Внимание! Подписка на газету "Виртуальные радости" на 2-е полугодие 2017 года осуществляется на сайте ulej.by по схеме краудфандинга. Подробности читайте в теме форума. Чтобы перейти к подписке, нажмите кнопку справа.

Подписаться Виртуальные радости онлайн

 

Call of Duty. Бесконечная война

Posted by AlexS on марта 30, 2010 - 00:00

«Сталинград — это лишь начало пути, окончанием которого будет Берлин. Эта война началась не сегодня и еще нескоро закончится»
Георгий Жуков

«Война... Война никогда не меняется»
Fallout

Сегодня серия Call of Duty является настоящим эталоном «рельсового» шутера от первого лица. Всего за шесть лет своего существования эта линейка смогла добиться того, на что у иных сериалов уходят десятилетия — стать номером 1 в своем жанре. Интересно, знали ли шесть лет назад разработчики из Infinity Ward, какой хит они готовятся запустить в продажу? Предполагали ли, что именно Call of Duty принесет им мировую славу и уважение тысяч геймеров?

О том, как все начиналось…

Конец 2003 года. В продажу выходит проект Call of Duty, которому прочат славу «убийцы» Medal of Honor: Allied Assault, лучшего WWII-шутера тех времен. Многие геймеры уверены, что так оно и будет — резвый новичок запросто положит на лопатки дряхлую Medal of Honor. Тому свидетельством и эффектная демоверсия, и то, что часть команды Infinity Ward ранее работала в коллективе 2015, который трудился над Allied Assault. Были, конечно, и скептики — они ставили в вину проекту старый движок Q3-Engine, а также затертую до дыр тематику — уже в то время Вторая мировая война опротивела многим геймерам.

И вот, наконец, Call of Duty появилась в продаже. И почти сразу стало понятно, что на небосклоне шутеров от первого лица взошла новая, ослепительно яркая звезда. Call of Duty с ее лозунгом «Медали — ничто, долг — все!» не просто стала альтернативой Medal of Honor — нет, она одним махом вышибла дух из этой славной, но уже устаревшей игры. Наступило время новых героев.

Call of Duty. Бесконечная война

Первая Call of Duty, как и почти все последующие игры этой серии, была веселым аттракционом, который ни на минуту не давал игроку заскучать. Да, разработчики вернули нас на поля Второй мировой — и доказали тем самым, что при наличии светлых голов и прямых рук можно сделать хорошую игру в любом, даже в самом приевшемся публике сеттинге. Мы вступали в ожесточенные перестрелки с врагами на борту немецкого корабля, на улицах разрушенных городов и посреди заснеженной лесной чащи. Мы в толпе безоружных пацанов бросались прямо на фашистские пулеметы в грандиозной батальной постановке под Сталинградом. Мы уходили на автомобилях от погони в немецком тылу и участвовали в танковых баталиях. Мы были диверсантами, снайперами, простыми солдатами-пехотинцами. Но мы не были суперменами и почти не совершали геройств в одиночку — очень часто рядом с нами воевали другие солдаты, помогавшие в борьбе с жестоким, сильным и умелым врагом. Эти ребята шли в атаку бок о бок с нами, умирали на наших глазах, а иногда — спасали нам жизнь под блистательный саундтрек голливудского музыкодела Майкла Джиаккино. Нет, это не кино, это намного лучше. Это первый по-настоящему голливудский блокбастер о Второй мировой войне в истории компьютерных игр.

Хотя почему только компьютерных? Уже через год консольщики также получили свою версию Call of Duty. Правда, проект под названием Call of Duty: Finest Hour мастерили уже не кудесники из Infinity Ward, а более криворукие пацаны из Spark Unlimited. Вполне закономерно, что Finest Hour, заявившаяся на PlayStation 2, Nintendo GameCube и Xbox, была заметно хуже «главной» Call of Duty. Тем не менее, некоторые любопытные нововведения игра все же продемонстрировала. Так, появилась возможность отдавать сослуживцам простенькие приказы вроде «вышиби дверь» или «посторожи тут, пока я отлучусь». Также игрокам дали возможность восстанавливать здоровье раненых товарищей по команде — если, конечно, не жаль тратить на это кровно заработанные аптечки. В первый и в последний раз в серии танкисты смогли покидать уютный корпус механического монстра, когда это требуется сюжетом, и, вооружившись автоматом, воевать на своих двоих. Наконец, Finest Hour могла похвастаться оригинальным набором миссий, в котором имелась даже одна коротенькая кампания в Северной Африке за английских спецназовцев (в «основной» игре мы все время воевали только на территории Европы). И все-таки по сравнению с первой Call of Duty Finest Hour смотрелась очень бледно. Infinity Ward делали свой проект с душой — Spark же были обычными ремесленниками, да еще и подошли к работе спустя рукава.

