Игровые жанры. Попытка классификации. Часть 1

Posted by Anuriel on июня 30, 2001 - 00:00

Если честно, я давно хотел написать что-то вроде классификации приставочных игр. Периодически полуграмотные геймеры и несколько более грамотные игровые обозреватели заявляют о жанровой бедности на приставках, причем в качестве основного аргумента позиционируется утверждение "PC Only And Forever". Однако сможет ли кто-нибудь нормально перечислить жанры (на приставках и PC) и кратко описать их? Попытки классифицировать игры были, но до сих пор авторы обзоров совершенно произвольно заполняют графу "жанр", исходя в первую очередь из неких собственных представлений, что только запутывает геймеров. В лучшем случае они не мудрствуют лукаво и смотрят, что в этой графе указали их западные коллеги.

 И в результате мы узнаем, например, что "На PC нет RPG — только жалкие подделки под приставочные RPG" или же"... все игры на приставках — тупые аркады". Чтобы снизить частоту подобных высказываний, я и хочу рассмотреть основные игровые жанры и сравнить их писишные и приставочные разновидности. В данной статье я постараюсь быть объективным, а вы уж посмотрите, какой получится моя классификация компьютерных игр.

Первым по алфавиту у нас идет Action. Сколько раз вы встречали это понятие в графе "жанр"? Всегда ли вы понимали, что под этим имеется в виду? Расплывчатое "боевик" может означать практически все, что угодно, не так ли? И действительно — суть в том, что практически любую игру можно назвать Action, кроме представителей сугубо "специализированных" жанров вроде Wargame или тетриса. Именно поэтому всегда уточняется, какой именно вид Action имеется в виду. Запись "Action/Arcade", к примеру, означает не смесь жанров Action и Arcade, а то, что это — аркада, одна из разновидностей Action. Часто пишется и просто "Action". Это означает либо то, что эта игра слишком скучная для аркады и слишком однообразная и прямолинейная для платформера (аналогично можно добавить отрицание достоинств всех остальных подвидов), либо то, что игру нельзя отнести ни к какому подвиду Action из-за ее оригинальности.
Стоит отметить и то, что обозреватели писишных игр часто противопоставляют понятие Action понятию Arcade. Первое считается "хорошим", второе — "плохим и примитивным". Дело в том, что настоящие аркады на PC практически отсутствуют, а имеющиеся образчики действительно можно назвать примитивными. Мы же будем рассматривать и PC, и приставки, так что недостатка в примерах не будет.

Итак, поговорим как раз об Arcade, точнее об Action/Arcade (будем полностью писать название жанра). Писишные обозреватели вешают ярлык аркады на любой Action, портированный на PC с приставки. Разумеется, это неверно. Наиболее удачное определение аркады я нашел в одной из старых книжек с обзорами игр для MD. Автор считает, что аркада — такая и только такая игра, которую можно без проблем портировать на аркадный игровой автомат, причем этот автомат будет приносить доход. Конечно, можно сделать автомат с Sonic Adventure или, скажем, Crash Bandicoot. Но нормальный человек предпочтет потратить драгоценные жетоны на что-нибудь более динамичное и короткое. И уж совершенно точно никому не придет в голову сделать аркадный автомат с Final Fantasy. Суть в том, что человек, играющий в аркаду, должен получить много удовольствия и быстро, не тратя время на исследование уровня, разбирательство с сюжетом и т.п. (ведь жетонов-то не так много!). Именно поэтому аркада по определению должна быть интересной игрой, иначе в нее вообще никто не будет играть. Это не значит, что плохих аркад не бывает, плохие аркады просто менее популярны, чем хорошие.
Action/Arcade — один из основных приставочных жанров, и, что ценно, жанров эксклюзивных. На PC аркад ровно столько же, сколько и стратегий на приставках. При этом приставочные аркады всегда несколько не дотягивают до игр с аркадных автоматов (или равны им по качеству в начале жизни приставки).

Основные разновидности аркад — Arcade/Beat'em up (Final Fight, Streets Of Rage), 2D/3D Shooter (Contra и ее трехмерные разновидности), Arcade/Racing (Crazy Taxi, Rock'n'Roll Racing), Arcade/Space Shooter (Thunder Force, Sonic Wings, Ray Crisis) и, наконец, Arcade/Fighting. Последний вариант из-за его популярности можно выделить в отдельный жанр. Файтинги постепенно переводятся и на PC, но со времен MK3 так и не появилось ничего, способного заинтересовать писишников. К тому же далеко не у всех владельцев PC имеется подходящий джойстик (аналогично у владельцев PSx крайне редко есть мышь). Так что если под Arcade понимать все разновидности аркад кроме файтингов, то Fighting — второй из основных приставочных жанров. Arcade/Fighting также делится на поджанры, о которых можно рассуждать очень долго. Ведь 2D и 3D файтинги отличаются не только графикой и возможностью "ухода в 3D" {во-вторых}, но и идеологией. Двухмерные файтинги в свою очередь делятся на MK-подобные и SF-подобные... Впрочем, эта тема действительно заслуживает отдельной статьи.
Далее следует Action/Platform. Забавно, но сам термин уже успел уйти в прошлое. Как FPS заменил расплывчатое 3DAction, так и расплывчатое Action/Adventure заменило Platform. Изначально герой продвигался по уровню, действительно состоящему из "платформ". Внешне эти платформы были изображены с помощью красивых спрайтов, а скроллинг заднего плана имитировал что-то вроде трехмерности. Примеров более, чем достаточно: Sonic и Mario, Mickey Mania и Ristar, Donkey Kong Country и Cool Spot. На 16-битках это был самый распространенный жанр. Прошли годы, игры перешли в 3D, и сам термин устарел, хотя идеология жанра почти не изменилась. Разве что платформы превратились в трехмерные объекты, обтянутые плохонькими текстурами, да уровни несколько упростились из-за ограниченных возможностей приставок в 3D. После перехода на 128-битные системы опять появилась возможность делать полноценные платформеры, но теперь уже трехмерные. Примеры — Sonic Adventure, Rayman 2, Fur Fighters.

