С днем рождения, The Legend of Zelda!

Posted by Anuriel on января 11, 2017 - 04:22

Вот уже 30 лет герой в зеленом одеянии спасает принцессу и побеждает зло. The Legend of Zelda по сей день оказывает громадное влияние на индустрию. Ей поклоняются разработчики, а пресса зачастую не в силах сдерживать максимальные оценки. Затаив дыхание, новую «Зельду» ждет весь мир. И не зря. The Legend of Zelda – всегда событие, всегда движение вперед. Юбилей серии послужил отличным поводом рассказать о том, почему она имеет культовый статус, почему в наших краях об этом мало кто знает и о многом другом.

Постсоветская реальность: The Legend of Zelda не существует

Ретроспектива The Legends of ZeldaНа постсоветском пространстве с The Legend of Zelda не задалось по банальной причине: ее просто не завезли. Первая игра вышла в Японии в 1986 году на системе Nintendo Entertainment System, или NES. Спустя год с хвостиком состоялся релиз в Америке и Европе. В то время игровая индустрия нашего человека не волновала. Пока в том, другом мире «Зельда» задавала направление приключенческому жанру и становилась культурным феноменом, мы довольствовались богатым воображением и были благодарны родителям за то, что те разрешили еще часок позависать на детской площадке. В 1992 году все изменилось. На Тайване начали собирать аналог NES и поставлять его на российский рынок. Восьми битные игры появились в наших домах. Как оказалось позже, контрафактные. Какие-то проекты китайцам удалось сломать – соответственно мы их получали. Какие-то проекты напору не поддались, и китайцы программировали свой ужас – соответственно мы ели, так как не знали, что подделка, да и выбора не было. Свою версию The Legend of Zelda Китай не предложил, как, впрочем, и оригинал. По какой причине – неизвестно. Вероятно, из-за крутой защиты, но правду никто не знает. Факт остается фактом: ни в одной библиотеке восьмибитных пиратских картриджей 90-х вы не найдете The Legend of Zelda. Ее не существует. С таким же успехом нас могли лишить Super Mario Bros., и все бы перевернулось с ног на голову.

Рождение легенды

Но вернемся в лицензионный мир 1986 года. The Legend of Zelda стала проектом запуска для Family Computer Disk System, системы, которая за приделы Японии не выбралась. Это периферийное устройство для NES, проще говоря «обвес», поддерживающий гибкие диски определенного формата. На дискету в 112 килобайт помещается больше контента, чем на картридж. Также это значило, что в The Legend of Zelda можно сохраняться. Для консольной игры – впервые в истории. Популярностью Family Computer Disk System не пользовалась. Год спустя «Зельду» переиздали на картриджах с внутренней батареей для сохранений. Игра вновь стала первопроходцем: ранее подобная технология не использовалась в проектах для домашних консолей. Но отнюдь не техническое совершенство сделало из The Legend of Zelda классику.

Ретроспектива The Legend of Zelda Сигэру Миямото

Автору серии Сигэру Миямото пришла идея первой игры в раннем возрасте, когда он бродил по окрестностям Киото. Личные переживания мальчишки, для которого каждое поле, лес, озеро и пещера были настоящим приключением, сплелись с фантазией. На удивительном чувстве открытия чего-то нового и родилась «Зельда». Это яркое фентези с несколькими составляющими, которые из года в год за редким исключением не меняются. Первая – Линк, коему предначертано стать героем. Вторая – Зельда, вечно нуждающаяся в спасении. Третья – Ганон, который по закону жанра никак окончательно не умрет. Четвертая – фрагменты артефакта, запрятанные в подземельях, собрав которые, у Линка будет возможность одолеть зло. В основном действие игр происходит в Землях Хайрула, где живут существа, подозрительно смахивающие на эльфов. Нехитрому сюжету уделено много внимания, что доказывает разделение времени на три потока. Существует книга The Legend of Zelda: Hyrule Historia, откуда следует, что первые две игры в серии – финал, а остальное – танец приквелов. Причем финал в том времени, где зло победило. Но заслуга сюжета в другом. Он универсален, и ему с легкостью подходит любой сеттинг: будь то детский, как The Wind Waker, или взрослый, как в Twilight Princess. Несмотря на связи, образовавшиеся за 30 лет, каждая «Зельда» остается самостоятельным, завершенным произведением.

