мобилки» и играми-то никогда не считал. Фанаты WoW вновь обнажили мечи, взялись за топоры и подняли стяги Орды с выходом дополнения Legion, в котором разработчики фактически с нуля переработали большую часть игровых механик, в результате чего перед пользователями предстала чуть ли не новая игра. И старания Blizzard явно не остались незамеченными: World of Warcraft: Legion стал победителем пользовательского голосования на сайте «Виртуальных радостей». Но, пожалуй, самым необычным и запоминающимся ММО-проектом года, которому мы и отдали свои предпочтения, стал Tom Clancy’s The Division — ролевой экшен в довольно реалистичном для жанра ММО-игр сеттинге. Заснеженный Нью-Йорк, перестрелки на городских улицах, исследование темной зоны и полноценная сюжетная кампания — The Division легко могла увлечь на пару десятков часов. Однако спустя 30-40 часов игры в ней становилось нечего делать. Сюжет пройден, максимальный уровень достигнут, побочные задания выполнены. Разработчики планировали постоянно пополнять игру контентом, однако в итоге большую часть 2016 года потратили на исправление внутриигрового баланса. Поначалу многие не оценили рвение Ubisoft Massive и забросили игру. Однако создатели, исправив все недоработки релизной версии The Division, вернулись к своему плану (уже вышли первые два крупных дополнения, а третье — на подходе) и постепенно возвращают веру игроков в будущее проекта.
Лучшая гонка
Победитель: Forza Horizon 3.
Претенденты: F1 2016, Trials of the Blood Dragon.
Выбор читателей: Forza Horizon 3.
Голосование в этой номинации – скорее дань традиции, чем необходимость. Во-первых, в прошлом году было всего три достойные гонки, и все они победители на воображаемом призовом пьедестале. Во-вторых, в конце сентября вышла игра, которая ослепила своим сиянием виртуальный гоночный мир и, возможно, не оставила шансов конкурентам на годы вперед.
Среди претендентов необычно выглядела Trials of the Blood Dragon. Вы помните дополнение к Far Cry 3, сделанное в ядовитом стиле киберпанковских боевиков прошлого века? На основе этого мира была придумана гоночная игра с трюковыми заездами на мотоциклах. Очень яркое произведение с пафосной историей, подаваемой через стильные мультики. Но все же это не совсем та гонка, которая нужда любителям высоких скоростей, да и расценивается она скорее как дополнение к дополнению.
Более серьезным претендентом на победу стала F1 2016. Бесспорно сильный проект, сделанный мастерами с большим старанием. Вы не найдете другой игры, настолько достоверно передающей дух самых элитных скоростных заездов планеты. F1 приглашает за кулисы этого мира, позволяет попотеть в офисе, решая организационные вопросы своей команды, проконтролировать работу механиков в боксах. Она также заставляет заботиться о болиде, проводить тонкую регулировку параметров. Все так же на месте квалификация и турнирные таблицы. Здесь нет места случайным прохожим, каждый заезд нужно продумывать до мелочей: какая погода, что со сцеплением, когда заехать на пит-стоп? Это отличная игра, настоящий рай для любителей королевских гонок. F1 2016 заставляет снять кепку и уважительно кивнуть разработчикам, однако не пробирает до глубины души.
А Forza Horizon 3 восхищает с первых минут. Она не станет грузить вас сложной физикой и строгим регламентом. Эта игра про свободу, которая дарит много возможностей для того, чтобы игрок почувствовал ее. Огромный открытый мир, куча разнообразных автомобилей, проработанных до мельчайшего винтика на приборной панели, возможность самому организовывать соревнования. Пронизанная музыкальным ритмом, обладающая жизнерадостной картинкой она создана для отдыха и дарит истинное удовольствие от виртуального вождения. Поэтому ее победа в номинации закономерна и неоспорима.
Лучший файтинг
Победитель: Street Fighter 5.
Претенденты: The King of Fighters 14, EA Sports UFC 2, WWE 2K17.
Выбор читателей: Street Fighter 5.
В первые шесть месяцев 2017 года на прилавках магазинов появятся Injustice 2 и Tekken 7 — одни из самых ожидаемых файтингов последних лет. К сожалению, не каждый год может похвастаться такими мощными жанровыми релизами. Так, прошедший 2016 год не подарил нам ни одного по-настоящему запоминающегося файтинга, который можно было бы смело назвать лучшим.
В марте 2016 ЕА выпустили вторую часть EA Sports UFC, посвященную ММА-боям. Сиквел заметно переработали по сравнению с оригиналом: реалистичная графика, доработанная анимация и новая система захватов и нокаутов. Всего этого было достаточно, чтобы «залипнуть» за игрой на пару вечеров и затем благополучно про нее забыть. Схожая судьба постигла и WWE 2K17 — не самый качественный файтинг, но, пожалуй, единственный стоящий представитель жанра, посвященный рестлингу.
Откровением года стал The King of Fighters 14 — очередная часть безумно популярных в Японии аркадных «драчек» от студии SNK. Но ни количество контента, ни отсутствие новинок-конкурентов, ни перевод игры в 3D не позволили The King of Fighters 14 стать чем-то большим, чем еще одним нишевым проектом, способным заинтересовать лишь поклонников жанра.
Не удивительно, что ввиду отсутствия какой-либо конкуренции лидером пользовательского голосования и выбором редакции в категории «Лучший файтинг» стал Street Fighter 5. Да, на старте в игре было преступно мало контента: тренировка и пара сетевых режимов. Да, полноценная сюжетная кампания появилась в Street Fighter 5 лишь летом, а скудный ростер бойцов разработчики предлагают пополнять за деньги. Но, как выяснилось, комплексной игровой механики и продвинутых социальных функций оказалось достаточно, чтобы признать Street Fighter 5 лучшим файтингом 2016 года.
Комментарии
Все играют в Pokemon Go, а я в Crazy Chicken, типа вот: ky-ky.net. Ибо классика бессмертна)