Street Fighter. Битва по законам улиц. Часть 1
Легендарный файт-сериал... Ветеран, уже покорявший сердца игроков, когда Tekken и Soul Calibur еще не появились на свет, а Mortal Kombat несмышленым малышом барахтался в пеленках... Игра с идеальным балансом, увлекательным сюжетом, колоритными персонажами... Не так давно Street Fighter отпраздновал двадцатилетие — возраст по меркам игрового мира очень солидный. Серия по-прежнему в самом расцвете сил, впереди нас ждут новые проекты (в частности, грядущий Street Fighter IV), ну а пока давайте заглянем в прошлое — посмотрим на тот путь, который прошла великая игровая империя по тернистой дороге к сердцам миллионов игроков. Все началось в конце 80-х годов...
Street Fighter (1987)
Самый первый "Стрит файтер" отличался от своих блистательных потомков в той же степени, в которой гадкий утенок отличается от прекрасного лебедя. И все равно, по тем временам новый проект от Capcom смотрелся неплохо. Нет, игра не стала хитом — дни всеобщего признания и вселенской славы были впереди, но уже в конце 80-х дебютный "Уличный боец" мог предложить любителям виртуальных развлечений много самых разных вкусностей. Начать, пожалуй, следует с персонажей, ведь набор героев — одно из самых главных отличий этой игры от всех последующих проектов серии. Дело в том, что играбельных бойцов в самом первом стритфайтеровком тайтле было всего два, причем один из них — каратист Кен — выходил на экран игрового автомата только в том случае, если два игрока собирались накостылять друг другу. Вторым доступным персонажем был Рю — тоже каратист и по совместительству лучший друг Кена. За Рю уже можно было играть как в versus-режиме, так и в сингле. Впоследствии эта каратешная парочка стала одним из главных символов сериала.
Пусть разработчики из Capcom в первой игре и не дали нам возможности выбирать бойца по вкусу из толпы разнообразных героев, зато разрешили выбрать противников. Игроки сами решали, куда отправиться на поиски приключений в первую очередь — в США, Китай, Японию или же Англию. В каждой стране поджидали два местных бойца и симпатичные локации, созданные с учетом национального колорита. Причем враги тоже были не просто наборами болванчиков-клонов — нет, каждый противник обладал собственной боевой техникой. Японский ниндзя Геки, чернокожий боксер Майк, седовласый Ген и другие воины — каждый из них сражался в собственной манере, и к каждому требовался индивидуальный подход.
Поколотив пару представителей очередной державы, игроки получали передышку, во время которой предлагалось разбивать тренированными кулаками и пятками различные твердые предметы (что-то похожее встречалось впоследствии и в играх серии Mortal Kombat — там эта забава носила название Test Your Might).
После того как восьмой противник тяжелой грудой падал на землю, для игроков открывала свои двери пятая игровая страна — загадочный Тайланд, на локациях которого дожидались своей очереди финальные испытания в лице тайских боксеров Адона и Сагата (последний на тот момент носил титул "Короля стритфайтеров").
В Street Fighter впервые появилась карта мира с летающим по ней самолетиком, здесь же мы в первый раз смогли взглянуть на разбитые физиономии побежденных врагов, опробовали легендарную шестикнопочную систему управления героями и, наконец, познакомились с дуэтом каратистов — Кеном и Рю. И все-таки первая игра не была настоящим фундаментом для будущей серии. Street Fighter был лишь пробным камнем. А вот подлинной основой для сериала стал уже следующий проект.
Street Fighter II: The World Warrior (1991)
Вот она — игра, стоявшая у истоков не только сериала Street Fighter, но и всего жанра файтинг. В начале 90-х годов игровой народ просто помешался на Street Fighter II. Складывается ощущение, что Capcom в один прекрасный день просто подошла к поклонникам виртуальных развлечений, отвела их в сторонку и ткнула носами в аркадные автоматы с сиквелом "на борту" — мол, вот в это, ребята, вы и должны играть. И поклонники послушались.
Число доступных для выбора персонажей значительно возросло — помимо Кена и Рю, в игру добавились еще шесть героев. Интересно, что из всех врагов, побитых Рю в первой игре, в Street Fighter II нашлось место только Сагату — он вместе с двумя новичками стал одним из суббоссов, за которых поначалу не разрешалось играть. Однако отдельные черты персонажей Street Fighter-1 использовались при создании новых героев — так, когти Геки перекочевали к испанцу Виге, а внешность боксера Балрога явно лепилась на основании облика другого боксера — Майка. Финальным боссом на этот раз был грозного вида мужик по имени М. Байсон.
Арсенал ударов значительно расширился, добавились новые броски и захваты, кроме того, появились и новые боевые стили. Одни персонажи делали ставку на ломовую силу, другие уповали на взрывную скорость, третьи — на эффектные суперудары. Дебютировало диззи — так называлось состояние прострации, в которое впадал персонаж, измордованный соперником. Во время диззи герой не мог драться, поскольку был занят более важным делом — стоял на месте, пытаясь пересчитать кружившиеся над головой звездочки. Решать судьбу такого бедняги предлагалось противнику: хочешь — продолжай избивать несчастного, либо же прояви благородство и позволь врагу прийти в себя. Дилемма из разряда вечных вопросов:).
Заводные мини-игры, интерактивность арен и бесподобная музыка добавляли еще больше драйва в эту и без того захватывающую игру. Вот на этот раз Capcom посчастливилось создать стопроцентный хит — это понимали и игроки, и разработчики. В последующие годы компания всячески улучшала Street Fighter II, выпуская разнообразные аддоны к нему — некоторые дополнения вводили в игру новых героев, другие разблокировали боссов для игры в аркадном режиме, третьи и четвертые увеличивали скорость боя, добавляли секретных персонажей, новые удары и цвета одежды бойцов. И только спустя четыре года Capcom наконец созрела для релиза абсолютно нового "Стрит файтера".
