Street Fighter. Битва по законам улиц. Часть 1 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Street Fighter. Битва по законам улиц. Часть 1

on октября 31, 2008 - 00:00

Легендарный файт-сериал... Ветеран, уже покорявший сердца игроков, когда Tekken и Soul Calibur еще не появились на свет, а Mortal Kombat несмышленым малышом барахтался в пеленках... Игра с идеальным балансом, увлекательным сюжетом, колоритными персонажами... Не так давно Street Fighter отпраздновал двадцатилетие — возраст по меркам игрового мира очень солидный. Серия по-прежнему в самом расцвете сил, впереди нас ждут новые проекты (в частности, грядущий Street Fighter IV), ну а пока давайте заглянем в прошлое — посмотрим на тот путь, который прошла великая игровая империя по тернистой дороге к сердцам миллионов игроков. Все началось в конце 80-х годов...

Street Fighter (1987)
Самый первый "Стрит файтер" отличался от своих блистательных потомков в той же степени, в которой гадкий утенок отличается от прекрасного лебедя. И все равно, по тем временам новый проект от Capcom смотрелся неплохо. Нет, игра не стала хитом — дни всеобщего признания и вселенской славы были впереди, но уже в конце 80-х дебютный "Уличный боец" мог предложить любителям виртуальных развлечений много самых разных вкусностей. Начать, пожалуй, следует с персонажей, ведь набор героев — одно из самых главных отличий этой игры от всех последующих проектов серии. Дело в том, что играбельных бойцов в самом первом стритфайтеровком тайтле было всего два, причем один из них — каратист Кен — выходил на экран игрового автомата только в том случае, если два игрока собирались накостылять друг другу. Вторым доступным персонажем был Рю — тоже каратист и по совместительству лучший друг Кена. За Рю уже можно было играть как в versus-режиме, так и в сингле. Впоследствии эта каратешная парочка стала одним из главных символов сериала.

Street Fighter. Битва по законам улиц

Пусть разработчики из Capcom в первой игре и не дали нам возможности выбирать бойца по вкусу из толпы разнообразных героев, зато разрешили выбрать противников. Игроки сами решали, куда отправиться на поиски приключений в первую очередь — в США, Китай, Японию или же Англию. В каждой стране поджидали два местных бойца и симпатичные локации, созданные с учетом национального колорита. Причем враги тоже были не просто наборами болванчиков-клонов — нет, каждый противник обладал собственной боевой техникой. Японский ниндзя Геки, чернокожий боксер Майк, седовласый Ген и другие воины — каждый из них сражался в собственной манере, и к каждому требовался индивидуальный подход.

Поколотив пару представителей очередной державы, игроки получали передышку, во время которой предлагалось разбивать тренированными кулаками и пятками различные твердые предметы (что-то похожее встречалось впоследствии и в играх серии Mortal Kombat — там эта забава носила название Test Your Might).

Street Fighter. Битва по законам улиц

После того как восьмой противник тяжелой грудой падал на землю, для игроков открывала свои двери пятая игровая страна — загадочный Тайланд, на локациях которого дожидались своей очереди финальные испытания в лице тайских боксеров Адона и Сагата (последний на тот момент носил титул "Короля стритфайтеров").

В Street Fighter впервые появилась карта мира с летающим по ней самолетиком, здесь же мы в первый раз смогли взглянуть на разбитые физиономии побежденных врагов, опробовали легендарную шестикнопочную систему управления героями и, наконец, познакомились с дуэтом каратистов — Кеном и Рю. И все-таки первая игра не была настоящим фундаментом для будущей серии. Street Fighter был лишь пробным камнем. А вот подлинной основой для сериала стал уже следующий проект.

Street Fighter II: The World Warrior (1991)
Вот она — игра, стоявшая у истоков не только сериала Street Fighter, но и всего жанра файтинг. В начале 90-х годов игровой народ просто помешался на Street Fighter II. Складывается ощущение, что Capcom в один прекрасный день просто подошла к поклонникам виртуальных развлечений, отвела их в сторонку и ткнула носами в аркадные автоматы с сиквелом "на борту" — мол, вот в это, ребята, вы и должны играть. И поклонники послушались.