Call of Duty. Бесконечная война

Такими вот выдались первые Call of Duty — чудесная игра для обладателей РС и серьзное разочарование для консольщиков.

Call of Duty 1.5

В том же 2004 году, за пару месяцев до выхода Finest Hour, издательство Activision выпустило на РС дополнение Call of Duty: United Offensive, состряпанное студией Gray Matter (впоследствии эту команду объединили с подразделением Treyarch, которое тоже играет очень большую роль в истории серии Call of Duty). Да, в те старые добрые времена это еще называли адд-оном, хотя сегодня почти по такому же рецепту разработчики лепят номерные игры, при этом затрачивая на их производство аж по два года. Судите сами — 13 достаточно больших миссий, техника и дымовые гранаты в мультиплеере, помимо покатушек на грузовике, танке и мотоцикле с коляской — заплывы на катерах, а также отличная и вся из себя оригинальная миссия на борту бомбардировщика «летающая крепость». Ах да, еще в United Offensive впервые в серии дебютировали огнеметчики. До сих пор многие геймеры считают, что United Offensive, несмотря на ее небольшую продолжительность, по всем статьям превзошла Call of Duty 1. Особенно удалась разработчикам кампания за советских солдат, кульминацией которой стала феерическая битва за Харьков. Впрочем, американская и британская кампании были немногим хуже — Gray Matter выложилась на полную катушку и на выходе представила игрокам абсолютный хит, залитый до краев адреналином и атмосферой войны, за которую геймеры и полюбили Call of Duty. И пусть реализмом, как и в первой игре, в United Offensive даже не пахло, пусть враги бесконечно возрождались за ближайшим углом, пусть сюжет был донельзя заскриптован — самое главное, что игроки получили очередную историю о Второй мировой войне с голливудским размахом. В то время казалось, что лучше уже некуда и выше уровня United Offensive серии уже не прыгнуть. Но вот у Infinity Ward была другая точка зрения.

Call of Duty. Бесконечная война

Второй заход: больше, краше, пафоснее

Настоящий, полноценный сиквел Call of Duty появился на свет только в конце 2005 года. Уже тогда в Infinity Ward взыграло честолюбие — задав первой игрой очень высокую планку качества, они бросили вызов самим себе, задумав превзойти собственную же Call of Duty по всем статьям. Впоследствии такое еще не раз повторится.

Call of Duty 2 стала первой игрой в серии для консолей тогда еще нового поколения — проект вышел на РС и Xbox 360. Время действия — снова Вторая мировая. На этот раз очень большое внимание уделяется кампании в Северной Африке — играя за англичан, геймеры схватились с войсками Роммеля, сражаясь на стороне знаменитых «Пустынных крыс» — 7-й Королевской бронетанковой дивизии. Английская кампания в Call of Duty 2 была самой продолжительной — помимо Африки, гордые сыны Альбиона успели поучаствовать еще и в битве за французский городок Канн. Но в основном на втором фронте в Call of Duty 2 воевали американцы (непременная высадка в Нормандии прилагается — уже второй раз за две номерных игры), русским же досталась битва за Сталинград (опять же, второй раз).

Call of Duty. Бесконечная война

В сиквеле Infinity Ward постарались исправить все недочеты предыдущей игры, усилив при этом ее достоинства. Битвы стали еще более массовыми, спецэффекты — поистине киношными, кроме того, разработчики серьезно подтянули уровень графики. Взрывы, крики раненых и убитых, героический саундтрек, легионы врагов, самоубийственные задания — все вернулось. Однако самый главный минус — отсутствие вменяемого сюжета, захватывающей истории — пока так и не был ликвидирован. Мы по-прежнему были простыми парнями, сражающимися с неким абсолютным злом, выполняющими конкретные поставленные задачи — но вот захватывающей истории игра предложить не могла. Впрочем, этот грех с лихвой искупался невероятно притягательной игровой атмосферой.

