История серии The Elder Scrolls. Часть 2

Posted by RaSiel on июля 18, 2012 - 17:36

В первой части статьи мы рассмотрели историю вселенной The Elder Scrolls и познакомились с первым Свитком – Arena. Сегодня мы продолжим изучать этот замечательный мир. После гибели Джагара Тарна прошло 4 года. Израненная Империя стараниями Уриэля Септима VII поднялась с колен. Увы, не все шло гладко. В 403 году Третьей Эры разгорелся конфликт между королевством бретонцев Хай Рок и королевством редгардов Хаммерфелл. Войска сошлись в битве, которая унесла жизни королей обеих сторон. Принц Готрид, сын короля Хай Рока Лизандуса, возглавил армию своего отца и нанес противнику поражение. Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако вскоре в столице Хай Рока, городе Даггерфолл, по ночам стал объявляться дух покойного короля Лизандуса с армией призрачных соратников, убивающих всех, кто попадется им на пути. Город обуял ужас. Прослышав о тревожных событиях, император Уриэль Септим VII отправил в Даггерфолл своего человека. Кроме приказа разобраться в ситуации, император также поручил своему посланнику дело личного характера – отыскать письмо, некогда отправленное им супруге Лизандуса, королеве Минисере. Информация, содержащаяся в нем, могла навредить некоторым людям, поэтому от письма стоило избавиться. Посланник императора взошел на борт судна и отправился в Хай Рок.  Через несколько дней корабль, гонимый бурей, разбился о скалы неподалеку от Даггерфолла. Выжил лишь посланник императора, очнувшийся в темной пещере с мечом в руке…

Свиток второй: Daggerfall

Если вы вдруг подумали, что TES: Arena сразу после выхода была возведена в ранг культа, то серьезно ошиблись. Bethesda затянула разработку, вследствие чего игра вышла в крайне неудачное время – весной. Оформлена коробка с игрой оказалась довольно неудачно, поэтому дистрибьюторы крайне неохотно брали ее на распространение. Стартовый тираж составил жалких 3000 экземпляров, и разработчики, по словам их самих, были уверены, что привели свою маленькую компанию к банкротству. Кроме того, стартовая версия игры пестрела багами и обладала высокими системными требованиями. Это, конечно, не придавало ей популярности. Однако с течением времени Arena стала продаваться все лучше. Технические недочеты подправили патчами, и игроки наконец-то увидели многочисленные положительные стороны игры. Отзывы об Arena начали меняться с резко негативных на восхищенные. Вскоре Arena была объявлена эталоном компьютерной ролевой игры. После этого вопрос о сиквеле уже не стоял. Bethesda набрала большую команду и, засучив рукава, взялась за дело.

История серии The Elder Scrolls

На самом деле разработка Daggerfall (первоначальное название - Mornhold) была начата сразу же после выхода Arena, весной 1994 года. Команда под руководством главного дизайнера Теда Петерсена уже тогда имела четкое представление о том, что нужно изменить и добавить, но вряд ли знала, во что это выльется. Приоритетом для разработчиков был отказ от линейной системы основного повествования в пользу развитой истории с множеством вариантов завершения и возможностью выбора. История развивается по спирали, правда? Взгляните на тренды современного игростроя. Разработка поначалу велась на использовавшемся в Arena псевдотрехмерном движке Raycast, однако вскоре игра перешла на более современные, полностью трехмерные рельсы под названием XnGine. К слову, базовые принципы этого «моторчика» заложены в движки всех последующих игр серии TES, включая Skyrim. XnGine обеспечивал 3D-картинку весьма простого типа, внешне не так уж сильно отличавшуюся от 2,5D. Поэтому те современные игроки, которые терпеть не могут угловатость, но снисходительно относятся к огромным пикселям, вполне могут с удовольствием поиграть в Daggerfall. Обзор мышью поддерживается, так что проблем с управлением возникнуть не должно. В игре даже появилось сильно пожатое «живое» видео.

История серии The Elder Scrolls

Новый движок позволил Bethesda увеличить масштабы игрового мира. Причем увеличить до такой степени, что об этом говорят до сих пор. Доступная для исследования площадь в Daggerfall достигает невообразимых величин. Составляет она около 487 тысяч квадратных километров, что вдвое больше Великобритании. На просторах игрового мира, разделенного на 47 областей, расположилось 15 тысяч городов, деревенек и пещер, а также более 750 тысяч NPC. Столь сумасшедшие цифры не встречаются больше нигде. Мир Daggerfall по сей день остается самым обширным в истории компьютерных игр. Чтобы вы могли оценить масштаб, представьте себе, что площадь Morrowind составляет жалкую 0,01% от площади Daggerfall! Разумеется, столь титанических размеров территория генерировалась случайным образом из не самого обширного набора базовых конструкций. Это снова дало рецензентам и критически настроенным игрокам повод пожаловаться на однообразие и некоторую безликость игрового мира. Забавно, что в Daggerfall показан лишь небольшой кусочек Тамриэля, а в Arena, где доступная площадь намного меньше, – весь континент.

