«Супермен жив». Каким мог стать «Человек из стали» от Тима Бертона?
В настоящее время вселенная Супермена стоит на пороге одного из самых безумных перезапусков за всю свою долгую историю. Официально это еще не объявлено, однако многие авторитетные инсайдеры говорят об этом как о свершившемся факте – нас ждет ребут с Джей Джеем Абрамсом в режиссерском кресле и с темнокожим актером в главной роли. По такому случаю не грех вспомнить еще один безумный проект о Человеке из стали – кинокартину «Супермен жив», снимать которую должен был Тим Бертон, и главную роль в которой должен был исполнить Николас Кейдж. Фильм в итоге так и не сняли, однако история его создания является столь увлекательной, что сама может послужить основой для интересного фильма о том, как снималось супергеройское кино в 90-е годы XX века.
Смерть и возрождение Супермена
К моменту запуска в производство фильма «Супермен жив» вселенная Человека из стали на больших экранах была практически уничтожена. Предыдущая киносерия о Супермене за почти 10-летнюю историю умудрилась скатиться от великолепного первого «Супермена» Ричарда Доннера (1978) к ужасному «Супермену 4: В поисках мира» (1987), ставшему полной катастрофой в прокате и похоронившему студию Cannon Films. Провал сильнейшего супергероя DC на больших экранах привел к тому, что комиксы о Супермене стали продаваться совсем уж плохо. И тогда издательство пошло на невероятный по смелости шаг – в 1992 году оно решительно убило Супермена в схватке с новым могущественным врагом Думсдэем. Фанаты испытали культурный шок, на который не повлияло даже то, что смерть была временной – комиксы-то все равно продолжали продаваться, более того, их продажи снова взлетели до небес. А закрепить успех помогла игра The Death and Return of Superman от Blizzard Entertainment.
В общем, видя все это, Warner Bros. выкупившая к тому времени права на фильм о Супермене, решила полностью откреститься от наследия предыдущей киносерии о Супермене и выпустить гораздо более мрачный перезапуск, взяв за основу его сюжета именно «Смерть Супермена». К тому времени у телевизионщиков уже имелся какой-никакой положительный опыт – хорошо принятый зрителями сериал «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» (1993) давал надежду на то, что и полнометражное возрождение Человека из стали любители супергероев встретят благосклонно. Работа над новым сольным фильмом супергероя началась в 1993 году с прицелом на релиз в 1998, к 60-летию со дня рождения персонажа.
Супермен жив
К моменту прихода в проект режиссера Тима Бертона существовало уже три сценария кинокартины «Супермен жив», самый вменяемый из этих сценариев написал Кевин Смит, и все они так или иначе были основаны на сюжете комикса «Смерть Супермена». При этом сам Смит в последующих интервью заявлял, что продюсер картины Джон Питерс поставил ему три странных условия во время работы над скриптом:
- Супермен в фильме не должен летать;
- Супермен не должен носить свой классический костюм;
- В фильме должна быть битва Супермена с гигантским пауком.
Сам Питерс потом все это отрицал, но можно вспомнить, что гигантский паук все-таки появился в его следующем фильме «Дикий, дикий Вест», так что по крайней мере эта часть истории вполне может быть правдивой.
Главным злодеем в версии сценария Кевина Смита был Брейниак, закрывающий Солнце огромным экраном – таким образом злодею удавалось победить Супермена, лишив его поддержки солнечного света. На стороне Брейниака выступал Лекс Лютор. Также в фильме был Уничтожитель, криптонский искусственный интеллект, умевший превращаться в различные предметы, в частности, он стал новым бронированным костюмом Супермена. Ближе к финалу Уничтожитель жертвовал собой, уничтожая экран, закрывающий Солнце. Наконец, в самом конце сценария была уготована битва Супермена с гигантским пауком.
