Это какой-то кошмар. Хорроры с претензиями и нереализованными амбициями

Posted by Anuriel on мая 17, 2020 - 11:36

Что бы там кто ни говорил, что хоррор-жанр уже давно не в маргинальном гетто, на ужасы и на саму нишу, куда метят проекты, имеющие целью напугать, многие по-прежнему смотрят косо. Может, уже и не как на что-то недостойное, чем и заниматься-то постыдно, но как на что-то малосерьезное — это точно. Отчасти в этом виноваты и сами производители хоррора — те халтурщики, которые ищут легких путей: упорно используют заезженные приемы и эксплуатируют жеваные-пережеванные темы. Однако нередко случается и так, что и тема как будто вполне себе годная, и исполнение ниже добротного уровня не проседает, а местами так даже и до дрожи удивляет, а все равно что-то не клеится. Применительно к играм в данном случае следует говорить также и о недоработках в геймплее, по причине чего хоррор-игра на каком-то своем этапе и начинает вызывать чувства какие угодно, но только не страх. Сегодня мы расскажем о пяти проектах, так или иначе связанных с хоррором, которым самые разные их недостатки — при наличии несомненных достоинств — помешали стать событием, по крайней мере локальным, в своей нише. Надеемся, будет жутко интересно.

Neverending Nightmares

Что не так: слишком много лишнего и только мешающего в геймплее.

Еще на стадии разработки эта игра привлекла к себе внимание своим броским арт-дизайном, в котором черно-белые рисунки карандашом, кое-где затушеванные, подкрашивались время от времени кровавыми чернилами. В итоге большинство оказалось разочарованно игрой, и тем не менее именно Neverending Nightmares является, может и на субъективный взгляд, лучшей из данной подборки. Уж в больно глубокие слои подсознания она вгрызается, один за другим обращаясь к вопросам смерти, самоубийства, причинения зла близкому — вплоть до темы инцеста. И все это подается через блуждания главного героя по своим ночным кошмарам, что представляют собой бесконечные коридоры то его же собственного особняка, то клиники.

Neverending Nightmares

Сюжета как будто и нет, или же о нем можно говорить только как о чем-то фрагментарном — и при этом в игре три концовки, путь к некоторым зависит буквально от случайного поворота. Куклы с разбитыми фарфоровыми лицами и букетиками цветов в ручонках; двойник главного героя, очевидно покончивший с собой; младенец-переросток; доходяги в психиатрической клинике; мертвая девушка в гинекологическом кресле, над которой надругались — эту игру разработчикам следовало делать на пример какой-нибудь Layers of Fear: ходим — и ничего больше. А меняющаяся понемногу обстановка вокруг, внезапная тьма, неожиданные локации, вроде тропинок в лесу, нагнали бы жути сами: параноидальная и злокозненная атмосфера игры воистину великолепна, есть в ней что-то экзистенциальное.

Увы, но Neverending Nightmares была испоганена добавлением к «ходим» как бы геймплейного «и дохнем». Не часто, и все же: прятаться от огромного младенца в шкафу; высчитывать секунды, чтобы прошмыгнуть мимо психов, не то загрызут; убегать от девочки с ножом — это лишнее настолько, что просто бесит. И ладно бы только бесило — подобное разрушает всё, как бы странно ни звучало, мрачное здешнее очарование. Но все-таки после открытия даже и всех концовок теряешься: та девушка с кровоточащими глазами — она кто? Сестра, жена, дочь главного героя? Да и сам он — тот ли мужчина с одышкой, который так плохо бегает, и кошмарам которого мы причастились? Может, он все еще мальчик с виденного нами в комнате семейного портрета?

Neverending Nightmares

Pineview Drive

Что не так: слишком стереотипно и даже старомодно, а также затянуто.

Эта игра — точно воплощение классического сюжета «особняк с привидениями», и самое стоящее в ней — как раз огромный особняк, в котором нас старательно — и довольно качественно — пугают всякой чертовщиной, видимой и невидимой. Сама же история донельзя стандартная: мужчина в летах приезжает в дом, где двадцать лет назад он поселился с молодой женой, а та через несколько месяцев бесследно исчезла. Разумеется, он надеется докопаться до сути хотя бы через два десятилетия.