Street Fighter: The Movie (1995)
Эта игра, как следует из ее названия, появилась на свет в поддержку первого "стритфайтеровского" полнометражного кинофильма. Причем поклонникам сериала The Movie она показалась очень странным проектом.
Впервые в истории серии разработчики — компании Capcom и Incredible Technologies — решились при создании игры использовать технологию оцифровки живых актеров. И на экранах аркадных автоматов замелькали большие и маленькие голливудские звезды, засветившиеся в оригинальном фильме, — Байрон Мэнн, Кайли Миног и, конечно же, главный козырь проекта — Жан-Клод Ван Дамм. Движения героев, игровые локации, версус-экраны и меню выбора персонажей также были подогнаны под стилистику "материнской" кинокартины. Из фильма перекочевала и парочка новых воинов — Блейд и капитан Савада. И даже более того, в игре непонятно с какого перепугу объявился Акума — в экранизации его не было, но в одном из аддонов к Street Fighter II он как-то мелькнул в качестве секретного персонажа. В The Movie с самого начала разрешалось играть за всех бойцов, и даже за главного "плохиша" М. Байсона.
В целом же готовый проект подозрительно смахивал на Mortal Kombat 3. Но в МК оцифровка актеров — постоянная "фишка", а Street Fighter-то всегда делал ставку на мультяшность! К счастью, капкомовцы быстро сообразили, что "киноэксперимент" уводит серию не туда, куда нужно фанатам. Street Fighter — из тех игр, под которые должен подстраиваться кинематограф, а никак не наоборот. Негоже титану файтингов уподобляться проектам- однодневкам, какие лепятся на скорую руку по мотивам известных кинокартин. И тогда капкомовцы затеяли новый эксперимент — только теперь уже они пошли в противоположном направлении.
Street Fighter Alpha: Warriors Dreams (1995)
"Даешь еще больше мультяшности!" — вероятно, под таким лозунгом велось создание первого по-настоящему анимешного "Стрит файтера". Влияние японских мультиков буквально пронизывает "Альфу", оно чувствуется в отлично нарисованных локациях, в анимации персонажей, в японоподобных мелодиях саундтрека, в дизайне одежды некоторых файтеров-новичков. В бойцах, кстати, "Альфа" недостатка не испытывала — десять основных воинов и три секретных персонажа — набор на любой вкус. Желаете вспомнить, с чего все начиналось? К вашим услугам перебежчики из самой первой игры — Берди и Адон. Хочется чего-нибудь посвежее? Тогда обратите внимание на Роуз и Чарли Нэша, а также на "приглашенных звезд" из beat-em-up-сериала Final Fight — Гая и Содома. А может быть, вам по душе старая добрая классика? Так и ее тут тоже хватает — Рю и Кен, Чан Ли и Сагат, секретный по обыкновению каратист Акума и свирепый финальный босс М. Байсон. Такой невообразимый микс объясняется просто — "Альфа" была приквелом, ее действие разворачивалось между первым и вторым турнирами. Именно поэтому в игру были "приглашены" сюжетные боссы — то есть далеко не все воины в конце турнира сходились с глазу на глаз с плохим дядей Байсоном. К примеру, Кен в финале выходил на ринг против приятеля Рю, Адон дрался с наставником Сагатом, а Содом — с заклятым врагом Гаем. Перед последним боем герои обязательно перебрасывались несколькими фразами — таким образом мы узнавали больше о сюжете игры.
Несколько интересных новинок было введено в боевую систему. Добавился блок в воздухе и "цепные" комбо, выполнить которые мог даже начинающий игрок. На экране отныне постоянно маячила шкала "ярости" — ее нужно было заполнить для выполнения суперкомбо. А перед прохождением игры теперь разрешалось выбирать режим скорости боя — Normal или Turbo.
Подводя итог, можно сказать, что "Альфа", несомненно, удалась — игра была почти неотличима от настоящего мультика, причем мультика первоклассного — с отличным сюжетом, запоминающимися героями, превосходным саундтреком. Но Capcom, очевидно, была все-таки не совсем довольна первой "Альфой" — уже в следующем году мир узрел новую, улучшенную версию игры.
Street Fighter Alpha 2 (1996)
Официально SFA2 считается сиквелом "Альфы", но, по сути, это — аддон, вроде тех, которые капкомовцы скармливали игрокам пачками после релиза SFII. Изменения минимальны — в аркадном режиме для игры доступны боссы и секретные персонажи, полностью перерисованы арены, серьезно подрихтована музыка... Щедрою рукою разработчики добавляют в "Альфу-2" аж пять душ новых воинов — по традиции, есть как возвращенцы из SF1-2, так и гость из Final Fight (Роленто) и абсолютно новенькая школьница Сакура, поклонница Рю, между прочим — популярность главной стритфайтеровской звезды растет день ото дня! Ряды сюжетных боссов пополнили Кен, Ген и Акума. "Цепные" комбо разработчики выбросили из игры, заменив их на комбо "составные", исполнять которые было посложнее.
Игра осталась так же красива, в нее было по-прежнему интересно играть — не мудрено, ведь она была все той же Street Fighter Alpha, пусть и серьезно улучшенной. И уже в том же году на свет появился совершенно новый эпизод "Стрит файтера". Одновременно с его релизом для сериала опять наступило время экспериментов.
Продолжение следует
AlexS