Обзор Braid

Posted by Anuriel on мая 31, 2009 - 00:00

Жанр: платформер
Платформы: PC, Xbox 360
Разработчик: Number None
Издатель: Number None
Похожие игры: серия Super Mario
Минимальные системные требования: процессор с частотой 1,0ГГц; 512Мб ОЗУ; видеокарта со 128Мб памяти; 150Мб свободного места на жестком диске Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 2,0ГГц; 1Гб ОЗУ; видеокарта с 256Мб памяти; 150Мб свободного места на жестком диске

ВBraidаш покорный слуга прошел Braid два раза. Первый раз — за десять минут, не испытав при этом абсолютно никаких эмоций. Нет, он отнюдь не изучал всевозможные гайды и не пользовался читами. Просто своей возможностью быть пройденной за одну шестую часа игра отсеивает тех невежд, которые посмели отнестись к ней как к способу убить пару вечеров за веселеньким платформером. За маской реинкарнации Super Mario скрывается серьезная головоломка. Выпросив у игры второй шанс и встав на путь исправления, автор этих строк осознал, что одно другому не мешает.

Braid является самым дорогим indie-продуктом: его бюджет подобрался к отметке в двести тысяч долларов США. Более полугода назад игра вышла на Xbox 360 — и уже через некоторое время владельцы данной консоли просто излучали солнечный восторг. Ведь ключевая особенность геймплея Braid — это возможность играть со временем. Причем теперь это не оправдание тому, что девелоперы забыли вкрутить в меню кнопку загрузки, а самое реалистичное управление временем, которое только доводилось встречать. Фраза «все гениальное — просто» как нельзя кстати подходит для описания этой главной особенности проекта, а вот «просто, как и все гениальное» к Braid, как ни странно, неприменимо.

Извини, но принцесса в другом замке

Главного героя зовут Тим. Он вынужден идти на поводу у любви и искать свою плененную в замке сказочного королевства принцессу — прямая отсылка к похождениям водопроводчика в красной кепке. Время — главное оружие Тима в борьбе со странными препятствиями, поджидающими его на пути. Впечатляющей нестандартностью пропитаны не только игровые уровни, но и весь проект в целом. Как вам, к примеру, начало истории не с первой, а со второй главы?

Как уже было сказано, игра покрыта слоем незамысловатой аркадной поделки. Прыганье по головам шарообразных волосатых существ — это, конечно, хорошо, но, чтобы узнать историю любви целиком, придется собрать пять мозаик, элементы которых разбросаны по пяти мирам. Так вот, в добыче этих кусочков и кроется вся соль Braid. Точнее — в способах их добычи. Каждый уровень — это головоломка с одним, от силы двумя решениями. Но какие это решения — с первого взгляда более чем непонятно. Со второго и третьего — аналогично. «Это нельзя пройти!» — будут слышать те, кто усядется рядом с вами, а когда верное действие будет, наконец, произведено, на вас снизойдет такое озарение, что Portal покажется милой забавой для домохозяек.

Приведем вот такую ситуацию: на другой от ямы с шипами стороне лежит ключ, добраться до которого можно только перебравшись через эту яму по верхнему ярусу, что перекрывает вам дорогу назад. Выход таков: подобрав ключ, нужно совершить суицид, прыгнув как можно ближе к противоположному краю ямы. Затем отматываем время до того момента, когда Тим стоит на «начальной» стороне пропасти, и выхватываем ключик прямо из рук летящей на шипы тени времени (двойник, повторяющий действия своего хозяина, совершенные им до отмотки времени назад).

Некоторые игровые объекты наделены различными свойствами — иммунитетом к изменению временного хода, например. У Тима — в зависимости от местоположения — тоже появляются новые виды взаимодействия со временем. В связи с этим сложность, а вместе с тем и изящность головоломок порой просто зашкаливает.

Трудностей прибавляет недружелюбность проекта к игроку. Как выясняется позднее — к игроку торопливому и невнимательному. Иначе говоря, в Braid нет туториала, а помощь в главном меню объясняет игровой процесс как «беги, дави врагов и собирай кусочки пазлов». Если не считать редкие призрачные подсказки, то особенности обитателей сказочной страны и самого Тима придется изучать самостоятельно. Именно это и отпугнет всевозможных манчкинов — и у экрана останутся только истинные нестандартно мыслящие ценители столь глубокого игрового процесса.