Вот только история подается нам не слишком изящно: сперва — через записки, причем совсем неинформативные, а потом — через обрывки фотокарточки, которую по ним нужно восстановить. В доме нам предстоит провести ровно тридцать дней, вернее ночей, действие игры ведь разворачивается именно по ночам. И подобная затянутость представляется главным недостатком Pineview Drive: заниматься нам из ночи в ночь приходится одним и тем же. Мы шаримся в потемках, ввиду «атмосферного» недостатка освещения, ищем записку (обрывок фото) и ключ, которым можно открыть прежде запертую дверь или какой сундук, время от времени сталкиваясь с чем-нибудь жутким. Уже дней через десять это откровенно надоедает, тем более что и «пугалки» прибавляют разве что в количестве, но никак не в качестве.

Pineview Drive

В общем, будь эта игра короче раза в три-четыре, однозначно выиграла бы. Может, скримеры и считаются затасканным приемом, но здесь они выполнены на действительно стоящем уровне, паранормальщина из особняка выглядит по-настоящему потусторонней. Именно поэтому Pineview Drive выбивается из сонма подобных ей поделок и представляет определенный интерес. Также отметим, что месяц назад вышло идейное продолжение игры — Pineview Drive: Homeless. Но ни работы над ошибками, ни, соответственно, чего-то нового от нее ждать не стоит.

Tormentum: Dark Sorrow

Что не так: слишком изысканно и по-своему привлекательно стилистически — как будто в галерее побывали.

Если подходить к определениям формально, то эта игра — не хоррор, а «темное фэнтези». Дело, однако, в том, что «темное» в данном случае — это не dark, а натуральное the darkest. Запертого в клетке главного героя, чье лицо скрыто за капюшоном, по воздуху доставляют в тюрьму. В камере обнаруживаются скелеты тех несчастных, кто оказался здесь прежде. Безымянный герой понимает, что нужно бежать. Ему это удается — и дальше его путь пролегает через крепость, пустоши, разоренные поселения, поля сражений, буйно усеянные телами павших. По пути ему встречаются как люди, так и самые невообразимые создания — но и те, и другие, за редким исключением, будут одинаково жестоки и беспощадны. Даже механически, так сказать, жестоки и беспощадны — вплоть до изуверства, которое само по себе доставляет им в этом мире величайшее наслаждение. И вот это здесь пугает больше всего: та разновидность ужаса, что имеет своей причиной не что-то внешнее, но внутреннее, связанное с тем темным, что есть в глубинах человеческого естества.

Tormentum: Dark Sorrow

Но главное в Tormentum: Dark Sorrow — это ее великолепная стилистика, в которой безошибочно видится дань уважения творчеству Ганса Гигера — а оно, как известно, прочно соотносится с жанром хоррор. Несмотря на свою бюджетность, по части арта игра влегкую заткнет за пояс огромное число и самых именитых проектов. Геймплейно же она — квест с сильным уклоном в головоломки и почти без пиксель-хантинга. А вот история, что разворачивается в столь омерзительно притягательных, и это не оксюморон, декорациях, откровенно проходная: так пишут авторы самые посредственные, пряча швы, которыми соединяются избитые клише, за муками как бы морального выбора.

Резюмируя, можно сказать, что в эту малоизвестную игру стоит сыграть всем тем, кому небезразлична Гигер-стилистика, а также тем, кому просто хочется «мрачняка», поданного в фэнтезийных декорациях «темных веков». Если, конечно, сам жанр квеста не смущает.

Araya

Что не так: слишком мало восточного в номинально азиатском антураже.

Сразу скажем: мы включили эту игру в нашу подборку только потому, что хоррор-проектов с восточным колоритом на ПК можно пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки, а проходить мимо такого пласта хоррор-жанра, как японские (и в целом восточноазиатские) ужасы как-то не комильфо. По сути же своей Araya играется как, скажем, Outlast или Amnesia, разве что уровнем своим до них серьезно не дотягивает. И тем не менее.