Второе измерение: оригинал, эксперимент и возвращение к корням

Со временем сюжет обрастал новыми деталями, глубиной, красотой, но в 1986 году конфликт умещался на полстранички мануала. Будоражила свобода. Герой мог пойти в любом направлении и найти что-то интересное. Неверных дорог нет. Большинство локаций открыты с самого начала. Кроме того, игроку ничего не объясняют. Инструкция не богата на советы. Что делать и к чему приведет то или иное действие, приходится выяснять самому.

Ретроспектива The Legends of Zelda

Удивляла и комплексность конструкции. The Legend of Zelda сочетает в себе экшен, приключение, квест и головоломку с видом сверху. Посещение старых мест вознаграждается. В определенные зоны можно попасть только в том случае, если герой сумел найти требуемый предмет. К слову о свободе: дойти до финального босса можно без меча, однако чтобы его победить, оружие необходимо. «Зельда» опьяняла, но ко второй части чуть было не растеряла индивидуальность.

Возьми Сигэру Миямото на вооружение идеи The Legend of Zelda II: The Adventure of Link от 1988 года для NES, все бы закончилось конкурированием с Final Fantasy и ей подобными. В сиквеле появились очки опыта и случайные битвы с врагами, а исследования подземелий настраивали обзор камеры на вид сбоку. Уход в RPG не состоялся. Третий выпуск The Legend of Zelda: A Link to the Past, вышедший в 1992 году на SNES, вернулся к корням. Сложные подземелья, разнообразные враги, толковые загадки, скачок в плане истории – все это сделало из игры и лучшую двумерную «Зельду».

Игровой процесс превыше всего

В серии The Legend of Zelda потрясающий геймдизайн. Каждый сундук находится на своем месте, все подземелья уникальны как с визуальной точки зрения, так и по механике, боссы требуют особого подхода. Просчетов нет. Если вы зашли в подземелье, значит, у вас на руках есть набор инструментов, чтобы его пройти и собрать все секреты. Если что-то кажется недосягаемым, все изменится через несколько часов, после открытия новой геймплейной возможности. И так на протяжении всего путешествия, без провисаний, без компромиссов. Кинематографичность отходит на второй план. С боссов падают большие сердечки, повышающее общее количество жизней, а такие действия, как нахождение ключа, сопровождаются характерным звуком. Все кричит о том, что это игра. И это совсем не мешает погружению.

Ретроспектива The Legend of Zelda The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Третье измерение: The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Поэтому каждая большая «Зельда» срывает 9-ки и 10-ки и обрекает себя на звание лучшей игры в серии. The Legend of Zelda: Ocarina of Time, вышедшая в 1998 году на Nintendo 64, остается одной из самых высоко оцененных игр в истории. Famitsu впервые отдал все 40 баллов из 40, а на Metacritic блистает оценка 99. В те времена «Зельде» пора было переезжать в третье измерение, но оставалось загадкой, как это сделать. Было ясно как день – основную формулу менять нельзя. Так и поступили. В 3D-пространстве были виртуозно расставлены предметы, персонажам даже с минимумом экранного времени прописали истории, каждому отрезку открытого мира придали значение. До любого видимого объекта можно дойти и найти там что-то интересное. Кроме невиданной ранее интерактивности и свободы, Ocarina of Time представила систему прицеливания, которая теперь встречается повсеместно. В 1998 году зафиксировать камеру на противнике было откровением.

Третье измерение: The Legend of Zelda: Majora's Mask

На особом счету у фанатов находится The Legend of Zelda: Majora's Mask от 2000 года выпуска для Nintendo 64. За 1,5 года Nintendo должна была выдать результат не хуже Ocarina of Time. Это был идеальный момент для эксперимента. В Majora's Mask 4 подземелья, что по меркам серии очень мало, но суть в другом. У Линка есть 3 дня или около 72 минут реального времени, чтобы предотвратить катастрофу в лице съезжающей с орбиты луны. Часы тикают. Как только стрелка приближается к концу третьих суток, Линку нужно вернуться в прошлое, и все начинается по новой. Благо, во-первых, вы оставляете за собой знания, полученные во время судорожной беготни по окрестностям, во-вторых, – ключевые предметы, которые помогут продвинуться дальше в следующем цикле. В Majora's Mask изменилось все: вместо Хайрула опасность грозит Термине, вместо Ганона на сцене маячит Скал Кид, вместо света всюду тьма и психоделика. Гонка со смертью заставляет постоянно испытывать чувство дискомфорта и страха. Помимо этого, в геймплее упор сделан на маски, дарующие герою различные способности. Majora's Mask остается самой странной и смелой «Зельдой» в серии.