Помимо полноценного номерного сиквела, в августе 2005 года на прилавках магазинов появилась и Call of Duty 2: Big Red One, специальная версия, созданная для консолей PlayStation 2, GameCube и Xbox девелоперской командой Treyarch. С места в карьер новые разработчики взялись за эксперименты. Прежде всего, Treyarch отказалась от привычного уже деления игры на три отдельные кампании — американскую, советскую и английскую. Почти всю игру мы сражались в обществе американских солдат из 1 пехотной дивизии (она же — Big Red One). История приключений этих славных парней начиналась в Северной Африке, а продолжалась на Сицилии, в Нормандии (да, высадка, опять и снова) и завершалась в заснеженных арденнских лесах. Похвально, что разработчики задумали добавить в историю драмы — с этой целью вокруг игрока во всех сражениях мельтешило несколько «избранных» товарищей по оружию. У каждого из них был свой характер и своя история. А некоторые из этих воинов даже умирали у нас на глазах (но лишь тогда, когда это предусмотрено сценарием). Одни солдаты отправлялись на тот свет, на их место приходили необстрелянные новички — такие вот суровые военные будни.

Call of Duty. Бесконечная война

Естественно, по уровню графики Big Red One заметно уступала основной Call of Duty 2. Кроме того, Treyarch не удалось главного — показать удалой экшен, который замечательно умеет делать Infinity Ward. Война в исполнении Treyarch выглядела тяжелой, но скучной мужской работой.
«Диснейлендом» от Infinity даже и не пахло.

Впереди был 2006 год. Впереди была Call of Duty 3.

Консольный «Зов долга»

Эта игра носит «почетный» титул самого несуразного проекта во всей серии. В 2006 издательство Activision впервые решилось на эксперимент — доверить сделать номерную Call of Duty не Infinity Ward, а другой студии — команде Treyarch. Все просто — Infinity на создание игры требовалось два года, а Activision хотела выпускать новый «зов долга» под каждое Рождество. Call of Duty 3 была новаторским проектом — среди прочего, это была первая игра в серии, создававшаяся исключительно для консолей. «Трешка» появилась в продаже на PlayStation 3, Xbox 360 и PlayStation 2 в конце 2006 года.

Call of Duty 3 Treyarch делала всего семь месяцев — вероятно, именно этим можно объяснить малое количество нововведений. А еще сотрудники Treyarch были большими фанатами сеттинга Второй мировой, возможно, именно поэтому они все-таки не угробили свой проект окончательно. Но о революции говорить также не приходится — Call of Duty 3 продолжала топтаться на месте, в атмосферности и «киношности» значительно уступая даже предыдущей части.

Call of Duty. Бесконечная война

Нет, Treyarch старались. Именно благодаря им в серии наконец-то появилась первая игра с сюжетом. Нас больше не бросали с одного фронта на другой — англичане, американцы, канадцы и поляки делали одно дело. Вся кампания проходила летом 1944 года на территории Франции, где разворачивалась знаменитая Фалезская операция по окружению большой немецкой группировки войск. Мы глазами разных солдат наблюдали за взаимодействием союзных войск, осуществлявших общую задачу. Похвалить Treyarch стоит и за то, что студия решилась усилить элементы драмы, «расцветить» яркими красками характеры воинов — в некоторых случаях мы переживали гибель боевых товарищей, как это было в CoD 2: Big Red One.

И все же… Все же у Call of Duty 3 имелись серьезные недостатки. Стремясь угодить игрокам, желавшим связного сюжета, Treyarch пожертвовали разнообразием — мало того что снова Вторая мировая, так еще и воевать приходится только лишь на территории Франции. Отдельный повод для недовольства игрокам из стран СНГ — Восточный фронт позабыт-позаброшен. Кроме того, уровень графики новой номерной игры ушел совсем недалеко от уровня Call of Duty 2. В геймплейном плане также минимум нововведений — добавились миссии с вождением техники, скучные мини-игры с рукопашным боем, и появилась действительно стоящая возможность возвратить фрицам брошенную гранату. В общем, у «трешки» были как весомые достоинства, так и ворох очень значительных недостатков. Call of Duty 3 не стала хитом — это был пускай неплохой, но все-таки проходной проект в рамках великой серии.

Своя «специальная версия» у Call of Duty 3 тоже была — речь идет о проекте Call of Duty: Roads to Victory, созданном силами Amaze Entertainment исключительно для карманной консоли PlayStation Portable. Действие этой игры по-прежнему происходило на Западном фронте, а в главных героях ходили американцы, британцы и канадцы. Очень большое внимание в Roads to Victory уделялось воздушно-десантным операциям Союзников, в особенности — провальной операции «Огород», не освещавшейся прежде в серии Call of Duty. К сожалению, эта вариация получилась очень уж слабой — унылые декорации, автоприцеливание, глупые противники, масса иных, более мелких недочетов — даже с точки зрения фаната серии Roads to Victory стоит внимания только ну с очень большой голодухи.

