Обзор Massive Assault

Posted by Anuriel on февраля 28, 2004 - 00:00

Жанр игры: TBS (wargame)
Разработчик игры: Wargaming. Net
Издатель игры: Media 2000
Дисков в оригинальной версии: 1
Похожие игры: С.В.И.Н., походовые воргеймы.
Минимальные системные требования: Celeron 450 MHz, 128 RAM, 32 Mb VRAM, 0.5 Gb HDD free space
Рекомендуемые системные требования: Р-IV 1,4 GHz, 256 RAM, 64 Mb VRAM (Gf 3-4), 0.5 Gb HDD free space

"Massive AssaultДа-а ну-у-у..." — подумал я, когда в первый раз запустил игру. "Гм, вот так значит?" — спустя некоторое время. "И даже вот так?" — еще спустя час. И, наконец, восхищенно: "Ух, ты, зараза!" — когда все-таки ее выключил и посмотрел на часы. Да, в чем этой игре никак нельзя отказать — так это в феноменальной, чудовищной способности поглощать время. Речь пойдет о Massive Assault — ни много ни мало, очередной ипостаси шахмат, шахмат начала двадцать первого.

Что общего может быть у шахмат и походовой военной стратегии, спросите меня вы? Ответ на это я и попытаюсь дать в данном обзоре. Но если коротко — необходимость думать. Хорошо думать. Много думать. Думать на несколько ходов вперед.

Первый взгляд — он верный самый?
Может быть, но не здесь. Потому как на первый взгляд игра оставляет не самое благоприятное впечатление. Оно складывается из совершенных мелочей: чуть кривоватого движка, несолидного меню, чуть хрипловатого голоса девушки, озвучивающей ваши достижения, из необычности (а, значит — и неудобности) интерфейса, и прочих мелких пакостей. Здесь самое главное — преодолеть первоначальные порывы выдрать диск из CD-рома и послать все к такой-то родственнице. Ни в коем случае этого делать не следует. Ибо при взгляде втором с удивлением обнаруживаешь, что ты все-таки ошибался, причем ошибался во многом, но это приятная мысль.

Что за оно, и с чем его едят?
Игра до удивления скудна сюжетом: все, что стало предысторией игры, показывают нам в виде вступительного видеоролика, который идет одним куском с заставкой фирмы-разработчика, и поэтому его очень легко "промотать".

Massive Assault

А суть такова: альтернативное будущее, после третьей мировой (в которой воевали Объединенные демократические силы (хорошие) с "Осью зла" (по сути — террористы)), народ на нашей многострадальной планетке все-таки угомонился. Дружненько (тайным общечеловеческим голосованием!) созданы были объединенные свободные нации, в которых оказались, как нетрудно догадаться, все проживающие на земле люди. И жить бы им, да радоваться, как начали ресурсы у планеты заканчиваться. Обидно, согласен. Поэтому на последние средства была снаряжена космическая экспедиция, которая отправилась искать пригодные для заселения планеты. Пока они их там искали, на земле стали снова показывать зубы террористы. А показывать они их стали нефтяным шейхам и русским владельцам урановых шахт. Представляете, на все буквально нефтяные вышки и урановые шахты проникли курчавоволосые ребята в тюрбанах и смуглолицые девчонки с поясами из динамитных шашек. После чего дружно взорвали себя к чертям вместе с этими самыми месторождениями. Ой, какой тут кризис разразился! Везде восстания, революции, народ голодает, разруха. И только гордые собой террористы потирают руки, разжигая новые очаги конфликтов и подготавливая почву для мировой революции. И быть бы четвертой мировой, если бы не вернулась назад космическая экспедиция с радостными известиями: нашли! Нашли они целый выводок пригодных для жизни планет, которые окрестили Новыми мирами. И вот уже все ринулись обживать эти миры, но вместе со всеми ринулись и неспящие терроры, которые продолжили творить свои беззакония уже на этих планетах... С ними нам и воевать.
Вот и весь сюжет. Три минуты ролика и пара десятков строчек текста. Негусто. Особенно это понимаешь, поиграв в SW: Knight Of The Old Republic и прочие игры с действительно мощным сюжетом. Но скажите честно, вам нужен сюжет для игры в шахматы?

Можно в бой!
Все очень просто — вы заходите в меню и на фоне штурма какого-то острова (выполненного, между прочим, на движке игры) выбираете тренировку. Это сделать необходимо, ибо, плюнув на это и кинувшись с места в карьер, вы рискуете долго перезагружаться, пытаясь пройти первый уровень кампании. А в тренировке вас проведут за ручку по основным моментам игры: столкновению, нападению, обороне от превосходящих сил противника и полноценному ведению боевых действий, которое включает все вышеперечисленное, плюс взаимодействие с союзниками.