Благодаря вмешательству продюсера, посчитавшего, что в середине фильма мало экшена, Смиту пришлось включить в сценарий битву Брейниака с телохранителями Супермена – просто когда сценарист сказал, что Супермену не нужны телохранители, их решили заменить на белых медведей. А когда Джон Питерс посмотрел «Звездные войны», он потребовал от Смита включить в фильм и домашних питомцев Брейниака, похожих на Чубакку. Отличной же идеей самого Кевина было камео Бэтмена на похоронах Супермена, причем Темного рыцаря должен был играть Майкл Китон.
Студии сценарий Смита понравился, «Супермен жив» был отправлен в работу и начались поиски режиссера. Интересно, что сам Кевин Смит предложил обратиться к Тиму Бертону, который к тому времени имел на своем счету два удачных фильма о Бэтмене. Бертон согласился взяться за «Супермен жив», однако сценарий Смита ему не понравился, и он решил, что его нужно переписать. «Полировать» работу Кевина взялся Уэсли Стрик, до этого работавший над хоррором «Арахнофобия». И, на самом деле, работа у Стрика получилась очень странная – в частности, в его сценарии Лекс Лютор и Брейниак сливались в огромного двуглавого паука Лексиака, а ближе к концу фильма Лексиак расстреливал главного героя из солнечной пушки. Зато в сценарии Стрика было много персонажей, что было очень нужно студии – тогда считалось, что, как и «Бэтмен и Робин», «Супермен жив» должен быть большим рекламным роликом для продажи тематических игрушек, а качество сценария студию не волновало.
Однако оно волновало Тима Бертона. Как позже признавался сам режиссер, его картина должна была показать нечто совершенно несвойственное супергеройскому кино 90-х – погружение в психологию супергероя. К тому времени в комиксах уже существовали «Хранители» Алана Мура и «Возвращение Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера, графические истории не стеснялись поднимать серьезные темы. Бертон хотел также, поэтому в его фильме мы бы видели Супермена в виде длинноволосого аутсайдера, обладающего огромным количеством комплексов и даже посещающего психоаналитика. Кроме того, Бертон был рад после «Бэтмена» взяться за относительно светлый и солнечный фильм – ему хотелось посмотреть, что получится, если он попробует силы в не таком мрачном кино, как его обычные картины.
Так или иначе, именно с Тимом Бертоном у руля картина ближе всего подошла к съемочному процессу. На роль Супермена был официально утвержден Николас Кейдж, что было довольно странной кандидатурой. Тем не менее, Кейдж был огромным поклонником комиксов и с удовольствием согласился на эту работу. Как впоследствии говорил Николас, он собирался показать совершенно иного Супермена, совершенно не похожего на того, что был раньше. Возлюбленную Человека из стали, Лоис Лейн, должна была играть Сандра Буллок, Майкл Китон согласился на камео в роли Бэтмена. Брэйниака могли сыграть Кристофер Уокен или Джим Керри, Кевин Спейси должен был получить роль Лекса Лютора. Казалось, что съемки уже вот-вот стартуют, студия даже анонсировала премьеру в 1998 году.
Закрытие проекта «Супермен жив»
К сожалению, очень масштабный сценарий «Супермен жив» столкнулся с могущественным врагом – бюджетными ограничениями. Фильм требовал множества дорогих спецэффектов, бюджет разбух до фантастических по тем временам $190 млн. Вдобавок пыл студии поугас после фантастического провала «Бэтмена и Робина» Джоэля Шумахера – дорогой фильм, вышедший на экраны в 1997 году, на несколько лет похоронил на больших экранах не только Бэтмена, но и комиксы вообще. Продюсеры поняли, что и «Супермен жив» также станет провалом.
Работа над фильмом была остановлена буквально за пару недель до старта съемок. Далее началась переработка сценария с целью уменьшить бюджет картины. Бертон и Кейдж, устав ждать, покинули проект, что стало фактическим концом проекта «Супермен жив». После этого студия еще пару раз пыталась запустить в работу картину с доработанными сценариями, однако ничего не получилось – наверное, Warner Bros. уже по-настоящему уже не верила в проект, понимая, что пришло время гораздо более мрачных, темных и реалистичных героев. «Супермен жив» остался красивой и масштабной сказкой, которой не суждено воплотиться в жизнь.
Samael