Суррогаты
Название в оригинале: Surrogates
Жанр: фантастический боевик
Режиссер: Джонатан Мостоу
В ролях: Брюс Уиллис, Тара Рейд, Рада Митчел, Борис Коджо, Джеймс Кромуэлл, Розамунд Пайк, Винг Реймс, Джеймс Джинти
Продолжительность: 85 минут
Роботы среди нас. Тема, казалось бы, затертая уже настолько, насколько это вообще возможно. Различного рода вариации пошли еще со времен фантастов «старой школы» — например, Азимова. Вообще, имя известного американского фантаста русского происхождения Айзека Азимова имеет особое значение для «роботофантастики», ведь именно он в свое время придумал и сформулировал «Три закона робототехники», регламентирующих поведение робота относительно человека. Впервые он ввел их в своем рассказе «Я, робот», который в 2004 году был блестяще экранизирован маститым режиссером Алексом Пройасом («Ворон», «Знамение»). Фильм Пройаса до сих пор считается одним из лучших проявлений «фантастики о роботах». И вот, в конце 2009 года на экраны выходит картина «Суррогаты» Джонатана Мостоу (предыдущую работу которого, «Терминатора 3: Восстание машин», не обругал разве что самый ленивый), также повествующая о взаимоотношениях людей и машин. Именно о ней мы сегодня и поговорим.
Как зачастую бывает, изобретение, созданное для благих целей, вскорости становится частью повседневной жизни. Точно так же произошло и с «суррогатами». Изначально эти управляемые силой мысли машины были созданы для того, чтобы беспомощные инвалиды могли в полной мере вкусить радости жизни, пусть и с помощью механических тел. Однако со временем «суррогатов» стали покупать совершенно нормальные люди, которым захотелось новых ощущений, пардон, не отходя от кассы. Прошло всего 14 лет, а мир радикально изменился. Не внешне, но внутренне — ведь теперь вместо людей по улицам ходят их механические заменители, в то время как сами «операторы» проводят дни, не вылезая из своих кресел связи. Еще бы, ведь так все стало гораздо лучше, чем было раньше. Опасностей больше нет: если даже «суррогата» убьют, оператору не грозит ничего, кроме затрат на покупку нового робота. Равно как нет и социальных проблем, так как внешность каждого «суррогата» можно настроить как угодно, в результате чего любой разжиревший сибарит может почувствовать себя эффектной сексапильной блондинкой. А если все и так хорошо, если можно получать всю гамму ощущений не выходя на улицу, зачем что-то менять? Казалось бы, вот оно, светлое будущее. Но не тут-то было. Всегда найдутся недовольные текущим положением дел. Нашлись и сейчас. Главному герою, агенту ФБР Тому Гриеру (Брюс Уиллис), вместе со своей напарницей Питерс (Тара Рейд) предстоит расследовать убийство двух «суррогатов». Вроде бы ничего серьезного или необычного, если бы не один факт: каким бы ни было оружие, оно сломало систему защиты, вместе с роботами убив и сидевших по домам операторов...
Сценарий «Суррогатов» наваял вечный дуэт Джона Д. Бранкато и Майкла Ферриса, которые, кажется, сейчас пишут сюжеты чуть ли не для всех выходящих блокбастеров, начиная провальной по всем фронтам «Женщины-кошки» и заканчивая восхитительным четвертым «Терминатором». И, надо сказать, фильм Мостоу явно не относится к лучшим проявлениям их таланта. Банальная история прозрения одного человека с последующим тяжким моральным выбором совершенно не трогает. Того драматизма, философствований и интриги, которые были в «Я, робот», тут нет и в помине. Герои ведут себя зачастую абсолютно нелогично. И хотя главного злодея с первого раза угадать не получится, все равно нельзя сказать, что сюжет затягивает. Даже те глубокие социальные проблемы, которые, по идее, должны подниматься в фильме, не обыграны должным образом и выражаются лишь пафосной финальной речью главгада. Средненько, очень средненько.
Вообще, «средненько» — самая подходящая характеристика для «Суррогатов». Ничего выдающегося в фильме нет, а если есть, то это уже было в картине Пройаса. Копирок с «Я, робот» тут просто вагон — начиная самой идеей тотального засилья машин и вплоть до исполнителя роли изобретателя «суррогатов» (актер Джеймс Кромуэлл, который в фильме Пройаса также сыграл «отца»-создателя всех роботов). Да только вот до его уровня фильму Мостоу ой как далеко. Фактически, два момента, ради которых «Суррогатов» стоит хотя бы один раз посмотреть, — это довольно красивая музыка за авторством композитора Ричарда Марвина и дебильная прическа Брюса Уиллиса в роли «суррогата» Гриера.
В остальном можно констатировать: «Суррогаты» — явно не тот фильм, который обязательно стоит торопиться увидеть. Если вы жаждете мощных спецэффектов, то вам прямая дорога в гости к «Трансформерам» Майкла Бэя. Глубокого и занимательного сюжета тут тоже нет, как и достойной актерской игры. Сама идея явно неплоха, но она заслуживает куда лучшей реализации. Не сказать чтобы «Суррогаты» стали полным провалом, но лучше еще раз пересмотреть нетленку Пройаса: пищи для размышлений она дает гораздо больше, да и по остальным пунктам явно впереди.