История серии The Elder Scrolls

Базовая геймплейная механика не претерпела особых изменений, но стала во много раз глубже, приблизившись к тем образцам, которые ныне считаются классическими для серии TES. Появилась новая система создания заклинаний, возможность зачаровывать предметы, вступить во множество гильдий, деятельность на благо которых влияла на репутацию игрока и отношение к нему. Ролевую систему серьезно перелопатили. Играбельных рас стало 10, появилась возможность создать свой класс. Знакомая сейчас всем система повышения навыков по мере их использования дебютировала именно в Daggerfall. Разработчики очень гордились реализацией этой задумки. Действительно, такая система прокачки позволяла по-настоящему отыгрывать свою роль, развивая выбранные сильные стороны персонажа. При этом все выглядело крайне логично. После битвы игрок отдыхал, восстанавливая здоровье и получая очки навыков, что символизировало обдумывание случившегося. Отказ от абстрактной полоски набранного опыта стал настоящим прорывом. Такая система до сих пор используется лишь в TES. Сама по себе игра стала немного дружелюбнее к игроку – повысилось удобство интерфейса и управления, появилась возможность выбирать сложность. Интересно, что именно в Daggerfall, а не в Oblivion впервые появились ездовые лошади. Более того, там даже планировался пресловутый бой верхом, но реализовать его не вышло.

История серии The Elder Scrolls

Разумеется, недостатков у Daggerfall тоже хватало. Игре, где мир генерируется случайным образом, а пешие переходы могут длиться по несколько суток реального времени, просто необходима хорошая система навигации. В Bethesda с этой задачей не справились. Ориентироваться на открытой местности было не слишком сложно, но вот в подземельях могли заблудиться даже самые опытные игроки. Невообразимо запутанные переходы с множеством развилок просто нереально было удержать в голове. А придуманная разработчиками трехмерная карта окончательно убивала всякую надежду на то, что выход удастся найти самостоятельно. Если вы по какой-то причине захотите увидеть самую чудовищную в истории видеоигр карту местности, добро пожаловать в Daggerfall. Размеры мира и неудобный журнал едва ли не силой отваживали игроков от основной квестовой линии. Практически любая попытка пройти Daggerfall приводила к тому, что игрок погружался с головой в дополнительные задания и исследования, а об основном квесте забывал начисто. А когда вспоминал, все ниточки, ведущие к нему, давно были утеряны. Либо все так смешивалось, что даже браться не хотелось. Сюжетные перипетии игры мало чем отличались от устройства мира, а концовок было целых шесть. Простая история о поиске письма и разборках с мятежным духом перерастала в масштабное повествование о воссоздании Нумидиума – искусственного бога, способного потрясти основы мироздания. Когда-то с помощью такого бога Тайбер Септим создал Империю. В своих целях Нумидиум желали использовать орден Клинков, оркский вождь Готворг, могущественный некромант Маннимарко, Короли Залива Иллиак (место, где расположен Даггерфолл) и древний Подземный Король, уничтоживший некогда первый Нумидиум. В концовках игры определялось, кому это удастся, а результат менял облик Тамриэля. Сюжет вышел по-настоящему великолепным, однако очень громоздким и труднопостигаемым.

История серии The Elder Scrolls

Но не угроза потеряться на просторах гигантского мира была главной бедой игры. Высокие системные требования (чего стоит хотя бы объем полной версии – немыслимые по тем временам 400 мегабайт), а также баги, баги и еще раз баги – вот что стало чумой, поразившей виртуальные просторы второй части TES. Наверное, даже самые юные игроки слышали ироничное словцо «Баггерфолл». В начальной версии Daggerfall были все программные ошибки, которые только можно себе представить. И которые нельзя – тоже. Многочисленные заплатки в итоге поправили ситуацию, но не полностью. Разработчики остановились на версии 1.07.213, решив, что игру таких размеров просто невозможно заставить работать идеально. По ходу создания проекта в команде происходили частые изменения состава (особенно сильная текучка была в дизайнерском отделе), поэтому некоторые уже внесенные в игру наработки невозможно было изменить, не поломав все остальное. Но, несмотря ни на что, Daggerfall заслуженно получил статус культа и по-настоящему определил фирменные черты номерных игр серии TES. Ведь разработчики действительно выполнили свои обещания – они создали колоссальных масштабов мир, где игрок мог быть тем, кем захочет, и делать что угодно. Даже если вы начали играть в Daggerfall в 1996-ом, это еще не значит, что к этому моменту вы изучили игру на 100% и везде побывали. О да, популярный слоган «Проживите новую жизнь в другом мире!» в Daggerfall был актуален.

История серии The Elder Scrolls

…В поисках силы, способной оживить Нумидиум, герой вступил в Этериус, духовный мир, контролируемый Акатошем – богом времени. Это привело к нарушениям, из-за которых в реальности все возможные варианты развития событий произошли вместе. Королевства Даггерфолл, Сентинел и Вэйрест объединились, герой был убит Нумидиумом, орки победили Королей Залива и имперские войска, после чего создали свое королевство Орсиниум. Тамриэль объединился под властью Империи, «Король червей» Маннимарко раздвоился – одно его воплощение стало богом, а второе осталось на смертном плане Нирна. Подземный Король уничтожил Нумидиум и умер. Эти события позже были названы Преображением Запада и оказали громадное влияние на ситуацию в Тамриэле. Еще один свиток перевернут. История идет своим чередом…

P.S. Как и в случае с Arena, финальную версию TES 2: Daggerfall можно свободно скачать с официального сайта Bethesda. Архив содержит полную CD-версию игры, последний патч и подробную инструкцию по установке. На этот раз придется повозиться, но все работает отлично. Вряд ли кто-то сейчас будет тратить годы на прохождение Daggerfall, однако вам совершенно точно следует хотя бы одним глазком взглянуть на самую большую игру в истории.

Роман Бетеня

Ретроспектива №149
Упоминаемые игры и серии: 
The Elder Scrolls
Яндекс.Метрика