Massive Assault

Итак, тренировка пройдена, перед вами выбор: сценарии — отдельные операции, мировая война (читай — skirmish на огромных картах), кампании либо мультиплеер. Еще можно поцацкаться с другом на одном экране.

Жмем "кампании", выбираем сторону, которых всего две, и различаются они только внешним видом юнитов и их названиями. Сделано это, понятно, для баланса, аналогично, опять-таки, шахматам. Однако я бы вам посоветовал для начала пройти сценарии — они весьма разнообразны и интересны, а также позволяют осуществить плавную закалку перед действительно "горячими" кампаниями.
Видов войск у нас не много, но достаточно — 13 за каждую сторону. Мало вам? А шахмат много? Правильно — еще меньше, но кому это мешает? Тут есть все, чтоб творить Армагеддон на суше, на воде и в воздухе. Начиная от легких степных "багги", заканчивая плавучими линкорами и авианосцами. Ракетницы, танки, стационарные турели, амфибии, шагающие роботы — все что угодно, выбирайте. Но ничем принципиально новым нас удивить не могут. Кроме самого процесса, который преподносит сюрпризы на каждом шагу.
Да, стратегия, да — пошаговая. Представьте себе какие-нибудь Кальмановы острова. Каждый островок поделен, как торт, на куски. Конечно, куски эти условные, обмежеванные разве что тонкими линиями-границами. В центре каждого такого куска — условный городишко-столица, который сам по себе не несет никаких функций. Но вот владение столицей дает огромный стратегический эффект. Но не будем забегать вперед.

Massive Assault

Как правило, вы управляете одним из таких кусочков — страной. Под вашим началом могут уже находиться доблестные войска, либо вам надо будет их прикупить. Никакого строительства, заводов, фабрик, ангаров и прочих зданий здесь не предусмотрено. И правильно, нечего разбавлять нам отменнейший тактический элемент. А то привыкли, понимаешь, рабов с лопатами на рудники гонять! Отныне вы будете командовать боем и только боем. Одними лишь войсками.
Любая единица техники характеризуется пятью ключевыми параметрами: радиус поражения, сила атаки (урон), скорость передвижения (читай — расстояние), здоровье (оно же — броня), стоимость. Из этих простых понятий и складывается вся соль игропроцесса. Вернее, из их грамотных комбинаций.

В этой игре у вас не будет многосотенных толп юнитов. Как минимум по двум причинам: во-первых, дорого, а денюжки тут очень ограничены, а во-вторых, хотите вы этого или нет, в большинстве случаев юниты будут погибать быстрее, чем вы их будете клепать. Все войска здесь — существа одноразовые, они не прокачиваются и не получают новые звезды на погоны, как это было в том же S.W.I.N.E., не переходят на следующий уровень вместе с вашими новыми войсками. Поэтому в течение каждой миссии вы будете озадачены только одним вопросом: как победить, не задумываясь о том, сколько техники останется к моменту виктории — пять или один танк.

Massive Assault

Чтобы передать вам суть игрового процесса, рассмотрим один типичнейший вариант — оборону. На ваше государство напал злой террористический генералиссимус, и вам предстоит: 1) не допустить захвата столицы, 2) вышвырнуть поганцев со своей территории вон. Для этого нам выделяют: несколько легких танков (партизаны, которые всегда находятся в столице и вылезают на поверхность только в случае нападения) и некоторое количество дензнаков, имеющихся на тот момент в казне. На эти деньги вы накупаете технику, которой вместе с вышеупомянутыми партизанами будете отбивать агрессоров. После того, как вы истратите начальные средства, ваша столица, пока она находится под вашим контролем, будет приносить вам еще по два доллара каждые сутки (каждый ход). "Ха, — скажете вы, — что можно купить за два доллара?" Здесь — можно. К примеру, танк, или мортиру, или два "багги", или, наконец, сэкономить их, чтобы на следующем ходу прикупить что-то посерьезнее — ракетницу, "мехоса" или еще что покруче.

Далее, расставляем войска — прикрываем неповоротливые мортиры спереди легкими танками, а дальнобойные ракетницы размещаем позади. Тискаем "конец фазы" — и погнали! Враг атаковал. Мы потеряли два "багги" и заимели ранеными мортиру и танк. Наш ответ не заставит себя ждать — первым действием двигаем юниты на допустимое расстояние, закрываем образовавшиеся бреши свежими войсками, а затем проводим контратаку. Вот вражеский танк — пять единиц здоровья. А перед ним — только два "багги", каждый с силой повреждений по единице. Что делать? Мортиры не достают по радиусу, средние танки не могут подъехать. Ага, а про ракетницу-то мы забыли! Кликаем на нее, затем на ворожий танк. Минус три здоровья. Добивание проводим малосильными "багами". После завершения всех огневых атак на появившиеся деньги докупаем еще один танк. "Конец фазы".
И так везде.