Call of Duty. Бесконечная война

Так что 2006-й стал для поклонников серии Call of Duty годом разочарований. Радует во всем этом лишь одно — это единственный столь неудачный год за всю историю сериала.

Современная война

После выпуска второй части Call of Duty студия Infinity Ward решила окончательно завязать с темой Второй мировой войны. Современный сеттинг, вымышленные военные конфликты, увлекательный сюжет в стиле романов Тома Клэнси в сочетании с фирменными драйвовыми перестрелками и общей «атмосферой войны», присущей играм серии Call of Duty, — вот на что ставили разработчики при подготовке очередной маленькой революции. А прохладно принятая геймерами Call of Duty 3 лишний раз убедила Infinity: настало время кардинальных перемен. Время Modern Warfare.

Call of Duty. Бесконечная война

Думается, абсолютно все уже в курсе, что Infinity Ward в очередной раз почти все сделала на «отлично». Современный сеттинг новой игры заткнул рты всем, кто сетовал на опостылевшую Вторую мировую (правда, тут же объявились новые недовольные, не принявшие «перебежку» серии в настоящее время). Очередной эксперимент с графикой удался на славу — вместо яркой, цветастой картинки, знакомой нам по первым играм, геймерам предложили любоваться на серо-коричневые, максимально реалистичные тона баталий «Современной войны». И, конечно же, сюжет, который позволил игрокам схватиться со злобными русско-кавказскими террористами, а также с их ближневосточными соратниками, солдатами страны, весьма напоминающей Ирак наших дней. Сюжет, кстати, являлся одновременно и громадным плюсом, и серьезным минусом Call of Duty 4. Сама по себе связная, интересная история — это, естественно, огромное достоинство для любой игры. Но вот труженики из Infinity Ward чересчур увлеклись, завалив в итоге сторилайн своего детища просто невообразимым количеством «клюквы». Ах, эти русские негодяи только и мечтают, как бы устроить в своей варварской стране гражданскую войну, а заодно и угостить Америку парочкой ядерных боеголовок! Не говоря уже о том, что многим отечественным геймерам просто не очень приятно расстреливать врагов, переговаривающихся друг с другом во время боя по-русски.

Однако сюжет был единственным хоть сколько-нибудь слабым местом Modern Warfare — в остальном у игры все было в полном порядке. А закоренелым фанатам, которые еще не устали отстреливать фашистов, развлечение по вкусу подоспело уже через год после выхода Modern Warfare — аппетитный пирог с подзаголовком World at War геймерам преподнесла студия Treyarch.

Возвращение к истокам

Поскольку пятую номерную игру сериала мастерили сотрудники Treyarch, а не «родители» серии из Infinity Ward, революции от этого проекта никто не ждал, даже несмотря на щедрые обещания самих разработчиков, которые прямо-таки соловьем разливались, обещая сработать не хуже Infinity. Уже сама тематика — старые добрые баталии Второй мировой — недвусмысленно намекала, что геймеров ждет Call of Duty образца первой половины 2000-х, украшенный графикой в стиле Modern Warfare. Хотя несколько мелких нововведений пятая игра все же продемонстрировала.

Call of Duty. Бесконечная война

Во-первых, вместе с World at War серия Call of Duty наконец-то «допрыгалась» до рейтинга Mature. Все потому, что разработчики решили придать игре реалистичности, добавив в проект расчлененку — крупнокалиберные пули, крошащие головы врагов на мелкие кусочки, взрывы, разбрасывающие во все стороны руки и ноги, фонтаны крови, бьющие из разорванных тел, — маньяки виртуальных миров могут быть довольны! Да и в целом уровень жестокости существенно повысился — расстрел безоружных пленных и хладнокровное добивание раненых в Call of Duty 5 — скорее правило, нежели исключение.

Во-вторых, Treyarch в очередной раз напомнила, что во время той страшной войны в «плохишах» ходили не только немцы. В паре-тройке миссий консольной Big Red One студия уже предлагала нам воевать с итальянцами и французами. В World at War же одна из двух игровых кампаний проходит на островах Тихого океана, где американским солдатам приходится противостоять хитрющим японским бойцам, которые в совершенстве владеют искусством партизанской войны (правда, в итоге все опять сводится к массовым перестрелкам «стенка на стенку»). Вторая же кампания почти целиком была посвящена битве за Берлин — одному из самых впечатляющих финальных сражений Великой войны. В кои-то веки виртуальные двойники советских воинов сражались не только на залитой кровью земле Сталинграда, но и на территории Германии.

