Человек, который убил Дон Кихота

Posted by Anuriel on ноября 10, 2018 - 20:33

Название в оригинале: The Man Who Killed Don Quixote.

Жанр: несмешная комедия.

Режиссёр: Терри Гиллиам.

В ролях: Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Жуана Рибейру, Ольга Куриленко, Хорди Молья.

Продолжительность: 132 мин.

Искусство создало множество героев, обожать которых излишне вовсе не стыдно. Не обязательно речь о Гамлете, сгодится и Шерлок Холмс, и Остап Бендер. Дон Кихот где-то в начале этой процессии: в 2002 году Нобелевский комитет признал роман о нем лучшим литературным произведением всех времен. Картина «Человек, который убил Дон Кихота» – это сумасшедший восторг Терри Гиллиама в отношении героя де Сервантеса, и если вы другого мнения о романе, лучше проходите мимо. Вдобавок, как это бывает с творцами немолодыми и заслуженными, их бросает в рефлексию, местом действия становится съемочная площадка, а героем – потерявший вдохновение режиссер.

Человек, который убил Дон Кихота

Итак, Тобиас Граммет (Адам Драйвер) как раз такой режиссер, ему надо снимать фильм про Дона Кихота, но все идет наперекосяк. И вдруг оказывается, что десять лет назад Тоби уже снимал фильм про Кихота, да еще прямо в соседней деревне – ну кто мог такое знать? Ностальгируя по былому, Тоби внезапно обнаруживает, что старик, когда-то сыгравший для него главную роль (Джонатан Прайс), реально возомнил себя Доном Кихотом и геройствует в рыцарских доспехах на потеху всем туристам испанской провинции.

Далее можно сложить один плюс один и догадаться, что свихнувшийся на Кихоте актер ничем по сути не отличается от свихнувшегося на рыцарских романах самого Кихота. А скептик и прагматик Тоби закономерно занимает при нем роль Санчо Панса. После чего фильм следует роману, пусть и не буквально, но по духу – вполне. С такой завязкой «Человек, который убил Дон Кихота» имел шансы быть красочной комедией (чего и ожидаешь по трейлеру), пускай даже с мудрым подтекстом. Да только вышло наоборот: заумная драма с отдельными забавными перлами. Причем сетования насчет растоптанного идеализма и гибнущей рыцарской романтики серьезно погружают в меланхолию – и это убивает весь юмор. Отдельные сцены настолько злые, что смеяться потом долго не хочется, а ближе к финалу фильм уже и не пытается шутить. Зато рояли в кустах громоздятся в три этажа, и бредом это назвать нельзя разве лишь потому, что, наверное, все так и задумано. Но абсурд тоже так не делается! В какой-то момент надо отпустить поводья и погрузиться в поток иррационального, а здесь все очень по клеточкам, всему заготовлены разумные объяснения. Вот в фильме «Мертвец» такое путешествие удается, и к концу проникаешься, а Терри Гиллиам держит наготове спасательный круг, это видно, и поверить в приключение невозможно.

Человек, который убил Дон КихотаЕще одним несчастьем стал русский перевод – как раз тот случай, когда авторам хотелось быть грубыми, а переводчик боялся сказать слово «дерьмо». Культурный человек имеет право на эвфемизмы, но если они звучат правдоподобно, а не как разговор школьников в программе «Ералаш». «Человек, который убил Дон Кихота» надо смотреть с оригинальной дорожкой, иначе нет шансов выжить в сценах с Ольгой Куриленко и звездой смерти «Звёздных войн». Здесь нет плохой актерской игры, но она может быть гадкой или пошлой, если так надо по задумке автора.

Вообще фильм по-своему тонкий и профессиональный, но из тех, что заведомо должны провалиться. Можно сказать, что это плохой артхаус, снятый автором для самого себя. Из тех, когда нравится – смотри, не нравится – иди мимо, темнота ты бескультурная. Но есть и более ироничная версия: что Терри Гиллиам сам ударился в донкихотство, оказался не понят и высмеян за высокие свои убеждения. Ну пускай, раз так ему хотелось.

Anuriel

№222
Яндекс.Метрика