А теперь вернемся к вопросу о том, как правильно называть жанр. Писишные обозреватели не мучают себя и просто относят все эти игры к аркадам. Что касается термина "Adventure", то он не менее непонятен, чем сам Action. Как-то в одном писишном журнале я прочитал статью на эту тему, в которой автор долго рассуждал о происхождении термина, но так и не смог внятно объяснить, что же такое "Adventure". Наиболее логичнее называть адвентюрами (т.е. "приключенческими") игры в стиле Prince of Persia (Tomb Raider) — неаркадный Action, слишком прямолинейный для Platform, но зато обладающий каким-то сюжетом и какой-то атмосферой. При этом сюжет не должен дотягивать до уровня Action/RPG, а логические загадки — до уровня Quest.
Такие Adventure встречаются как на PC, так и на приставках. Платформеры же иногда переводятся на PC, но об этом "никто не знает". Западные игроки не покупают их, потому что проще купить версию для приставки, а в России их просто не печатают. К тому же платформеры переводятся слишком поздно, а "фирменные" хиты (Sonic Adventure, Crash Bandicoot, Mario) не переводятся вообще или же переводятся слишком поздно.

Racing
— один из немногих жанров, особенности которого можно внятно описать. Даже название "Racing" нормально переводится на русский ("гонки"). В гонках могут принимать участие любые виды ездящей или наземной летающей техники. Писишние обозреватели традиционно делят гонки на "симуляторы" и "аркады". В "симуляторах" обычно мы имеем более-менее реальную физическую модель автомобиля, в них учитываются повреждения и т.п. В "аркадах", наоборот, модели упрощены для того, чтобы геймплей был динамичным и аркадным (но не всегда дотягивающим до Arcade/Racing). Оба варианта имеют своих поклонников, причем на приставках традиционно доминирует второй (из-за большого числа гонок, портированных с аркадных автоматов). Есть и еще один поджанр, иногда называемый Car Combat. К нему относятся, например Twisted Metal, Vigilante 8, Carmageddon. Это уже не совсем гонки. Если в 16-битном Rock'n'Roll Racing оружие использовалось лишь для того, чтобы "остановить" соперников и прийти к финишу первым, то во многих современных играх жанра Car Combat обгонять никого не надо, а весь геймплей сводится к Deathmatch на некоем подобии трассы и на прилегающей к ней территории. Car Combat очень близок Arcade/Racing (некоторых представителей жанра можно назвать аркадами, некоторых — нет). Игры такого жанра есть и на PC, и на приставках.

FPS
— "шутер от первого лица". Именно к этому жанру относятся известные всем Doom, Duke3D и Quake. Старое название, "3D action", постепенно исчезло. Дело в том, что технический прогресс не стоял на месте, и появилось огромное количество трехмерных игр, непохожих на "классических" представителей 3D Action. Соответственно, появилась необходимость выделить бесчисленных клонов Квейка в отдельный жанр в общей классификации компьютерных игр.
FPS — это уже один из основных жанров на PC. На приставки переводились практически все хиты (Doom, Duke3D, Quake 1,2,Arena, Unreal Tournament, Half-Life), однако они не получили там особого распространения. Проблема в том, что на PC эти игры стали популярны в первую очередь благодаря режиму Multiplayer. Сетевые технологии на приставках долгое время оставались неразвитыми, а режим SinglePlayer в FPS проигрывал в интересности родным приставочным играм. Ситуация несколько изменилась к лучшему с появлением Dreamcast с его SegaNet и переводом на DC всех трех основных писишных хитов (Q3,UT,HL). Другая проблема, мешающая развитию FPS на приставках, связана с неудобством управления. Стандартный джойстик не годится для профессиональной игры, однако эта проблема тоже решена (одновременно с Q3 поступила в продажу мышь для DC, а клавиатура имеется уже давно). Клавиатуры и мыши существовали практически у всех приставок, но только сейчас они действительно нужны покупателям и, соответственно, раскупаются достаточно хорошо. Все же, несмотря на явный прогресс жанра на приставках, следует признать, что и сейчас в FPS на PC играть удобнее.

Продолжение следует

Kostya Govorun AKA Wren

Аналитика № 18
Яндекс.Метрика