Дело происходит в Таиланде. Девушка Арайя как сквозь землю проваливается в одной из местных больниц, которую после происшествия просто закрывают. Проходит время, и подруге Арайи на телефон приходит сообщение, из которого ясно, что Арайя жива и все еще в больнице. Мариса (подруга), как то было видено уже неоднократно, отправляется в заброшенное здание.

Araya

Понятно, что чего-то нестандартного от игры с подобной завязкой ожидать наивно. Мы исследуем больницу, и на этом — всё. Пугаемся скримеров, убегаем от монстров, решаем элементарные задачки: что-то найти, на что-то нажать, чтобы что-то открылось. Какой-то интерес в процесс вносит то, что играем мы не только за Марису, но и еще за двух персонажей, которые оказались в здании вместе с ней. Разработчики зачем-то решили упростить игрокам жизнь, сделав батарейки телефонов и фонариков героев «вечными», а сцены погонь полностью заскриптовав, чтоб мы, чего доброго, те не свернули не туда. Но от этого игра еще больше потеряла в атмосфере — как представитель своего жанра, разумеется.

А атмосфера здесь и так не самая выдающаяся — того же тайского колорита хотелось бы побольше. Это в принципе схожая проблема всех подобных проектов: Home Sweet Home, Paper Dolls Original, если из последнего. Дела обстоят примерно так же, как и с голливудскими ремейками культовых японских ужастиков. В общем, в сегодняшней подборке эта игра — самая слабая, и браться за нее стоит только в том случае, если попугаться хочется в антураже, который с натяжками можно определить как восточный.

Fran Bow

Что не так: слишком это квест, причем часто еще и нелогичный.

А вот эта игра — уже стопроцентный квест «старой школы»: куча собранного барахла в инвентаре, в котором нужно копаться, подбирая подходящее для применения, а также соединять самые разные предметы между собой. Сюжетно же Fran Bow повествует про девочку, которая оказалась в психбольнице после кошмарных событий, свидетелем которых стала. Ее родителей в собственном доме кто-то порубил на куски, и Фрэн, обнаружив их тела, схватила любимого кота и попыталась убежать куда подальше. Получилось не очень, и теперь врач с нездоровой тягой к экспериментам (год действия, примечательно, 1944-й) пичкает ее всё новыми лекарствами. В конце концов это дает «результат»: приняв таблетки, Фрэн начинает видеть мир по-другому. Ей открывается как бы изнанка реальности: она видит тени, что питаются страхами маленьких пациентов клиники, видит персонал в том облике, что отражает внутреннюю суть конкретного человека.

Fran Bow

На этой способности — переходить в альтернативную реальность— и построено решение очень многих задач в игре, хотя бы потому, что предметы для решения нужно собирать в обеих реальностях. Главный недостаток Fran Bow как квеста — обилие моментов, которые заставляют вспомнить о таком явлении, как «русский квест». Проще говоря – нелогичность, бывает, что и полная. При этом те же головоломки и аркадные эпизоды (есть тут и такие) особых нареканий не вызывают. Что до хоррора, то будем честны: картинка иногда, может, и жутковата, но напугать игра способна разве что детей и людей с крайне неустойчивой психикой. Но их, учитывая тему нашей подборки, мы выносим за скобки. А так — перед нами «страшная сказка», которой, будь это рассказ, наверняка нашлось бы место в антологии вроде «Папа сожрал меня, мать извела меня». В целом, довольно любопытный проект, пусть и крайне неровно исполненный.

***

На этом наш сегодняшний рассказ о малоизвестных играх, которые можно отнести к хоррорам, закончен. Мы изначально решили ограничиться теми проектами, где нет даже намека на экшен в любом его виде. Полагаем, что безоружность и уже поэтому беззащитность и уязвимость персонажей способствует максимальному погружению в липкую атмосферу страха. Но, конечно, чувство ужаса при должном умении разработчиков можно нагнетать вне зависимости от того, держишь ли ты в руках дробовик или нет.

U$D

№229
Яндекс.Метрика