Антиутопия глазами Курта Уиммера (Equilibrium, Ultraviolet)

Posted by AlexS on декабря 29, 2020 - 17:25

Сценарист Курт Уиммер пока в качестве режиссера поработал всего над тремя фильмами (на подходе, правда, уже четвертый – ремейк «Детей кукурузы» по Стивену Кингу). Однако Курту уже удалось войти в историю благодаря как минимум одной картине, которая является самой что ни на есть образцовой, классической антиутопией – речь идет о ленте «Эквилибриум».

«Эквилибриум» (2002) демонстрирует нам мир будущего, который перенес третью мировую войну и решил, что четвертой никогда не должно случиться. Серый, искусственный, бесстрастный мир. В полуфашистском государстве запрещены эмоции, а также все, что способно эмоции вызывать, к примеру, книги, картины, музыкальные композиции и другие предметы искусства – все то, что может в итоге довести общество до войны. Доходит до того, что окна заклеиваются светонепроницаемыми материалами, чтобы люди не могли любоваться закатом или восходом солнца. Также эмоции подавляются специальным лекарственным препаратом прозиумом, который все люди обязаны принимать ежедневно. Граждане ходят в одинаковой одежде, с больших плоских экранов на стенах домов льется пропаганда, за порядком наблюдают сотни солдат в длинных плащах и мотоциклетных шлемах – не всем по нраву существующий строй, и потому в вымышленной стране Либрии, где происходит действие фильма, постоянно устраивают диверсии отряды повстанцев.  Для борьбы с недовольными существуют клерики – специальное подразделение агентов, которые виртуозно владеют всеми видами оружия, но все-таки предпочитают истреблять своих врагов, паля из двух пистолетов. Джон Престон, главный герой фильма – один из таких клериков, в компании с которым мы узнаем много интересного об антиутопической вселенной «Эквилибриума», в том числе и те вещи, которые заставляют Престона пересмотреть свое отношение к этой вселенной…

Эквилибриум

Несомненно, в «Эквилибриуме», как и в большинстве антиутопий нулевых, огромное количество плагиата. Сюжет картины основан на классических антиутопических историях, таких как «Мы» и «451 градус по Фаренгейту» (встречаются заимствования целыми кусками). Визуальный стиль и экшен-эпизоды напоминают вышедшую на экраны тремя годами ранее «Матрицу». Мироустройство слизано с киношного отображения различных тоталитарных систем. Однако все это, и даже полный и безнадежный провал в прокате, абсолютно не помешало «Эквилибриуму» стать культовым фильмом.

Прежде всего, это идеальный фильм с технической точки зрения. Каждый его элемент тщательно выверен, каждая сцена имеет свое предназначение, и еще это фильм со смыслом, пускай смысл и лежит на поверхности. На главных ролях – профессиональные актеры, а основным звеном в актерском ансамбле является Кристиан Бэйл, который в роли Джона Престона демонстрирует просто невероятную игру. Шикарная музыка, красивейшие кадры, и один из важнейших элементов – просто безумного уровня экшен-сцены. В плане экшена Курт Уиммер не просто скопировал «Матрицу», но пошел гораздо дальше. Именно благодаря «Эквилибриуму» в кинематографе вообще появилось такое явление, как ган-ката – рукопашный бой с пистолетами, который сделал все экшен-сцены «Эквилибриума» невероятно эффектными. Именно благодаря своему непревзойденному экшену картина в итоге стала культовой, если бы не ган-ката – фильм бы абсолютно ничем не выделялся на фоне остальных антиутопий. Красивое и смертоносное искусство впоследствии многократно использовалось как в полнометражных фильмах, так и в многочисленных роликах для YouTube. Не забывал о нем и сам Курт Уиммер. Всего через четыре года после выхода «Эквилибриума» режиссер вернулся к ган-ката в своем следующем фильме, фантастическом боевике «Ультрафиолет» (2006). И эта картина также относится к жанру антиутопии, пускай данная антиутопия и смотрится несколько непривычно из-за обилия фантастических элементов.