Street Fighter. Битва по законам улиц

Число доступных для выбора персонажей значительно возросло — помимо Кена и Рю, в игру добавились еще шесть героев. Интересно, что из всех врагов, побитых Рю в первой игре, в Street Fighter II нашлось место только Сагату — он вместе с двумя новичками стал одним из суббоссов, за которых поначалу не разрешалось играть. Однако отдельные черты персонажей Street Fighter-1 использовались при создании новых героев — так, когти Геки перекочевали к испанцу Виге, а внешность боксера Балрога явно лепилась на основании облика другого боксера — Майка. Финальным боссом на этот раз был грозного вида мужик по имени М. Байсон.

Арсенал ударов значительно расширился, добавились новые броски и захваты, кроме того, появились и новые боевые стили. Одни персонажи делали ставку на ломовую силу, другие уповали на взрывную скорость, третьи — на эффектные суперудары. Дебютировало диззи — так называлось состояние прострации, в которое впадал персонаж, измордованный соперником. Во время диззи герой не мог драться, поскольку был занят более важным делом — стоял на месте, пытаясь пересчитать кружившиеся над головой звездочки. Решать судьбу такого бедняги предлагалось противнику: хочешь — продолжай избивать несчастного, либо же прояви благородство и позволь врагу прийти в себя. Дилемма из разряда вечных вопросов:).

Street Fighter. Битва по законам улиц

Заводные мини-игры, интерактивность арен и бесподобная музыка добавляли еще больше драйва в эту и без того захватывающую игру. Вот на этот раз Capcom посчастливилось создать стопроцентный хит — это понимали и игроки, и разработчики. В последующие годы компания всячески улучшала Street Fighter II, выпуская разнообразные аддоны к нему — некоторые дополнения вводили в игру новых героев, другие разблокировали боссов для игры в аркадном режиме, третьи и четвертые увеличивали скорость боя, добавляли секретных персонажей, новые удары и цвета одежды бойцов. И только спустя четыре года Capcom наконец созрела для релиза абсолютно нового "Стрит файтера".

Street Fighter: The Movie (1995)
Эта игра, как следует из ее названия, появилась на свет в поддержку первого "стритфайтеровского" полнометражного кинофильма. Причем поклонникам сериала The Movie она показалась очень странным проектом.

Street Fighter. Битва по законам улиц

Впервые в истории серии разработчики — компании Capcom и Incredible Technologies — решились при создании игры использовать технологию оцифровки живых актеров. И на экранах аркадных автоматов замелькали большие и маленькие голливудские звезды, засветившиеся в оригинальном фильме, — Байрон Мэнн, Кайли Миног и, конечно же, главный козырь проекта — Жан-Клод Ван Дамм. Движения героев, игровые локации, версус-экраны и меню выбора персонажей также были подогнаны под стилистику "материнской" кинокартины. Из фильма перекочевала и парочка новых воинов — Блейд и капитан Савада. И даже более того, в игре непонятно с какого перепугу объявился Акума — в экранизации его не было, но в одном из аддонов к Street Fighter II он как-то мелькнул в качестве секретного персонажа. В The Movie с самого начала разрешалось играть за всех бойцов, и даже за главного "плохиша" М. Байсона.

В целом же готовый проект подозрительно смахивал на Mortal Kombat 3. Но в МК оцифровка актеров — постоянная "фишка", а Street Fighter-то всегда делал ставку на мультяшность! К счастью, капкомовцы быстро сообразили, что "киноэксперимент" уводит серию не туда, куда нужно фанатам. Street Fighter — из тех игр, под которые должен подстраиваться кинематограф, а никак не наоборот. Негоже титану файтингов уподобляться проектам- однодневкам, какие лепятся на скорую руку по мотивам известных кинокартин. И тогда капкомовцы затеяли новый эксперимент — только теперь уже они пошли в противоположном направлении.