Ушей и глаз услада

BraidСогласно веяниям моды, в современных indie-проектах должна быть уникальная, запоминающаяся стилистика, и Braid на нее не скупится. Будто разрисованное акварельными красками окружение размазывается, когда мы работаем со временем. В зависимости от его направления меняются цвета: при движении в прошлое все сереет, а при ускорении наливается яркими оттенками. Для 2D-игры графика очень хороша — правда, так не скажешь, если глядеть на Braid в статике.

Музыка основана на звучании арф, скрипок и виолончелей, что создает сильную атмосферу. Стоит снова начать сдвигать временные рамки — и мелодия тоже задвигается, то ускоряясь, то играя в обратном направлении. Звуки прекрасны, особенно сочными получились разбивание люстры и удар пушечного снаряда о стену. Аудиочасть отлично подходит на роль фона для любовной истории Braid, а в минуты ступора охлаждающе воздействует на уставший от поиска решений мозг.

Braid хорошенько встряхнула стремительно чахнущий жанр платформеров. Это еще одна indie-игра, которая не стесняется равняться на большие блокбастеры. Ну а если вам удастся пройти ее решив все головоломки, а не пробежав уровни за несколько минут, значит, в вашей голове есть что-то извилистое и работает оно просто замечательно.

Радости:
Лучшая на сегодняшний день реализация управления временем
Специфический, но приятный визуальный стиль
Сильная даже по меркам indie-проекта нестандартность

Гадости:
Игру осилят только самые усердные

Оценка: 8.8

Вывод:

Предъявляющий серьезные требования к мышлению Braid — это прекрасный подарок людям, ностальгирующим по первым частям Mario. Пока что — главный претендент на звание лучшей аркады года.

Обзор написан по PC-версии проекта

Время — деньги и верный помощник

BraidПомимо обычной перемотки, Тим владеет несколькими модификациями управления временем. Разнообразно по своим свойствам и окружение. Не будем портить вам удовольствие разобраться в игровых мирах самим, а вот на способностях Тима давайте остановимся поподробнее.

Перемотка. Ею можно пользоваться с самого начала и на протяжении всей игры. Позволяет отматывать время назад, регулируя скорость этого процесса. Если загнали себя в чересчур далекое прошлое — можно тут же промотать и вперед.

Механизация. В механизированном пространстве вы — не что иное как ключ, приводящий в действие все остальное. Двигаетесь вправо — время идет своим чередом, влево — течет в обратном направлении. Но стоит Тиму остановиться, как все замирает вместе с ним — время останавливается.

Тень времени. Она повторяет все действия, проделанные Тимом до перемотки времени назад. Есть только одно «но»: жизнь тени непродолжительна, что не дает ей возможности сделать слишком много телодвижений. Такие двойники есть не только у Тима, а практически у всех остальных объектов.

Обручальное кольцо Тима. Представляет собой мощный аппарат для взаимодействия со временем. С его помощью можно установить круглую ловушку, в центре которой все замедлится. Чем дальше от центра этого круга, тем быстрее идет время.

Обратный ход. Появляется в самом последнем мире (за номером 1), чтобы показать, с чего началась вся история. Тут легко догадаться, что время на уровнях главы все время будет идти назад.

Easter Eggs

В Braid есть альтернативная концовка. Чтобы ее увидеть, нужно собрать восемь спрятанных по всей игре звезд.

На уровне «Epilogue» в зеленых книгах содержится скрытый текст. Нужно держать открытой красную и одну из зеленых книг одновременно — и текст появится, когда Тим будет скрыт за объектами.

Большой сюрприз для обладателей PC-версии Braid: в нее встроен редактор уровней. Его преднамеренно скрыли, дабы для начала дать нам насладиться оригинальными эпизодами. Для использования редактора нужно проделать несколько нехитрых действий. Сперва создайте в папке с игрой директорию «universes», а уже в ней — папку с любым именем, например, «VR». Каталог «data» вкладываете в «VR», а в «data» — «entities». Теперь включайте игру с параметром «-editor — universe VR» и жмите F11. Как запускать свои уровни, пока неизвестно, но официальное руководство, которое обещает появиться в ближайшем будущем, разъяснит это и предоставит более простой способ запуска редактора.

Lightray

платформер Обзор №113 Braid