Ультрафиолет

В целом, у третьей режиссерской работы Уиммера достаточно много общего с «Эквилибриумом». В «Ультрафиолете» мы также видим тоталитарное государство, управляемое железной рукой лидера, здесь его называют вице-кардиналом. Только причиной к возникновению тоталитарного строя стала не третья мировая война, как в «Эквилибриуме», а новый вирус, обращающий людей в вампиров. В результате общество живет в постоянном страхе пандемии, люди повсеместно носят перчатки и знакомые нам лицевые маски, а также тщательно протирают салфетками все поверхности, к которым собираются прикоснуться своей кожей. К власти в стране пришло министерство здравоохранения, которое, прикрываясь заботой о человечестве, и установило жесткий тоталитарный режим. Естественно, несогласными с новой политикой стали зараженные, которые были приговорены к смерти – в ответ вампиры организовали сопротивление и теперь ведут партизанскую войну с людьми. Одной из вампиров является и Вайолет, прекрасно подготовленный агент сопротивления в исполнении записной бой-бабы штатовского кино – Миллы Йовович. В ходе одной из своих миссий Вайолет получает доступ к кейсу с секретным оружием, которым на поверку оказывается маленький ребенок. Но по какой-то странной причине этот безобидный с виду малыш очень нужен и властям, и повстанцам-вампирам.

Вселенная «Ультрафиолета» своей эстетикой напоминает мир «Эквилибриума», а также мир одной из самых известных игровых антиутопий – Mirror’s Edge. Мы видим точно такой же, стерильный мир небоскребов, по которым главная героиня не просто бегает, а раскатывает на мотоцикле. Обилие преследователей-солдат в противогазах, вооруженное подполье, интересная центральная идея, множество спецэффектов – казалось бы, Уиммер имел все для того, чтобы создать если не кассовое, то снова культовое кино, которое повторит успех его предыдущей работы. Однако второго «Эквилибриума» не получилось.

Ультрафиолет

Наполненный экшеном, «Ультрафиолет» действительно заимствует многое из истории Джона Престона – особенно это касается финальных эпизодов, в которых затянутая в белый костюм Вайолет идет к главному злодею, преодолевая на пути заслоны из боевиков с автоматами и мечами. Да, знакомых элементов много, однако сложены они совершенно по-другому. Сам Курт Уиммер не скрывал, что при создании «Ультрафиолета» он делал не чистую антиутопию, а скорее кинокомикс. Изначально эта история и должна была стать просто комиксом, но в итоге получился фильм – поэтому и начальные фильтры оформлены в стиле обложек несуществующих комиксов серии Ultraviolet.

В итоге мы имеем антиутопический кинокомикс, в плане экшена очень напоминающий фильмы студии Marvel, причем вышел он на экраны еще тогда, когда киновселенной Marvel даже не существовало. Но если «Эквилибриум» был цельной, отработанной до мелочей картиной, то к «Ультрафиолету» Уиммер явно отнесся спустя рукава. Если в неубиваемость Джона Престона мы верили по ходу фильма, то неубиваемость Вайолет уже к середине истории начинает бесить. Во многом потому, что и сам экшен сделан «грязно» - бои чересчур театрализованы, враги, умирающие вокруг десятками, явно играют в поддавки, ган-ката неинтересная и некрасивая, взрывы и прочие спецэффекты нарисованы отвратительно, да и ненатуральность декораций просто режет глаз (очень заметно, что фильм весь снимался на фоне зеленого экрана). В итоге получилась пустая, абсолютно проходная история сродни современному летнему попкорновому кино. Только вот в современном кино можно надеяться хотя бы на качественные спецэффекты, тогда как «Ультрафиолет» и этого предоставить не может. Немудрено, что фильм обернулся сокрушительным кассовым провалом и почти на пятнадцать лет похоронил карьеру Курта Уиммера. Такие антиутопии нам точно не нужны.

Яндекс.Метрика