Street Fighter Alpha: Warriors Dreams (1995)
"Даешь еще больше мультяшности!" — вероятно, под таким лозунгом велось создание первого по-настоящему анимешного "Стрит файтера". Влияние японских мультиков буквально пронизывает "Альфу", оно чувствуется в отлично нарисованных локациях, в анимации персонажей, в японоподобных мелодиях саундтрека, в дизайне одежды некоторых файтеров-новичков. В бойцах, кстати, "Альфа" недостатка не испытывала — десять основных воинов и три секретных персонажа — набор на любой вкус. Желаете вспомнить, с чего все начиналось? К вашим услугам перебежчики из самой первой игры — Берди и Адон. Хочется чего-нибудь посвежее? Тогда обратите внимание на Роуз и Чарли Нэша, а также на "приглашенных звезд" из beat-em-up-сериала Final Fight — Гая и Содома. А может быть, вам по душе старая добрая классика? Так и ее тут тоже хватает — Рю и Кен, Чан Ли и Сагат, секретный по обыкновению каратист Акума и свирепый финальный босс М. Байсон. Такой невообразимый микс объясняется просто — "Альфа" была приквелом, ее действие разворачивалось между первым и вторым турнирами. Именно поэтому в игру были "приглашены" сюжетные боссы — то есть далеко не все воины в конце турнира сходились с глазу на глаз с плохим дядей Байсоном. К примеру, Кен в финале выходил на ринг против приятеля Рю, Адон дрался с наставником Сагатом, а Содом — с заклятым врагом Гаем. Перед последним боем герои обязательно перебрасывались несколькими фразами — таким образом мы узнавали больше о сюжете игры.

Street Fighter. Битва по законам улиц

Несколько интересных новинок было введено в боевую систему. Добавился блок в воздухе и "цепные" комбо, выполнить которые мог даже начинающий игрок. На экране отныне постоянно маячила шкала "ярости" — ее нужно было заполнить для выполнения суперкомбо. А перед прохождением игры теперь разрешалось выбирать режим скорости боя — Normal или Turbo.

Подводя итог, можно сказать, что "Альфа", несомненно, удалась — игра была почти неотличима от настоящего мультика, причем мультика первоклассного — с отличным сюжетом, запоминающимися героями, превосходным саундтреком. Но Capcom, очевидно, была все-таки не совсем довольна первой "Альфой" — уже в следующем году мир узрел новую, улучшенную версию игры.

Street Fighter Alpha 2 (1996)
Официально SFA2 считается сиквелом "Альфы", но, по сути, это — аддон, вроде тех, которые капкомовцы скармливали игрокам пачками после релиза SFII. Изменения минимальны — в аркадном режиме для игры доступны боссы и секретные персонажи, полностью перерисованы арены, серьезно подрихтована музыка... Щедрою рукою разработчики добавляют в "Альфу-2" аж пять душ новых воинов — по традиции, есть как возвращенцы из SF1-2, так и гость из Final Fight (Роленто) и абсолютно новенькая школьница Сакура, поклонница Рю, между прочим — популярность главной стритфайтеровской звезды растет день ото дня! Ряды сюжетных боссов пополнили Кен, Ген и Акума. "Цепные" комбо разработчики выбросили из игры, заменив их на комбо "составные", исполнять которые было посложнее.

Street Fighter. Битва по законам улиц

Игра осталась так же красива, в нее было по-прежнему интересно играть — не мудрено, ведь она была все той же Street Fighter Alpha, пусть и серьезно улучшенной. И уже в том же году на свет появился совершенно новый эпизод "Стрит файтера". Одновременно с его релизом для сериала опять наступило время экспериментов.

Продолжение следует

AlexS

fighting Ретроспектива №106
Упоминаемые игры и серии: 
Street Fighter
Яндекс.Метрика