World at War никак не была шедевром — тем не менее, студия Treyarch смогла создать проект, достойный имени славной серии Call of Duty. Тому подтверждением и весьма лестные рецензии в игровых СМИ, и многочисленные положительные отзывы геймеров.

Call of Duty. Бесконечная война

Помимо «основной» Call of Duty: World at War, в конце 2008 года в продажу поступила еще и игрушка Call of Duty. World at War. Final Fronts, сработанная эксклюзивно для PlayStation 2. Проект, созданный работниками студии Rebellion, мог заинтересовать разве что преданных поклонников знаменитой шутерной линейки. Сделанная на коленке игра «щеголяла» графикой времен Call of Duty 3 и скучными миссиями. Вдобавок из Final Fronts почему-то выкинули советскую кампанию, предложив вместо нее битвы за англичан и американцев на Западном фронте (тихоокеанскую же кампанию Rebellion трогать не решилась, хотя и здорово перекроила сами миссии — другие острова, другие сражения, но, в общем и целом — почти та же картина, разве что здорово уступающая оригиналу).

Финишвилль

Вот она — последняя на сегодняшний день игра под брендом Call of Duty, вершина эволюции сериала, как именует ее легион восторженных критиков. Да, на сей раз именно эволюции — последнее детище Infinity Ward просто берет все лучшее, что было в оригинальной Modern Warfare, и умножает это в несколько раз. Однако от проектов Infinity Ward геймеры-фанаты традиционно ждут немного другого.

Call of Duty. Бесконечная война

Infinity стали заложниками собственной гениальности. Уже три раза они выпускали великолепные игры, задававшие новую планку качества для всего жанра рельсовых шутеров. А уж в рамках серии Call of Duty каждый из этих проектов был маленькой революцией. И вот в продажу выходит Modern Warfare 2. Чем же новая игра собиралась удивлять поклонников? Массовыми баталиями и героико-пафосной атмосферой войны, как Call of Duty 1? Серьезно похорошевшей графикой, как Call of Duty 2? Быть может, захватывающим сюжетом и предельно адреналиновыми миссиями, как Call of Duty 4? Нет, нет и нет. Нет, потому что все это уже было. Только вот, как оказалось, больше-то разработчикам предложить нечего. И Infinity Ward снова отправила в атаку «старую гвардию» — она еще «подкрутила» уровень графики, она завалила миссии головокружительными погонями, умопомрачительными перестрелками и грандиозными спецэффектами, она позвала работать над музыкой Ханса Циммера, признанного мастера по части пафосных саундтреков (и тот великолепно справился со своей работой), она снабдила игру залихватским сюжетом, бросающим игроков туда-сюда по всему миру, она включила в проект провокационную миссию с расстрелом мирных жителей (снова здравствуй, рейтинг Mature!) и просторные «нерельсовые» локации… Да, Modern Warfare 2 — на сегодня лучшее, что есть в серии Call of Duty, и, определенно, это один из лучших шутеров 2009 года. Но только это ни разу не революция. И даже смена сеттинга тут вряд ли бы спасла положение, просто потому, что это тоже уже было. То ли просто невозможно уже придумать что-то кардинально новое в жанре «голливудских стрелялок», то ли у Infinity заканчиваются идеи. Но факт остается фактом: Modern Warfare 2 — это лучшая игра за всю историю Call of Duty и одновременно самое горькое разочарование для фанатов сериала. Все хорошо, но лучше, похоже, уже некуда…

Разумеется, история Call of Duty еще далеко не закончена. Пока серия приносит издательству Activision огромную прибыль — даже «крепкие середняки» от Treyarch показывают себя в продаже просто великолепно, — разумеется, будут выходить и новые игры. В конце 2010 года ждем Call of Duty 7, действие которой, по слухам, будет происходить во время холодной войны. А там не за горами и Modern Warfare 3 от Infinity. В общем, война не заканчивается, дамы и господа. И, положа руку на сердце, пускай она продолжается и дальше — уж лучше в виртуальном, чем в реальном мире.

шутер Ретроспектива №123
Упоминаемые игры и серии: 
Call of Duty

Комментарии

shapeshifter - Aug 30th, 2013 - 01:27 pm

Спасибо за отличную статью) вот только теперь, правда, нужно дополнить ее Black Ops, Modern Warfare 3 и Black Ops 2=)

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".