Гелий-3

Posted by Anuriel on августа 19, 2020 - 02:56

Книга: Ярослав Гжендович, роман «Гелий-3».

Издательство: АСТ, 512 стр., твердая обложка, 2020 год.

Жанр: социально-научная фантастика.

(заставка)

Его цель — набрать лайки и оседлать хайп. Пункт «срубить бабла» прилагается. Ведь он — ивентщик. Его зовут Норберт. И он живет в 2058 году.

(склейка)

Ярослав Гжендович, роман «Гелий-3»Из общего плана величественного некогда Дубая выхватывается эшафот. Джихадисты готовятся казнить двух неверных. Он уже там. Скоро случится Событие, ивент. При нем верный коммуникатор-омнифон и солнечные гаджет-очки (поправить рукой — и вшитые под кожу импланты запустят программы). Ему по барабану, что транслировать, им — без разбору, что поглощать. Так пусть МегаНет и еще подавится! В конце концов, за куски отваленных ему мегаевро он, вернувшись домой, в отстойник Варшавы, купит себе на нелегальном рынке и краковской, копченой на щепе, колбасы, и натурального виски.

(склейка)

Замес на улицах. Спасительный инкогнито подкрался незаметно. Джихадисты в рай к Аллаху. Шейх спустил полицию — тачки премиум-класса, европейцы такие видали разве что на исторических картинках. Норберт мечется, не разбирая дороги. Мимо грузовик. Подобрал. Там же освобожденные неверные. Коллективный инкогнито недоволен съемкой. «Омник», прощай! Со спасательского плеча — банкнота на рикшу до гостиницы. По улицам как без рук и без штанов, поелику без «омника» и прочих костылей комфортной (всё относительно) жизни. Интернет-бар. Трансфер копий отснятого с «теневых облаков». Монтирует. И в пасть МегаНета. Спасен!

(склейка)

Темный зал ожидания в пересадочном Париже. Норберт впервые за долгое время точно видит саму реальность. Видит, как женщина отгоняет от себя мух, которых нет, как другая кормит грудью младенца, которого не существует. Он думает, что все они сумасшедшие, и что он тоже сумасшедший, и что мир этот— мир сумасшедший. Возможно, он просто голоден — наличные мало где принимают, а универсальный, безотказный, все проблемы решающий «омник» разбит в Дубае. Возможно, он просто вымотан: приходилось тащиться по бездействующим траволаторам, а теперь вот он мерзнет в холодном зале ожидания. Европа живет по принципам «глубинной экологии»: резко снизив свое энергопотребление и отказавшись от топливного расточительства, добровольно расплачивается за оставленный прежде «углеродный след». А возможно, ставший вдруг как-то слишком реальным Норберт на время позабыл, что все вокруг него погружены в реальность дополненную, виртуальную.

(склейка)

На конспиративной встрече Тайного общества дегустаторов (да здравствуют копчености, алкоголь и травка!) он познакомился с неким Робсоном, официантом элитного ресторана «не для всех». Тот поведал ему о кутежах, которые там, в особом зале, закатывают «сильные мира сего». Посоветовал: «Сделай ивент». И раздразнил аппетит перспективой зажаренных панд. Это обещало просмотры, много просмотров. Но легко сказать… Как пронести технику в режимно охраняемое помещение, даже если тебе и пообещали беспроблемную аутсорс-смену? Требовалось разыскать Механика — параноика, маниакально меняющего «адреса, пароли, явки».

(склейка)

И вот — он официально другой человек, Норман Рольски, наслаждается чудесно спасенной жизнью в захолустье румынских Карпат. Прежний Норберт официально же мертв — растворен в кислоте теми, кто шел за ним по пятам после оглушительно нашумевшего ивента. (Напичканные психотропами танцовщицы управляются с пульта, подобно куклам, со смаком поедаются мозги живых еще обезьян.) Впереди — Луна. «Илон Маск ближнего прицела» и его корпорация тайком добывают там ценный ресурс — и пора бы поведать об этом миру, для чего и нужен профи. Устойчивое развитие, глубинная экология, продукты из синтетики неизбежной приправой, — что за чушь?! Всё созданное человеком разумным затмится творениями исступленных.

(склейка)

«Вам не место здесь, убирайтесь домой, на Землю. Индивидуальность — аномалия, вера в исключительность индивидуума недопустима». Видение оборачивается темной массой, и та пожирает живое. Его последняя запись…

Комментарий

«Гелий-3» вышел в 2017-м, но его издание на русском именно сейчас — не иначе как провиденциальный, в момент покупки прав, акт издательства. Как вам сцена насильственной вакцинации, с привлечением армейских, «отсталых слоев населения», например? А так да, роман, в соответствии со сквозным своим мотивом, — как несколько сумбурный стрим-ролик, но это, вопреки мнению многих критиков, никак его не портит. Экшен сменяется более чем «мягкой» антиутопией, та плавно перетекает в нетолерантную политическую сатиру, последняя треть книги — классическая НФ, с экшен-завершением и кодой в духе spacehorror. Кстати, и стилистически текст не чурается экспериментов — хотя кому-то слог, вероятно, и покажется излишне вычурным.

Антураж романа я бы определил как посткиберпанк. Всего правильнее понимать это как указание на переосмысление самой киберпанк-концепции. В мире, где можно на время сделаться сверхчувствительной «камерой», проглотив пилюль, или где закапывают себе в глаза нанолинзы, главным — чем и занимается хрестоматийная частная корпорация — оказывается все-таки самое что ни на есть кондовое материальное производство, добыча идеального топлива.

U$D

№243
Яндекс.Метрика