Ретроспектива The Legend of Zelda Majora's Mask

Взгляд на The Legend of Zelda: Twilight Princess HD

Nintendo бережно переносит классику на современные платформы. В 2011 году на Nintendo 3DS вышла The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D, в 2015 – The Legend of Zelda: Majora's Mask 3D. Проекты обзавелись не только похорошевшей картинкой, но и мелкими геймплейными изменениями. На Wii U в 2013 году появилась The Legend of Zelda: The Wind Waker HD – переиздание сэл-шейдинговой  «Зельды» 2002 года с GameCube, где улучшили графику и избавились от раздражителей. Последним на данный момент ремастером выступает The Legend of Zelda: Twilight Princess HD для Wii U. Оригинал появился в 2006 году на GameCube и Wii. Переиздание же упало на прилавки совсем недавно.

В Twilight Princess каноничная история прибавила драматичности. Линку, живущему в маленькой деревушке, не суждено было попасть на прием к принцессе. Сумеречные твари лезут с параллельной вселенной и пытаются умертвить все, что дышит. После нападения Линк превращается в волка, теряет сознание и обнаруживает себя в камере, прикованным цепью к полу. Тут же появляется Мидна – непонятное существо милой наружности, но явно со злыми намерениями. Она освобождает Линка, но взамен просит найти части некоего артефакта, запрятанные в укромных уголках королевства. Впереди предательство, визит в сумеречную реальность и старый знакомый Ганон.

Ретроспектива The Legend of Zelda Twilight Princess

Отличительная черта Twilight Princess – умение Линка превращаться в волка. Это меняет как бой, так и способ взаимодействия с окружением. Четвероногий быстро бегает, видит призраков, может найти человека по запаху и откопать сундук. Спустя треть игры трансформироваться из одного обличия в другое можно будет по нажатию одной кнопки. До того момента – строгая сюжетная привязка.

Изменений в переиздании достаточно. Меню функционирует по законам The Wind Waker HD: оно выведено на геймпад и позволяет быстро выбирать необходимые предметы. Также на геймпаде отображается карта, плюс сюда можно вывести игру целиком, забыв о телевизоре. Twilight Princess выдает разрешение 1080p и стабильные 30 кадров в секунду, но выглядит неважно. Возраст дает о себе знать. Не спасают более качественные текстуры и улучшенный свет. Пейзажи все равно блеклые, модельки угловатые, острые.

По традиции исправления затронули и геймплей. Это касается нескольких квестов, в том числе на поиск жуков в форме волка, коих теперь убивать надо меньше. На новой сложности враги больно бьют и не роняют сердечки, восстанавливающие здоровье. Обладатели фигурки ammibo из специального издания могут заглянуть в дополнительное подземелье, но художественной ценности боевые испытания для волка не представляют.

Ретроспектива The Legend of Zelda Wind Waker

Влияние: Secret of Mana, Dark Cloud и Okami

Влияние серии The Legend of Zelda на индустрию колоссально. Разработчики вдохновляются франчайзом, заимствуют у него идеи и прибегают к наглому копированию.

Серия Secret of Mana стала «Зельдой» от Square. Вместо пошаговых сражений в стиле Final Fantasy здесь представлены бои в реальном времени. Отображается действие с видом сверху. Игрок самостоятельно должен исследовать открытый мир и собирать оружие и предметы, чтобы с легкостью расправляться с боссами, засевшими по подземельям. Та еще A Link to the Past.

Ответ «Зельде» поступил и от Sony. В серии Dark Cloud, разработанной Level-5, молчаливый герой в зеленой шапке по имени Тоан с видом от третьего лица спасает мир от злыдня, собирает предметы, гуляет по подземельям и выкашивает монстров. Все боялись The Legend of Zelda. У PlayStation 2 должен был появиться свой Линк.

Если вас спросят, какая на ваш взгляд лучшая часть «Зельды», смело отвечайте Okami от Clover Studio. Ее мир чрезвычайно похож на творение Nintendo. Большие просторы с деревнями, озерами, пещерами, населенные разнообразными врагами, огромные боссы со своим рецептом приготовления, оружие и способности, добываемые за время путешествия, заставляют чувствовать себя как дома. Больше всего Okami связана с Twilight Princess. После победы над боссом участок земли, поглощенный тьмой, оживает. Аматэрасу, главная героиня, – тот же Линк в форме волка. Иссун, сайдкик, сопровождающий Аматэрасу всегда и везде, – та же Мидна. За 30-40 часов мы переживаем столько событий, так насыщаемся приключением, что не помним, с чего все началось. Магия The Legend of Zelda в акварельных тонах работает с удвоенной силой.