Massive Assault

Брат ты мне, или не брат?
Чтоб описать боевые действия в разгаре, необходимо упомянуть о раскрытии союзников. Дабы понять, как это происходит, приведу более простой пример: идете вы себе ночью по парку (а вы ведь знаете, что по парку без особой необходимости ночью лучше не ходить?), никого не трогаете. А тут вам навстречу мужик, "под пивом". Не долго думая, поравнявшись с вами, мужик что есть дури бьет вам в ухо. Вы, не ожидая такой подлости, падаете в сугроб и начинаете лихорадочно соображать неотшибленной частью мозга, как выпутаться из передряги. И вот, из соседнего сугроба выпрыгивает аки "морской котик" ночевавший тут бомж, срывает с себя шапку и орет благим матом: "Наших бьют!". Все, союзник раскрылся. После чего вы, уже вдвоем, выбиваете из несправедливого гражданина всю его пивную дурь.
Так и в игре. Разумеется, свои союзники будут и у террористов. В начале миссии есть две воюющие стороны. Затем вы по очереди вскрываете своих союзников (если это необходимо) либо же нападаете на нейтральные государства, чтобы упрочить свое финансовое положение, ведь каждая лишняя столица — это два бакса в сутки!
В таких вот метаниях и проходит весь игровой процесс. Открыть ли союзника сразу, или подождать, пока враг захватит срединное государство, а мы возьмем его "в тиски", да и перебьем, как котят? Купить легкие танки — четыре штуки, или ракетницу — одна штука? Перебрасывать ли войска на соседнюю территорию, или "партизаны" и сами справятся? И таких примеров — масса.

Massive Assault

И вот, на ваших экранах разворачивается очередное сражение — десяток стран, на многих границах, по всем территориям идут боевые действия. Вы по капле вычисляете баланс, думаете, каких войск прикупить на данном участке, либо же сэкономить деньги и поставить турели у другой столицы, так как там весьма жарко. Лихорадочно расставляете войска, создавая заслон до прибытия подкрепления, перебрасываете силы по воде, с острова на остров. И думаете, думаете над каждой локальной стычкой, просчитывая шансы за и против. А потом, наблюдая как вас громят по всей линии фронта, в двадцатый раз перегружаетесь, понимая, что в начале миссии нужно было купить робота вместо двух танков...

Половник горькой армейской похлебки
И все-таки не идеал. Начнем с графики — она очень даже ничего — при сильном приближении. А приблизить можно практически впритык и разглядеть номер на борту линкора и листочки на угловатых деревьях... Спецэффекты хороши, текстуры тоже, анимация на уровне, даже отключаемая шейдерная водичка присутствует. Но в том-то и дело, что приближать приходится редко, так как гораздо удобнее наблюдать сражения с высоты птичьего полета. И со временем вы только так и будете держать камеру — то бишь высоко. А вот с такого расстояния графика заметно теряет — пропадают детали, в целом мельчает техника, труднее становится отличить легкий танк от обычного.
Звуки без 3D-наворотов, но тоже неплохие — не отвлекают, не раздражают. Музыка не всегда соответствует разворачивающимся на экране событиям — немного спокойная. Но в качестве фоновой подходит.
Но главное — игра получилась весьма нелегкой. Загружаться и переигрывать приходится действительно часто, уж очень многое нужно просчитывать, продумывать. Конечно, любое действие в пределах хода можно отменить, но это помогает лишь отчасти. А сложность игры выбирать нельзя. По атмосфере лично мне игра напомнила старую добрую Dune2 — в тех моментах, когда защищаешь базу, возводишь укрепления, прикупаешь новые башенки и воюешь, воюешь — без перерыва. По сложности — Civilization 3, иногда даже — на сложном уровне. Но тот, кто не любит думать, никогда не сядет за шахматную доску. Это вердикт. Потому и оценка такая — усредненная. Нелюбители думать могут откинуть балл, завзятые хардкорщики — балл прибавить. Но игра в любом случае достойная.
Удачи вам, генералы новых шахмат!

Оценка 9.
Вывод.
Игра не для всех, но для многих. Игра, с которой приятно провести время, расположившись перед монитором с чашечкой кофе, и устроить свою маленькую, личную, неторопливую войну.

Highcoaster

TBS Обзор № 50 Massive Assault