Начало

Posted by Ravenguard_S209 on августа 30, 2010 - 00:00

Игры разума
Название в оригинале: Inception
Жанр: фантастический триллер
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийар, Кен Ватанабе, Киллиан Мерфи, Эллен Пейдж, Том Харди, Майкл Кейн, Том Беренджер, Пит Постлетуэйт
Продолжительность: 148 минут

Что есть реальность, а что — сон? Где проходит та тонкая грань, за которой заканчивается объективный мир и остаются лишь порождения твоего подсознания? Как не запутаться в самом себе, когда мечты кажутся реальными как никогда, а жизнь все чаще напоминает страшный сон? Один неверный шаг в сторону — и пути назад уже можно не найти. Тебе это известно лучше других.

НачалоТебя зовут Кобб, Дом Кобб. Ты — вор. Но в отличие от своих менее одаренных коллег по цеху, которые перебиваются мелочью вроде вскрытия домов или банковских хранилищ, ты занимаешься делами куда более специфическими, но от этого не менее востребованными. Ты воруешь мысли. Хотя нет, «воруешь» — не совсем подходящее слово. Ты извлекаешь нужные мысли у людей во время сна, когда разум наиболее уязвим. Лучше тебя в этом деле никого нет, но вряд ли это можно считать поводом для гордости. Твоя работа превратила тебя в изгоя, вынужденного скрываться от всех, а дети, единственная оставшаяся отрада в жизни, уже стали забывать, что у них есть отец... Но даже таким, как ты, жизнь может дать еще один шанс. Нужно всего-то выполнить один нестандартный заказ: вместо извлечения ты должен внедрить одну простую идею в голову нужного человека. «Невозможно!» — скажут другие, но когда цена — долгожданное возвращение домой, для тебя нет ничего невозможного. Что же, собирайте команду, мистер Кобб. Вас ждут великие дела.

Английский режиссер Кристофер Нолан прославился на весь мир в 2000 году, когда снял свой триллер «Помни» (Memento). Уже тогда стало понятно, что Нолану суждено стать одним из самых своеобразных режиссеров современности. Необычный подход к, казалось бы, банальным идеям и увлечение тайнами человеческой психики делали каждый новый фильм режиссера непохожим на другие. Тот же «Помни», действие которого разворачивается в обратном порядке. «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь», мрачные и драматичные, что для кинокомиксов по меньшей мере нехарактерно. А теперь вот и «Начало». Нолан вынашивал концепцию своей новой ленты более десяти лет, и каждый его шаг, каждый снятый фильм приближали его к этой работе своей мечты. Да, задумка о сомнительности реального мира не нова и прослеживается во многих творениях, начиная от «Матрицы» и «Тринадцатого этажа» и заканчивая рассказами Хорхе Луиса Боргеса. Определенные параллели можно провести между «Началом» и предыдущими работами англичанина — «Помни» и «Бессонницей». Однако то, с каким трепетом, вниманием и любовью Нолан готовил «Начало», делает этот фильм совершенно уникальным.

Наполненные экшеном трейлеры могли создать в корне неправильное представление о будущей картине. И в самом фильме действия немало, однако экшен в данном случае не есть основа, а скорее выполняет роль громоотвода, позволяя зрителю хотя бы на пару минут расслабиться и сбросить напряжение. Потому что на первом плане здесь именно игры разума. Режиссер мастерски играет со зрителем, выстраивая запутанный лабиринт из идей и туманных намеков. И как герои, все глубже и глубже погружаясь в пучины сновидений, так и люди, пришедшие в кинотеатр, все больше теряют нить реальности, и к концу уже сам забываешь, где был истинный мир, а где — построенный Архитектором и населенный проекциями сознания. Каждую минуту до самого конца Нолан подбрасывает зрителям пищу для фантазии, позволяя самим домыслить и понять те или иные моменты. Сознательными упрощениями некоторых элементов картины он позволяет зрителю заполнить пробелы самостоятельно. Каждый найдет свой ответ, ведь это — как сон, а сны — уникальны и неповторимы. И никто не уйдет обиженным.

Для работы над «Началом» Нолан вновь собрал свою старую, проверенную временем команду, с которой он ставил свои прошлые ленты. Безусловно, это оказалось только к лучшему. Работая как единый организм, создатели подарили нам прекрасный фильм. Бессменный оператор Уолли Пфистер выбирает поистине сильные планы и ракурсы. Музыка маэстро Ханса Циммера еще больше усиливает напряженность событий. Отличный актерский состав заставляет поверить в переживания и эмоции героев. Но всех затмевает, конечно, Леонардо Ди Каприо, сменивший на посту центрального актера Кристиана Бэйла. Любимый актер Скорсезе, благополучно избавившийся от амплуа юного романтического героя, показал в «Начале» настолько пронзительную игру, что сомнений в подлинности его чувств даже не возникает. Эхом еще отдаются отголоски прошлой его работы, «Острова проклятых», но здесь они пришлись к месту.

Сеанс заканчивается, по экрану бегут титры. Но фильм не заканчивается, продолжая будоражить ваш разум еще очень долго. Не это ли признак мастерства? «Начало» — отличный по всем параметрам фильм, тяжелый, серьезный, отчасти сам похожий на сновидение. Монументальная лента, ставшая вехой в творчестве Кристофера Нолана и в современном кинематографе вообще. Не каждому фильм понравится, но каждый должен его посмотреть. Такое кино появляется очень редко, и упускать его ни в коем случае нельзя.

№128