Ретроспектива The Legend of Zelda Okami

Влияние: Darksiders, God of War и 3D Dot Game Heroes

«Зельда» послужила учебным пособием для авторов Darksiders, но Vigil Games добавила в свое детище то, чего японцы не могут себе позволить, – кровище и расчлененку. По-настоящему серия расцвела ко второй части, когда место главного героя занял Смерть. К знакомой формуле прибавилась акробатика, прокачка способностей и тонны оружия и одежек. Обязательные вещи на месте: в подземельях нас не держат за дурака, боссов одной кнопкой закликать не получается. На десерт – сочные убийства как рядовых противников, так и тварей покрупнее. Darksiders ошибочно сравнивали с God of War от SCE Santa Monica Studio, которая, в свою очередь, тоже следила за развитием The Legend of Zelda.

К God of War 3 герой серии Кратос окончательно сорвался с цепи и начал выкручивать богам головы. Схожий нрав он демонстрировал и в приквеле Ascension, что мало вязалось с образом, какой нам показали в оригинальной God of War. Именно она зиждется на фундаменте, заложенном Nintendo. Добрую половину игры Кратос проводит в лабиринтах на спине у титана Кроноса и решает загадки. Боевой геймплей преобладает над исследовательской частью, но секретов хватает, и дух приключения держит у экрана. С главарями тоже есть нюансы. Их всего три, и поединки с каждым обставлены необычным образом.

Ретроспектива The Legend of ZeldaDarksiders 2

3D Dot Game Heroes от Silicon Studio – машина времени, переносящая прямиком в 1986 год. В ней все устроено по канонам двумерных The Legend of Zelda. Бравый герой хватает в руки меч, чтобы вернуть покой в земли, внезапно ставшие трехмерными. Геймплей как под копирку: разнообразные подземелья, загадки, секреты, боссы. Все с видом сверху, в ламповых пиксельных декорациях и под музыку эпохи NES. 3D Dot Game Heroes отдает дань уважения классике, но не стесняется высмеивать фентезийные клише. В редакторе можно слепить собственного Линка и забыть о том, что это разработка 2009 года.

Пять интересных фактов:

1.    При портировании The Legend of Zelda: Twilight Princess на Wii ее авторы столкнулись с деликатной проблемой. Линк – левша, а большинство людей привыкли держать ложку в правой руке. Следовательно, размахивать мечом посредством виимоута им будет неудобно. Nintendo нашла филигранное решение: полностью отзеркалила игровой мир Twilight Princess.

2.    Инструкция The Legend of Zelda гласит, что кроликообразные призраки уязвимы к звуку. В джойстики японской Famicom (NES) встроены микрофоны. Изрядно пошумев, врагов можно мгновенно уничтожить. Подсказка по ошибке попала в американский мануал, спутав игрокам все карты. Инновации только японцам, остальные пусть используют стрелы.

3.    В Японии для Super Nintendo был выпущен модем Satellaview. Устройство соединялось со станцией спутникового радио St.GIGA и позволяло скачивать игры. Были и своего рода прямые трансляции. В BS The Legend of Zelda, римейк оригинальной The Legend of Zelda, играли строго по расписанию.

4.    Nintendo сотрудничала с Philips, чтобы разработать CD-привод для Super Nintendo, который так и не был выпущен. Philips осталась с правами на «Зельду». Таким образом появились три ужасные игры: Link: The Faces of Evil, Zelda: The Wand of Gamelon и Zelda’s Adventure – к коим Nintendo отношения не имеет.

5.    На Game & Watch, клоном которой на постсоветском пространстве является «Ну, погоди!» от «Электроника», вышла игра Zelda.

The Legend of Zelda для Wii U обещает быть самой амбициозной игрой в серии. Однозначно, она станет лебединой песней консоли. Хочется верить, что Nintendo успеет с релизом в 2016 году, ведь лучшего подарка на юбилей не придумать. Играйте с умом, выбирайте только лучшее.

Александр Демидов

Ретроспектива №197
Упоминаемые игры и серии: 

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".